УДК 336.2 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-138-147
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ (НА ПРИМЕРЕ УФНС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
СТРЕБКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является анализ специфики региональной налоговой базы и особенностей развития налогового инструментария повышения результативности функционирования экономики региона, а также проблем функционирования региональных налоговых служб. Методологической основой исследования послужили диалектический метод и метод структурного анализа. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы познания. Также методика проведения исследования в работе предусматривала: авторский мониторинг деятельности предприятий региона в части системы налогообложения, проводимые исследователем; анализ информационных материалов по налоговым платежам, предоставленных предприятиями региона; анализ статистической информации, включая Росстат, Тамбов-стат. Анализ внутриведомственных Отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2015-2016 гг. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах. Проведенный мониторинг и анализ региональной налоговой сферы, а также деятельности региональных предприятий и индивидуальных предпринимателей и физических лиц позволил сформировать статистические данные по различным количественным и финансовым параметрам и представить их таблицах в данном исследовании. В качестве выводов авторы предлагают перечень мероприятий по совершенствованию налогового организационно-экономического инструментария, который позволит своевременно и адаптивно проводить комплекс налоговых действий в целях повышения результативности функционирования экономики региона. Содержание исследования и сформированные выводы могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических исследованиях региональной налоговой сферы, а также в региональных консолидированных программах социально-экономического развития. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании текущей деятельности налоговых Инспекций, региональных организаций и предприятий.
Ключевые слова: налоговая инспекция, налоговый инструментарий, регион, индикативные показатели
Постановка проблемы
В современной региональной экономической системе и экономической основе местного самоуправления развитие и совершенствование организационно-экономического инструментария налоговых органов имеет практически определяющую роль. Данная роль региональных и местных налогов заключена в том, что они являются одним из источников формирования регионального бюджета и бюджета муниципального образования. Практическая особенность региональных и местных налогов сложилась так, что на федеральном законодательном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав предоставляе-
мых льгот определяются региональным законодательством.
Анализируя различные научные и учебные источники по проблеме совершенствования налоговых отношений, можно заметить, что одной из центральных актуальных задач реформы местного самоуправления являлось укрепление и развитие экономической основы, как регионального управления, так и местного самоуправления, то есть:
- формирование финансовой стабильности муниципальных образований;
- приведение в соответствие расходных полномочий органов местного самоуправления с доходными источниками местных бюджетов;
- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;
- равенства бюджетных прав регионов РФ и равенство бюджетных прав муниципальных образований в регионе;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований [1-5].
Степень разработанности проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации, на наш взгляд, достаточно высока и здесь следует выделить работы: О. В. Богачевой, Е. В. Бушми-на, А. Г. Игудина, А. М. Лаврова, В. Н. Лексина, Н. С. Максимовой, Л. П. Павловой, И. В. Подпо-риной, Г. Б. Поляка, В. М. Родионовой, М. В. Романовского, Н. М. Сабитовой, С. П. Соляннико-вой, А. Р. Улюкаева, В. Б. Христенко, А. Н. Швецова и других.
Аспекты формирования эффективной налоговой системы рыночной России, рассматривались в трудах: А. В. Брызгалин, В. И. Волковский, А. З. Дадашев, И. Н. Куксин, М. В. Мишустин, Л. П. Окунева, М. П. Павлович, В. Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И. А. Перонко, К. В. Сомик, Д. Г. Черник, С. Д. Шаталов, Т. Ф. Юткина и др.
Однако вопросы совершенствования налоговой базы и налогового инструментария по региональным и местным налогам в дотационных регионах не нашли должного рассмотрения, а для российской федерации на сегодняшний день данная проблема является значимой и актуальной.
К примеру, бюджет Тамбовской области является дотационным и зависимым от федеральной поддержки. Доходы бюджета в 2016 г. составили -43,647 млрд руб., расходы - 46,799 млрд руб., дефицит - 3,153 млрд руб. При этом чистые субсидии из федерального бюджета всего 882,4 млн руб., из которых на поддержку мер по сбалансированности бюджета всего 390 млн руб. (источник: lifetambov.ru). Поэтому проблема увеличения доходной части бюджета, существенная часть которой приходится на налоговые поступления в муниципальных образованиях, является актуальной для региона.
Таким образом, совершенствование методологии организационно-экономической деятельности и формирование комплексного налогового инструментария по развитию налоговой базы является определяющей целью нашего исследования.
Предметом изучения выступают межбюджетные и организационно-экономические отношения формирующие результативность функционирования экономики и налоговых служб региона.
Объектом изучения является региональная налоговая сфера Тамбовской области.
Методология работы
Теоретической основой исследования послужили:
- научные труды отечественных ученых по проблемам региональных и местных налогов, межбюджетных отношений;
- Налоговый кодекс РФ, иные законодательные акты, инструктивные и методические материалы по региональным и местным налогам;
- внутриведомственные Отчеты Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2014-2016 гг.;
- статистическая информация, включая Рос-стат, Тамбовстат.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод и метод структурного анализа. В ходе исследования использовались общенаучные и специальные методы познания:
- авторский мониторинг деятельности предприятий региона в части системы налогообложения;
- анализ финансовой деятельности и налоговой отчётности предприятий Тамбовской области;
- анализ отчетности налоговых органов региона.
Методы описательной статистики, а также логического моделирования позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах.
Основные результаты исследования
Ситуация в регионах России носит сложный финансовый характер. От федерального центра Минфин планирует 2017 г. увеличить дотации регионам в размере 1,6 трлн руб. в рамках межбюджетных трансфертов (бюджетные кредиты, дотации на выравнивание бюджетов, целевые субсидии) [5-7].
В Тамбовской области законодательная и административная власть совместными усилиями планирует сбалансировать бюджет в рамках, представленных в таблице 1.
В классическом рассмотрении формирование и логическое построения организационно-экономического инструментария и эффективность администрирования доходов бюджетной системы региона во многом определяется всеми органами и участниками бюджетного процесса - налоговых инспекций, органов МВД, таможенных органов, судов, прокуратуры. Наряду с этим, совершенствование администрирования бюджетных доходов осуществляется как в масштабе всей системы администраторов доходов, так и в регионально-
муниципальном аспекте, на уровне отдельных налоговых инспекций [8; 1, с. 24; 9; 10].
По результатам анализа работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2016 г. отметим, что в консолидированный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 5 254,3 млн руб., что на 167,5 млн руб. или на 3,1 % меньше по сравнению с прошлым годом, в том числе:
Прогноз консолидированного
- в консолидированный бюджет Тамбовской области поступило 4 906,6 млн руб., что больше соответствующего периода прошлого года на 270,4 млн руб. или на 1,1 % (табл. 2);
- в федеральный бюджет поступило 347,7 млн. руб., что на 437,9 млн руб. или на 55,7 % меньше соответствующего периода прошлого года.
Таблица 1
а Тамбовской области (млн руб.)
Доходы Расходы Дефицит/Про фицит Государственный и муниципальный долг
2017 г. 41758,4 43292,3 -1533,9 18844,7
2018 г. 42482,4 39737,6 +2744,8 16041,9
2019 г. 42736,8 42293,1 +443,7 15281,8
источник: Regnum.ru
Таблица 2
Доходная часть бюджета по территории, администрируемой МИФНС России № 4 по Тамбовской области (Тамбовский район, г. Котовск, Знаменский район, Токаревский район, Жердевский район, Мордовский район) на 2016 г.
Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов Сумма (тыс. руб.)
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 4 906 601
Налог на доходы физических лиц 2 146 366
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 110 720
Единый сельскохозяйственный налог 64 472
Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов 25710
Земельный налог 209 410
Государственная пошлина 21 769
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам 193
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3 818
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 0
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 17
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов и компенсации затрат бюджетов городских округов 0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0
Административные платежи и сборы 0
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3 801
Прочие неналоговые доходы бюджетов городских округов 0
Безвозмездные поступления 0
ИТОГО доходов 4 910 419
Статистические данные приведены на основе авторского мониторинга и внутриведомственных Отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N° 4 по Тамбовской области за 2016 г.
Наибольшие суммы прироста поступлений наблюдаются по следующим налогам (рис. 1):
- по налогу на имущество физических лиц (на 35,2 %);
- по акцизам (на 31 %);
- по налогу, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (25 %);
- по налогу на имущество организаций (на 18,1 %);
- по земельному налогу (на 13,7 %);
- по водному налогу (10,5 %).
Снизились поступления:
- по налогу на добавленную стоимость на 503,6 млн руб. или в 9,3 раза (в 2015 г. поступило в сумме 564,3 млн руб., в 2016 г. - 60,7 млн руб.).
- по налогу на прибыль организаций - на 153,5 млн руб. или 18,4 % и составили 681,0 млн руб., в том числе:
- в федеральный бюджет увеличились на 28,1 млн руб. или 47,3 % и составили 87,4 млн руб.;
- в бюджет субъекта РФ уменьшились на 181,6 млн руб. или 23,4 % и составили 593,6 млн руб.
- по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, поступления уменьшились на 2,4 млн руб. или на 2,3 %.
- по НДПИ поступления уменьшились на 21 тыс. руб. или на 0,7 % в связи с неуплатой в декабре текущего платежа в сумме 24 тыс. руб.
- по единому налогу на вмененный доход поступления уменьшились на 6,6 млн руб. или на 6 %.
- по транспортному налогу с организаций поступления уменьшились на 4,5 млн руб. или на 8 %.
Поступления по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет за 2016 г. возросли на 190,0 млн руб. и составили 109,7 % к уровню соответствующего периода прошлого года или 2 146,4 млн руб.
В целом по инспекции за период с января по декабрь 2016 г. возмещено НДФЛ в сумме 172,9 млн руб., что больше на 30,5 млн руб. или на 21,4 % аналогичного периода 2015 г. (в январе-декабре 2015 г. - 142,4 млн руб.).
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
^ «р ^ #
1
✓ /
/У
■го
//
# *
¿Г
Г
о!14
12015 год ■ 2016 год
Рис. 1. Изменения в сборе налогов (%) по МИФНС №4 в 2015-2016 гг. (стат. данные приведены на основе авторского мониторинга и внутриведомственных Отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2015-2016 гг.)
Сегодня совершенствование налогового организационно-экономического инструментария как администрирования рассматривается в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему региона и муниципалитетов налоговых платежей. Также это способствует созданию максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
Из приведенных выше результатов мониторинга можно сделать вывод о том, что недопоступление налоговых платежей зависит от действующих норм налогового законодательства, которые в
свою очередь, возможно, перестали отвечать потребностям экономического развития: территорий, отдельных отраслей хозяйства, видов деятельности, хозяйственных операций. А также утратили способность отслеживать возникающие схемы минимизации налоговых платежей субъектами региональной и муниципальной экономики и нивелировать уход налогоплательщиков от уплаты всей совокупности налогов [11-14].
Хотелось бы отметить, что по МИФНС № 4 ведется работа в отношении обособленных подразделений, зарегистрированных на подведомст-
венной инспекции территории, в адрес головных организаций, осуществляющих деятельность на территории, подведомственной инспекции направлено 69 писем. Получены ответы об отсутствии стационарных рабочих мест.
За недостоверное отражение сведений в справках формы 2-НДФЛ принято 101 решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Сумма штрафных санкций составила 131 тыс. руб.
Исходя из численности работников, отраженной в сведениях, представленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда и ФСС 29 налоговых агентов, не представили сведения о доходах физических лиц. По данному нарушению приняты решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Сумма штрафных санкций составила 98 тыс. руб.
За несвоевременное представление справок формы 2-НДФЛ к налоговой ответственности привлечено 28 налоговых агентов. Сумма штрафных санкций составила 26 тыс. руб.
По результатам камеральных проверок расчетов формы 6-НДФЛ, за несвоевременную уплату налоговыми агентами сумм, сумма штрафных санкций по 285 решениям составила 3,1 млн руб.
По вопросу своевременной уплаты налога на доходы физических лиц заслушано 70 налогоплательщиков.
В результате работы, проведенной в январе-декабре 2016 года погашена задолженность по НДФЛ в размере 15,8 млн руб.
В целях снижения задолженности инспекцией в оперативном порядке принимался полный комплекс мер принудительного взыскания задолженности в соответствии с действующим законода-
За январь - декабрь 2016 г. поступило невыясненных платежей всего в сумме 654,9 млн руб., в том числе на сч. 100 поступило 40,2 млн руб., выяснено всего 654,2 млн руб., остаток невыясненных платежей по состоянию на 01.01.2017 г. составил 1,7 млн руб. или 0,03 % в общей сумме поступлений.
Совокупная сумма задолженности по налогам, сборам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом пени и налоговых санкций за 2016 г. возросла с начала года на 2 402 726 тыс. руб. или 55,4 % (на 01.01.2016 г. - 1 932 091 тыс. руб.) и составила 4 334 817 тыс. руб.
Рост совокупной задолженности по обязательным платежам произошел по следующим причинам:
- неуплата доначислений по результатам контрольной работы на сумму 2 021 112 тыс. руб.;
- неуплата текущих платежей на сумму 315 463 тыс. руб.;
Неуплата текущих платежей организациями, находящимися в конкурсном производстве:
- прием налогоплательщиков из другого налогового органа с задолженностью по налогам (миграция) на сумму 1 569 тыс. руб.;
- начисление пени за несвоевременную уплату текущих платежей на сумму 50 599 тыс. руб.
Сумма задолженности по налоговым платежам с начала года возросла на 1 687 274 тыс. руб. или в 2,2 раза (на 01.01.2016 г. - 1 368 556 тыс. руб.) и составила 3 055 830 тыс. руб.
Таблица 3
тельством и Планом действий налоговых органов по повышению эффективности урегулирования и взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Структура задолженности по налоговым платежам по видам налогов (тыс. руб.)
Наименование задолженность на 01.01.2016 задолженность на 01.01.2017 отклонение +,- отклонение %
ВСЕГО
в том числе: 1 368 556 3 055 830 1 687 274 223,3
Федеральные налоги 1 109 881 2 727 121 1 617 240 245,7
из них:
Налог на прибыль 68 365 154 386 86 021 225,8
НДС 526 671 1 025 947 499 276 194,8
НДПИ 853 725 -128 85,0
НДФЛ 79857 105718 25861 132.38
Остальные федеральные налоги 513 992 1 546 063 1 032 071 300,8
Региональные налоги 120 039 163 475 43 436 136,2
Местные налоги 121 563 141 061 19 498 116,0
Налоги со спец. режимом 17 073 24 173 7 100 141,6
Статистические данные приведены на основе авторского мониторинга и внутриведомственных отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N° 4 по Тамбовской области за 2016 г.
Так, за 2016 г. от применения комплекса мер по принудительному взысканию недоимки в бюджет поступило 482 597 тыс. руб., что на 150 001 тыс. руб. или 23,7 % меньше прошлого года (за 2015 г. -632 598 тыс. руб.).
Показатель эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания составил 50,9 %, что на 24,1 % ниже доведенного задания на 01.01.2017 г. (75,0 %).
По итогам 2016 г. показатель эффективности исполнительных действий составил 16 %, что на 13 % меньше доведенного задания на 2016 г. (33 %) (по расчету на 2017 г. - 56,43 %).
Совместно с судебными приставами с начала 2016 г. проведено 64 ареста имущества должников на общую сумму 27 832 тыс. руб.
Показатель эффективности произведенных арестов составил 5,2 %, что ниже доведенного задания на 1,8 % (задание - 7 %).
В ходе проведения исполнительных действий погашено должниками 80 040 тыс. руб., что на 25 833 тыс. руб. или 43 % больше прошлого года (за 2015 г. погашено должниками 60 207 тыс. руб.).
За 2016 г. в судебные органы направлено 7 235 заявлений о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 48 НК РФ на сумму 126 553 тыс. руб., что на 1 535 документов или на 27,0 % больше прошлого года. За 2015 г. направлено 5 700 документов на сумму 40 094 тыс. руб.
За 2016 г. отделом выездных проверок проведено 48 выездных налоговых проверок, из них: 46 проверок организаций и 2 проверки индивидуальных предпринимателей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество проверок снизилось на 33 проверки или в 1,7 раза. Снижение количества объясняется увеличением количества проверок, проведенных в отношении крупнейших налогоплательщиков, их проведено 4 проверки.
Всего по результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено 2 051 766 тыс. руб., что на 1 331 470 тыс. руб. или в 2,8 раза выше аналогичного показателя 2015 г.
Сумма доначисленных платежей в расчете на одну проведенную результативную выездную налоговую проверку организаций составляет 44 567 тыс. руб., что на 36 464 тыс. руб. или в 5,5 раза выше аналогичного показателя 2015 г.
Выездные проверки частично осуществляются совместно с органами внутренних дел. В 2016 г. было проведено 10 выездных налоговых проверок, доначисления по которым составили 1 924 125 тыс. руб.
Количество совместных с правоохранительными органами проверок по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. снизилось на 21 единицу или в 3 раза. Доначисленные суммы платежей увеличились на 1 537 162 тыс. руб. или в 5 раз. За 2015 г. доначисленные суммы по совместным с правоохранительными органами проверкам составили 386 963 тыс. руб.
Дальнейшее совершенствование налогового организационно-экономического инструментария как администрирования, в региональной и муниципальной налоговой сфере, направлено на:
- совершенствование выездных налоговых проверок;
- расширение использования института «Уточнение платежа» в налоговых правоотношениях;
- активизацию административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками [15; 3; 16; 17].
В настоящий период эффективность налоговых проверок по МИФНС № 4 достаточно высока. Следует отметить, что данный налоговый инструментарий применяется постоянно и результаты его следующие:
- соблюдение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа. В ходе проведения 209 проверок выявлено 209 нарушений, в том числе:
- 194 нарушения, выразившихся в неприменение контрольно-кассовой техники, либо отказе в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего оплату;
- 11 нарушений порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу денежной наличности, либо осуществлении расчетов наличными деньгами сверх установленных размеров;
- 4 нарушения требований об использовании специальных банковских счетов.
По результатам выявленных нарушений предъявлено штрафных санкций на общую сумму 1 915 тыс. руб. Взыскано 1 375 тыс. руб., в том числе за предшествующие периоды взыскано 97 тыс. руб., неполная уплата штрафных санкций, предъявленных в 2016 г., объясняется тем, что не истек срок добровольной оплаты штрафа в сумме 336 тыс. руб., предоставленный нарушителям статьей 32.2 КоАП РФ.
- Работа платежных терминалов. Проведено 34 проверки соблюдения законодатель-
ства о применении контрольно-кассовой техники при приеме платежей физических лиц, в ходе которых выявлено 34 нарушения, выразившихся в приеме платежей физических лиц без применения в предусмотренных законодательством случаях контрольно-кассовой техники. К нарушителям применены штрафные санкции, предусмотренные ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, сумма которых составила 180 тыс. руб., оплачено 160 тыс. руб. При осуществлении производств по делам об административных правонарушениях на каждый платежный терминал наложен арест.
- Спецсчета. В течение отчетного периода проведено 5 проверок по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в части использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов, в ходе четырех проверок выявлены административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Сумма штрафных санкций составила 18 тыс. руб., полностью оплачены.
- Корректировка ФП. С использованием Интернет ресурсов проверено 328 кассовых чеков и сменных отчетов, полученных инспекторами самостоятельно, некорректных кассовых чеков, либо сменных отчетов, не выявлено.
- Выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица. В результате данной работы выявлено 42 случая осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица. В отношении лиц, допустивших указанные нарушения, составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, и переданы в соответствующие суды на рассмотрение. Сумма штрафных санкций составила 22 тыс. руб., оплачено 13 тыс. руб.
Совершенствуется работа с налогоплательщиками, предоставляющими отчетность в электронном виде. К примеру, в IV квартале 2016 г. по данным реестра регистрации налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, приняты документы налоговой и бухгалтерской отчетности от 1434 организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность. Из них:
- 1418 (98,9 %) представили налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникаци-
онным каналам связи (на 18,9 п. п. выше значения планового показателя на IV квартал 2016 г. (80
%);
- на бумажных носителях с использованием штрих-кода - 12 (1 %).
В рамках подключения граждан к «Личному кабинету» по состоянию на 1 января 2017 г. 51336 физических лиц подключены к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Удельный вес граждан, подключенных к «ЛК» от числа состоящих в инспекции на учете физических лиц, составляет 14,2 %.
Заключение
В результате теоретического и практического рассмотрения вопросов совершенствования налоговой базы и налогового инструментария по региональным и местным налогам (на примере УФНС России по Тамбовской области) можно отметить, что «застарелые» проблемы налоговой сферы (порядок информационно-аналитического обмена с регистрирующими органами; нивелирование «затратности» администрирования местных налогов; «уход» физических лиц и хозяйствующих субъектов от оформления своих прав на объекты недвижимости; отсутствие у исполнительных региональных и муниципальных органов власти реальных налоговых инструментов; большие размеры льгот по местным налогам и пр.) в значительной степени влияют на низкую собираемость налогов. И что характерно для прогнозной ситуации, данная отрицательная тенденция в региональном разрезе будет иметь место и в будущем.
Таким образом, важнейшими условиями совершенствования организационно-экономического налогового инструментария как качества налогового администрирования являются:
- постоянное совершенствование организационной структуры региональных налоговых органов;
- укрепление их материально-технической и информационно-технологической базы (обеспечить рост показателей представления отчетности налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи);
- использование новых инструментов и технологий контрольной работы налоговых инспекций (совершенствовать качество предоставления государственных услуг с целью обеспечения показателя: Оценка эффективности предоставления государственной услуги по бесплатному информированию на уровне не менее 75 %);
- проведение комплексных (субъектно) выездных проверок (требуется обеспечить повыше-
ние качества проводимых выездных налоговых проверок и исключить случаи необоснованного затягивания выездных налоговых проверок);
- совершенствование взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (активизировать агитационную работу с физическими и юридическими лицами по вопросу подключения к Интернет-сервисам ФНС России: «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», а также обеспечить рост подключений к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»);
- повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов;
- проведение на постоянной основе сбора данных, необходимых для выявления мнения налогоплательщиков о качестве предоставления государственных услуг налоговым органом, с последующим внесением контактных номеров в ПО «Мониторинг качества государственных услуг».
Литература
1. Балтина А. М., Волохина В. А. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования: монография. Оренбург: ОГУ, 2004. С. 12.
2. Тедеев А. А. Парыгина В. А. Бюджетная система России. М.: Инфра-М, Норма. 2017. С. 22.
3. Ермакова Е. А., Болякина О. В. Подходы к определению финансовой самостоятельности местных бюджетов России // Финансы и кредит. 2012. № 12. С. 2.
4. Левина В. В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Феникс. 2017. С. 44.
5. Романцов А. А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2011. № 9. С. 32.
6. Истомина Н. А. Налоговое регулирование финансовой базы местных бюджетов как элемент межбюджетных отношений и бюджетного планирования в регионе // Финансы и кредит. 2011. № 44. С. 12.
7. Лазова Г. Н. Современные проблемы налогового администрирования // Финансы. 2009. № 4. С. 2.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3. URL: http://www.consul-tant.ru
9. Герасименко Н. С. Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов: авто-реф. ... канд. юрид. наук. М. 2011. С. 7.
10. Окунь А. С. Налоговый инструментарий обеспечения экономической безопасности государства: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 26.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). URL: base.garant.ru
12. Налоги и налогообложение / gод ред. Сердю-кова А. Э., Вылковой Е. С., Тарасевич А. Л. СПб.: Питер, 2011. С. 122.
13. Черник Д. Г. Основы налоговой системы. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ-2012. С. 8.
14. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М. 2011. С. 81.
15. Едронова В. Н. Прогнозирование налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации // Финансы и кредит. 2011. № 17. С. 51.
16. Захарченко А. А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов// Финансы. 2009. № 3. С. 37.
17. Тимченко В. С., Пронина Л. И. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления // Финансы. 2012. № 9. С. 21.
18. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Инфра-М. 2016.
19. URL: http:// lifetambov.ru
20. URL: http:// regnum.ru
References
1. Baltina А. M., Volokhina V. А. Mezhbyudzhetnye otnosheniya v regione: modeli organizatsii i regulirovaniya: monografiya [The interbudgetary relations in the region: models of the organization and regulation: monograph]. Orenburg: OGU, 2004. S. 12.
2. Tedeev А. А. Parygina V. А. Byudzhetnaya sistema Rossii [Budgetary system of Russia]. M.: Infra-M, Norma. 2017. S. 22.
3. Ermakova E. А., Bolyakina O. V. Podkhody k opre-deleniyu finansovoj samostoyatel'nosti mestnykh byudzhetov Rossii [Approaches to definition of financial independence of local budgets of Russia] // Finansy i kredit. 2012. № 12. S. 2.
4. Levina V. V. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Fe-deratsii [Budgetary system of the Russian Federation]. M.: Feniks. 2017. S. 44.
5. Romantsov А. А. Mezhbyudzhetnye otnosheniya i formirovaniye dokhodov territorial'nykh byudzhetov // Finan-sy. 2011. № 9. S. 32.
6. Istomina N. А. Nalogovoye regulirovaniye finanso-voj bazy mestnykh byudzhetov kak element mezhbyudzhet-nykh otnoshenij i byudzhetnogo planirovaniya v regione [Fiscal regulation of financial base of local budgets as an element of the interbudgetary relations and budget planning in the region] // Finansy i kredit. 2011. № 44. S. 12.
7. Lazova G. N. Sovremennye problemy nalogovogo administrirovaniya [Modern problems of tax administration] // Finansy. 2009. № 4. S. 2.
8. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo sa-moupravleniya v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ [About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federa-Hon: federal law from 06.10.2003 № 131-FL]. URL: http://www.consul-tant.ru
9. Gerasimenko N. S. Pravovye problemy ustanovle-niya i vzimaniya mestnykh nalogov i sborov [Legal problems
of establishment and collection of the local taxes and collecting]: avtoref. ... kand. yurid. nauk. M. 2011. S. 7.
10. Okun' A. S. Nalogovyj instrumentarij obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva: monografiya [Tax tools of ensuring economic security of the state: monograph]. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2010. S. 26.
11. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (NK RF) [Tax Code of the Russian Federation (TC of the RF)]. URL: base.garant.ru
12. Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation] / pod red. Serdyukova A. E., Vylkovoj E. S., Tarasevich A. L. SPb.: Piter, 2011. S. 122.
13. Chernik D. G. Osnovy nalogovoj sistemy [Bases of the taxation system]. 2-ye izd., pererabotannoye i dopolnen-noye. M.: YuNITI-2012. S. 8.
14. Yutkina T. F. Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation]. M.: Infra-M. 2011. S. 81.
15. Edronova V. N. Prognozirovaniye nalogovykh post-uplenij v sub"yekte Rossijskoj Federatsii [Forecasting of tax revenues in the subject of the Russian Federation] // Finansy i kredit. 2011. № 17. S. 51.
16. Zakharchenko A. A. Podderzhka malogo predprini-matel'stva i dokhodnyj potentsial mestnykh byudzhetov [Support of small business and profitable potential of local budgets] // Finansy. 2009. № 3. S. 37.
17. Timchenko V. S., Pronina L. I. Povysheniye effek-tivnosti raboty organov mestnogo samoupravleniya [Increase in overall performance of local government bodies] // Finan-sy. 2012. № 9. S. 21.
18. Seleznev A. Z. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federatsii [Budgetary system of the Russian Federation]. M.: Infra-M. 2016.
19. URL: http:// lifetambov.ru
20. URL: http:// regnum.ru
* * *
IMPROVEMENT OF TAX BASE AND TAX TOOLS ON THE REGIONAL AND LOCAL TAXES (ON THE EXAMPLE OF DEPARTMENT OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ACROSS THE TAMBOV REGION)
STREBKOVA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KUZNETSOV IGOR ANATOLYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is the analysis of specifics of regional tax base and features of development of tax tools of increase in effectiveness of functioning of economy of the region, and also problems of functioning of regional tax administrations. The dialectic method and a method of the structural analysis formed a methodological basis of a research. During the research authors used both general scientific, and special methods of knowledge and also provided the technique of carrying out a research: author's monitoring of activity of the enterprises of the region regarding system of the taxation, carried out by the researcher; the analysis of the information materials on fiscal charges provided by the enterprises of the region; the analysis of statistical information, including Rosstat, Tambovstat. The analysis of interdepartmental Reports of Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service № 4 for the Tambov region for 2015-2016. Methods of descriptive statistics allowed to create quantitative data on the declared problems and to present them in tables. The carried-out monitoring and the analysis of the regional tax sphere, and also activity of the regional enterprises and individual entrepreneurs and natural persons allowed to create statistical data on various quantitative and financial parameters and to present them tables in this research. As conclusions authors offered the list of actions for improvement of tax organizational and economic tools which will allow in due time and is adaptive to carry out a complex of tax actions for increase in effectiveness of functioning of economy of the region. Content of a research and the created conclusions can be useful for the further theoretical and practical researches of the regional tax sphere, and also in the regional consolidated programs of social and economic development. Separate provisions of article and some conclusions are applicable when forming the current activity of tax inspections, the regional organizations and enterprises.
Key words: tax inspection, tax tools, region, indicative indicators
Об авторах:
Стребкова Татьяна Николаевна, аспирант кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, заместитель начальника МИФНС № 4 по Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация
Кузнецов Игорь Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the authors:
Strebkova Tatyana Nikolaevna, Post-graduate Student of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Deputy Chief of Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service № 4 across the Tambov region, Tambov, the Russian Federation
Kuznetsov Igor Anatolyevich, Doctor of Economics, Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation