Мяло В.В., Мяло О.В., Демчук Е.В. Совершенствование элементов дуального образования в системе
подготовки инженерных кадров на факультете технического сервиса в АПК // Электронный научно-
методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/748-00321. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Мяло Владимир Викторович
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск. [email protected]
Мяло Ольга Владимировна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск. [email protected]
Демчук Евгений Владимирович
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ev. [email protected]
Совершенствование элементов дуального образования в системе подготовки инженерных кадров на факультете технического сервиса в АПК
Аннотация: статья посвящена внедрению эффективных моделей образования, для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Участию работодателей в формировании основных образовательных программ и практической подготовке обучающихся.
Ключевые слова: система высшего образования, образовательные стандарты, дуальное образование, практическая подготовка обучающихся.
В послании Федеральному собранию президент России В.В. Путин сделал акцент на необходимость внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Особый интерес к дуальной системе обучения в нашей стране неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без хорошо организованной практической подготовки обучающихся. Особенно актуальна практическая деятельность при подготовке инженерных кадров.
Деятельность инженера направлена на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект. Инновационная инженерная деятельность является многоуровневой и междисциплинарной, основана на глубоких фундаментальных и прикладных знаниях, требует глубокого анализа и построения моделей образования высокого уровня.
В.В. Путин говорил, что модернизация отечественной системы инженерного образования для промышленности и АПК - вопрос определяющий. Качество инженерных
кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основой для его технологической независимости.
Одним из элементов при подготовке высококвалифицированных специалистов является дуальное обучение. Дуальное обучение это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на производстве. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов и сами непосредственно принимают активное участие и в составлении учебных программ. При этой системе обучающиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебного процесса.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия должны создаваться учебные рабочие места для обучающихся, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Одним из неотъемлемых условий является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.
Родоначальником системы дуального образования считается Германия. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки [1].
В 2014 году в России запушен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В 2012 году в Пермском крае стартовал проект «Рабочие кадры под ключ». Работодатели составляют запрос с указанием количества и специальности требуемых работников, а торгово - промышленная палата обрабатывает заказ и помогает найти учебные заведения, которые могут его выполнить. Пермский опыт показался главе государства полезным и был рекомендован к применению в других регионах, он послужит основой для изменения федеральных образовательных стандартов [2].
Актуализированные образовательные стандарты нового поколения по направлению подготовки «Агроинженерия», требуют участия в образовательном процессе руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы, в количестве не менее 10%. Опыт этих специалистов должен быть не менее 3-х лет в данной профессиональной области. Такие требования стимулируют взаимодействие образовательных учреждений и предприятий АПК.
Для выполнения университетом поставленных задач инженерного кадрового обеспечения и научного сопровождения АПК, необходимо более тесное сотрудничество с предприятиями отрасли, путем открытия кафедр и лабораторий на производстве. В плане материально-технического обеспечения процесса подготовки инженеров, на факультете технического сервиса в АПК продолжается работа по предоставлению дилерами и производителями сельскохозяйственной техники, современных образцов машин на ответственное хранение. Представители производства не только участвуют в учебном процессе, составлении и рецензировании образовательных программ, но и являются активными участниками научных конференций и круглых столов, инициаторами разработки совместных грантов [3, 4].
В 2016 году в рамках ассоциации аграрного образования на площадке Омского ГАУ состоялся первый региональный конкурс профессионального мастерства среди обучающихся за звание лучшего «Тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства», в котором приняли участие 16 конкурсантов учебных заведений СПО и ВО агропромышленной направленности Омска и Омской области.
Участие работодателей в достаточной степени проявляется при формировании основных образовательных программ, оценке качества содержания фондов оценочных средств, рецензировании рабочих программ дисциплин и практик (рис.1).
Привлечение руководителей и специалистов профпльных организаций и предприятий к реализации образовательного процесса
-Требование ФГОС ВО:
Формирование образовательных программ
Чтение лекций, проведение практических занятии
Проведение мастер-классов
Стажировка преподавателей и обучающихся
Прохождение практики обучающимися
Участие в работе государственной экзаменационной комиссии
щщ
14
Бакалавриат 5-10% Магистратура 20%
Преподаватели из числа действующих руководителей и работников профпльных организаций, предприятий и учреждений
Рис.1 Элементы взаимодействия ВУЗа с представителями профильных организаций в рамках требований ФГОС ВО
Ярким элементом дуального образования является прохождение обучающимися производственной, технологической практики. ООО «Нива» группы компании «ОША» взаимодействует с факультетом ТС в АПК Омского ГАУ в организации и проведении производственной практики с 2007 года. Формирование практических навыков и компетенций обучающихся происходит при непосредственном участии опытных инженеров и механизаторов, работников компании «ОША» [5].
Сотрудничество с ООО «Нива» группы компании «ОША» заключается в создании из числа обучающихся факультета технического сервиса в АПК студенческого механизированного отряда, который участвует во всех стадиях производственного процесса возделывания сельскохозяйственных культур от подготовки почвы и посева до уборки урожая. В 2016 году на факультете сформирован студенческий механизированный отряд «НИВА» из числа обучающихся третьего курса в количестве 30 человек. Обучающиеся распределяются на четыре бригады по отделениям хозяйства, за каждым из них закреплен опытный механизатор и техника. В период посевной и уборочной компании обучающиеся заняты подготовкой почвы и посевом зерновых культур, большая часть студентов работает на современных машинах «Вектор-410», «Дон-1500Б», «CLAAS», «New Holland», самоходных жатках «MacDon» и «Дон Мар», «Case», «Buhler Versatile», энергонасыщенных тракторах марки «К-700». Руководство компании положительно отзывается о работе обучающихся, отмечая их организованность и стремление к повышению своей профессиональной квалификации.
Цель дуального образования это конкурентоспособность экономики, диверсификация и высокое качество продукции получаемой за счет подготовки квалифицированных специалистов
Основные элементы дающие дуальную систему, трудно отделимы друг от друга и требуют взвешенных продуманных решений на всех уровнях системы образования и представителей сферы АПК.
Развитая система профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; обеспечение научно-методического сопровождения образовательного
процесса; формирование общих принципов обучения через действие и процесс обеспечивает качественный результат профессиональной деятельности.
В распределении зон ответственности при реализации дуального образования особое внимание необходимо уделять подбору опытных наставников на производстве, высококвалифицированных научных работников в учебных заведениях.
Ссылки на источники:
1. Есенина Е.Ю. Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования / Е.Ю.Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 8. С. 16-18.
2. Кузнецов В.В. Подготовка кадров в регионе./ В.В.Кузнецов, М.В. Рыбкина, Т.Е. Минякова // Труды Ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии», Том 18, выпуск 1 : ИПК «Венец» УлГТУ, г. Ульяновск 2015 г. с.69-78
3. Шимохин А.В. Роль производственной практики студентов факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе» в формировании компетенций / А.В. Шимохин, М.А. Кокотчиков // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №1. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypuski/28-spets01/276- 00100. - ISSN 2413-4066
4. Союнов А. С. Компетенции в делопроизводстве и образовательном процессе / А. С. Союнов, А. Г. Щербакова // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14773. - 0,3 п. л. -URL: http://ekoncept.ru/2014/14773.htm.
5. Демчук Е.В. Компетентностный подход в практической подготовке обучающихся по направлению Агроинженерия / Е.В. Демчук, В.В. Мяло, А.С. Союнов, С.П. Прокопов, А.Г. Щербакова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. Спецвыпуск №1. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28- spets01/264-00091. - ISSN 2413-4066
Vladimir Myalo
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Olga Myalo
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Evgeny Demchuk
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Perfection of the Elements of Dual Education in the System of Training Engineering Personnel at the Faculty of Technical Service in the Agroindustrial Complex
Annotation: the article is devoted to the introduction of effective models of education, for the preparation of highly skilled production personnel. Participation of employers in the formation of basic educational programs and practical training of students.
Keywords: system of higher education, educational standards, dual education, practical training of students.