Научная статья на тему 'Социология коммуникации и социология массовой коммуникации в системе научного знания'

Социология коммуникации и социология массовой коммуникации в системе научного знания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3377
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКОЛОГИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / МЕТОД / METHOD / ОБЪЕКТ / OBJECT / ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА / GENERAL SOCIOLOGICAL THEORY / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / SPECIAL SOCIOLOGICAL SCIENTIFIC DISCIPLINE / ПРЕДМЕТ / SUBJECT / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL COMMUNICATION / СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ / SOCIOLOGY OF COMMUNICATION / СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / SOCIOLOGY OF MASS COMMUNICATION / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / THEORY OF COMMUNICATION / SCIENCE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич

Рассматривается место социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации в системе научного знания. Особое внимание автор уделяет анализу их места в структуре социологического знания, вертикальной связи с общесоциологической теорией и эмпирическим социологическим исследованием, а также с теорией коммуникации и коммуникологией. Автор ставит проблему, требующую научного решения, о признании социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации в качестве взаимосвязанных, но относительно самостоятельных научных социологических дисциплин или об их интеграции в одну научную специальную социологическую дисциплину. Необходимы дальнейшие научные исследования о связи социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации с коммуникологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF COMMUNICATION AND SOCIOLOGY OF MASS COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article examines the place of sociology of communication and sociology of mass communication in the system of scientific knowledge.The author pays special attention to the analysis of their place in the structure of sociological knowledge, vertical integration with general sociological theory and empirical sociological research as well as with the theory of communication and the science of communication. The author defines the problem which requires scientific solution whether it is necessary to recognize sociology of communication and sociology of mass communication as interrelated, but relatively separated, scientific sociological disciplines or it is better to integrate them in the united scientific special sociological discipline. Further scientific investigations re connection of sociology of communication and sociology of mass communication with the science of communication are required

Текст научной работы на тему «Социология коммуникации и социология массовой коммуникации в системе научного знания»

■ ■ ■ СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Автор: АВЕРИН А.Н.

АВЕРИН Александр Николаевич — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.Тел.: 8(499) 956-9514. E-mail: anaverin1947@mail.ru

Аннотация: Рассматривается место социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации в системе научного знания. Особое внимание автор уделяет анализу их места в структуре социологического знания, вертикальной связи с общесоциологической теорией и эмпирическим социологическим исследованием, а также с теорией коммуникации и коммуникологией. Автор ставит проблему, требующую научного решения, о признании социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации в качестве взаимосвязанных, но относительно самостоятельных научных социологических дисциплин или об их интеграции в одну научную специальную социологическую дисциплину. Необходимы дальнейшие научные исследования о связи социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации с коммуникологией.

Ключевые слова: коммуникология, массовая коммуникация, метод, объект, общесоциологическая теория, социология, специальная социологическая научная дисциплина, предмет, социальная коммуникация, социология коммуникации, социология массовой коммуникации, теория коммуникации.

В отечественной социологии существует научные дисциплины — социология коммуникации и социология массовой коммуникации, каждая из которых нашла отражение в литературе (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Их место в системе научного знания определяется, прежде всего, объектом и предметом научного исследования. Объектом социологии коммуникации выступает социальная коммуникация, являющаяся одним из видов коммуникации. О.Л. Гнатюк определяет коммуникацию как «средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными)» (8, с. 13). В соответствии с этими системами существует биологическая, техническая и социальная коммуникация. А.В. Соколов под социальной коммуникацией понимает «движение смыслов в социальном времени и пространстве» (9, с. 27). В.П. Конецкая рассматривает социальную коммуникацию в качестве предмета социологии коммуникации. Она пишет, что социология коммуникации изучает «функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия — передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздей-

ствия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом». Социология коммуникации изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов в межличностной, групповой и массовой коммуникации, уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, социально значимые категории, частные функции социальной коммуникации. В ней акцент делается на социальном аспекте коммуникации, её изучении в русле социологических исследований, во взаимосвязи с социологическими категориями (3, с. 6). Данное В.П. Конецкой определение предмета социологии коммуникации повторяет С.В. Бориснёв. По его мнению, предметом социологии коммуникации являются «функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом» (1, с. 9).

Наряду с социологией коммуникации существует социология массовой коммуникации. О.Г. Филатова отмечает, что социология массовой коммуникации изучает процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последовательность их деятельности. Её объектом является массовая коммуникативная деятельность как социальный институт. Под массовой коммуникацией понимается процесс сообщения информации с помощью средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) большим, рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей. Предмет социологи массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей массовой коммуникативной деятельности (6, с. 9, 50, 270). Т.В. Наумен-ко считает, что в качестве объекта исследования социологии массовой коммуникации выступает массовая коммуникация как социальный процесс. Под её предметом понимается совокупность основных понятий и проблем, способствующих обнаружению общих закономерностей массовой коммуникативной деятельности. Социология массовой коммуникации изучает объект массовой коммуникативной деятельности — массовую аудиторию, субъект этой деятельности, структуры массовых коммуникаций и способы их функционирования (4, с. 14, 15).

Таким образом, различие между социологией коммуникации и социологией массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, какой вид социальной коммуникации исследует каждая из них. Если социология массовой коммуникации занимается изучением массовой коммуникации, то социология коммуникации исследует прежде всего межличностную и групповую коммуникацию.

Какое место занимают социология коммуникации и социология массовой коммуникации в структуре научного социологического знания? В социологии существуют эмпирический и теоретический уровни научного знания. Эмпирическое знание получается в процессе проведения

конкретного эмпирического социологического исследования. К эмпирическому социологическому знанию относятся первичная социологическая информация, факты, классификации, статистические данные. Основу теоретического уровня социологического знания составляют гипотезы, концепции, теории. В социологии существуют общесоциологические и частные теории. Американский социолог Р. Мертон предложил выделить в социологии теорию среднего уровня, которая занимает промежуточное положение между общесоциологической теорией и конкретным эмпирическим социологическим исследованием. Принято выделять отраслевые и специальные социологические научные дисциплины, теории. Различие между ними состоит в том, что отраслевые научные дисциплины, теории возникают на стыке социологии с другими науками (например, политическая, правовая, экономическая социология, социолингвистика). Так, например, социолингвистика возникла и развивается на стыке социологии и лингвистики. Будучи отраслевой социологической теорией, она изучает языковую социальную коммуникацию в контексте социальной природы языка, его социальные функции, механизм воздействия социальных факторов на язык, роль языка в общественной жизни. Специальные научные дисциплины, теории отражают определённые области общественной жизни (например, социология семьи, образования, религии). Социология коммуникации и социология массовой коммуникации относятся к специальным социологическим научным дисциплинам, теориям. Хотя в литературе можно встретить утверждение, что социология коммуникации и социология массовой коммуникации — отраслевые теории социологии. По-видимому, это связано с тем, что не проводится различия между отраслевыми и специальными социологическими научными дисциплинами, теориями.

В социологии отсутствует единая общесоциологическая теория. Это создаёт определённые трудности в процессе взаимодействия между уровнями теоретического социологического знания. Некоторые социологи к общим социологическим теориям относит теорию общественных формаций К. Маркса, теорию социального действия М. Ве-бера, структурно-функциональную теорию Т. Парсонса, теорию обмена П. Блау (6, с. 49; 10, с. 91). Авторы учебника «Основы теории коммуникации» отмечают, что «социальная коммуникация изучается общей социологической теорией. В теоретических построениях Н. Лумана, Ю. Ха-бермаса она становится основной категорией, предметом социологического исследования» (11, с. 13, 14). Для социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации могут представлять научный интерес теоретические положения тех направлений и школ в социологии, в которых анализируется социальная коммуникация. Использовать их теоретические положения возможно при условии, что учёные-социологи принимают данные теоретико-методологические установки.

В целом следует подчеркнуть, что теоретической основой социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации является общая социология. Социология изучает, считает Ф.И. Шарков, особенности общения различных социальных групп, представляющие их взаимодействие, передачу, получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на отношение этих групп к социальным ценностям общества и отдельных сообществ. Социология также изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригруппо-вой, межличностной и массовой коммуникации, уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения» (12, с. 16). Т.В. Науменко отмечает, что общесоциологическая теория объясняет крупный фрагмент реальности, который изучается социологией массовой коммуникации. Таким фрагментом является массовая коммуникация как социальный процесс, подсистема общества (4, с. 10).

Социология коммуникации и социология массовой коммуникации относятся к теоретическому знанию менее общего порядка сравнительно с общесоциологической теорией. Существует вертикальная связь между общесоциологической теорией, социологией коммуникации, социологией массовой коммуникации и конкретным эмпирическим социологическим исследованием. Социология коммуникации и социология массовой коммуникации призваны обобщить эмпирическое знание, полученное в конкретном эмпирическом социологическом исследовании, и одновременно они являются теоретической основой для его проведения. Обобщённое социологией коммуникации и социологией массовой коммуникации знание может быть использовано в общесоциологической теории. В свою очередь, в социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации используется знание, содержащееся в общесоциологической теории.

Социология коммуникации и социология массовой коммуникации изучают социальную коммуникацию, используя социологические и некоторые психологические методы исследования. Ф.И. Шарков и А.А. Родионов дали содержательную характеристику методов сбора, обработки и анализа массовой информации. В социологии массовой коммуникации используются выборочный метод, контент-анализ, анкетный опрос, интервью, фокус-группы, наблюдение, социометрический тест, социометрические индексы, тест семантического дифференциала, бальные оценки, ранжирование, парные сравнения, кейс-стади, онлайновый опрос, эксперимент, измерение, группировка и эмпирическая типологизация, статистический, логлинейный, кластерный, корреляционный, факторный анализ (7, с. 103 — 243).

Социология коммуникации и социология массовой коммуникации имеют горизонтальные связи со специальными социологическими дис-

циплинами, в которых исследуется социальная информация. Так, в работе А.А. Николаева «Социология управления» содержится глава о коммуникации в организациях. В ней раскрывается содержание коммуникации, излагаются научные подходы в исследовании коммуникативных процессов, модели процесса коммуникации, конфигурации и дефекты коммуникативных сетей (13, с. 193 — 214).

Социология коммуникации и социология массовой коммуникации связаны с теорией коммуникации. По мнению авторов учебника «Основы теории коммуникации», теория коммуникации — самостоятельная научная дисциплина. Она является комплексной областью и сочетает результаты исследований наук, прежде всего, философии, социологии, психологии, политологии, культурологии, лингвистики, экономики, биологических и технических наук (11, с. 12, 17).

Сложилось два подхода в понимании объекта теории коммуникации. Одни исследователи считают, что теория коммуникации в качестве своего объекта имеет социальную коммуникацию, другие признают в качестве объекта биологическую, техническую и социальную коммуникацию. «В самом широком смысле, — отмечают авторы учебника «Основы теории коммуникации», — теория коммуникации включает в себя всё коммуникативное знание, представляя собой комплекс дисциплин, изучающих коммуникацию наряду со своим основным предметом, тогда как в более строгом значении теория коммуникации (или общая теория коммуникации) связана лишь с универсальными механизмами и закономерностями информационного обмена» (11, с. 18). В учебнике выделяются три уровня обобщения коммуникативного знания. Высший уровень представлен общей теорией коммуникации, которая может претендовать на статус метатеории. Общая теория соответствует предельному (философскому) уровню обобщения. Она представляет собой теоретический синтез социально-коммуникативных, естественно-научных и научно-технических знаний. Её предметом является всеобщее в природных, социальных и технических системах коммуникационных связей. Второй уровень представляют общие теории социальной и биологической коммуникации, которые обеспечивают межнаучный синтез и обобщение знаний соответственно в социальной и биологической коммуникации. Предметом общей теории социальной коммуникации являются законы социальной коммуникации, универсальные средства и механизмы информационного обмена в обществе. Третий уровень в биологической коммуникации образуют теории видовых и межвидовых коммуникаций, в социальной коммуникации — частные теории. Предмет частных теорий социальной коммуникации составляют коммуникативные аспекты различных сторон человеческой деятельности. К частным теориям относятся экономические, социологические, политологические, культурологические, психологические, лингвистические и технологические теории. В социологический цикл входят такие специальные дисциплины, как теория массовой коммуника-

ции, теория межличностной коммуникации, теория групповой коммуникации, теория социального обмена, теория пропаганды (11, с. 19 — 21).

В предложенной схеме уровней обобщения коммуникативного знания вызывают возражения характеристика первого и третьего уровня. Общая теория коммуникации может рассматриваться как высший уровень обобщения коммуникативного знания, но она не соответствует предельному (философскому) уровню. Философия рассматривает всеобщее в материальном и духовном бытии и в отношении человека к бытию — неживой и живой природе, обществе, сознании, познании в качестве своего предмета исследования. Вряд ли есть необходимость необоснованно и искусственно поднимать статус общей теории коммуникации до уровня философии. Нельзя согласиться с отнесением к третьему уровню обобщения коммуникативного знания в социальной коммуникации социологической теории как частной теории. Социологические теории бывают не только частными, но и общими, общесоциологическими теориями.

Формируется наука коммуникология, которая, как отмечает Ф.И. Шар-ков, синтезирует в единое знание теорию коммуникации; теории различных коммуникаций; науки и научные направления, изучающие различные коммуникации; теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами. Научным направлением коммуникологии является коммуникативистика. Она исследует зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы их коммуникации с внешней общественной средой, гуманитарные аспекты развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на общественную жизнь (12, с. 13, 14, 33, 44, 551). О.Л. Гнатюк рассматривает коммуникологию как интегративную науку, которая включает теории биологической, технической и социальной коммуникации. Биологическая коммуникация представляет собой коммуникацию способов связи в мире флоры и фауны, у растений и между животными. В коммуникологии он выделяет гуманитарно-социальную коммуникологию, которая изучает социальную коммуникацию между людьми в обществе. Социальная коммуникация представляет собой движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий; движение смыслов в социальном времени и пространстве» (8, с. 22, 33, 60). Знание, получаемое социологией коммуникации и социологией массовой коммуникации, может использоваться и синтезироваться в коммуникологии, в том числе в гуманитарно-социальной коммуникологии. Вместе с тем социология коммуникации и социология массовой коммуникации остаются специальными социологическими научными дисциплинами.

Подводя итоги, следует отметить, что существует тесная вертикальная связь между общесоциологической теорией, социологией коммуникации, социологией массовой коммуникации и конкретным эмпирическим социологическим исследованием, горизонтальная связь меж-

ду социологией коммуникации, социологией массовой коммуникации и другими социологическими дисциплинами. Вместе с тем нужно получить научное обоснование ответа на вопрос о том, существуют ли социология коммуникации и социология массовой коммуникации в качестве взаимосвязанных, но относительно самостоятельных научных социологических дисциплин или они должны быть интегрированы в одну научную социологическую дисциплину. Необходимы дальнейшие научные исследования о связи социологии коммуникации и социологии массовой коммуникации с коммуникологией.

Список литературы

1. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: уч. пособие. М., 2003.

2. Буданцев Ю.П. Социология коммуникации: учеб. Пособие. М., 1995.

3. КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.

4. НауменкоТ.В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. СПб., 2005.

5. ФедотоваЛ.Н. Социология массовой коммуникации: Учебникдля вузов. СПб., 2003.

6. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. М., 2006.

7. Шарков Ф.И., РодионовА.А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие: В 2-х ч. — Ч. 1 Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2002.

8. ГнатюкО.Л. Основы теории коммуникацию. М., 2010.

9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб., 2002.

10. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичёва. М., 1996.

11. Основы теории коммуникации: Учебник. Ред. М.А. Василик. М., 2005.

12. ШарковФ. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. М., 2010.

13. Николаев А.А. Социология управления: учебное пособие. М., 2011.

14. Шарков Ф.Э., ПодгорнаяЛ.Д. Генезис теорий массовой информации и коммуникации. Коммуникология. 2013. Том 2. №2.

■ ■ ■ SOCIOLOGY OF COMMUNICATION AND SOCIOLOGY OF MASS COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Author: AVERIN A.N.

AVERIN Alexander Nikolayevich — Professor, Doctor of Philosophy, professor of Philosophy Division of Department of Philosophy and Sociology of Institute of Social Sciences of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: Prospect Vernadskogo, 84, Moscow, Russian Federation 119571. Phone: +7 (499) 956-9319. E-mail: anaverin1947@mail.ru .

Annotation: The article examines the place of sociology of communication and sociology of mass communication in the system of scientific knowledge.

kommyhmkomrnq - communicology

The author pays special attention to the analysis of their place in the structure of sociological knowledge, vertical integration with general sociological theory and empirical sociological research as well as with the theory of communication and the science of communication. The author defines the problem which requires scientific solution whether it is necessary to recognize sociology of communication and sociology of mass communication as interrelated, but relatively separated, scientific sociological disciplines or it is better to integrate them in the united scientific special sociological discipline. Further scientific investigations re connection of sociology of communication and sociology of mass communication with the science of communication are required

Key words: science of communication, mass communication, method, object, general sociological theory, sociology, special sociological scientific discipline, subject, social communication, sociology of communication, sociology of mass communication, theory of communication.

References

1. Borysnev S.V. Sotsiologia kommunikatsii: Ucheb. posobie dlya vuzov. — M., 2003. [Borysnev S.V. (2003) Sociology of communication. Moscow].

2. BoudantsevY.P. Sotsiologia kommunikatsii: ucheb. Posobie. M., 1995. [Boudantsev YP. (1995) Sociology of communication: study guide. Moscow].

3. Konetskaya V.P. Sotsiologia kommunikatsii. Ushebnik. M., 1997. [Konetskaya V.P. (1997). Sociology of communication. Textbook. Moscow].

4. Naumenko T.V. Sotsiologia massovoy kommunikatsii: ucheb. posobiye. SPb., 2005. [Naumenko T.V. (2005) Sociology of mass communication. SPb.].

5. FedotovaL.N. Sotsiologia massovoy kommunikatsii: Ushebnik dlya vuzov. SPb., 2003. [Fedotova L.N. (2003). Sociology of mass communication: Textbook for universities. SPb.].

6. Filatova O.G. Sotsiologia massovoy kommunikatsii: usheb. Posobiye. M., 2006. [Filatova O.G. (2006) Sociology of mass communication. Moscow].

7. Sharkov F.I., Rodionov A.A. Sotsiologia massovoy kommunikatsii. Ushebnoye posobiye: V 2-kh ch. Ch. 1 Tekhnika i tekhnologiya sbora i obrabotki informatsii. M., 2002. [Sharkov F.I., Rodionov A.A. Sociology of mass communication. Study guide: in two parts. — Part 1 Technique and technology of information collection and processing. Moscow, 2002].

8. GnatukO.L. Osnovy teorii kommunikatsii: ushebnoe posobiye. M., 2010. [Gnatuk O.L. (2010) Fundamentals of theory of communication. Moscow].

9. SokolovA.V. Obshaya teriya sotsialnoy kommunikatsii: Uchebnoye posobiye. SPb., 2002. [Sokolov A.V. (2002) General theory of social communication: Study guide. SPb.].

10. Sotsiologiya. Osnovy obshey teorii: Usheb. posobiye / G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. A.V. Kabisha i dr/ / Pod red G.V. Osipova, L.N. Moskvicheva. M., 1996. [Sociology. Basis of general theory: Study guide / G.V. Osipov, L.N. Moskvichev, A.V. Kabisha and others / Under the editorship of G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. Moscow, 1996].

11. Osnovy teorii kommunikatsii. / Pod red. M.A. Vasilika — M., 2005. [Fundamentals of the theory of communication.Ed.M.A. Vasilik ed. M., 2005].

12. Sharkov F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii: Ushebnik. M., 2010. [Sharkov F.I. (2010) Science of communication: fundaments of the theory of communication: Textbook. Moscow].

13. NikolaevA.A. Sotsiologiya upravleniya: ushebnoye posobiye. M., 2011. [Nikolaev A.A. (2011). Sociology of management: study guide. Moscow].

14. SharkovF.I., PodgornayaL.D. Genezis teoriy massovoy informatsii I kommunikatsii. // Kommunikologiya. 2013, No 12. [Sharkov F.I., Podgornaya L.D. 'Genesis of theories of mass information and communication'. // Communicology. 2013. No.2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.