Научная статья на тему 'Теоретическая модель сетевого взаимодействия «Школа-вуз» в системе профессионального образования'

Теоретическая модель сетевого взаимодействия «Школа-вуз» в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ШКОЛА-ВУЗ» / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / NETWORKING "SCHOOL-UNIVERSITY" / DESIGN PROFESSIONAL / PRE-UNIVERSITY TRAINING / A RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Николай Анатольевич

Рассматривается методология и технология создания теоретической модели сетевого взаимодействия «школа-вуз», ее практическое применение в условиях конкретного территориального образования с целью эффективного проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL NETWORKING "SCHOOL HIGH SCHOOL " IN THE PROFESSIONAL EDUCATION

Consider the methodology and technology for creating theoretical model of networking "school-university", its practical application in a particular territorial unit with a view to the effective design of future professional activity specialist.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель сетевого взаимодействия «Школа-вуз» в системе профессионального образования»

can independently acquire complex knowledge and skills, to learn to be creative and find ways to self-realization, to be able to define themselves in the environment, to be able to improve.

Key words: bachelor, design, teacher of vocational training, professional competence, discipline "culture house", pedagogical conditions.

Dereрasko Svetlana Vasilevna, docent, [email protected], Russia, Orel, Orel State University.

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University

УДК 378 (123.09)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«ШКОЛА-ВУЗ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Дмитриев

Рассматривается методология и технология создания теоретической модели сетевого взаимодействия «школа-вуз», ее практическое применение в условиях конкретного территориального образования с целью эффективного проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие «школа-вуз», проектирование профессиональной деятельности, довузовская подготовка, ресурсный центр.

Образование в Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма его устойчивого развития, нацеленного на конкретные потребности социально-профессионального сообщества России.

Отсутствие государственного обязательного трудоустройства выпускников вузов, фрагментарная ответственность за данное направление работы на всех ступенях российской системы образования (муниципальной, региональной, федеральной) привело к существенному дисбалансу результатов профессионального образования с реальными потребностями рынка труда.

Оперативная переориентация профессионального образования как сферы услуг на социально-экономический заказ государства сегодня актуальна и злободневна. По статистическим данным за последние 5 лет только 63% выпускников российских вузов работают по специальности. Причем из них доля выпускников «бюджетников» составляет 44%. Остается стабильным негативным факт отчисления студентов по причинам их ошибочного профориентационного выбора направления подготовки в вузе, низкой адаптивности к новой образовательной среде, не в степени готовности осваивать учебный материал.

Решение данной проблемы можно реализовать путем интеграции функций и возможностей систем высшего профессионального и школьного образований, развивая и совершенствуя существующие формы взаимодействия - довузовскую подготовку школьников в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз» с учетом потребностей социальноэкономического развития территории.

Проблемам довузовского обучения посвящено значительное число работ, в которых рассматриваются разнообразные варианты моделей «Школа-Вуз» (Н.М.Великжанина, Л.Г.Деянова, А.Е.Ерохин, С.Г. Кальней, В.М.Лыжко, А.П.Маркин, Н.П.Несмеянов, Н.Н.Чесноков и др.) Значительная доля работ авторов в области формирования образовательной среды в системе непрерывного образования «школа-вуз» (А.Н.Кочетков, В.Г.Лобанов, Я.И.Мелихеда, А.А.Петрик, Т.М.Чурекова,

О.К.Шибанов), воспитания профессиональной элиты (Е.В.Болгова,

A.В.Власенко, М.И.Губанова, В.Е. Данцев, Л.Д.Драцкая, Э.В.Загвязинская,

B.М.Лыжко), решении проблем экономического регулирования и управления в довузовском образовании с учетом формирующегося рынка (В.А.Богучарский, А.М.Ерохин, Н.М. Синицын, А.П.Ястребов и др.).

Особый интерес представляют работы, где предметом анализа исследователей является одна из форм довузовского обучения — профильные классы. Достаточно хорошо изучены организационные условия их деятельности, мотивы выбора школьниками данной формы обучения, отношение к ней общества (Н.Х.Амиров, Ю.В.Новиков, Б.В.Окунь, Е.В. Сальников и др.).

Интересные по значимости работы авторов, в которых затронуты аспекты регионального и муниципального управления образованием (В.Н. Аверкин, В.И. Подобед, П.И. Третьяков, В.М. Петровичев, Н.Д. Малахов, В.А. Бордовский, В.Ю. Кричевский, В.Г. Быкова, М.П. Гурьянова, В.Л. Назаров и др.).

На основе этого сегодня идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления профессиональным образованием, соответствующие системы сетевого взаимодействия «школа-вуз», где важным компонентом выступает довузовская подготовка как допрофессиональная или предпрофессиональная, которая позволяет наиболее полно, адекватно решать задачи непрерывного образования, связанные с переходом с одной его ступени - общее (полное) среднее на другую - высшее профессиональное.

Однако в современной научно-педагогической науке вопрос эффективности проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз» в аспекте современных требований к результатам профессионального образования остается не до конца решенным.

До сих пор не до конца осуществлена: обстоятельная

концептуально-теоретическая проработка функций этой образовательной структуры, возможности ее включения в существующую систему непрерывного профессионального образования; корреляция целей, содержания учебной информации, методов, организационных средств довузовской и вузовской профессиональной подготовки с системой контроля в единой технологической цепочку. То есть разработка технологий подготовки абитуриентов с последующим трудоустройством по месту жительства в условиях непрерывного образования, является важнейшей научно-педагогической задачей, стоящей перед системой образования.

Для этого сегодня необходимо пробудить потребность системы профессионального образования в новом результате своего функционирования, как системы приводящей к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальноэкономической функции образования - это цели формирования непрерывного образовательного пространства как источника трудоустройства выпускников вузов и их профессиональной оседлости, обеспечивающей высокоэффективную сферу услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения.

В настоящее время состояние и развитие профессионального образования в решении данной проблемы - профессионального трудоустройства выпускников вуза во многих регионах и муниципалитетах обнаруживает серьезные противоречия:

- между новыми все возрастающими потребностями рынка труда и реальными предложениями образовательных услуг на уровнях довузовской и вузовской подготовки;

- между результатами подготовки выпускников (ЕГЭ) в общеобразовательных школах и требованиями, предъявляемыми вузами к будущим студентам при их поступлении;

- между актуальными потребностями местных территорий в новых образовательных результатах системы профессионального образования, и её не готовностью в их достижении;

- между стихийностью процессов интеграции учебных заведений общего и профессионального образования различных ступеней на региональном и муниципальном уровнях и объективной необходимостью создания единого проектного механизма по формированию будущей профессиональной деятельности специалиста востребованной потенциальным работодателем.

Данные противоречия актуализируют школы и вузы, работодателей, представителей органов власти на решение проблемы поиска эффективных путей организации совместного проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста с использованием

сетевого взаимодействием «школа-вуз» с целью получения новых социально-экономических результатов всей системы образования.

Исходя из выявленных противоречий и проблемы исследования, нами была сформулирована теоретическая модель сетевого взаимодействия «школа вуз» (рисунок).

Теоретическая модель сетевого взаимодействия «школа-вуз» в условиях проектирования профессиональной деятельности

будущего специалиста

Для реализации предложенной модели неоходимо учитывать, что:

1. Проектирование будущей профессиональной деятельности специалиста предусматривает формирование его активности к освоению профессии на этапах довузовской и вузовской подготовки в процессе учебной и практической деятельности при тесном социальном партнерстве

с потенциальным работодателем. При этом предусматривается его осознанная профориентационная деятельность на этапе обучения в школе - выбор профильных предметов, ЕГЭ, вуза, профиля подготовки. Результатом проектирования профессиональной деятельности будущего специалиста на этапе вузовской подготовки выступает его конкурентоспособность на рынке труда и успешное трудоустройство по специальности.

2. Системаобразующей и технологической основой эффективного проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста является сетевое взаимодействие «школа-вуз» основанное на принципах преемственности, целостности и непрерывности образования, включающие в себя следующие необходимые организационнопедагогические условия:

1) существенным фактором в реализации процесса проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста выступает создание и реализация теоретической модели сетевого взаимодействия «школа-вуз» нацеленной на общий результат школьного и вузовского образования -выполнение совместно с потенциальным работодателем социальноэкономического заказа на трудоустройство выпускников вуза по месту жительства.

2) данная модель представляет всех мотивированных участников сетевого взаимодействия, наделенных ролевыми системными функциями и связями:

- работодатель: представляет гарантированные вакансии рабочих мест и квалификационные характеристики претендентов на их замещение, участвует в ресурсном и методическом обеспечении сетевого взаимодействия на довузовском и вузовском этапах профессиональной подготовки специалиста, организует прохождение производственной практики студентов;

- центр занятости населения: информирует участников сетевого взаимодействия о наличии перспективных вакансий на территории муниципалитета, предоставляет дополнительные образовательные и материальные ресурсы в рамках своей компетенции;

- местный орган управления образования: организует и

сопровождает интегральную функцию управления в составе всех мотивированных участников в рамках сетевого взаимодействия «школа-вуз»;

- средняя школа: проводит в рамках местного социально-

экономического заказа профориентационную работу среди учащихся, разрабатывает и внедряет учебно-методический комплекс профильного и углубленного обучения, активно взаимодействует с ресурсными образовательными центрами;

- ресурсный образовательный центр: совместно с профильным вузом разрабатывает и внедряет учебный план довузовской подготовки учащихся, способствует мобильности и доступности предоставляемых образовательных услуг для всех школьников в границах сети;

- вуз: обеспечивает сетевое сопровождение научными и

методическими ресурсами, интеграцию высшего и среднего образования, предоставляет кадровые и материально-технические ресурсы на довузовском и вузовском этапах обучения, сотрудничает с работодателем в вопросах учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе;

3) эффективность предложенной модели сетевого взаимодействия «школа-вуз» обеспечивается единством и взаимосвязью целей, содержания и технологии, используемых в различных организационно-педагогических формах подготовки специалистов на довузовском и вузовском этапах обучения;

4) организационно-педагогическая деятельность по внедрению данной модели структурируется и описывается в проекте будущей профессиональной деятельности специалиста в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз», который включает в себя методологические основы, принципы интегрального функционирования, определяющие: целевой компонент, этапы проектных действий персонала, ресурсы, ожидаемые результаты и риски.

3. Реализация теоретической модели сетевого взаимодействия «школа-вуз» в системе профессионального образования должна способствовать более качественному формированию ее количественных результатов: обоснованный и качественный выбор ЕГЭ; устойчивая мотивация на выбор профессии; успешная адаптация к вузовской образовательной среде; высокое качество освоения профессиональных компетенций; высокий процент трудоустройства по месту жительства. Данные характеристики выступают виде когнитивного, адаптационного и мотивационного критериев, показателей и уровней профессиональной готовности специалиста.

Реализация предложенной модели позволяет:

- реализовать эффективный процесс довузовской и вузовской подготовки учащихся и студентов в процессе сетевого взаимодействия «школа-вуз» как неотъемлемой части всей системы непрерывного образования;

- определить общую стратегию профориентации в школах и высших учебных заведениях, эффективно проводить политику формирования контингента абитуриентов с последующим целевым трудоустройством, а разработанный модельно-проектный подход может успешно использоваться в других вузах и учреждениях профессионального образования.

Данные рекомендации и выводы могут быть использованы при разработке программ и учебно-методических комплексов для различных форм и видов довузовской и вузовской профессиональной подготовки, а также для углубленного изучения общеобразовательных предметов и факультативных курсов в вузах. Полученные результаты позволяют улучшить качество подготовки студентов вузов.

Разработанная нами теоретическая модель как пример целостной интеграции довузовской и вузовской подготовки специалистов с учетом социально-экономического заказа может эффективно использоваться учреждениями среднего и высшего профессионального образования, а также в общеобразовательных средних школах. Результаты исследования можно использовать при составлении лекционных курсов для студентов педагогических вузов, а так же на курсах повышения квалификации специалистов в области довузовской подготовки и управленцев всех уровней образовательных систем.

Список литературы

1. Бухмастова Г.А. Система и структура непрерывного образования в России. // Научная, научно-методическая деятельность аспирантов и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: материалы XXXVI научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. толстого, 2009. 211 с.

2. Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 15-22.

3. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 2007. №3. С. 10-15.

4. Дж. О Брайен, Х. Ван Котт, Дж. Векер. Человеческий фактор: в 6 т. / пер. с англ. М.: Мир, 1991. 3012 с.

5. Иванова Е.В. Какая школа, нужна вузу // Актуальные проблемы совершенствования высшей школы. СПб, 2002.

6. Немова Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб. - метод. пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 68 с.

7. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005. 493 с.

8. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г. Теоретические основы создания и функционирования региональной системы непрерывного педобразования. // Гуманитарная наука в центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы VII региональной

науч.-практ. конф.: в 3 т. / отв. ред. О.Г. Вронский. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2005. Т. 3. 436 с.

Дмитриев Николай Анатольевич, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THEORETICAL MODEL NETWORKING "SCHOOL HIGH SCHOOL " IN THE

PROFESSIONAL EDUCATION

N.A. DMITRIEV

Consider the methodology and technology for creating theoretical model of networking "school-university", its practical application in a particular territorial unit with a view to the effective design of future professional activity specialist.

Key words: networking "school-university", design professional, pre-university training, a resource center.

Dmitriev Nikolay Anatolevich, the competitor, nik_dmitriev@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 37.013

О ПОСТАНОВКЕ КУРСА «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ»

Ю.А.Дробышев

Рассмотрены особенности проведения авторского курса, направленного на формирование историко-математической компетентности студентов. Раскрыта роль исследовательских проектов в формировании опыта использования элементов истории математики для решения воспитательных задач.

Ключевые слова: историко-математическая подготовка, гражданское,

нравственное воспитание, учебно-исследовательский проект.

В соответствии со структурой многоуровневой историкоматематической подготовки, представленной нами [1], одним из основных курсов, обеспечивающих достижение целей подготовки будущего учителя в части овладения необходимыми знаниями о направлениях реализации принципа историзма при обучении математике, о компонентах истории математики и возможностях использования их содержания в учебновоспитательном процессе является курс «Воспитательные аспекты истории математики».

Исходя из целей, на достижение которых направлен курс «Воспитательные аспекты истории математики», его содержание составляют следующие вопросы: история математики как учебный предмет и область научного знания; компоненты истории математики; использование содержания компонентов истории математики в учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.