Л. Х. Погосян
О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Х. Х.-М. Батчаева
В статье предпринята попытка теоретического осмысления введения национально-регионального компонента в содержания общего среднего образования в национальных школах Кабардино-Балкарии как одного из путей реализации этнокультурной направленности российского образования.
Ключевые слова: национально-региональный компонент, гражданственность, формирование, образование.
The article presents an attempt of theoretical conceptualisation of introducing a national component to the contents of general secondary education in national schools of Kabardino-Balkaria as one of the ways of realising the ethnocultural trend in Russian education.
Key words: national component, civic consciousness, forming, education.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания подрастающего поколения, их переориентации на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Динамика социально-экономических процессов современной России ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьников. Перед образовательными учреждениями ставится задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.
«Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются: формирование физически здоровой, духовно богатой, вы-
соконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, созданий условий для самореализации личности» - так записано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения является стратегическим ресурсом общества и сейчас становится одной из актуальнейших в российском обществе.
В связи с этим одним из основных направлений работы по гражданскому
воспитанию является формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе, формировать гражданскую позицию, обретать способность к самоопределению, благодаря которому «человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности» (О. С. Газман).
Национально-региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, не безразличной к судьбе своей «малой Родины».
Анализ нормативных документов, изучение учебно-воспитательного процесса средних образовательных школ Кабардино-Балкарской Республики позволяют прийти к выводу, что национальнорегиональный компонент способствует выполнению следующих задач:
• формированию личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России;
• социализации молодого поколения республики по месту рождения и проживания;
• возрождению национального самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;
• развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада народов Северного Кавказа в историю российской цивилизации;
• формированию у учащихся навыков поиско-исследовательской рабо-
ты, сбор, обработка и систематизация полевого историко-этнографического
материала.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют выделить пять моделей введения национально-регионального компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.
Межпредметная модель включает в содержание образования национальнорегиональный компонент путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной школы. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социальноэкономические проблемы региона рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по всем учебным предметам.
Модульная модель национально-регионального компонента общего образования реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение школьниками этнической культуры, родного языка, истории, географии региона на занятиях по специально выделенным для этой цели учебным предметам национально-регионального компонента.
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т. д.
Дополняющая модель представляет реализацию национально-регионального компонента в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.
Основу этнокультурного образования составляют гуманитарные дисциплины. Они представлены систематическими учебными курсами отечественной истории (например, «История Кабардино-Балкарии», этнического (родного) языка и литературы (монопред-метная модель) и т. п.).
В образовательном процессе также находит применение модульная модель национально-регионального компонента. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, могут быть интегрированы в учебные дисциплины. Например: «Музыка» - народные песни славян и народов Кавказа; «Народноприкладное искусство народов Северного Кавказа», «Технология» - украшение костюма, резьба по дереву и т. д.; «Физическая культура» - включение народных методов и форм физического воспитания в организацию и проведение массовых спортивных соревнований и индивидуальных форм физкультурнооздоровительной работы с учащимися.
Этнокультурная направленность содержания образования реализуется в ходе введения факультативных занятий по интересам и склонностям школьников: «Традиция и культура родной республики», «Национальное искусство», «Этно-педагогика», «История, литература, культура родного народа», «Народные промыслы», «Художественно-прикладной
труд», «Экология Кабардино-Балкарии» и др., а также интегрированных курсов: «Литература народов Северного Кавказа».
Предметы география и биология дают ученику знания о той стране, в которой он родился и живет, о ее климатических условиях и природных богатствах, промышленности и сельском хозяйстве, роли и месте в мировой экономике, проблемах экологии и т. д. География и биология формируют ту естественнонаучную мировоззренческую основу, без которой трудно себе представить прочное знание
отечественной культуры. Например, курсы «Флора и фауна Северного Кавказа», «География Кабардино-Балкарской Республики», «Климатические особенности Северного Кавказа».
Аксиологическое ядро понятия «гражданственность» включает в себя ориентацию на Отечество как ценность. Само гражданское образование мы рассматриваем как элемент культуры, который определяется совокупностью отношений личности к природе, обществу, самому себе и обеспечивает учащимся свободу в выборе мировоззренческих ориентаций в обществе, способов практической деятельности в условиях формирования жизненной позиции.
В основу интеграции обществоведческих, гуманитарных, естественнонаучных знаний положена идея актуализации аксиологического ядра школьных курсов. Отбор содержания школьных курсов осуществляется, исходя из следующих критериев: во-первых, это общечеловеческая значимость фактов истории и культуры России, во-вторых, их национальнокультурная ценность. Поскольку гуманитарные курсы несут огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, а обществоведческие курсы дают учащимся знания об исторически обусловленных отношениях человека и общества, истории и теории права и государства, то интеграция научных знаний и художественных образов позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.
Аксиологическое ядро школьных курсов включает нравственно-правовой императив, определяющий границы взаимодействия личности и общества -систему норм, которая вытекает из ценностных ориентаций.
Гуманитарные предметы: русский язык, литература и мировая художествен-
ная культура - являются основой гражданского самоопределения личности, способствуют формированию ее интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу.
Многолетний педагогический опыт преподавания русского языка и литературы, апробация экспериментального факультативного занятия «Формирование гражданственности у подростков (национально-региональный компонент», обобщение опыта работы учителей, работающих в этом направлении, позволили сформулировать следующие критерии для руководства при отборе этнопедаго-гического материала:
1. Возможность целесообразной интеграции этнопедагогического материала в составе определенного учебного предмета. Необходимо определить компоненты отобранного материала, предполагаемую тему (раздел), в которую он должен быть включен. Важно, чтобы этот материал органично входил в состав учебной дисциплины, не нарушая ее логики, последовательности изучения и т. д.
2. Наличие выраженных образовательно-воспитательных элементов пред-
лагаемого этнопедагогического материала, который может повышать эффективность урока, давать возможность учителю усиливать умственную нагрузку учащихся в сочетании с эстетическими переживаниями.
3. Обеспечение преемственности и последовательности в изучении материалов народной педагогики - от легкого к более сложному. Этот критерий относится не только к самому содержанию, но и к форме, особенно к формам устного народного творчества: от детских колыбельных песен, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок (прозаических и поэтических) до крупных форм - поэм, легенд, преданий, сказаний.
4. Соответствие отобранных и включенных в программу материалов темы конкретным задачам, которые решает школа на современном этапе.
5. Соответствие отбираемого материала возрастным этапам развития детей, учет их познавательных и творческих возможностей.
Национально-региональный компонент школьного образования способствует эффективному формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры у учащихся, позитивного отношения к Отечеству.