Научная статья на тему 'Совершенствование финансовой статистики'

Совершенствование финансовой статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Надежда Ивановна

Рассматривается реформа государственной статистики. Главное внимание уделено анализу проблем в финансовой статистике, основным направлениям совершенствования содержания и методам ее исследования. Рассмотрены вопросы мониторинга движения всех финансовых потоков и построения сводного финансового баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF FINANCIAL STATISTICS

In the given article it is considered the reform of the state statistics. The main attention is paid to the analysis of the available problems in financial statistics, the main ways of the improvement of the content and methods of financial statistics studying. The questions of the monitoring of the movement of all financial flow and development of consolidated financial balance are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансовой статистики»

Теоретические основы и практический опыт развития бухгалтерского учета, анализа и статистики

ББК У051

Н. И. Сидорова Калмыцкий государственный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАТИСТИКИ

Переход к рыночной экономике в 1990-е гг. обусловил реформирование государственной статистики с целью использования новой объективной и достоверной информации о состоянии, динамике и возможностях различных форм собственности и сфер экономики, прогнозирования их развития для осуществления эффективного государственного управления.

С 1992 г. было реализовано несколько программ. В 1992-1995 гг. -«Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» и «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». В ходе реализации этих программ решались задачи формирования адаптированной к рыночной экономике российской статистики и её унификации со статистикой, применяемой в международной практике.

В последние годы проводилась работа по совершенствованию методов статистических исследований, использованию апробированных в международной практике стандартов, позволяющих осуществлять прямые международные сопоставления. Тем не менее проблема развития статистической науки и практики остается. Государственная статистика не отражает многие острые социально-экономические проблемы и Федеральная служба государственной статистики не занимает ещё активную позицию в обновлении нашего общества.

При проведении реформы основное внимание уделялось статистике макроэкономических показателей и обеспечению Правительства РФ необходимой информацией для осуществления макроэкономического регулирования. Но нуждаются в развитии статистика федеральных округов и субъектов Федерации. В связи с введением в действие с 1 января 2006 г. Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особенно актуальным становится формирование муниципальной статистики.

Для развития статистики необходимо расширение её гласности, обеспечение своевременности, достоверности и доступности информации не только для органов управления, но и для всех организаций, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Указанные проблемы частично предполагается решить при реализации проекта федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах». Цель программы: повысить эффективность принятия управленческих решений на основе формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, обеспечивающей пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам.

Проблема достоверности и объективности информации может быть снята при принятии Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

За годы реформ возросло количество отраслей статистики, изменилось их содержание, в т. ч. содержание показателей статистики государственных финансов и статистики финансов организаций. Появились новые разделы и показатели финансовой статистики, отражающие произошедшие институциональные и структурные изменения в национальной экономике и социальной сфере. Добавилась статистика по финансовым рынкам, инвестиционной деятельности, увеличились показатели по денежному обращению и кредиту.

Существенное значение для органов управления имеет появление статистических данных по отдельным показателям платежеспособности и финансовой устойчивости организаций основных отраслей экономики.

В рыночной экономике определяющее значение имеет формирование и движение финансовых потоков. Главный акцент в государственном регулировании переносится на управление финансами, а не на управление производством каждого вида продукции. Но имеющаяся финансовая статистика не в полном объеме раскрывает взаимосвязь финансовых ресурсов и движение финансовых потоков и недостаточна для принятия обоснованных управленческих решений по корректировке их формирования и движения. Вследствие этого необходим комплексный подход и систематическая информация о движении финансовых ресурсов домашних хозяйств, организаций, отраслей экономики, муниципальных образований, регионов, государства.

При совершенствовании финансовой статистики необходимо учитывать основные положения финансов, институциональные изменения в экономике, современные тенденции в мировой экономике и законодательство, регулирующее финансовую сферу.

Основу финансов составляют финансы предприятий, поэтому необходимо на законодательной основе отрегулировать вопросы предоставления ими соответствующей отчетности: статистической, бухгалтерской и налоговой.

В статистике финансов организаций в разделе «Структура формирования и использования денежных средств по основным отраслям экономики» неполная информация по налоговым расходам, т. к. не учитывается

вся совокупность федеральных, региональных, местных налогов и налогов по специальным режимам налогообложения, уплачиваемых в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Для получения полной информации необходимо обязать все организации в своей годовой бухгалтерской отчетности по форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» указывать все виды уплаченных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, в том числе единый социальный налог.

В Приложении к балансу по форме № 5 «Дебиторская и кредиторская задолженность» задолженность перед бюджетом необходимо расшифровывать по видам начисленных налогов и сборов, задолженность перед государственными внебюджетными фондами отражать по видам социальных фондов (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования). Это позволит дополнить раздел «Состояние расчетов в организациях», такими показателями, как число организаций, имевших задолженность, и сумма задолженности перед государственными внебюджетными фондами по видам фондов в динамике и по отраслям экономики. Анализ данного показателя важен вследствие социальной значимости внебюджетных фондов и его большого удельного веса в общей сумме задолженности.

Следует увязать также все формы отчетности для проверки их достоверности, а также оптимально использовать данные бухгалтерской отчетности организаций для статистического анализа. Показатели бухгалтерской отчетности следует сопоставлять с показателями налоговой отчетности предприятий. Это позволит объективно оценивать налоговую нагрузку по отраслям экономики, по категориям налогоплательщиков, проводить обоснованную налоговую политику, с большей долей достоверности прогнозировать налоговые поступления, инвестиции и утверждать реально исполнимые бюджеты.

Следует использовать предоставляемую информацию по бухгалтерской отчетности, в том числе форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для осуществления факторного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и определения себестоимости единицы продукции по основным видам сельскохозяйственного и промышленного производства, для оценки эффективности их производства и реализации.

Бюджетная система РФ формируется в основном за счет высоких цен на экспортируемую нефть, что обусловило экономическую зависимость России от внешних факторов и мировых рынков. Необходимо государственное регулирование перестройки структуры национальной экономики. В этой связи большое значение имеет достоверная информация о структуре и динамике доходов и расходов по отраслям экономики, в том числе расходов организаций на расчеты с бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

В статистике государственных финансов следует учитывать поступление налогов и сборов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды и по отраслям экономики в разрезе по регионам России.

Финансовый потенциал зависит от специализации экономики регионов. Наличие отраслевой налоговой статистики по субъектам Федерации даст возможность федеральным и региональным органам власти объективно оценивать налоговый и инвестиционный потенциал регионов и рассчитывать их бюджетную обеспеченность, а также более обоснованно распределять межбюджетные трансферты.

Для осуществления органами управления оценки налогового потенциала и прогноза налоговых поступлений необходимы показатели валового продукта и добавленной стоимости. Такая статистика по отраслям экономики и по регионам формируется, проблема только в её двухгодичной периодичности. По муниципальным образованиям соответствующей статистики нет. Для налогового планирования наиболее важна статистика валового регионального продукта с учетом паритета покупательной способности, но, к сожалению, такая статистика не ведется, хотя потребность в ней имеется.

В структуре доходов бюджетной системы РФ учитываются доходы от приватизации государственного и муниципального имущества и других неналоговых доходов. Ведется статистика источников средств от приватизации и распределение средств от приватизации. Но в то же время нет гласности и статистики по удельному весу стоимости приватизированного имущества в общей стоимости государственного и муниципального имущества по годам, по отраслям экономики, по регионам РФ, а также статистики юридических и физических лиц, приватизировавших имущество, в том числе по его видам и стоимости.

Статистические данные по указанным показателям о приватизации в России, в субъектах Федерации позволили бы оценить эффективность осуществления приватизации и использования государственного и муниципального имущества, определить дальнейшую политику в сфере приватизации.

Отсутствие полной официальной статистики по такому ключевому вопросу, как приватизация, в результате которой и были осуществлены радикальные политические и экономические преобразования в Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии должного контроля за ходом приватизации со стороны государства и его нежелании анализировать и рассматривать эту тему. Но для экономического развития и становления демократии в России необходима достоверная информация по статистике хода приватизации, её эффективности и законности.

Реформа бюджетной системы и бюджетного процесса предполагает совершенствование социально-экономического прогнозирования и среднесрочного финансового планирования. В настоящее время каждый субъект Федерации самостоятельно решает проблемы прогнозирования социально-экономического развития региона и среднесрочного финансового планирования.

Так, например, в целях обеспечения органов государственной власти Республики Калмыкия (РК), органов местного самоуправления и населения статистической информацией для анализа социально-экономических процессов, происходящих на территории Республики Калмыкия и муни-

ципальных образований, осуществления государственного управления и местного самоуправления, а также обеспечения иных потребностей, связанных с использованием статистической информации, Постановлением Правительства РК от 17.02. 2005 г. № 34 был принят региональный план статистических работ на 2005 г. Утверждены формы республиканского государственного статистического наблюдения. Органам местного самоуправления Республики Калмыкия было рекомендовано предусмотреть формирование муниципальной статистики. Но перед дотационными регионами, в том числе и перед Республикой Калмыкия, дотационными муниципальными районными образованиями и сельскими муниципалитетами встает проблема финансирования статистических работ. Именно поэтому в федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» следует предусмотреть финансирование статистических работ по дотационным регионам и муниципалитетам.

Внедрение среднесрочного финансового планирования в практику государственного управления вызывает потребность в соответствующей статистической информации и в построении сводного финансового баланса по РФ, по субъектам Федерации, по муниципальным образованиям.

Для составления сводного финансового баланса по РФ, по субъектам Федерации, по муниципальным образованиям необходима статистика по движению всех бюджетных средств: из регионов в федеральный бюджет в виде налоговых поступлений; из федерального бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов в регионы в виде межбюджетных трансфертов; из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов по федеральным и ведомственным целевым программам.

Статистика по движению бюджетных средств предоставит возможность сократить встречные финансовые потоки, объективно оценить обоснованность выделения межбюджетных трансфертов по регионам, скорректировать реформу бюджетной системы и бюджетного процесса.

Для построения сводного финансового баланса и оценки эффективности использования денежных средств необходимо полное отражение движения и всех средств организаций. В современных условиях большое значение для пользователей приобретает информация не только о чистых денежных средствах по текущей деятельности, но и о чистых денежных средствах от инвестиционной и финансовой деятельности организаций, о чистом увеличении (уменьшении) денежных средств и их эквивалентов. Такой информации в настоящее время нет. Используя балансовый метод и данные формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», возможно предоставлять необходимую статистическую информацию органам государственного и местного управления.

Бюджетирование, ориентированное на результат, требует обязательного мониторинга реализации принятых законов по утверждению бюджетов и по принятым федеральным, региональным и муниципальным программам. В специальной статистике по мониторингу хода реализации законов, регулирующих национальную экономику и экономику регионов, по наблюдению за реализацией федеральных (региональных, муниципальных)

целевых программ и ведомственных целевых программ необходимо отслеживать не только финансирование программ, но и полученные результаты и изменение качества бюджетных услуг, предоставляемых населению.

Повышение роли и прикладного значения статистических материалов зависит от их своевременности, достоверности, полноты и актуальности для всех пользователей, органов управления и общества.

Совершенствование финансовой статистики возможно на основе оптимального использования предоставляемой организациями статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, применения балансового, факторного анализа отчетности организаций по движению всех денежных средств организаций и на основе мониторинга формирования и движения всех финансовых потоков, должного правового обеспечения комплекса мер по развитию государственной статистики.

Получено 1.06.06

IMPROVING OF FINANCIAL STATISTICS

N. I. Sidorova

In the given article it is considered the reform of the state statistics. The main attention is paid to the analysis of the available problems in financial statistics, the main ways of the improvement of the content and methods of financial statistics studying. The questions of the monitoring of the movement of all financial flow and development of consolidated financial balance are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.