Щербакова А.Г., Союнов А.С. Компетентностный подход в российской системе высшего образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00458.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.1
Щербакова Анна Геннадьевна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Союнов Алексей Сергеевич
Канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск. [email protected]
Компетентностный подход в российской системе высшего образования
Аннотация: статья посвящена проблемам введения компетентностного подхода в образовательный процесс российских вузов. Авторы рассматривают теоретические основы формирования компетентности: суть компетенций и компетентностного подхода, их роль в современном пространстве высшего образования РФ; некоторые вопросы, возникающие при реализации данного подхода. В статье также представлены некоторые рекомендации по формированию и внедрению компетентностного подхода в российскую систему высшего образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, высшее образование.
В настоящее время во всех областях деятельности современного общества, поиск наиболее эффективного применения человеческого ресурса стал все чаще основываться на компетентностном подходе. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенций, формирование которых становится целью обучения [1]. На основании ФГОС обучающийся по окончанию обучения должен уметь решать задачи, базирующиеся на общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях своего направления подготовки [2].
При формировании образовательных систем компетентностный подход в профессиональной подготовке человека, который действует энергично и функционально, сегодня активно стремится к развитию.
Переход на уровневую систему высшего образования реализуется в рамках Болонского процесса. Основой разработки федеральных государственных образовательных стандартов является введение компетентностного подхода при оценке качества результатов образования. Понятие «компетентностный подход» пришло к нам из западноевропейской
системы профессионального образования, там применяется термин «обучение на основе компетенций».
В конце XX начале XXI вв. в Западной Европе и США описание образованности человека приняло активное развитие.
Такие понятия как «компетентность» и «компетенция» применяются в системе подготовки специалистов, на них базируется, непосредственно, и компетентностный подход.
В русском языке слово «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников изменило его значение: «компетенция -область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» [4].
Российские ученые, исследуя понятие «компетентность», трактуют его широко и рассматривают по-разному, а именно как уровень сформированности общественно-практического опыта субъекта, степень обучаемости определенным формам активности и др. Различные интерпретации данного понятия определены, прежде всего, многообразием теоретических подходов исследователей, а также особенностями деятельности специалистов в тех или иных профессиональных сферах.
Понятие «компетентность» гораздо шире, чем понятия «знания», «умения» и «навыки».
Необходимо понимать разницу между терминами «компетентность» и «компетенция». Разница между данными понятиями заключается в том, что компетентность
- это итог обученности человека, а компетенция является результатом компетентности в действии. В связи с этим выявляется оценка усвоения знаний, умений и навыков и применение их по отношению к деятельности.
«Компетенция» в настоящее время является ключевым понятием при модернизации образования, объединяя интеллект и навык, как результат образования, а также формируя знания и умения, которые относятся к различным сферам деятельности.
По мнению специалистов, образовательный процесс, в основу которого положен «компетентностный подход», предполагает:
- определение образовательных целей в процессе формирования у обучающихся способностей автономно решать задачи в области своей профессиональной деятельности;
- отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который базируется на целостном понимании учебно-профессиональных задач;
- систему образовательного процесса, направленную на создание условий для развития у обучающихся опыта самостоятельного решения различных вопросов в их профессиональной деятельности;
- оценивание полученных результатов, а именно оценку компетентности обучающегося.
В условиях российского образования компетенция - это определенное требование к подготовке обучающихся, а компетентность - это уровень овладения данной компетенцией обучающимся в зависимости от его личностных качеств.
В системе высшего образования компетентностный подход к обучению, конечно, трансформирует современные образовательные цели. До настоящего времени образование в Российской федерации ставило в основу фундаментальность знаний и готовило специалистов достаточно широкого профиля, поэтому появилась острая потребность в практико-ориентированных кадрах.
На сегодняшний день все большую популярность приобретают, так называемые, узкие специалисты, которые достаточно практически подготовлены, адаптивны к профессиональной деятельности, обладающие способностью нестандартно мыслить. Но, к сожалению, в реальности большинство выпускников российских ВУЗов не готово к этому.
В некоторой степени этим и обусловлено введение компетентностного подхода в российскую систему образования.
Собственно по этой причине компетентностный подход должен стать той базой для проектирования национальной модели подготовки специалистов, неся в себе тесную взаимосвязь теории и практики.
В российских условиях качество образования при компетентностном подходе подразумевает оценивание его с позиции соответствия подготовленного вузом специалиста целой совокупности компетенций, которую можно определить как «профиль специалиста». Данный профиль должен отражать требования к подготовке специалиста (установленные, прежде всего, в федеральных государственных образовательных стандартах), специфику профессиональной деятельности, требования работодателей, а также социальные и личностные ожидания самого обучаемого [3].
Современные образовательные программы высшего образования ориентированы на государственные образовательные стандарты третьего поколения. Болонский процесс предполагает закрепление новыми стандартами уровневой системы высшего образования с описанием каждого из этапов: бакалавриата и магистратуры. Данные стандарты предъявляют требования:
- к результатам освоения образовательных программ (ОП);
- к структуре ОП;
- к условиям реализации ОП.
В стандарте прописаны требования к результатам освоения образовательных программ с помощью языка компетенций, таких как общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК), которые формируются в соответствии с видами деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная). Требования к структуре образовательных программ предусматривают освоение обучающимися учебных циклов, которые имеют базовую и вариативную части, при этом вариативная часть определяется вузом.
На сегодняшний день существуют некоторые проблемы с реализацией компетентностного подхода в системе российского образования, такие как разработка, непосредственно, самих компетенций, их формирование в процессе образования и оценка.
В системе российского образования до сих пор отсутствует эффективный механизм взаимодействия вузов и работодателей.
В рамках реализации компетентностного подхода большая часть проблем происходит непосредственно во взаимоотношениях «преподаватель - обучающийся - работодатель».
Опираясь на западноевропейский опыт, можно считать, что компетентностный подход в образовании можно реализовать полной мере только при тесном взаимодействии всех вышеперечисленных лиц. Активную позицию в системе высшего образования наряду с преподавателями должны занять и работодатели. Решить проблему, на наш взгляд, поможет совместная разработка вуза и работодателей учебных планов, как для бакалавриата, так и для магистратуры, а также определение компетенций, которые впоследствии будут применяться в тех или иных сферах профессиональной деятельности выпускника и др. Компетенции, сформированные совместно с работодателями, также сориентируют деятельность преподавателя в процессе формирования его учебно-методической работы. Преподаватель будет знать поставленные перед ним задачи, какие знания он должен дать обучающемуся, какие умения и навыки привить.
Реализация компетентностного подхода в системе российского образования происходит тяжело еще и из-за того, что некоторые вузы ведут себя очень пассивно по отношению к внедрению данного подхода в образовательный процесс, например, нежелание профессорско-преподавательского состава перестраивать свою деятельность, осваивать различные инновационные технологии обучения, новые подходы при оценивании результатов образования и т.п.
Подготовка качественных специалистов возможна при организации системы оценивания компетенций, которая будет учитывать потребности работодателей и целевые ориентиры образования.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время результаты образования возможно описать с помощью языка компетенций. В сущности, этот язык является единым при описании прикладных и академических профилей и уровней высшего образования (бакалавриат и магистратура).
По мнению западных специалистов, результат образования, который выражается с помощью языка компетенций, может являться движением к расширению прикладной и академической мобильности, соответствию дипломов и квалификаций. В российской системе образования реализация компетентностного подхода может стать дополнительной причиной поддержки единого образовательного и профессионально-квалификационного пространства.
Ссылки на источники:
1. Демчук, Е.В. Компетентностный подход в практической подготовке обучающихся по направлению Агроинженерия / Е.В. Демчук, В.В. Мяло, А.С. Союнов, С.П. Прокопов, А.Г. Щербакова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. Спецвыпуск №1. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/264-00091. - ISSN 2413-4066.
2. Союнов, А.С. Компетенции в делопроизводстве и образовательном процессе / А.С. Союнов, А.Г. Щербакова // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14773. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14773.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
3. Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: материалы учебно-методической конференции / Под ред. В.Г. Агаеева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2010. - 148 с.
4. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. - 243 с.
Anna Scherbakova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Alexey Soyunov
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Competence Approach in the System of Higher Education
Abstract: The article is devoted to the problems of introducing a competence approach to the educational process of Russian universities. The authors consider the theoretical foundations of the formation of competence: the essence of competences and competence approach, their role in the modern space of higher education of the Russian Federation; Some questions arising in the implementation of this approach. The article also presents some recommendations on the formation and implementation of a competence approach in the Russian system of higher education.
Keywords: competence, competence, competence approach, higher education.