диагностического аппарата), то правомерно говорить о едином мониторинге качества-эффективности физического воспитания.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, И.Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения / И.Г. Андреева // Педагогика. - 2014. - № 8. - С. 13-19.
2. Григораш, О.В. О показателях оценки эффективности деятельности вузов / О.В. Григо-раш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95 // URL : http://ei.kubagro.ru/2014/01/pdf/35.pdf. - Дата обращения 01.11.2015.
3. Петьков, В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза / В. А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 67-71.
REFERENCES
1. Andreeva, I.G. (2014), "The problems of health in socially-professional self-determination", Pedagogic, No 8, pp. 13-19.
2. Grigorash, O.V. (2014), "About indicators of an assessment of efficiency of activity of higher education institutions", Polythematic network electronic scientific magazine of the Kuban state agricultural university, No 95, available at: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/35.pdf.
3. Petkov, V.A. (2012), "Organization of self-development of physical potential of higher education establishment students", Bulletin of the Adygei state university. Series 3: Pedagogics and psychology, No 2, pp. 67-71.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.11.2015
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар, Андрей Викторович Савенко, преподаватель, Наталья Владимировна Лысенко, старший преподаватель,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
На основе интерпретации формирования физической культуры личности как типичного нелинейного процесса в открытой сильнонеравновесной системе предлагается использование системного подхода и системного анализа для оценки эффективности формирования физической культуры личности и выбора оптимального режима управления личностно-профессиональным развитием студента. Известно, что физическая культура личности - личностно-профессиональное качество, включающее следующие компоненты: операционный (арсенал двигательных умений, физические качества и здоровье), когнитивный (знания в области физической культуры), мотива-ционно-ценностный (мотивы и ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности), рефлексивный (самоанализ двигательной деятельности) и поведенческий (личный опыт в физкуль-турно-спортивной деятельности). Как и для любого другого личностно-профессионального качества, поведенческий компонент является доминирующим, а операционный компонент - и предпосылка для накопления личного опыта деятельности, и результат этого опыта. Методы исследова-
ния: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания, моделирование.
Ключевые слова: эффективность, физическая культура личности, студент, моделирование, диагностика, синергетический подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p164-168
STUDENTS' PERSONAL PHYSICAL CULTURE FORMATION EFFICIENCY
Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory assistant, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Andrey Viktorovich Savenko, the teacher, Natalia Vladimirovna Lysenko, the senior teacher, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
In the article the personal physical culture formation is interpreted as a typical non-linear process in the open strongly non-equilibrium system; based on this assumption the authors suggest using the syn-ergetic approach and systemic analysis to evaluate the effectiveness of the personal physical culture formation and select the optimal mode for managing the students personally-professional development. As well known, the personal physical culture is personally-professional ability including some components: operating component (set of locomotion skills, physical abilities and health), cognitive component (knowledge of physical culture), motivationally-evaluation component (motives and evaluation relation to the physical culture activity), reflecting component (locomotion activity self-analysis) and behavior component (personal experience in physical culture activity). As for any personally professional ability, the behavior component is leading, but operating component is base for the personal activity experience accumulation and result of activity. The methods of investigation: scientific-methodical literature and physical education practice analysis, modeling.
Keywords: efficiency, personal physical culture, student, modeling, assessment, synergetic approach.
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация как профессионального образования в целом, так и физического воспитания в частности, на компетентностный и личностно ориентированный подходы, определила новые требования к качеству и эффективности образовательного процесса: его считают успешным только в том случае, если в результате обучения и воспитания созданы предпосылки для дальнейшего саморазвития личности [1-3]. Целевым ориентиром физического воспитания считают формирование физической культуры личности обучающегося, которая представляет собой системное личностно-профессиональное качество, подчиняющееся законам синергетики. Оно может быть сформировано на одном из пяти уровней: творческом, образованности, грамотности, ситуативном и "нулевом" [2, 3]. Уровень грамотности характеризуется системностью арсенала двигательных умений и личного опыта в физкультурно-спортивной деятельности; для уровня образованности характерны тесные связи между всеми составляющими физической культуры личности, а для творческого уровня - её связь с иными личностно-профессиональными качествами и социально-профессиональной компетентностью в целом.
Не вызывает сомнений, что физическая культура личности (как и личность в целом) имеет характер открытой, многокомпонентной, многофакторной, сильнонеравновесной системы, в которой происходят процессы самоорганизации, а её становление -типичный нелинейный процесс. Однако по-прежнему становление физической культуры личности не рассматривают с позиций синергетики, не созданы синергетические модели для прогнозирования её становления, хотя для современных специалистов становится всё более очевидным, что эффективные системы (процессы) - прежде всего синергетические системы. Цель исследования - выявление критериев эффективности формирования физической культуры личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, отображение физической культуры личности в виде самоорганизующейся (саморазвивающейся) системы позволяет использовать широкий спектр методов исследования, в том числе математическое моделирование; доминирующей методологической основой исследования становления физической культуры личности должен быть синергетический подход [1-3]. Действительно, физическая культура личности не сводится к знаниям, физической подготовленности и двигательным умениям; это -целостная динамическая система "знания + двигательные умения + физическая подготовленность + здоровье" ^ "мотивы + ценности" ^ "опыт деятельности".
Синергетические модели иногда называют моделями "зажигания огня" [1]. Действительно, синергетический процесс усиливает сам себя: его результаты на предыдущих этапах - главный фактор его ещё большей интенсификации на последующих. Для физической культуры личности необходимым условием её эффективного становления является взаимодействие нескольких факторов. Первый фактор - мотивы к физическому совершенствованию, укреплению здоровья, использованию всех составляющих физической культуры личности как ресурса жизнедеятельности, ценностное отношение к двигательной деятельности. Очевидно, что доминировать должны сознательные мотивы (или хотя бы прагматические), а не конформные или критические (боязнь неполучения "зачёта" и т.д.). Это - движущая сила участия индивида в физкультурно-спортивной деятельности, благодаря которой как накапливается личный опыт в ней, так и происходит становление физических качеств и арсенала двигательных умений, укрепление здоровья. Второй фактор - успех в физкультурно-спортивной деятельности, заключающийся в укреплении здоровья, повышении уровня физических качеств, расширении арсенала двигательных умений. Это - необходимое условие повышения мотивации и сохранения ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности: у обучающегося тогда повышается мотивация к деятельности, когда он в ней видит успех; но этот фактор действует при наличии хотя бы минимального уровня рефлексивных умений (умений самоанализа деятельности). Третий фактор - повышение интенсивности накопления опыта в физкультур-но-спортивной деятельности, а также её разнообразия за счёт укрепления здоровья, расширения арсенала двигательных умений, повышения уровня физической подготовленности, усиления мотивации к двигательной деятельности. Первый пример: за счёт многокилометровой оздоровительной ходьбы (в течение полугода - раз в месяц) индивиду удалось в некоторой мере уменьшить избыточную массу тела (это - укрепление здоровья) и развить выносливость, благодаря чему в течение следующего полугодия он выполняет такую ходьбу 2-3 раза в месяц (и средняя скорость ходьбы также возрастает). Другой пример. Индивид освоил технические элементы аэробики, что позволяет ему увеличить как объём, так и разнообразие двигательной деятельности, за счёт создания и реализации программ соответствующих упражнений (отметим несомненное оздоровительное значение).
Физическая культура личности - система с множеством прямых и обратных связей между её компонентами; обратные связи имеют не меньшее значение, чем прямые. Например, операционный компонент - предпосылка для поведенческого, но поведенческий компонент - фактор развития операционного (развития физических качеств, двигательных умений, укрепление здоровья не может быть без двигательной деятельности). Не следует также недооценивать значимость когнитивного компонента - знаний в области физической культуры (особенно медико-биологические знания). Безусловно, "сами по себе" такие знания не являются ресурсом жизнедеятельности и профессиональной деятельности (не считая специалиста в области физической культуры). Но при обеспечении тесной связи таких знаний с сознательными мотивами к физкультурно-спортивной деятельности они - важный фактор устойчивости ценностного отношения к ней. Не следует забывать, что физическая культура личности - составляющая системы более высокого
порядка - социально-профессиональной компетентности. Физическая культура личности связана многочисленными прямыми и обратными связями со многими её (социально-профессиональной компетентности) составляющими, прежде всего - иными личностно-профессиональными качествами и компетенциями, а главное - с "социальной" подсистемой социально-профессиональной компетентности (индивидуальным социальным опытом). Например, без дисциплинированности ("ядро" - волевые качества) знания в области физической культуры и даже мотивы не могут иметь должного эффекта в накоплении опыта в физкультурно-спортивной деятельности (достаточно привести в пример безвольного человека, знающего о вреде малоподвижного образа жизни и опасности ожирения, и желающего укрепить здоровье, но не в достаточной мере занимающегося двигательной деятельностью из-за отсутствия "силы воли"); с другой стороны, физкультурно-спортивная деятельность - значимый фактор развития волевых качеств. Не меньшее значение имеет связь физической культуры личности с индивидуальным социальным опытом как фактор профилактики наркомании, информационной зависимости и иных аддик-ций.
С позиций синергетического подхода, эффективность становления физической
культуры личности ц = ^вых Здесь: Jeых и Jeх - соответственно поток на выходе и на вхо-J
вх
де (т.е. на завершающем периоде анализируемого периода жизни и на начальном). В формуле отсутствует временной параметр, т. к. не следует смешивать эффективность физического воспитания как социально организованного процесса и эффективность становления физической культуры личности. Более того, чем больше времени индивид уделяет физкультурно-спортивной деятельности, тем с большим основанием можно говорить о сформированности его физической культуры.
N
Определим "поток" в конкретный момент времени: J = ^ ^(Я^ ^ . Здесь: N - чис-
'=1
ло параметров, характеризующих "поток", Я' - значение (по шкале отношений) '-го параметра, wi - нормированный (от 0 до 1) весовой коэффициент '-го параметра, П - знак произведения. Если параметр имеет критическое (принципиальное) значение, то его вес равен 1, важное - 0.5, рекомендательное - 0.25. Допустима (но не желательна) оценка "потока" исключительно по критическим параметрам. К ним относятся: сформирован-ность операционного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов физической культуры личности. К важным следует отнести: когнитивный и рефлексивный компоненты физической культуры личности, волевые качества и иные компоненты, формируемые благодаря физкультурно-спортивной деятельности. Это обусловлено тем, что очень трудно оценить роль физкультурно-спортивной деятельности в формировании ряда значимых компонентов социально-профессиональной компетентности. Например, обучающийся со слабым уровнем физической подготовленности, терпящий буллинг (издевательства) со стороны более подготовленных сверстников, решил системно заняться борьбой дзюдо. При этом сложно определить, были ли занятия дзюдо фактором становления его волевых качеств или, наоборот, именно потому и занимается обучающийся спортом, что у него на должном уровне развиты волевые качества, в сочетании с мотивами обеспечения собственной безопасности.
Возникает вопрос: имеется ли связь между эффективностью физического воспитания в образовательном учреждении и эффективностью становления физической культуры личности конкретных обучающихся? Безусловно, связь неоднозначна. Физическое воспитание в целом может быть неэффективным, но эффективным (за счет иных факторов) может быть становление физической культуры личности отдельных индивидов. Ведь становление физической культуры личности зависит от огромного числа факторов, помимо образовательного процесса [2, 3]. В то же время усреднённая эффективность
становления физической культуры личности обучающихся может быть индикатором эффективности физического воспитания, т.к. статистическая обработка информации позволяет "нивелировать" сторонние факторы. Связь между эффективностью физического воспитания и становлением физической культуры личности однозначна только тогда, когда физкультурно-образовательная среда является доминантной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность как личностно-профессионального развития в целом, так и становления физической культуры личности представляет собой характеристику сложной системы, отражаемой множеством аспектов и имеющей синергетический характер. Рассмотренная синергетическая модель является универсальной, дает научную основу для анализа многих факторов, влияющих на становление физической культуры личности, а также проектирование систем мониторинга качества и эффективности физического воспитания обучающихся.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожин, А.В. Синергетический подход к оценке эффективности учебного процесса /
A.В. Кожин, Б.И. Бортник, Н.Ю. Стожко // Управленец. - 2014. - № 4 (50). - С. 32-37.
2. Петьков, В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза /
B.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 67-71.
3. Петьков, В.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкуль-турно-спортивной деятельности / В.А. Петьков, Н.А. Чувилова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 31-36.
REFERENCES
1. Kozhin, A.V., Bortnik, B.I. and Stozhko, N.Yu. (2014), "Synergetic approach in evaluation of efficiency of educational process", Manager, No 4, Vol. 50, pp. 32-37.
2. Petkov, V.A. (2012), "Organization of self-development of physical potential of higher education establishment students", Bulletin of the Adygea state university. Series 3: Pedagogics and psychology, No 2, pp. 67-71.
3. Petkov, V.A. and Chuvilova, N.A. (2012), "Pedagogical accomplishment of students self-determination in sporting activity", Pedagogical education and science, No 9, pp. 31-36.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.11.2015
УДК 796.332
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ БИОИМПЕДАНСНОГО АНАЛИЗА СОСТАВА ТЕЛА ФУТБОЛИСТОВ И ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ
Андрей Игоревич Мачнев, тренер, Футбольная Школа Молодежи, г. Москва, Дарья Андреевна Лаврентьева, преподаватель, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В данной статье проводится статистически обоснованный сравнительный анализ морфо-функциональных показателей состава тела школьников и футболистов 14-15 лет, а так же рассматривается распределение случаев недостатка массы тела и избыточного веса среди школьников и