ОРГАНИЗАЦИЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
А.В. Дозоров, д.с.-х.н., проф., ректор, Т.А. Дозорова, д.э.н., проф., Ульяновская государственная
сельскохозяйственная академия
В современных условиях неблагоприятной демографической ситуации, когда сельскохозяйственные профессии стали не престижны в нашем обществе, особенно актуальным становится введение профильного обучения. От правильной постановки такой подготовки зависит не только успешная социализация выпускников сельской школы, но и обеспечение кадрами социальной и производственной сферы села. В основе его организации должен лежать баланс интересов личности и общества. Иными словами, профильная подготовка должна быть ориентирована на потребности личности и потребности муниципальных образований, региона в кадрах.
В большинстве развитых стран в 90-е годы прошли реформы общего среднего образования под лозунгом: «Образование в XXI веке (тенденции, вызовы, приоритеты)». Изменения, внесенные в образовательное законодательство, настроили образование на развитие в новых глобальных политических, социально-культурных, экономических условиях.
Во многих зарубежных стран образовательные учреждения рассматриваются как социальная служба, а государство - как главный гарант и администратор национальной системы образования. Эта модель является доминирующей, она основана на принципах равенства возможностей образования для всех и всеобщего общего образования. Данная политика нацелена на защиту прав личности и сохранения государственной ответственности в финансировании, организации и контроле образовательных институтов.
Концепции государств отличаются значительно в зависимости от традиций, культуры, социальных и экономических условий страны, но, обобщая опыт зарубежных стран, можно отметить, что их образовательная политика основана на принципе: «для людей характерны различные и изменяющиеся образовательные нужды в течение их жизни, что требует соответственно спектр разнообразных возможностей для удовлетворения этих нужд с различным оборудованием, множественностью выбора из образовательных траекторий».
В целях интеграции деятельности образовательных учреждений различных уровней профессионального образования, научных и научно-производственных организаций сельскохозяйственного профиля по эффективному обеспечению кадрами АПК Ульяновской области в 2002 году по инициативе Ульяновской сельскохозяйственной академии и при поддержке Министерства сельского хозяйства области был создан единый образовательный комплекс аграрного образования, который представляет собой добровольное, открытого типа, самоуправляемое объединение.
Важную роль в сложившейся структуре академии играет система довузовской подготовки. Главная ее цель - профессиональная ориентация школьников на сельскохозяйственные специальности, формирование контингента абитуриентов, осознанно выбирающих направления профессиональной подготовки, предлагаемые сельскохозяйственным вузом. Она объединила деятельность приёмной комиссии, деканатов факультетов, выпускающих кафедр по проведению профориен-
тационной работы. Центр довузовской подготовки тесно сотрудничает с администрациями и управлениями общего образования муниципальных районов области. Реализуемая процедура отбора студентов по целевому набору показала высокую степень ориентации учащихся профильных классов на поступление в академию, их доля в целевом наборе составляет более 90%.
По согласованию с Главным управлением образования Администрации Ульяновской области, на базе сельских средних школ, расположенных, в основном, в райцентрах, создана система сельских лицеев. В 21 районе функционируют 3 лицея, работающих по принципу интерната с тем, чтобы, кроме проживающих в районных центрах, качественную лицейскую подготовку могли получить и проживающие в отдаленных селах, и 22 профильных классов. Профориентационной работой охвачены все районы Ульяновской области, что позволяет проводить эффективный конкурсный отбор для поступления в сельскохозяйственную академию.
В настоящее время в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии реализуются три основных модели профориентационной работы.
Модель «Вуз - базовая школа», сущность которой заключается в непосредственном взаимодействии академии и школы, являющейся центром реализации инноваций в образовательной среде административного района по широкому спектру вопросов: организационных, образовательных, воспитательных, научно-методических.
Октябрьский сельский лицей, на базе которого реализуется данная модель, является образовательным учреждением общего и среднего образования, реализующим программы повышенного уровня, и находится в шаговой доступности от академии. Учебный образовательный план построен с учетом использования базовых и профильных учебных предметов. Такой подход представляет широкие возможности организации профильного обучения, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов. Сложившаяся модель профильного образования и проф-ориентационной деятельности обеспечивает для образовательного учреждения несомненные конкурентные преимущества: учебные достижения; количество победителей олимпиад; доля выпускников, поступивших в вузы, составляет за последние три года - 73%, из них в академию - 82 %; в 2006 г. лицей стал с победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; подобная форма сотрудничества позволяет родителям избавиться от проблемы поиска репетиторов и оплаты за их услуги; повышение имиджа учреждения; постоянное повышение квалификации педагогических работников района и лицея за счет проведения методических семинаров на базе и силами академии; лицей получает более высокий статус, вуз, в свою очередь, приобретает более подготовленного абитуриента.
В целом, модель «Вуз - базовая школа» является одной из наиболее действенных, оперативно управляемых и продуктивных во взаимодействии академии и района.
Модель «Вуз - удаленный ресурсный центр» строится за счет объединения всех ресурсов окружающей образовательной среды, т.е. вокруг наиболее сильного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом учреждения объединяются несколько образовательных учреждений. Каждое образовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, остальную профильную подготовку может взять на себя, как базовая школа, так и учреждения, кооперированные с базовой школой. Кооперация позволяет открывать классы, укомплектованные школьниками из нескольких школ. Административный район, в котором реализуется данная модель, разрабатывает программу оптимизации сети образовательных учреждений района, в которой рассмотрены такие направления, как: введение нормативно-подушевого финансирования; демографические процессы; предъявление новых требований к качеству образования. Программой предусмотрено, что для организации профилизации старшеклассников создается профильный школа-ресурсный центр на базе старших классов крупной средней школы районного центра. Концентрация кадровых и материальных ресурсов в одном центре позволяет сэкономить финансовые затраты на профильное обучение. Помимо этого, в них сконцентрирован большой интеллектуальный потенциал, служащий основой для накопления наиболее ценного педагогического опыта.
Эффективность модели «Вуз - удаленный ресур-сный центр» обусловлена большой степенью ее устойчивости к внешним факторам, а также планомерной реализацией программ обмена педагогическим опытом, расширению и увеличению профессиональных контактов педагогов, достижению школой позиции открытой к инновациям.
Модель «Обеспечение внутришкольной дифференциации», сущность которой заключается в консультационно-методическом сотрудничестве вуза и школы по основным вопросам обеспечения учебного процесса. С целью углубленной подготовки абитуриентов к ЕГЭ, организации профориентации и в соответствии с ежегодно утверждаемым графиком, преподаватели академии проводят занятия с учащимися лицейских классов.
В целом, основное преимущество данной модели обусловлено низкой ресурсной затратностью по ее обеспечению для вуза. Ее востребованность и эффективность возможны в условиях значительной географической удаленности школы и вуза, наличия в школе высокопрофессионального кадрового состава, значительной материально-технической базы как основы обеспечения учебного и воспитательного процессов.
Таким образом, каждая из описанных выше моделей является практически действенной и эффективной в приложении к специфичным для отдельного сельского муниципального образования условиям. Одновременно ни одна из моделей не является универсальным средством развития системы профориентационной работы как средства обеспечения очередной приемной кампании в вуз. Комплексное и вариативное рассмотрение вузом предложенных моделей как инструментов оптимального приложения имеющихся и привлекаемых ресурсов позволяет рассчитывать на достижение им высоких показателей эффективности деятельности и развития, выходящих за пределы собственно системы довузовского образования и охватывающего социокультурную среду сельских районов региона.
Раздел 7.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ТЕНДЕНЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ И РИСКИ
7.1. Республика Беларусь
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ А.С. Сайганов, д.э.н., проф., зам. дир. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Прежде всего необходимо отметить, что развитие агропромышленного комплекса Республики Беларусь в настоящее время происходит в рамках проведения последовательной аграрной политики. При этом целесообразно выделить несколько эта -пов её претворения в жизнь. Так, первым этапом явилось создание в 1995 г. республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей, продовольствия и аграрной науки. Именно эта мера стала тем первым шагом, который сделало отечественной сельское хозяйство на пути повышения эффективности его функционирования.
Вторым этапом выступает реализация Программы совершенствования агропромышленного комплекса на 2001-2005 гг., в которой были определены основные направления интенсификации производственной сферы и пути решения таких насущных проблем, как кадровые и жилищные. По мере
повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, стали увеличиваться инвестиции в АПК, в том числе за счет лизинговых отношений при поставке селу наиболее сложной техники с привлечением не только собственных и бюджетных средств, но и льготированных за счет фонда поддержки кредитов банков. Это позволило добиться положительных результатов практически по всем направлениям развития аграрного комплекса страны. Например, урожайность достигла в среднем по республике 30 ц/га, а валовой сбор 7 млн т, надой на корову 3700 кг, более эффективно стали работать комплексы по производству говядины и свиней. За период реализации этой программы валовая продукция во всех категориях хозяйств возросла на 25,1%. В сельскохозяйственных организациях прирост составил 35,6%. Сократилось количество убыточных сельхозорганизаций с 1200 до 150. Однако,