Научная статья на тему 'Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий'

Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / CORE COMPETENCIES / VALUES-BASED ORIENTATIONS OF STUDENTS / FRAME OF REFERENCE / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Любовь Васильевна

В современных условиях разработка эффективных методов обучения и воспитания одна из приоритетных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства. Цель данного исследования изучение влияния здорового образа жизни и знаний о физической культуре на отношение к двигательной активности студентов филиала ВГУЭС в г. Артеме. Владение ключевыми компетенциями это требования к современному типу подготовки специалиста, что делает развитие социально-личностных качеств главной задачей образовательного процесса. Современные теоретические исследования, а так же практика физического воспитания доказывают, что показатели включения студентов в физкультурно-спортивную оздоровительную деятельность во многом определяют уровень образованности, предпочтения интересов, а также итоговый уровень профессиональной компетентности будущих специалистов. Деятельность руководителя физического воспитания и опыт работы «Совета коллектива по физической культуре и спорту» в филиале Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Артёме показывает создание условий для развития личности студента ведёт к росту не только физического совершенства, но и развивает способности к познанию уже открытого и открытию нового. Самореализация как физически здоровой, социально активной личности становится главным приоритетом, основной личностной задачей студента. Всё выше перечисленное помогает студентам осмысленно овладевать ключевыми компетенциями современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PHYSICALFITNESS OF STUDENTS: ORGANIZATION OF SPORTS EVENTS

In modern conditions, the development of effective methods of training and education is one of the top priorities set by the government of the Russian Federation. The health condition of the younger generation is an important indicator of the society and the state well-being. The goal of this research is to study the influence of a healthy lifestyle and knowledge of physical culture on the attitude toward physical activity of students of the Artem branch of Vladivostok State University of Economics and Service. The grasp of core competencies is a requirement to the modern type of specialists, that makes the development of social and personal qualities the main task of the educational process. Modern theoretical researches as well as physical education practice prove that the indicators of sports and fitness activities engagement of students largely determine the level of education, preferences of interests, and the final level of professional competence of the future professionals. The activity of the Head of Physical Education and the practical experience of the "Council on Physical Fitness and Sports" in the Artem branch of Vladivostok State University of Economics and Service show that the creation of conditions for the development of the students’ personality leads not only to the growth of physical perfection, but also develops the ability to learn, discover and open up new opportunities. Personal fulfillment as a physically healthy socially active person becomes the main priority, the main personal task of the student. All the above mentioned help students to meaningfully master the core competencies of a modern professional.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий»

Zaytseva Lyubov Vasilevna IMPROVING PHYSICAL FITNESS ..

pedagogical sciences

УДК 371.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ: ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

© 2018

Зайцева Любовь Васильевна, старший преподаватель кафедры транспортных процессов, сервиса и дизайна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артеме (692760, Россия, Артем, ул. Кооперативная, 6, e-mail: director@artem.vvsu.ru)

Аннотация. В современных условиях разработка эффективных методов обучения и воспитания - одна из приоритетных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. Цель данного исследования - изучение влияния здорового образа жизни и знаний о физической культуре на отношение к двигательной активности студентов филиала ВГУЭС в г. Артеме. Владение ключевыми компетенциями - это требования к современному типу подготовки специалиста, что делает развитие социально-личностных качеств главной задачей образовательного процесса. Современные теоретические исследования, а так же практика физического воспитания доказывают, что показатели включения студентов в физкультурно-спортивную оздоровительную деятельность во многом определяют уровень образованности, предпочтения интересов, а также итоговый уровень профессиональной компетентности будущих специалистов. Деятельность руководителя физического воспитания и опыт работы «Совета коллектива по физической культуре и спорту» в филиале Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Артёме показывает - создание условий для развития личности студента ведёт к росту не только физического совершенства, но и развивает способности к познанию уже открытого и открытию нового. Самореализация как физически здоровой, социально активной личности становится главным приоритетом, основной личностной задачей студента. Всё выше перечисленное помогает студентам осмысленно овладевать ключевыми компетенциями современного специалиста.

Ключевые слова: двигательная активность студентов, здоровый образ жизни, владение ключевыми компетенциями, ценностные ориентации студента, практико-ориентированное обучение.

IMPROVING PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS: ORGANIZATION OF SPORTS EVENTS

© 2018

Zaytseva Lyubov Vasilevna, senior lecturer, Department of transport processes, service and design Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Artem (692760, Russia, Artem, Коорerativnaya street, 6, e-mail: director@artem.vvsu.ru)

Abstract. In modern conditions, the development of effective methods of training and education is one of the top priorities set by the government of the Russian Federation. The health condition of the younger generation is an important indicator of the society and the state well-being. The goal of this research is to study the influence of a healthy lifestyle and knowledge of physical culture on the attitude toward physical activity of students of the Artem branch of Vladivostok State University of Economics and Service. The grasp of core competencies is a requirement to the modern type of specialists, that makes the development of social and personal qualities the main task of the educational process. Modern theoretical researches as well as physical education practice prove that the indicators of sports and fitness activities engagement of students largely determine the level of education, preferences of interests, and the final level of professional competence of the future professionals. The activity of the Head of Physical Education and the practical experience of the "Council on Physical Fitness and Sports" in the Artem branch of Vladivostok State University of Economics and Service show that the creation of conditions for the development of the students' personality leads not only to the growth of physical perfection, but also develops the ability to learn , discover and open up new opportunities. Personal fulfillment as a physically healthy socially active person becomes the main priority, the main personal task of the student. All the above mentioned help students to meaningfully master the core competencies of a modern professional.

Keywords: physical activity of students, healthy lifestyle, core competencies, values-based orientations of students, frame of reference, practice-oriented training.

Изменившаяся экономическая ситуация требует нового подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи и ставит задачу гарантированного обеспечения качественного поиска новых форм организации сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодёжи. Разработка эффективных методов обучения и воспитания - одна из («Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.»; ФЗ № 429 от 4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Всероссийский физкультурно-спортивный «Комплекс ГТО») [1; 2].

Состояние здоровья подрастающего поколения -важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

У молодежи, поступающей на 1-й курс в филиал ВГУЭС, отмечена недостаточность физической подготовленности.

Причин недостаточной подготовленности несколько: высокий процент учащихся школ города Артема, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований; недостаточное использование

здоровьесберегающих технологий в практической деятельности; устаревшая и неэффективная материальная база (нехватка спортивного инвентаря и оборудования).

В последние годы подростковая студенческая молодёжь является объектом многих исследований, посвященных вопросам здоровьесбережения и организации спортивной деятельности в вузе [3].

Цель данного исследования - изучение влияния здорового образа жизни и знаний о физической культуре на отношение к двигательной активности студентов филиала ВГУЭС.

В процессе исследования проводился опрос студентов с целью определения их отношения к спортивно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни (далее - ЗОЖ).

В опросе приняли участие 163 студента мужского пола в возрасте 17-19 лет.

Анализ результатов опроса выявил комплекс объективных условий и субъективных факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкуль-турно-спортивной оздоровительной деятельности (далее - ФОСД), представлено в таблице1.

педагогические науки

Зайцева Любовь Васильевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

Таблица 1 - Отношение студентов к физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности

курсы кол-во студентов Нравится Нравится не всегда Не нравится Не определились

кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

I 52 21 40,4% 1? 36,5% 7 13,5% 5 9,6%

II 50 26 52,0% 16 32,0% 6 12,0% 2 4,0%

III 32 17 53,1 % 10 313% 4 12.5 % 1 3,1 %

IV 29 13 44,8 % 11 37,9 % 4 13,8% 1 3,4%

Итого 163 77 47.2 % 56 34,4% 21 12,9% 9 5 5%

Из таблицы 1 видно, что большинству студентов (47,2 %) нравится заниматься физкультурно-спортивной оздоровительной деятельностью, а если учесть студентов, имеющих кроме физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности и другие интересы (34,4 %), то окажется что студенты, которым не нравится ФОСД (12,9 %), и не определившиеся (5,5 %) составляют меньшинство.

Таблица 2. Побудительные причины, стимулирующие студентов к физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности

Побудительные причины I II III IV Итого

Физическое совершенство 28,8% 30,0% 37,5% 41,4 % 33,1 %

Скдор овительные мероприятия (вузовские сор е Бнованияи спортивнь] е пра$дники> 86,5% 80,0% 62,5% 55,2 % 74,2 %

Учесно-тренировочныемероприятя{судейстЕО д ел овыешрь] и на станпгче пео) 1,9% 6,0% 31,3% 37,9% 15,3%

Вневузоваие соревнования {Городские, краевые, региональные. Всф0ссиискиес0реБН0Еан:'1я) 5,8% 8,0% 28,1 % 3 7,9 % 16,6%

Просветительскал{Еолонтдзское движение) 3,8% 10,0 % 31,3% 41,4 % 17,8%

Всего 52 50 32 25 163

Из таблицы 2. видно, что студенты первого и второго курсов активно участвуют в оздоровительных мероприятиях (вузовских соревнованиях и спортивных праздниках), а для учебно-тренировочных, вневузовских соревнований им не хватает практического опыта и мастерства. Студенты же 3 и 4 курсов значительный интерес проявляют к волонтёрскому движению, активно участвуют в тренингах, соревнованиях различного уровня, а также помогают организовывать различные мероприятия для студентов младших курсов и учащихся лицея.

Согласно исследованию, студенты, отвечая на вопрос о причинах, препятствующих занятиям физкуль-турно-спортивной оздоровительной деятельностью, называют недостаток свободного времени, недостаток мастерства или практических навыков, недостаток теоретических знаний, слабую пропагандистскую работу в вузе, некоторые студенты не находят взаимопонимания с преподавателем физической культуры, также студенты указывают в качестве причины собственную лень, несобранность и недисциплинированность. Результаты исследования отображены на рисунке 1.

не зависимо от того, являются ли они их организаторами, участниками или зрителями-болельщиками, проводимых в филиале ВГУЭС спортивных мероприятий. Оздоровительная работа помогает решать целый комплекс задач по формированию компетенций личностного совершенствования. У студентов формируются организаторские навыки, навыки тактики личной и командной борьбы. Студенты учатся полнее реализовы-вать свои двигательные способности, воспитывать бойцовский характер, учатся управлять эмоциями и мужественно переносить неудачи. Физкультурно-спортивная оздоровительная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние студентов, помогает укреплению воли, развитию смелости.

Система организации внеучебного и воспитательного процесса в филиале включает в себя образовательные структуры: институт, колледж, академический лицей. Современные теоретические исследования, а так же практика физического воспитания доказывают, что показатели включения студентов в физкультурно-спортив-ную оздоровительную деятельность во многом определяют уровень образованности, предпочтения интересов, а также итоговый уровень профессиональной компетентности будущих специалистов [4]. Следовательно, цель физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности в филиале ВГУЭС - создание оптимальных условий для формирования и самореализации физически здоровой, граждански сознательной, социально активной личности, достойно представляющей вуз на городских, краевых, всероссийских и международных мероприятиях.

Физкультурно-спортивная оздоровительная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования и развития социально-личностных компетенций будущего специалиста. В филиале ВГУЭС в г. Артёме разработана инновационная педагогическая модель, стимулирующая студентов к физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности, представлено на рисунке 2.

Рисунок 1 - Внешние факторы, препятствующие участию студентов филиала ВГУЭС в физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности

Владение ключевыми компетенциями - это требования к современному типу подготовки специалиста. Это обозначает, что развитие социально-личностных качеств становится главной задачей образовательного процесса.

Физкультурно-спортивная оздоровительная деятельность - неотъемлемая часть педагогического процесса и школа формирования компетенций студентов,

Рисунок 2 - Педагогическая модель «Формирование физической культуры студентов на основе мотивации к физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности»

Совет коллектива по физической культуре и спорту в филиале ФГБОУ ВО ВГУЭС в г. Артёме - это целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в самоуправлении спортивно-оздоровительным процессом. Председателем Совета коллектива по физической культуре и спорту является Гребениченко Алексей, студент института. Целью организации «Совета коллектива по физической культуре и спорту» в филиале ФГБОУ ВО ВГУЭС в г. Артёме является создание условий для развития личности студента - как человека интеллигентного, творческого, инициативного, способного к саморазвитию, признающего гуманное отношение к человеку наивысшей ценностью, обладающего демократическим сознанием, отвечающего современным социально-экономическим требованиям к высококвалифицированному специалисту. Активно действует «Корпус волонтёров», который осуществляет работу по организации добровольческого труда молодежи в учеб-

Zaytseva Lyubov Vasilevna IMPROVING PHYSICAL FITNESS ..

pedagogical sciences

ном процессе, культурно-массовой деятельности, спорте, пропаганде здорового образа жизни [5]. Так в рамках фестиваля по популяризации здорового образа жизни и безопасного поведения «Я свободен», организованного Департаментом по делам молодёжи Приморского края и Приморским общественным движением детей и молодёжи «Мы - едины!» активисты «Корпуса волонтёров» ВГУЭС ежегодно занимают призовые места. Особенностью физкультурно-массовой работы в многоуровневой системе образования в филиале является единство, непрерывность, взаимодополняемость, преемственность студентов разных уровней профессионального образования и учеников академического лицея.

В филиале ВГУЭС организована работа спортивных секций - волейбол, баскетбол, шахматы, шашки, настольный теннис, футбол, оздоровительная гимнастика. Каждой секцией руководит профессиональный тренер. Внеучебные занятия и соревнования по различным видам спорта проводятся качественно, в системе и на высоком уровне. Все соревнования проходят в три этапа, в которых принимают участие все группы филиала, и лучшие из них доходят до финала. Таким образом, на городских спартакиадах, учебное заведение представляют самые лучшие студенты. Главные спортивно-массовые мероприятия 2017-2018 гг. - «День здоровья», «Всемирный день здоровья», соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, «Институт, колледж и лицей - вместе весело живут», Фестиваль Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций» [6]. Доброй традицией в филиале ВГУЭС стало то, что спортивные соревнования проводятся не только между студентами, но и приглашёнными служащими войсковых частей, молодёжью города. В соревнованиях принимают участие почти все студенты филиала. В условиях «педагогики сотрудничества» совместная работа студентов и педагогов способствует формированию у студентов ключевых компетенций личностного совершенствования. Сюжетно-ролевые игры привлекают внимание не только студентов, но и педагогов, родителей и молодёжи города. Подобные игры ориентированы на развитие общей культуры, укрепление здоровья; развитие мотивации студента к творчеству и познанию. Например, урок «Путешествие в Олимпию», разработанный «Советом коллектива по физической культуре и спорту» в филиале ФГБОУ ВО ВГУЭС под руководством Любови Васильевны Зайцевой, проведен на базе академического лицея филиала. Методическая разработка данного мероприятия участвовала во Всероссийском конкурсе на лучший урок, посвященный Олимпиаде в Сочи - 2014 и награждена Центром профессиональных инноваций Российской Федерации (г. Ярославль.) дипломом победителя Всероссийского конкурса на лучший урок, посвященный Олимпиаде в Сочи - 2014, регистрационный номер 232/021/1314 от 15.04.2014 года.

Таблица 3. Численность студентов, принявших участие в спортивно-оздоровительной работе

Из таблицы 3 видно, что численность студентов, принявших участие в спортивно-оздоровительной работе в течение многих лет остаётся стабильно высокой, в мероприятиях принимает участие не менее 80 % студентов. Своё спортивное мастерство студенты ВГУЭС подтверждают на соревнованиях различного уровня. На протяжении 8 последних лет студенты нашего учебного заведения занимают только призовые места в городском туристическом слете, где всегда соревнуются более 30 команд. Третий год команда открывает соревнования поднятием флага России как абсолютный победитель. В физкультурно-оздоровительном комплексе г. Артема в открытом первенстве по волейболу АГО «Новогодний

турнир» по результатам турнира, мужская и женская команды филиала ВГУЭС вошли в 5 сильнейших команд АГО. Команда филиала ВГУЭС неоднократно становилась чемпионами городского чемпионата по спортивному ориентированию. Ежегодно чемпионат проходит в лесном массиве города, где юноши и девушки состязаются в силе, ловкости и выносливости. Результаты спортивно-массовой оздоровительной работы в филиале ВГУЭС следующие - 148 спортсменов-разрядников. Количество спортсменов разрядников остаётся неизменно высоким, благодаря активному и результативному участию студентов в соревнованиях различного уровня. На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2005 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» в филиале ВГУЭС проведен мониторинг физического здоровья и развития студентов. При этом программа мониторинга включала в себя: оценку и контроль показателей физического развития, а также составления индивидуальных рекомендаций или программ по занятиям физической культурой и спортом.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

1X1* 7%

mH

■201S

5 б эллоб{ 100 %) 46алла{85-99%)3 о алла (70-84%) 2 б алла {51 -69%) Высокий Выше среднего Средний Нижесреднего

Рисунок 4. Результаты мониторинга уровня физической подготовленности, физического развития студентов филиала ВГУЭС

На рисунке 4 отражены результаты анализа уровня физической подготовленности, физического развития студентов филиала ВГУЭС. Высокий уровень физической подготовленности вырос на 3 % по сравнению с 2017 годом из-за улучшения физической подготовленности студентов, отнесенных к группе «выше среднего» и перехода их в «высокий уровень». Данные студенты занимаются в спортивных секциях филиала ВГУЭС и спортивных школах г. Артема по мини-футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, шашкам, фитнесу. Выше среднего, средний уровень физического развития показали студенты, занимающиеся только на уроках физической культуры. По сравнению с 2017 годом средний уровень физической подготовки вырос на 3 % из-за улучшения физического развития детей, отнесенных к «группе риска».

Дефицит развития физических качеств (к ним относятся уровни «ниже среднего», «низкий уровень физической подготовленности», а также студенты с отклонением в состоянии здоровья) уменьшился на 3% по сравнению 2017 годом в связи с переходом студентов в среднюю группу. Для совершенствования физической подготовки студентов в филиале ВГУЭС созданы оптимальные условия (два спортивных зала с нестандартным оборудованием, спортивно-оздоровительная база на побережье Уссурийского залива, шахматный класс для студентов и учащихся академического лицея, временно освобождённых от занятий физической культурой). Филиал ВГУЭС активно использует возможности городских спортивных сооружений (городского плавательного бассейна, физкультурно-оздоровительного комплекса АГО, стадиона «Угольщик»).

Таким образом, можно сделать вывод - деятельность руководителя физического воспитания филиала ВГУЭС и Совета коллектива по физической культуре и спорту в филиале ВГУЭС в г. Артёме ведёт не только к росту физического совершенства студентов (укреплению здоровья, формированию необходимых физических качеств, формированию ценностных ориентаций студента на

педагогические науки

Зайцева Любовь Васильевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

ЗОЖ), но к становлению иерархии личностных ориентиров, направленных как на физическую, так и духовную составляющую личности. Всё выше перечисленное помогает студентам осмысленно овладевать ключевыми компетенциями современного специалиста. Повышение интереса к соревновательной деятельности ведет к усилению мотивации студента, делает его более мобильным, динамичным, способным к познанию уже открытого и открытию нового. Развитие социально-личностных качеств становится главной личностной задачей студента. Его физическая подготовка помогает решать целый комплекс задач по формированию организаторских и других личных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р.

2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года.

3. Современные образовательные технологии: монография. Книга 4/ Е.Г. Гравицкая, В.А. Даниленкова, Ю.В. Дулепова и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - 182 с.

4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Физическая культура и спорт. Теория и методика физического воспитания. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

5. Шестак О.И., Поличка Н.П., Петрова М.Ю. Проекты молодежи и для молодежи: дальневосточные практики. Брошюра. Пособие для молодежи, депутатов и специалистов региональных и муниципальных органов власти, курирующих вопросы молодежной политики / под редакцией Л.В. Максименко, Е.О. Осокиной. «ВинрокИнтернешнл» Дальневосточный научный центр местного самоуправления. Хабаровск, 2010.

6. Смирнова Л.А. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) / О.В. Белоножкина - Волгоград: Учитель, 2006. - 173 с.

Статья поступила в редакцию 19.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.