Статьяретрактирована 02.09.2019 (протокол № 10 от 02.09.2019 заседанияоедакционной ^зщ^гии журнала "Аграрный вестник Урала") \jKOHOMUKd -^уф/
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРАРНЫХ ВУЗОВ, СЕЛЬСКИХ ШКОЛ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК РЕГИОНА
А. С. КУЧЕРОВ, аспирант, Уральская ГСХА
г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: механизм взаимодействия, кадровое обеспечение, аграрные вузы, профильные классы, система непрерывного сельскохозяйственного образования.
Keywords: interaction mechanism, personnel maintenance, agrarian high schools, profile classes, system of a continuous agricultural education.
Повышение уровня кадрового обеспечения агропромышленного комплекса региона в значительной степени зависит в настоящее время от совершенствования форм взаимодействия аграрных вузов, сельских школ и сельскохозяйственных производителей.
Вся региональная система профильного обучения ориентирована на учет реальных потребностей самих обучающихся и их родителей, а также реальных потребностей региональных и местных рынков труда. В условиях стратегического развития АПК ставится задача обеспечения соответствующего уровня квалификации кадров.
Обострившаяся конкуренция на рынке образовательных услуг заставляет аграрные вузы переходить к активной политике привлечения абитуриентов, проживающих в сельской местности. В то же время эта конкретная политика непременно должна учитывать мировой опыт, опыт отдельных стран и своей собственной страны в довузовской подготовке будущих специалистов и, прежде всего, будущих студентов.
В связи с этим анализ накопленного материала позволяет рассмотреть систему довузовской подготовки как начальный элемент системы непрерывного аграрного образования в контексте ценностей и политики государства, ориентированного на инновационную экономику. Опыт зарубежных стран в организации профильного обучения позволяет выявить направления развития образования в новых глобальных политических, социально-культурных, экономических условиях. Общая для ведущих стран образовательная политика строится на следующем принципе: поскольку для людей характерны различные и изменяющиеся нужды и потребности в течение жизни, то это требует соответственно наличия разнообразных возможностей для удовлетворения этих нужд и потребностей с различным техническим оснащением, множественностью выбора из образовательного спектра услуг. Замечено, что учащиеся обучаются более эффективно, когда они активно вовлечены в процесс принятия решений относительно управления, содержания, стиля и назначения их обучения, практически на любой стадии ученичества. При этом обучение может быть стимулировано посредством учебного плана и учебной программы, рекомендаций и методологии, в которых присутствует взаимодействие учащегося и учителя.
Обучение должно быть приемлемым, соответствующим, стимулирующим и допустимым в отношении учета различных
74
обстоятельств и ограничений, в том числе возрастных. Общественные организации на местах могут легко обнаружить трудности и реагировать на потребности образовательного сообщества; соответствующим службам следует поддерживать и усиливать существующие общественные сетевые взаимоотношения и способствовать созданию и развитию новых взаимодействий.
Государственное обеспечение является более ответственным и всесторонним, когда происходит взаимодействие между секторами образования и подготовки к тем или иным видам деятельности на различных стадиях образования.
С накоплением знаний, видов деятельности образовательные требования для учащихся, получающих доступ к высшему образованию, расширяются во всем мире. Задача общего образования - помочь учащимся осознать, что их будущая деятельность будет осуществляться в рамках мирового сообщества. Оно со временем будет укрепляться и развиваться, что гарантирует равенство возможностей в реализации жизненных и профессиональных интересов.
Образование в России накопило значительный опыт по организации профильного обучения. Начиная с давней первой попытки осуществления дифференциации в школе в 1864 г. и до настоящего времени профильное образование в своем развитии прошло различные ступени и приобрело разнообразные формы и содержание. На каждом историческом этапе своего развития оно решало задачи, поставленные государством. В общем виде эти задачи формулировались как «...обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения...».
Приоритеты в истории развития общего образования в России периодически сменялись от единой школы к профильной дифференциации на старших ступенях обучения. В конечном итоге эти смены завершились признанием преимуществ профильного обучения в старшей школе и утверждением в 2002 г. «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
В настоящее время в России профильным образованием охвачено более 44 % старшеклассников. В ходе практической реализации профильного обучения участники эксперимента в регионах столкнулись с существенными трудностями. Среди них: дефицит квалифицированных специалистов; отсутствие навыков
преподавания учителями элективных курсов и организации учебных практик, проектной и исследовательской деятельности; недостаток учебно-методического обеспечения; отсутствие достаточной материально-технической базы; дефицит финансовых средств; затруднения с составлением расписания; сложность открытия профильных классов в сельских школах.
Из нескольких предложенных в Концепции профильного обучения моделей наиболее широкое распространение по стране получила модель внутришколь-ной профилизации, однако ее реализация требует достаточного уровня ресурсного обеспечения по организации профильного обучения в отдельно взятом образовательном учреждении. Этих трудностей удается в значительной степени избежать при сетевом взаимодействии школ, поскольку профильное обучение может осуществляться на совместной или общей ресурсной базе или на базе «ресурсного центра». Основной причиной и препятствием для незначительного распространения сетевой модели стала недостаточность ее правового обеспечения. Вместе с тем опыт регионов по введению профильного обучения на условиях сетевой кооперации и с образованием «ресурсных центров» показал большую перспективность сетевой модели для практического применения в сельских территориях.
Успешным считается опыт аграрных вузов России по взаимодействию со средними общеобразовательными школами, начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями в рамках профильного образования. Однако именно аграрное образование в современных условиях требует пересмотра методов и способов проведения довузовской про-фориентационной работы высших учебных заведений. Эффективность данного направления деятельности достигается лишь при создании единых образовательных комплексов, объединяющих все уровни подготовки «школа - колледж - вуз» с соответствующей нормативно-правовой базой и финансовой поддержкой региональных властей и федерального центра.
Взаимодействие общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений по обеспечению непрерывного образования предполагает создание такой системы профильного образования, к которой могут относиться профильные классы, колледжи, учреждения начального и среднего профессионального образования, и такие формы профориентационной работы, как
шшш.т-ауи. пагоб. ги
Экономика
профконсультирование, профориентация, подготовительные курсы и т. д.
Деятельность аграрных вузов и успешность их работы во многом зависят от правильно выбранной ими стратегии выстраивания взаимоотношений с образовательными учреждениями, расположенными в сельской местности, и, прежде всего, от реализации этой стратегии в конкретных социально-экономических условиях региона.
Следует учитывать, что все аграрные вузы работают в разных условиях: разнообразны регионы, в которых находятся вузы, разнообразна кадровая, материально-техническая составляющая вузов. Но в их работе с абитуриентами отмечается много общего.
Исследования показывают, что следующие основные составляющие довузовской подготовки присутствуют в каждом вузе: прежде всего, это наличие структурных подразделений, эффективно организующих и направляющих работу с абитуриентами и студентами, учитывающих экономические, социальные, национальные, кадровые особенности социума и образовательных учреждений региона.
Практически в каждом регионе есть разветвленная сеть образовательных учреждений среднего, начального и среднего профессионального образования при вузе, объединенная различными формами; просматривается преемственность в системе профориентационной работы вуза, осуществляемой по таким направлениям, как содержательное, учебно-организационное и мотивационно-смысловое, обеспечивающим органическую связь допрофессиональ-ного и профессионального этапов обучения; действует широкая сеть консультационных информационных услуг; существуют различные виды и формы подготовительных курсов при вузах; активно используется научный потенциал как регионального, так и федерального уровней; широко привлекаются научные руководители и консультанты из числа профессорско-преподавательского состава вузов.
Засуживает самого пристального внимания опыт работы Алтайского государственного аграрного университета, обобщение которого позволило разработать рекомендации по совершенствованию деятельности вузов, подведомственных Минсельхозу России, в сфере профессиональной ориентации сельских школьников. В вузах следует ежегодно подводить итоги работы в данном направлении и разрабатывать перспективные планы с учетом следующего года. Рекомендуется ежегодно пересматривать факторы конкуренции на рынке образовательных услуг регионального и федерального уровней и на этой основе разрабатывать или корректировать направления профессиональной ориентации сельской молодежи.
Целесообразно проводить анализ структуры студентов по месту жительства абитуриентов; составлять прогноз количества и территориального распределения
потенциальных абитуриентов аграрных вузов из числа сельских жителей; определять резерв молодых специалистов для потенциального трудоустройства в организациях АПК по месту жительства выпускников до их поступления в аграрный вуз.
Рекомендуется разрабатывать прогноз перспектив кадрового обеспечения АПК по сельским территориям и на основе этого прогноза разрабатывать политику и тактику проведения профориентационной работы.
Следует определять сельские муниципалитеты, которые могут стать точками роста в развитии форм сотрудничества с аграрным университетом, и распространять этот опыт на проблемные территории, прежде всего, с низким уровнем кадрового обеспечения АПК.
Высокую эффективность показывает диверсификация направлений взаимодействия аграрных вузов с потенциальными потребителями аграрных образовательных услуг: школьниками, родителями, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления.
Конструктивно изучать силу влияния тех или иных факторов на выбор профессионального обучения сельской молодежью для проведения превентивных мер, направленных на усиление конкурентных преимуществ аграрного профессионального образования, а также воздействовать преимущественно на усиление факторов группы «школа», позволяющих сделать выбор аграрного профессионального образования более привлекательным.
Полезным оказывается использовать имеющийся опыт позиционирования аграрных вузов в сельских территориях региона через средства массовой информации, включая непосредственные встречи студенческого актива аграрных вузов с сельскими школьниками, а также выступления представителей аграрных вузов в школах, сельских клубах с лекциями о специальностях и направлениях подготовки, по которым осуществляется профессиональное обучение в аграрных вузах. Следует развивать профессиональное обучение в сельских школах через ученические производственные бригады и агроклассы, расширение взаимодействий с организациями сферы АПК, выступающими базой для практического обучения сельских школьников.
В условиях электронизации всех сфер жизнедеятельности исключительно полезно расширять информационные связи аграрных вузов с потенциальными потребителями образовательных услуг, в том числе и через официальные сайты.
Как показывает опыт, основными перспективными направлениями взаимодействия сельских школ с аграрными вузами могут стать: организация работы факультативов и кружков в школах или центрах детского творчества, развивающих навыки, необходимые для работы в отраслях АПК; совместное проведение научно-практических конференций с участием учителей и учащихся школ, преподавателей и студентов вузов.
Большое значение приобретает четкая работа по своевременному, полному и точному информированию о правилах приема и условиях обучения в аграрных вузах, в том числе путем непосредственных встреч с учителями, учащимися школ и их родителями; через публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению с информацией о деятельности и достижениях аграрных вузов.
Организация подготовительных курсов с учетом особенностей расселения сельских школьников, активным использованием элементов дистанционного обучения, непосредственным выездом преподавателей вузов в районные центры и приглашением школьников в вуз. Также играет важную конструктивную роль проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов, пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в аграрном вузе; проведение дней открытых дверей в аграрных вузах.
В диапазоне всего накопленного опыта для повышения уровня кадрового обеспечения АПК на уровне Министерства сельского хозяйства необходимо решить ряд задач широкого масштаба: требуется разработать принципы госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием с учетом количественных показателей АПК региона (площадь сельскохозяйственных угодий, объемы производства продукции и т. п.); разработать четкие и значимые критерии эффективности профессиональных образовательных программ с точки зрения требований к компетенциям выпускников; проектировать современные и привлекательные рабочие места выпускников по образовательным программам вузов, подведомственных Минсельхозу России; разработать паспорта допустимых рабочих мест выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры. Именно Минсельхоз России может обоснованно определить перечень организаций, являющихся потенциальными работодателями выпускников аграрных вузов, исходя из видов экономической деятельности, подлежащих государственному регулированию Минсельхоза России для оценки эффективности образовательных программ и расчета показателей трудоустройства выпускников аграрных вузов.
Именно Минсельхозу России под силу организовать разработку методики сбора информации о фактическом трудоустройстве выпускников и определить сферы ответственности в этом процессе аграрных вузов и государственных ведомств.
Практическая реализация предлагаемых мероприятий и степень их эффективности могут быть обеспечены совместными скоординированными действиями всех заинтересованных сторон: потенциальных потребителей образовательных услуг, школ, вузов, бизнес-сообществ и органов власти.
Литература
1. Организация профориентационной работы и взаимодействие аграрных вузов России с сельскими школами : науч. изд. М. : Росинформагротех, 2010. 308 с.
2. Сёмин А. Н. Агроконсультирование. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 261 с.
3. Организация и направления работы управления образовательной политики и мониторинга по содействию в трудоустройстве выпускников (методические рекомендации). Воронеж : Изд-во Воронежского ГАУ, 2009. 32 с.
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
75