Совершенствование финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений в условиях повышения их финансовой
самостоятельности
Enhancement of financial provision of activities of higher educational institutions in the conditions of increase of their financial independence
Меняйлова Регина Анатольевна аспирант, Волгоградский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрен механизм финансового обеспечения деятельности вузов, классифицированы формы и методы финансовокредитного механизма финансового обеспечения деятельности вузов, выявлены тенденции количественного и качественного изменения его элементов, предложено внедрение методов поэтапного финансового планирования в деятельности вузов и даны рекомендации для повышения финансового обеспечения вузов по совершенствованию налогообложения вузов, а также образовательных, научных организаций и организаций-инвесторов, стимулирующие финансовую интеграцию образования, науки и производства.
Abstract: In article the mechanism of financial provision of activities of higher education institutions is considered, forms and methods of the financial and credit mechanism of financial provision of activities of higher education institutions are classified, tendencies of quantitative and high-quality change of its elements are revealed, implementation of methods of step-by-step financial planning in activities of higher education institutions is offered and recommendations for increase of financial provision of higher education institutions on enhancement of the taxation of higher education institutions, and
also the educational, scientific organizations and the organizations investors, educations stimulating financial integration, sciences and productions are made.
Ключевые слова: финансовое обеспечение вузов, финансово-
кредитный механизм, финансовое планирование, налогообложение вузов, интеграция образования и науки.
Keywords: financial provision of higher education institutions, financial and credit mechanism, financial planning, taxation of higher education institutions, science and education integration.
Совершенствование финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений (вуз) - одна из важнейших и острых проблем трансформационной экономики России. Система бюджетного финансирования образовательных учреждений высшего профессионального образования переживает кардинальные изменения в результате преобразования государственных (муниципальных) образовательных учреждений в новые типы казенных, бюджетных и автономных учреждений. В связи с этим государство предоставляет вузам значительно больше самостоятельности в ведении их финансово-хозяйственной деятельности и распоряжении заработанными средствами. Деятельность государственных вузов все больше приближается по своим характеристикам к деятельности корпораций.
Реорганизация вузов способствует повышению их инновационной активности и инвестиционной привлекательности, открывает новые источники внебюджетных финансовых ресурсов как за счет оказания платных услуг, привлечения кредитов, так и за счет интеграции образования, науки и производства, которая имеет большой финансовый потенциал. Все это позволяет говорить о необходимости и важности научного анализа новых возможностей совершенствования механизма финансового обеспечения деятельности вузов путем диверсификации его источников, модернизации форм, методов и инструментов.
Федеральное законодательство определило переход от финансирования учреждений к финансированию реализуемых им услуг, что в свою очередь, определило переход от финансирования вузов к финансовому обеспечению их деятельности, изменив роль государства по отношению к реализуемой государственной (муниципальной) услуге от производителя к заказчику. Реформирование финансового обеспечения вузов представляет собой эволюционный процесс перехода от «затратной» модели финансового механизма (сметного финансирования образовательных учреждений) к «результативной» модели финансово-кредитного механизма (финансирование и кредитование деятельности вуза для достижения заданного результата). «Результативная» модель основана на участии в формировании финансовых ресурсов высших учебных заведений государства (органов местного самоуправления), бизнеса и самого человека как получателей целевых эффектов от профессионального образования.
Реформирование финансового обеспечения деятельности вузов включает этапы трансформации форм, методов и соответствующих им инструментов финансирования и кредитования и последующей структурной и функциональной модернизацией финансового механизма в финансовокредитный механизм финансового обеспечения. Трансформация финансового обеспечения деятельности вузов - это кардинальное изменение соотношения форм собственности в источниках финансовых ресурсов: от преимущественно государственной до преимущественно частной (табл. 1).
Таблица 1 - Объем платных услуг на образование и расходов консолидированного бюджета на образование в целом и высшее и послевузовское профессиональное образование (ВПО) в 2004-2010 гг.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Объем платных услуг системы образования, млрд руб. 118,7 147,0 189,6 231,7 281,2 306,0 326,0
В % ВВП 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Темпы роста объема платных услуг системы образования, % - 123,8 129,0 122,2 121,3 108,8 106,5
Консолидированный бюджет на образование, млрд руб. 593,2 801,8 1033,3 1342,3 1664,2 1783,5 1893,9
Расходы консолидированного бюджета на образование, % ВВП 3,5 3,7 3,9 4,1 4,1 4,6 4,4
Темпы роста расходов консолидированного бюджета на образование, % 135,2 128,8 129,9 124,0 107,2 106,2
Справочно:
Расходы на ВПО, млрд руб. 76,9 125,9 169,9 240,2 294,6 347,2 377,8
Доля расходов на ВПО в консолидированном бюджете на образование, % 13,0 15,7 16,4 17,9 17,7 19,5 19,9
Доля расходов на ВПО, % ВВП 0,45 0,58 0,63 0,72 0,71 0,89 0,88
Темпы роста бюджетных расходов на ВПО, % - 163,7 134,9 141,4 122,6 117,9 108,8
Источник: Федеральное казначейство, Росстат, Россия в цифрах.
Динамика объема платных услуг системы образования показывает их стабильный рост, причем в некоторые годы его темпы опережают темпы роста бюджетных расходов.
Таким образом, меняются состав и структура субъектов финансового обеспечения вузов. Состав расширяется за счет банков, страховых и иных финансовых организаций, а в структуре увеличивается доля финансов субъектов из сферы корпоративных финансов и домашних хозяйств. В зависимости от источников финансовых ресурсов (общественные финансы, корпоративные финансы, личные финансы, кредитные ресурсы) следует выделить базовые формы финансового обеспечения: внешнее (бюджетное, корпоративное и личное финансирование), самофинансирование и кредитование. Субъектами финансово-кредитного механизма финансового обеспечения вузов выступают: государство (орган местного
самоуправления), юридические лица и граждане, имеющие разные интересы в получении благ от вложения финансовых средств (рис. 1).
Субъекты Г осударство (орган Юридические лица Граждане
финансового местного
обеспечения вузов самоуправления)
Источники Общественные Кредитные Корпоративные Личные финансы
финансового финансы ресурсы финансы
обеспечения вузов
Базовые формы финансового обеспечения вузов
Самофинанси-
рование
Внешнее Внешнее Внешнее личное
бюджетное корпоративное финансирование
финансирование финансирование
Рисунок 1. Взаимосвязь элементов финансово-кредитного механизма финансового обеспечения деятельности вузов
Выделенные базовые формы финансового обеспечения вузов реализуются при помощи специфических методов. В частности, бюджетное финансовое обеспечение может осуществляться методами прямого финансирования образовательных учреждений (субсидирование, блочные трансферты), финансирования учащихся, образовательных субвенций, целевых программ и др. Корпоративное финансовое обеспечение включает методы фирменного финансирования профессионального образования, финансирования по договорам с образовательными учреждениями, финансирования за счет негосударственных коллективных инвесторов, объединивших ресурсы для инвестиций в образование и др. Личное финансовое обеспечение представлено различными методами мобилизации средств лицами, получающими образование: по договорам с образовательными учреждениями, через образовательное страхование, образовательные сбережения, спонсорство. Самофинансирование предусматривает выделение финансовых средств учредителей, оказание платных образовательных услуг, выполнение научных исследований и т.д.
В состав источников с 2011 года включены кредитные ресурсы. Кредитование также обладает широким арсеналом методов, различающихся в главном составом субъектов кредитных отношений. Самые простые методы предполагают участие заемщика и кредитора, а самые сложные - заемщика, кредитора, социального гаранта, финансового гаранта, образовательного учреждения. Бюджетные учреждения могут привлекать займы с ограничениями по крупным сделкам, а автономные учреждения вправе предоставлять и привлекать заемные средства.
В соответствии с законодательством с 2011 года в России существуют три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений государством (муниципалитетом) осуществляется в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам (выполнением работ), содержание имущества, уплату налогов и др.
В современных условиях любой государственный (муниципальный) вуз - бюджетное или автономное учреждение - будет функционировать в условиях управления не затратами (финансирование по смете), а результатами. Ранее объемы поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности вуза, были определены заранее на текущий финансовый год и утверждались в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, из которого финансировалась основная деятельность учреждения. Теперь финансируется не учреждение как таковое, а предоставление им государственных и муниципальных услуг в конкретном объеме и определенного качества.
Казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с учредительными документами. Но теперь доходы бюджетных и автономных учреждений,
полученные от указанной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Более того, эти учреждения могут распоряжаться движимым и не особо ценным имуществом самостоятельно. Изменение организационно-правовых форм государственных (муниципальных) вузов способствует внедрению принципов управления и функционирования вуза как корпорации, ориентированной на результативную и эффективную деятельность.
Корпоратизация вуза как некоммерческой организации возможна за счет оказания платных образовательных услуг и финансовой интеграции образования, науки и производства, что способствует повышению уровня финансового обеспечения вузов, сокращению расходов бюджетов, ориентации результатов научной деятельности на потребности экономики, укреплению связей с производством, применению методов стратегического управления деятельностью вузов, обеспечивающих повышение
эффективности деятельности вузов. Таким образом, происходит
качественное изменение источников финансирования вузов, которое создает реальный стимул и мотивацию к развитию самофинансирования посредством интеграции образования, науки и производства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов вузов, а также неравномерности поступления доходов от оказания платных услуг особое значение приобретает внедрение методов поэтапного финансового планирования деятельности вузов. Его цель - обеспечить полное использование ликвидных активов, которыми располагает вуз в каждый отдельно взятый момент времени. В таблице 2 представлены данные государственного вуза о поступлении доходов и осуществлении выплат в 2012 году.
Таблица 2 - Данные о поступлении доходов и осуществлении выплат в 2012
году (на примере государственного вуза), руб.
Период Поступления Выплаты Сальдо
Январь 12 941 052,34 13 936 538,16 -995 485,82
Февраль 26 458 021,68 25 103 230,92 1 354 790,76
Март 15 644 585,79 31 574 251,55 -15 929 665,76
Апрель 25 803 549,62 42 323 793,20 -16 520 243,58
Май 18 416 339,62 24 243 505,77 -5 827 166,15
Июнь 29 349 810,90 50 366 814,74 -21 017 003,84
Июль 38 827 721,58 31 600 741,41 7 226 980,17
Август 92 375 556,57 23 086 601,21 69 288 955,36
Сентябрь 59 131 823,05 35 158 385,04 23 973 438,01
Октябрь 25 152 209,68 26 445 984,77 -1 293 775,09
Ноябрь 23 867 767,18 23 692 074,02 175 693,16
Декабрь 45 403 088,05 52 136 023,93 -6 732 935,88
Итого 413 371 526,06 379 667 944,72
Как видно, ежемесячные поступления средств и выплаты не совпадают по месяцам. Отсутствие системы эффективного кассового планирования показывает наличие больших величин положительного и отрицательного сальдо ликвидности, разрывов между пиком поступлений и выплат.
В целях обеспечения наиболее эффективного управления ликвидными активами вузов целесообразно составление и ведение бюджета движения денежных средств в несколько этапов: 1) текущее планирование (в период формирования плана финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий финансовый год); 2) оперативное планирование (ежемесячно в период разработки месячного плана доходов и расходов, учитывающего итоги деятельности за истекший период и изменения, вносимые в государственное задание). Выделенные этапы включают в себя процедуры по разработке прогноза доходов, прогноза расходов, оценке величины и сроков наступления кассовых разрывов и профицита ликвидности.
Особое значение для вузов приобретает право размещать профицит ликвидности в инструменты, направленные на получение процентных доходов. В настоящее время такое право предоставлено только вузам, существующим в форме автономных учреждений. Предоставление аналогичных прав бюджетным учреждениям позволит дополнительно укрепить их доходную базу и повысить финансовую устойчивость в условиях неравномерного поступления доходов.
настоящее время в России распространены механизмы льготного налогообложения образовательных, научных организаций и организаций - их
инвесторов преимущественно социального характера. В настоящее время в Российской Федерации действующее налоговое законодательство не имеет действенного механизма налогообложения, стимулирующего привлечение дополнительных средств в сферу высшего профессионального образования.
Налоговое законодательство до 2011 года предусматривало единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций (включая бюджетные учреждения), практически полностью исключающий предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям. В 2011 году были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, затронувшие и учреждения высшего профессионального образования. Более того, теперь в законодательстве не делается акцент на форму собственности учреждений.
На рисунке 2 представлены элементы льготного налогообложения образовательных, научных организаций и организаций-инвесторов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, которые могут стимулировать финансовую интеграцию образования, науки и
производства.
Форма представления льготы: - льготные налоговые режимы; - освобождения; - изъятия; - вычеты; - скидки; - изменение сроков уплаты. Налог: - на прибыль организаций; - на добавленную стоимость; - на имущество организаций; - транспортный; - земельный. Привязка к элементу налогообложения: - налогоплательщик; - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговая ставка; - сроки уплаты.
Принадлежность к уровню управления: - федеральные; - региональные; - местные. Направленность льготы: - стимулирующее; - социальное. Субъект предоставления: - образовательное учреждение; - научное учреждение; - организация-инвестор.
Рисунок 2. Элементы льготного налогообложения образовательных, научных
организаций и организаций-инвесторов
Несмотря на положительные изменения в налогообложении, например, в соответствии с новой статьей 284.1 НК РФ с 2012 года образовательные организации вправе не уплачивать налог на прибыль организаций при
выполнении определенных условий (наличие лицензии, структура доходов, численность работников и т.д.). Однако доля доходов от образовательной деятельности должна составлять не менее 90% в общем объеме доходов. Данное ограничение не позволяет вузам в полном объеме диверсифицировать направления деятельности и привлекать дополнительные доходы. Снижение указанного порога до 70% позволит вузам не только получить дополнительную финансовую поддержку в виде льготы по налогу на прибыль, но и направлять на повышение качества образовательного процесса доходы от иной приносящей доход деятельности.
В 2013 году расширен перечень необлагаемого налогом имущества организаций, в частности не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года; объекты, признаваемые объектами культурного наследия; земельные участки и иные объекты природопользования и иные объекты (п. 4 ст. 374 НК РФ). Включение в данный перечень имущества вузов в течение первых 3 лет, приобретаемого с 1 января 2013 года , позволит повысить финансовую обеспеченность вузов за счет налогового льготирования.
Кроме того, по-прежнему организациям-инвесторам не доступен инвестиционный налоговый кредит. Он предоставляется лишь при проведении этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства. В связи с этим предлагаем внести изменения в ст. 67 НК РФ и исключить словосочетание «собственного производств».
С 2009 года налогоплательщики могут уменьшать свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций в размере фактических затрат на НИОКР с применением коэффициента 1,5. Однако эта норма распространяется только на определенные виды деятельности, закрепленные Правительством Российской Федерации. Для стимулирования финансовой интеграции образовательных, научных организаций и организаций-инвесторов в сфере НИОКР следует распространить данную норму на любые НИОКР, проводимые образовательными и научными
организациями за счет средств организаций-инвесторов. Более того, для быстрого повышения инновационной активности финансовой интеграции образования, науки и производства в России необходимо придать льготам прогрессивный характер за счет права списания в расходы по налогу на прибыль организаций затрат на НИОКР в трехкратном размере.
Налоговое льготирование помимо стимулирования интеграции образования, науки и производства должно способствовать привлечению средства населения и юридических лиц в сферу высшего профессионального образования. В связи с этим для стимулирования интереса граждан к получению образовательных кредитов следует в статье 219 НК РФ увеличить размер социального налогового вычета на суммы, направленные гражданином-налогоплательщиком на погашение процентов по целевым образовательным займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на оплату обучения. Также необходимо снять ограничение на размер социального налогового вычета налогоплательщикам-родителям за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, и установить его в размере фактически произведенных расходов на это обучение, так как его размер - 50 тыс. руб., не соответствует реальному размеру платы за высшее образование.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принят Гос. Думой ФС 16 июля 1998 г.]: офиц. текст // Консультант Плюс : СПС. - Электрон. дан. и прогр. - М., 2013.