Современный механизм внебюджетной деятельности ВУЗа.
Modern mechanism extra budgetary activities of the university.
Макарчева О.А.
кандидат экономических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», доцент
кафедры «Финансы» Makarcheva O.A.
PhD, assistant professor of the "Finance" Saratov Social and Economic Institute (branch) of VPO "Russian Economic
University named after G.V. Plekhanov"
Аннотация: Для обеспечения конкурентоспособности современного отечественного высшего образования необходимо внедрять современные и действенные механизмы управления учреждениями высшего образования. Одним из условий эффективности высшего образования является самостоятельность ВУЗов в решении финансовых вопросов, позволяющая осуществлять многоканальное финансирование, которое, в свою очередь, может повысить качество образования, поднять уровень науки, обеспечить государству приток квалифицированных кадров. Поэтому тема, затрагиваемая в представляемой статье, автором которой поставлена цель проанализировать особенности получения и использования внебюджетных доходов ВУЗами в РФ, представляется весьма своевременной и актуальной. Для достижения указанной цели автор применяет метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой метод. Автором исследованы значение, структура, состав внебюджетных доходов ВУЗов, а также действующий порядок налогообложения. Заслуживает внимание вывод автора о том, что действующее налоговое законодательство сдерживает привлечение дополнительных средств в сферу высшего профессионального образования. Для стимулирования получения и
использования внебюджетных доходов ВУЗов автор делает ряд интересных предложений по внесению изменений в ряд норм Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ, принятие которых будет способствовать стимулированию привлечения внебюджетных средств для финансирования развития высшего образования.
Ключевые слова: внебюджетное финансирование, внебюджетные доходы, меры стимулирующего характера, налоговые льготы.
Abstract: In order to ensure the competitiveness of the modern domestic higher education need to adopt modern and efficient mechanisms for managing higher education institutions. One of the conditions for the effectiveness of higher education is the autonomy of universities in financial issues, which allows for multi-channel financing, which in turn can improve the quality of education, raise the level of science, provide state influx of skilled personnel. Therefore the theme dealt with in the article submitted, the author of which set the goal to analyze the features of receipt and use of extra-budgetary revenues universities in Russia, it is very timely and relevant. To achieve this goal by applying the method of systematic structural analysis, comparative legal method. The authors investigated the value structure, composition budget revenues universities as well as the current procedure for taxation. Deserves the attention of the author's conclusion that the current tax legislation hinders fundraising in the sphere of higher education. To stimulate the receipt and use of extra-budgetary revenues by universities makes some interesting suggestions for changes in a number of provisions of the Tax Code and the Budget Code, the adoption of which will stimulate extra budgetary funds to finance the development of higher education.
Keywords: extra-budgetary funding, budget revenues, incentive-based measures, tax incentives.
Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. Расходовать их, следовательно,
образовательное учреждение может самостоятельно. Эти средства могут использоваться в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена [4], но проблема использования внебюджетных средств осталась.
Необходимо выяснить некоторые важные характеристики внебюджетных доходов.
1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).
2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмотренном для бюджетных средств, т.е. по смете, в которой не предусматривается получение прибыли.
3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.
4. Выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).
5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.
Следовательно, получение и расходование доходов от внебюджетной деятельности может осуществляться только в определенном порядке.
Производство и реализация услуг, товаров и работ со всей очевидностью требует определенных затрат. Полученный доход, следовательно, должен быть распределен на три основных составляющих: уплата налога на добавленную
стоимость, возмещение издержек и прибыль. Прибыль в свою очередь распределяется на сумму налога на прибыль и прибыль, остающуюся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. В общем виде схема повторяет распределение дохода в коммерческой организации, что, в общем, и должно быть. Специфика отрасли образования состоит однако в том, что в рамках образовательного учреждения осуществляются одновременно и во взаимодействии некоммерческая (финансируемая из бюджета) и коммерческая деятельности при наличии ограничений общего характера:
• отсутствие цели извлечения прибыли и, соответственно, отсутствие ее отражения в финансовых планах;
• невозможность использования бюджетных средств для компенсации затрат по внебюджетной деятельности;
• необходимость совместного согласованного «участия» бюджетных и внебюджетных средств в возмещении затрат образовательного учреждения, понесенных в процессе осуществления им своей деятельности.
Самостоятельно распорядиться прибылью можно также только в соответствии с уставом образовательного учреждения и принятыми на его основе положениями (или другими документами) о таком распоряжении полученными средствами. Как правило, такие документы утверждаются советом образовательного учреждения, и за их исполнением осуществляется строгий контроль. Впрочем, вся финансовая сфера деятельности образовательных учреждений является объектом строгого контроля со
стороны многочисленных контрольных и надзорных органов [5].
В заключение следует отметить, что прибыль, полученная в результате осуществления образовательным учреждением самостоятельной уставной деятельности, может использоваться по нескольким направлениям:
• для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения базы для ее осуществления;
• для восполнения недостатка бюджетного финансирования, реинвестирования доходов в обеспечение и развитие образовательного процесса
в данном образовательном учреждении;
• на цели, не связанные с деятельностью данного образовательного учреждения, например в качестве взноса в уставный фонд иной организации;
• на иные, предусмотренные уставом образовательного учреждения
цели.
Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от внебюджетной деятельности предполагает определенную организацию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обеспечение и установление порядка осуществления различных видов деятельности в рамках ее осуществления.
Во всех экономических развитых странах образование рассматривается в качестве основного фактора социально-экономического развития [2]. При этом основным источником финансирования высшего образования почти во всех европейских странах являются бюджетные средства - средства государственного бюджета (в странах с унитарным устройством) либо средства федерального и региональных бюджетов (в странах с федеративным устройством). Применение эконометрических методов в исследованиях западных экономистов позволило прийти к выводу, что периоды значительного экономического роста наблюдались в тех государствах, где осуществлялись серьезные бюджетные вложения в образовательную систему в период, предшествующий экономическому росту. Таким образом, было доказана прямая зависимость устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономики от роста расходов на образование и науку.
В странах Европейского Союза сложились некоторые общие концепции и подходы к финансированию высшего образования. Большинством исследователей признало, что смешанное финансирование высшего образования является более эффективным, чем исключительно государственное, или исключительно частное. При этом смешанное финансирование предполагает возможность использования и бюджетных, и внебюджетных источников как для государственных, так и для частных высших
учебных заведений. Это связано с тем, что высшее образование выполняет важные экономические и социальные функции, которые имеют значение для всего общества в виде ускорения экономического роста, увеличения гибкости рынка труда, передачи научных знаний последующим поколениям, ускорения научно-технического прогресса. Все это оправдывает рост государственных ассигнований на высшее образование.
Модернизация системы высшего профессионального образования предполагает возрастание роли внебюджетных источников финансирования вузов, формируемых за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг и осуществления предпринимательской деятельности. Возможность осуществления бюджетным учреждением предпринимательской деятельности предусмотрена в Гражданском кодексе РФ (п.3 ст.50), Федеральном законе «О некоммерческих организациях», законах, регулирующих деятельность учреждений различных учреждений образования («Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), если это служит достижению целей, ради которых созданы бюджетные учреждения. При этом Бюджетный кодекс гарантирует самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (ст.161). Вместе с тем на практике подобная самостоятельность ограничена в связи с переводом средств от предпринимательской деятельности на лицевые счета в казначействе, поскольку списание с лицевых счетов производится органами казначейства только после соблюдения процедур санкционирования расходов, аналогичной для операций с бюджетными средствами.
Современный механизм привлечения внебюджетных средств в вузы не адекватен рыночным условиям. Он должен включать в себя как меры, разрешающие осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, так и меры стимулирующего характера [1]. Мерами стимулирующего характера могли бы стать полная самостоятельность в использовании средств, полученных за счет внебюджетных источников;
законодательные гарантии не снижения бюджетного финансирования в плановом финансовом году при условии роста внебюджетных средств в текущем году, особый порядок исчисления налогооблагаемой базы вузов, дополненный комплексом налоговых льгот. При этом налоговые методы, и в частности предоставление льгот по подоходному налогу с физических лиц и налогу на прибыль организаций, должны стать основными в механизме привлечения внебюджетных средств. Такой подход соответствует задаче создания условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования.
Между тем в настоящее время в Российской Федерации механизма привлечения внебюджетных средств, за исключением законодательного разрешения вузам заниматься предпринимательской деятельностью [3], не существует. Более того, действующее налоговое законодательство, и в частности механизм налогообложения прибыли вузов, не стимулирует, а, наоборот, сдерживает привлечение дополнительных средств в сферу высшего профессионального образования.
Современное налоговое законодательство предусматривает единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций (включая бюджетные учреждения), практически полностью исключающий предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям. До принятия Налогового кодекса РФ положения налогового законодательства в части трактовки предпринимательской деятельности образовательных учреждений соответствовали положениям Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которым оказание платных услуг не является предпринимательской деятельностью при условии реинвестирования доходов от оказания платных услуг в деятельность учреждения. С вступлением в силу Налогового кодекса РФ льгота по реинвестированию исключена из налогового законодательства, что привело к тому, что оказание платных услуг трактуется налоговыми органами как предпринимательская деятельность, и доходы от оказания платных услуг стали включаться в объект обложения. Это положение
делает невозможным развитие и совершенствование образовательных учреждений, осуществления ими расходов, не финансируемых из бюджета ввиду ограниченности бюджетных средств, таких как капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования. Все это доказывает необходимость восстановления в налоговом законодательстве льготы по реинвестированию доходов в образовательное учреждение в интересах развития системы высшего образования.
Кроме того, в Налоговом кодексе РФ значительно сокращен перечень целевых средств, освобождаемых от налогообложения, что существенно расширило налогооблагаемую базу вузов. Подобный подход, заложенный в налоговом законодательстве, является сдерживающим фактором развития платных услуг и привлечения в вузы внебюджетных средств.
В целях стимулирования привлечения внебюджетных средств в высшие учебные заведения для увеличения объемов их финансирования предлагается внести целый ряд поправок в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций.
Предлагаемые поправки в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» распространяются на порядок расчета социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в связи с расширением практики образовательного кредитования. Для стимулирования интереса граждан к получению образовательных кредитов предлагается уточнить в статье 219 величину налогового вычета и указать, что его размер увеличивается на суммы, направленные гражданином-налогоплательщиком на погашение процентов по целевым образовательным займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на оплату обучения.
Поправки в главу 25 «Налог на прибыль организаций» позволяют организациям вычитать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на оплату обучения сотрудников в высших и средних
специальных учреждениях при получении ими новых специальностей и суммы, перечисленные в порядке благотворительной деятельности учреждениям образования, финансируемым полностью или частично за счет средств бюджета. При этом в главе 25 «Налог на прибыль организаций» предлагается включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходы по оплате обучения в высших учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, а также установление вычета по налогу на прибыль организаций в размере стоимости имущества, передаваемого в рамках благотворительной деятельности организациям образования, полностью или частично финансируемым из соответствующего бюджета. При этом пункт 3 статьи 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации должен быть дополнен положением, уточняющим, что в состав расходов на подготовку и переподготовку кадров включаются расходы по оплате обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования в случае оплаты углубленной подготовки, не предусмотренной государственными образовательными стандартами и учебными программами, но необходимой для выполнения трудовых обязанностей сотрудника в рамках деятельности налогоплательщика. Оплата должна производиться на основании договора, заключаемого между сотрудником, высшим и средним специальным учебным заведением и налогоплательщиком и предусматривающего обязательное трудоустройство выпускника по окончании учебы в штате налогоплательщика.
Предлагается также установить вычет по налогу на прибыль организаций в размере стоимости имущества, передаваемого в рамках благотворительной деятельности организациям образования, полностью или частично финансируемым из соответствующего бюджета, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% налоговой базы налогового периода, что позволит заинтересовать организации в предоставлении денежных средств
и иного имущества в качестве благотворительных взносов и, соответственно, увеличить объем финансовых ресурсов учреждений высшего профессионального образования. Введение данного вычета позволит устранить налоговую дискриминацию, существующую в настоящее время в отношении расходов, осуществляемых в рамках благотворительной деятельности, когда для граждан статьей 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации такой вычет по налогу на доходы физических лиц предусмотрен, а для юридических лиц главой 25 не предусматривается.
Не способствует заинтересованности бюджетных учреждений в привлечении внебюджетных средств и противоречивость налогового и бюджетного законодательства. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ (п.2 ст.42) доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть отражены в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг после уплаты налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством. Однако требования ст.42 Бюджетного кодекса РФ выполняются в настоящее время только в части доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям некоторых отраслей социальной сферы, которые зачисляются в бюджет как неналоговые доходы. Причем в отношении этих доходов не выполняются требования налогового законодательства в части необходимости уплаты с суммы доходов от сдачи в аренду налога на прибыль. С суммы доходов от оказания платных услуг учреждения, находящиеся в федеральной собственности, уплачивают налог на прибыль на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством, но при этом не выполняются требования Бюджетного кодекса РФ в части перечисления оставшихся после уплаты налогов доходов в федеральный бюджет.
Исходя из этого следует привести в соответствие положения налогового и
бюджетного законодательств, касающиеся доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. В целях создания стимулов для занятия предпринимательской деятельностью бюджетные учреждения должны быть поставлены в равные условия с другими налогоплательщиками в части уплаты налога на прибыль, но с предоставлением права самостоятельного распоряжения прибылью после выполнения налоговых обязательств (это предполагает отмену положений бюджетного законодательства в части обязательности перечисления оставшейся после уплаты налогов прибыли в доходы соответствующего бюджета), либо исключения бюджетных учреждений из состава плательщиков налога на прибыль (путем внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство) и необходимости перечисления доходов от предпринимательской деятельности в доход соответствующего бюджета, но с обязательной гарантией в законодательном порядке (отсутствующей в настоящее время) возврата перечисленных доходов для покрытия расходов, не профинансированных учредителем. Оба варианта предполагают повышение заинтересованности учреждений, в том числе образовательных, в привлечении внебюджетных средств для покрытия расходов, не профинансированных учредителем.
Реализация высказанных предложений потребует соответствующего правового обеспечения, и, прежде всего, внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство. Это позволит расширить круг источников финансового обеспечения и увеличит объем финансовых ресурсов учреждений высшего профессионального образования, создать благоприятные условия для развития образовательного кредитования в РФ; стимулировать расширение благотворительной деятельности организаций.
Список литературы:
1. Анюшин С.В. Административное правовое стимулирование перехода
российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления // «Административное и муниципальное право», 2008, N 5
2. Варфоломеева Ю.А. Правовое регулирование платной образовательной и иной деятельности высших учебных заведений, приносящей доходы // Гражданин и право. 2006. N 3.
3. Войтович К.В. Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. N 3. С. 32 - 36.
4. Иванова С.А., Анюшин С.В. Некоторые проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности высших учебных заведений// «Юридический мир», 2008, N 11
5. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
References
1. Anyushin S.V. Administrative legal incentives transition Russian institutions of higher education on modern management mechanisms / / "Administrative and Municipal Law", 2008, N 5
2. Varfolomeeva Y.A. Legal regulation of paid educational and other activities of higher education institutions, gainful / / The Citizen and the Law. 2006. N 3.
3. Wojtowicz K.V. Providing educational services as business activity / / Business Law. App "Business and Law in Russia and abroad." 2012. N 3. Pp. 32 - 36.
4. Ivanova S.A., S.V. Anyushin Some problems of regulatory support for higher education institutions / / "Legal World", 2008, N 11
5. Laskin N.V. Commentary to the Federal Law of August 22, 1996 N 125-FZ "On Higher and Postgraduate Professional Education" (itemized) / / ATP "Consultant" in 2012.