Научная статья на тему 'Развитие фундаментальных направлений коммуникологии'

Развитие фундаментальных направлений коммуникологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
665
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВИСТИКА / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ АНАЛИТИКА / COMMUNICOLOGY / COMMUNICATION STUDIES / MEDIA / JOURNALISM / INFORMATION ANALYTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Делокаров Кадырбеч Хаджумарович, Киреева Ольга Феликсовна

Авторы проводят философско-социологический анализ развития нового междисциплинарного научного направления «Коммуникология», претендующего на статус науки. Отмечается, что в настоящее время коммуникология интенсивно конституируется как важнейшее научное направление, ставящее своей задачей системное исследование структуры, механизмов, факторов эффективности социального взаимодействия. Реализован комплекс научно-организационных мер. В частности, создана и успешно функционирует под руководством академика РАЕН Ф.И. Шаркова Международная академия коммуникологии, которая регулярно проводит Международные конференции по данной проблематике выпускает сборники трудов, учебники и учебные пособия из цикла «Коммуникология», включенного в качестве базового компонента в стандарты ряда направлений подготовки. Широко известны в стране и за рубежом два высокорейтинговых журнала: «Коммуникология» и «Коммуникология: электронный научный журнал». В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии, используемые средствами массовой информации, изложенные в монографии известных профессоров Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина . Рассматриваются особенности функционирования печатных и электронных массмедиа в современном мире. Особое внимание уделено развитию теории информации (преимущественно массовой информации) и практике журналистской деятельности. Авторы вступают в продуктивную дискуссию по развитию теорий коммуникологии и толкованию термина «коммуникология» в Гавайском университете, а также с авторами Института Коммуникологии Норвегии, которые считают возможным описать набором переменных различные коммуникации и даже всю человеческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Fundamental Areas of Communicology

The paper represents a philosophical and sociological analysis of the development of a new interdisciplinary scientific direction “Communicology”, claiming the status of science. The authors note, that at present communicology is intensively constituted as the most important scientific direction, which sets as its task the systematic study of the structure, mechanisms, factors of the effectiveness of social interaction. A set of scientific and organizational measures has been implemented, in particular, the international Academy of communicology established and successfully operating under the guidance of F.I. Sharkov. The Academy regularly holds International conferences on this subject and publishes collections of works, textbooks and manuals from the cycle “Communicology”, included as a basic component in the standards of a number of training areas. Two high-rated journals are widely known in the country and abroad: “Communicology” and “Communicology: electronic scientific journal”. The article analyzes the information and communication technologies used by the media, 1 set out in the monograph of professors Felix Sharkov and Vladimir Silkin . The features of functioning of print and electronic mass media in the modern world are considered. Particular attention is paid to the development of the theory of information (mainly mass media) and the practice of journalism. The authors enter into a productive discussion on the development of theories of communicology and the interpretation of the term “communicology” at the University of Hawaii, as well as with the authors of the Norwegian Institute of Communicology, who consider it possible to describe a set of variables various communications and even all human activity.

Текст научной работы на тему «Развитие фундаментальных направлений коммуникологии»

■ ■ ■ Развитие фундаментальных направлений коммуникологии

Рецензия на монографию Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина «Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии» (2018)

Делокаров К.Х.1, Киреева О.Ф.2

1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

2. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация.

Аннотация. Авторы проводят философско-социологический анализ развития нового междисциплинарного научного направления «Коммуникология», претендующего на статус науки. Отмечается, что в настоящее время коммуникология интенсивно конституируется как важнейшее научное направление, ставящее своей задачей системное исследование структуры, механизмов, факторов эффективности социального взаимодействия. Реализован комплекс научно-организационных мер. В частности, создана и успешно функционирует под руководством академика РАЕН Ф.И. Шаркова Международная академия коммуникологии, которая регулярно проводит Международные конференции по данной проблематике выпускает сборники трудов, учебники и учебные пособия из цикла «Коммуникология», включенного в качестве базового компонента в стандарты ряда направлений подготовки. Широко известны в стране и за рубежом два высокорейтинговых журнала: «Коммуникология» и «Коммунико-логия: электронный научный журнал».

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии, используемые средствами массовой информации, изложенные в монографии известных профессоров Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина1. Рассматриваются особенности функционирования печатных и электронных массмедиа в современном мире. Особое внимание уделено развитию теории информации (преимущественно - массовой информации) и практике журналистской деятельности.

Авторы вступают в продуктивную дискуссию по развитию теорий коммуникологии и толкованию термина «коммуникология» в Гавайском университете, а также с авторами Института Коммуникологии Норвегии, которые считают возможным описать набором переменных различные коммуникации и даже всю человеческую деятельность.

Ключевые слова: коммуникология, коммуникативистика, массовая информация, журналистика, информационная аналитика

Для цитирования: Делокаров К.М., Киреева О.Ф. Развитие фундаментальных направлений коммуникологии // Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 25-39. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-2-25-39.

1 Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление

коммуникологии: Монография / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин / Под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Дашков и Ко, 2018.

Сведения об авторах: Делокаров Кадырбеч Хаджумарович, доктор философских наук, профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС; Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры торгового дела и товароведения Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Адрес: 119571. Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. E-mail: delokarof@mail. ru; kirolga08@list.ru

Статья поступила в редакцию: 08.05.2019. Принята к печати: 18.06.2019.

Коммуникология сегодня в самом распространенном понимании воспринимается как научное и академическое исследование того, как люди создают и используют сообщения, для того чтобы коммуницировать в социальной среде. Коммуникология в то же время - академическая дисциплина, которая отличается от более широкой области человеческого общения исключительным использованием научных методов для изучения более широкого спектра коммуникативных явлений. Цель коммуникологии состоит в том, чтобы создать и расширить теоретико-методологическую основу для развития знаний о структуре, моделях, системах, процессах и результатах коммуникации. Практикующие исследователи-коммуникологи в дисциплине коммуникологии используют эмпирические и дедуктивные методы исследования, такие как различные виды опросов, эксперименты, мета-анализы и контент-анализы для проверки выдвинутых гипотез. В этих исследованиях проверяются корреляционные и причинно-следственные связи между переменными.

Исследователи коммуникологии изучают специфические функции коммуникации. Такие функции могут включать в себя межличностное общение, обработку сообщений и убеждение. Авторы публикаций дифференцируют коммуникации в различных контекстах, таких как межкультурная коммуникация, медицинская коммуникация, межгрупповая коммуникация, технологически опосредованная коммуникация и коммуникации в малой группе. Авторы исследований коммуникации проводят их в контексте различных общественных, естественных наук и даже медицины.

Понятие «communicology», происходящее из латинского commünico, означает делиться или передавать, а приставка «logia, означает «изучение». Академическое исследование социального взаимодействия фокусируется на использовании сообщений для передачи тех или иных сведений, информирования, а также участия в диалоге. Чарльз Хортон Кули описал систему коммуникации как «инструмент, прогрессивное изобретение, усовершенствования которого воздействуют на человечество и изменяют жизнь каждого человека и организации» [Кули]. Прилагательная форма commünico, communis, переводится как «сделать общим». «Коммуникационные науки», проводя исследования коммуникации, применяют как широкие и всеобъемлющие подходы к изучению сообщений, так и узкие. Сфера изучения коммуникации многими авторами сводится исключительно к человеческому общению, сосредотачиваясь лишь на подходах к построению, производству и обмену сообщениями с помощью того или иного

языка. Использование терминов коммуникологического направления, исключительно в соответствии с принятым в Гавайском университете подходом, сегодня резко сужает понимание процесса взаимодействия, формирования структуры, моделей коммуникации. Профессор Ф.Шарков, на мой взгляд, справедливо не сводит направления функционирования коммуникологии к межличностному общению, как это делают большинство западных исследователей. Коммуникология при расширительном подходе призвана изучать взаимодействие не только в человеческом измерении, но и в «неживом» (например, космическом пространстве между галактиками, звездами и планетами), а также среди животных и даже насекомых.

Коммуникации человека, социальных формирований, описываемых с помощью функционального подхода, общей перспективы, используемой для описания того, как люди осуществляют взаимодействие между собой и в рамках организаций или более крупных социальных формирований, рассматривается в рамках социальной коммуникологии. В дальнейшем в целях исключения повторов слово «социальная» будет опускаться, а под коммуникологией будет подразумеваться «социальная коммуникология».

Коммуникология (читать - социальная коммуникология), рассматривающая межличностные и/или межгрупповые коммуникации, исходит из основного предположения, что главной целью коммуникации является создание понимания. Независимо от того, по какой причине коммуникатор вступает в общение с другим интерактивным агентом, невозможно достичь положительного результата без взаимопонимания коммуникантов.

В монографии Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина «Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии» приводится понимание того, что взаимодействующие могут попытаться использовать коммуникацию для определения и согласования характера своих отношений друг с другом, Эта межличностная функция общения присутствует в каждой коммуникативной ситуации, будь то между двумя людьми, двумя корпорациями или даже двумя государствами. В последних двух случаях названные субъекты также представляют конкретные люди, а им, несмотря на их представительность относительно тех или иных субъектов, свойственны человеческие слабости.

Коммуникологические подходы, основанные Ф.И. Шарковым, базирующиеся на те или иные методологические подходы, направлены на развитие теоретических знаний с использованием научных методов. Коммуникологи часто придерживаются постпозитивистских взглядов на построение и уточнение теории. Два взгляда характеризуют человеческое общение с коммуникологической точки зрения: взгляд на коммуникологию как социальную науку и как естественную науку.

Взгляд на коммуникологию как социальную науку основывается на понимании того, что социальные системы и культуры могут привносить вариативность в коммуникативные паттерны внутри и между группами индивидов. Социально-научный подход, как правило, связан с тем, как люди относятся друг к другу, формируя убеждения и стереотипы о них. На протяжении десятилетий ведущим во-

просом в изучении человеческого общения с помощью социологического подхода было то, как контекст взаимодействующих, участвующих в обмене сообщениями, играет роль в том, как интерпретируются сообщения. Например, в то время как вопрос о том, почему люди улыбаются, может лежать в области медицинских или естественнонаучных подходов к изучению социальной коммуни-кологии, ответы на вопросы об изменчивости поведения между двумя культурными группами после воздействия стимула находятся в пределах досягаемости социальных наук. В понимании, почему люди по разному ведут в подобных коммуникативных актах, социологический подход к коммуникологии ссылается на умственные процессы, лежащие в основе умственной деятельности, которые формируют поведение.

Среди западных ученых имеются подходы, основанные на взгляде на комму-никологию как на естественную науку. Данная парадигма отталкивается от авторской концепции Феликса Изосимовича, не замыкающего предметную сферу коммуникологии исключительно на технологии и способах межличностного взаимодействия. В рамках рассмотрения данной проблематики некоторые авторы акцентируют внимание на том, что коммуникативное поведение человека лучше всего можно объяснить как функцию биологически сконструированных реакций человека, которые в некоторой степени предопределены эволюционным происхождением человека. Основой этой точки зрения является то, что человеческое общение, используемое для сотрудничества и взаимодействия, служило важным историческим адаптивным преимуществом на протяжении нескольких тысячелетий. Этот подход базируется на естественнонаучном подходе Чарльза Дарвина и попытке найти коммуникативные поведения, которые являются общими и объединяют людей, а также объясняют становление этих лингвистических общностей эволюционным развитием человека.

Термин «коммуникология» был принят во всем мире международным институтом Коммуникологии (Communicology.org), ссылаясь на научный (качественный) подход к исследованию человеческого общения [Лэниган]. Была сделана попытка в рамках коммуникологии описать дисциплину, раскрывающую более широкую область коммуникации. Тем не менее, предмет такого исследования все-таки замыкался на использовании основанных на логике семиотических и феноменологических методов изучения человеческого сознания и поведенческой практики [Международный институт...] [Кэтт].

Если проследить исследования Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии, а также Мориса Мерло-Понти, Мишеля Фуко и Шарля Пирса, то, применительно к междисциплинарному научному направлению коммуникологии можно отнести к ней и такие направления, обозначенные указанными авторами под другим лейблом, как арт-коммуникология, клиническая коммуникология и философская коммуникология, медиакоммуникология. Среди современных исследователей медиакоммуникации, один из автором обозначенной монографии профессор В.В. Силкин обосновал и успешно развивает современное направление исследования коммуникаций - медиа-коммуникологию (см. Таб. 1).

На VII Международной конференции: «Развитие коммуникологии: журналистика и медийная практика» были обобщены направления коммуникологии, в рамках которых решено сформировать соответствующие секции Международной академии коммуникологии:

Таблица 1

Направления развития коммуникологии / Directions of the development of communicology

Коммуникология: теория и методология Шарков Ф.И.

Глобальная коммуникология Кравченко С.А.

Международная коммуникология Чугров С.В., Кузнецов В.Ф.

Военно-политическая коммуникология Клинцевич Ф.А.

Медиакоммуникология Силкин В.В., Шубрт И., Бузин В.Н.

Финансов-экономическая коммуникология Алексеев В.Н.

Политическая коммуникология Шабров О.Ф.

Социально-экологическая коммуникология Мамедов Н.М.

Этносоциальная коммуникология Назаров А.Д., Назарова Е.А.

Национально-политическая коммуникология Михайлов В.А., Сулейманова Ш.С.

Элитологическая коммуникология Понеделков А.В.

Межкультурная коммуникология Егоров В.К., Астафьева О.Н., Белякова И.Г., Шлыкова О.В.

Социокультурная коммуникология Глинтерник Э.М.

Рекламная и РЯ-коммуникология Чумиков А.Н., Бочаров М.П.

Конфликтологическая коммуникология Шарков Ф.И., Цой Л.Н.

Социолингвистическая коммуникология Кравцов В.В., Подгорная Л.Д.

Корпоративная коммуникология Марача В.Г.

Инструментальная коммуникологимя Халиков М.С.

Математическая коммуникология Харитонов А.С.

Сетевая коммуникология Барков С.А., Зубков В.И., Расходчиков А.Н.

Конвергентная коммуникология Гогина Л.П.

Стратегическая коммуникология Шарков Ф.И., Кириллина Н.В.

Западные исследователи, вслед за коммуникологической парадигмой Шар-кова, стали прямо или косвенно признавать неперспективность узкопрагматического «Гавайского коммуникологического направления», признавая при этом заслуги данной научной школы в развитии такого важнейшего направления развития коммуникологии, - социолингвистической коммуникологии - являющейся лишь одной из веток огромного древа коммуникологии.

На сайте wikivisuall.com при анализе проблем коммуникации отмечается: «Международная академия коммуникологии издает Международный научный

журнал «Коммуникология» периодическое издание, публикующее статьи по проблемам теории и практики связей с общественностью, средств массовой информации и коммуникации, основ теории коммуникации, социологии массовых коммуникаций, а также использовании коммуникативных механизмов в процессе формирования нематериальных ценностей (имидж, паблисити, бренд, репутация и т. д.). Большинство использований термина коммуникология не соответствует тому, как термин "социальная наука" (количественные методы) был принят и использован в Гавайском университете»1. Думается, что вполне обоснован подход российской научной школы коммуникологии, рассматривающей ком-муникологию как «систему сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку)».

В статье «Коммуникация (социальные науки)» Википедии объективно приводится определение Феликса Изосимовича, опубликованное в рецензируемой монографии Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина «Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии»: Ф. И. Шарков использует неологизм «коммуникология» как средство редукции исследований коммуникации к предлагаемому им пониманию коммуникации, поскольку коммуникология для него - это «система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистический коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами»2.

В монографии Ф.И. Шаркова и В.В. Силкина отмечается, что, зачастую на массовую коммуникацию «навешиваются» несвойственные ей критерии. Так, «Л.М. Землянова трактует массовую коммуникацию как процесс передачи информации группе людей одновременно с помощью специальных средств - масс-медиа. Выделяются пять основных особенностей этого процесса: (1) массовость аудитории; (2) ее гетерогенность; (3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации; (4) быстрое распространение сообщений; (5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации» [Землянова].

При достаточно широко изученности проблем массовой и персональной коммуникации, все еще продолжается путаница в отнесении коммуникации к массовой или адресной. Особенно это касается случаев электронных рассылок по адресам больших банков данных, которые большинство толкователей относят

1 https://wikivisually.com

2 https://ru.wikipedia.org

к массовым коммуникациям, обосновывая это большим охватом коммуникантов. Об этом пишут и известные зарубежные авторы: «Так как появилось столько новых возможностей, становится все труднее определить, где кончаются масс медиа и начинаются персональные средства коммуникации. Приход видеомагнитофонов позволяет нам смотреть фильмы дома, используя технологию массовой коммуникации (телевидение). Компьютерные коммуникации, например, электронная почта, мировая WEB-сеть, листсерверы и чаты, привели к возникновению коммуникаций совершенно нового типа. Компьютерные доски объявлений и сети используются для того, чтобы передавать новости во время беспорядков и революций» [Харрис].

Исходя из отмеченного Ф.И.Шарков и В.В.Силкин выделяют основные свойства средств коммуникации, позволяющие отнести их к массовым (т.е. к СМК) (приводится в сокращении):

- «средства массовой коммуникации направляют одну и ту же информацию в анонимную (безадресную) аудиторию (в массу); в которой нельзя выделить отдельные единицы;

- средства массовой коммуникации режим интерактивной репрезентативной коммуникации коммуникатора со своим адресатом - массовой аудиторией;

- любая специально сформированная для массового адресата информация направляется в СМИ, а, попав в СМИ всегда превращается в массовую;

- массовая коммуникация осуществляется не только посредством средств массовой информации, но и других средств массовой коммуникации (кино, книг, а также средств коммуникации в виде стадионов, площадей, где собирается множество людей, получающих сообщения непосредственно от коммуникаторов)» [Шарков, Силкин: 21-23].

При этом с развитием цивилизации количество и формы информации меняются. В начале XXI века информационный ресурс становится важнейшим богатством как страны в целом, так и отдельных ее подсистем. «Глобальное звучание информации проявляется в дротом, что она буквально пропитывает и социальный макрокосм планеты, и индивидуальный микрокосм каждого» [Арнольдов: 81]. Информация охватывает не только экономику, но и все сферы жизнедеятельности людей - труд, быт, досуг, политику. Коммуникационные сети стали необходимыми условиями жизнедеятельности любого социума, поскольку образовательные, культурные, научные потребности человека реализуются посредством информации. При этом существуют различные виды и формы информации. В одних случаях информация по качественным характеристикам может быть распределена по видам, соотносимым с теми сферами общественного бытия, где она получена (экономическая, социальная, политическая, технологическая и т.д.), в других случаях она представляет собой различные формы закрепления и сохранения опыта и знаний, накопленных в процессе деятельности (актуальная, аккумулятивная информация). Чаще всего информация выступает в форме непосредственных знаний, навыков, умений того или иного специалиста и составляет важную часть его профессиональной подготовки. Специально обсуж-

дается вопрос о коммуникативной функции информации, которая объединяет членов общества, ее различные подсистемы. Структура информации вписывается в структуру знаний. Однако структура знаний сложнее.

В параграфе 2.2. рецензируемой монографии рассматривается социальная информация и информационная политика государства. Социальная информация - это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знания. По своему содержанию социальная информация является совокупностью знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества и воздействии общественного сознания на общественную практику. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную социальную реальность, о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, отражающих интересы и потребности различных социальных групп. Специализированная социальная информация фиксируется или отражается в системе норм и требований. не менее значимой является массовая информация, которая универсальна по своему содержанию и ее адресатам, представляет собой систему «с открытыми границами».

В этой связи значительный интерес представляет вопрос о генезисе теорий массовой информации и коммуникации, что нашло отражение при анализе дискурса как коммуникативного события и речевого общения в параграфе 1.3. «Дискурс как коммуникативное событие и речевое общение». А Гоулднер под дискурсом подразумевает «философскую или научную концепцию, обращенную к читателю или слушателю, закрепленную в языке способ упорядочения картины мира; форму социальной активности человека; любой конкретный способ рассуждать и вести дело; систему ограничений, накладываемую на содержание, жанр, структуру, язык текста его автором; вербализацию тех или иных, например, политических, установок; особое использование языка для выражения устойчивых психоидеологических установок; некую специфическую речевую общность (А. Гоулднер); коммуникативный акт и социальный диалог» [Культура и культурология...]. Дискурсом называют также любое письменное или устное общение. Понятием «дискурс» обозначают также выражение мысли, акт коммуникации.

Голландский исследователь дискурса Теун А. ван Дейк в 1985 году издал книгу «Дискурс и коммуникации: новые подходы к анализу средств массовой информации». Он обозначил «две обширные области исследований, которые, несмотря на их общий интерес к тексту, разговору и общению, кажется, практически игнорируют друг друга: изучение массовой коммуникации с одной стороны и дискурс-анализ - с другой» [Van Dijk 1985: 5]. Дискурс-анализ средств массовой информации он проводит в сфере теоретических изысканий, также дискурс-анализ применяет при проведении эмпирических исследований сложных коммуникативных событий. Авторы же рецензируемой монографии отталкиваются от разных толкований медиадискурса различными научными школами:

- Дискурс-анализ с Мишеля Фуко.

- Социально-когнитивный подход Т. Ван Дейка.

- Критический анализ дискурса с Ф. Норман.

- Критический анализ дискурса Дуйсбургской школы.

- Дискурсивно-исторический метод Венской школы.

Обсуждение этих подходов направлено на то, чтобы показать сходства и различия между наиболее распространенными подходами к анализу дискурса с акцентом на различные определения дискурса, методическое оформление, в зависимости от поставленной цели.

Сложные коммуникативные события определяются как цепочки дискурсивных событий по определенным темам. Анализ сложных коммуникационных событий Фуко было интегрировано в дискурсивные подходы в традиции критической теории. Именно поэтому дискурсивный подход Фуко рассматривается как базовая модель.

Существующий широкий спектр определений дискурса и дискурс-анализа привел к определенной семантической расплывчатости и терминологической гибкости этих терминов применительно к различным сферам общества, к научным направлениям и подходам (например, в культуре, лингвистике, конструктивизме.)

Традиции критической теории определяются как исследовательская перспектива, которая имеет в основном критический отношение к обществу. Этот взгляд восходит к первому десятилетию после Первой мировой войны и тесно связан с его ключевыми фигурами Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм и Герберт Маркузе.

Французский социальный теоретик Мишель Фуко много писал об институтах, власти и дискурсе. В Институты организуют сообщества, производящие знания, и формируют производство дискурса и знаний, которые создаются и подталкиваются идеологией. Если мы определяем идеологию просто как свое мировоззрение, отражающее социально-экономическое положение в обществе, то отсюда следует, что идеология влияет на формирование институтов и виды дискурсов, которые институты создают и распространяют. Если идеология - это мировоззрение, то дискурс - то то, как мы организуем и выражаем это мировоззрение в мышлении и языке. Таким образом, идеология формирует дискурс, и, как только дискурс проникает в общество, он, в свою очередь, влияет на воспроизводство идеологии.

Возьмем, к примеру, взаимосвязь между средствами массовой информации (институтом) и антииммигрантским дискурсом, который пронизывает американское общество. В республиканских президентских дебатах, организованных Fox News, при обсуждении иммиграционной реформы чаще всего употреблялось слово "нелегальный", за которым следовали "иммигранты", "страна", "граница", "нелегалы" и "граждане". Взятые вместе, эти слова являются частью дискурса, который отражает националистическую идеологию (границы, граждане), которая создает США как под атакой иностранной (иммигранты) преступной угрозы (незаконные, нелегалы). В рамках этого антииммигрантского дискурса "нелегалы" и "иммигранты" противопоставляются "гражданам", каждый из которых пытается определить другого через свою оппозицию. Эти слова отражают и воспроизводят очень специфические ценности, идеи и убеждения об иммигрантах

и гражданах США - идеи о правах, ресурсах и принадлежности. Господствующие средства массовой информации, как правило, принимают санкционированный государством дискурс и демонстрируют его, предоставляя эфирное время и печатную площадь авторитетным фигурам из этих учреждений.

Во второй главе: «Технологии производства и использования массовой информации. Массовая информация и массовая культура» - рассмотрены такие вопросы, как информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление массовой информации. Специально анализируются вопросы о сущности информации, специфике информационного пространства и информационного общества. Роль информации в различных сферах жизни общества, место информации в управленческой деятельности и специфика управленческой информации. Вопрос об информационных индикаторах социального мониторинга завершает этот содержательный раздел. Завершает этот раздел анализ социальной информации и информационной политики государства. «Медиапро-странство трактуется как социальное пространство, формируемое и информационно насыщаемое средствами массовой информации» [Шарков 2009: 346]. В главе кратко рассмотрена суть государственной информационной политики и природа гибридных войн. Вызывает интерес позиция авторов относительно сознательно ориентированных действий ключевых субъектов общества «отсутствие сознательно ориентированных действий влечет за собой коммуникативный хаос и информационный кризис».

В параграфе 2.3. «Информационно-коммуникативные технологии, используемые современными средствами массовой информации» рассмотрен вопрос о сути Четвертой информационной волны. Обосновывается тезис о том, что внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство "захлестывает" "Четвертую волну", которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость!» [Шарков 2002: 12]. В работе проявление "Четвертой волны" «связывается с возвращением человечества к всеобщим интерактивным коммуникациям (уже на глобальном уровне посредством Интернета), чрезвычайной интенсификацией электронных коммуникаций, виртуализацией социального пространства Интернета и возникновением виртуального сообщества, которое формируется в системе Интернета не просто с целью обмена информацией, но и для общения, "проживания" "жителей Сети" в новом типе электронно- виртуальной организации» [Шарков 2009: 2]. В этой связи, логичен специальный анализ информационной культуры как социокультурного основания массовой коммуникации. При этом коммуниктив-ная культура может рассматриваться в двух аспектах: коммуникативная культура личности и коммуникативная культура организации. Если первому из них уделено достаточно много внимания в научной литературе, то коммуникативная культура организации остается пока вне поля зрения исследователей. Сле-

дует иметь в виду, что что информационная культура в монографии рассматривается как часть более широкого явления - коммуникативной культуры1, которая включает также перцептивный, эмоциональный (аффективный) и интерактивный аспекты коммуникативного взаимодействия [Андреева; Данакин]. Обратим внимание на разграничение понятий «коммуникативный» и «коммуникационный». Они не являются тождественными: коммуникативное имеет отношение к коммуникации как системе, в то время как коммуникационное описывает коммуникацию как процесс. Так, «коммуникативные средства изучаются с целью их применения для реализации социальных функций коммуникации» [Шарков 2005], - иначе говоря, речь идет о социальной коммуникации; а коммуникационная модель Уилбура Шрамма, упоминаемая в связи с анализом содержания коммуникации, раскрывает этапы процесса передачи информации.

Коммуникативная культура организации, принятая и признанная ею, культивируемая в ней и предписываемая сотрудникам, - это достигнутый уровень внутренних и внешних отношений, позволяющий воспроизводить организационные коммуникации посредством генерализации их форм и результатов. Завершается эта глава анализом основных идей новой доктрины информационной безопасности России. Сложнейший вопрос о формировании пространства взаимодействия средств массовой информации, журналистики и политики рассматривается в третьей главе, которая начинается с анализа взаимодействия журналистики и политики. «Душа и тело, сердце и разум, чувство и долг, принуждение и свобода - все это составляет уникальную и неповторимую ткань экзистенции и трансценденции, которая плетется коммуникацией» [Марков: 76-77]. По мнению Р. Инглхарт, в современном обществе политическая деятельность приобретает более проблемно-специфицированные формы массового участия. «Массовая приверженность давно утвердившимся иерархическим политическим партиям размывается, не желая далее быть дисциплинированным войском, общественность переходила к все более автономным видам участия, бросая при этом вызов элитам. Следовательно, хотя участие в выборах остается на прежнем уровне или снижается, люди участвуют в политике всё более активными и более проблемно-специфическими способами» [Инглхарт]. Эти изменения травмирующим образом подействовали на традиционные политические механизмы общества, которые почти повсеместно разладились.

Специально рассматривается место института журналистики в государственной информационной политике. «Объект журналистики как науки - это процесс функционирования журналистики, а «журнализм» - тип социальной деятельности (Л.Г. Свитич). Но это лишь часть информационного процесса, а журналистская информация и деятельность журналистов есть часть социальной информации и социальной деятельности, когда субъектом этого процесса выступают (в качестве заказчика и исполнителя) не только и не столько журналисты, но

1 Анализ определений коммуникативной культуры содержится в кн.: Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2009. С. 402.

и госструктуры, политики, олигархи и т.п. Это уже политическая журналистика в полном смысле этого слова, поскольку здесь базовое слово «политика», а ее субстрат - «власть». Журналистская деятельность выступает и как часть, аспект, неотъемлемый компонент коммуникативно-информационной деятельности» [Попов].

В заключительной IV главе анализируются правовые и этические основы журналистской деятельности и функционирования средств массовой информации. Специально рассмотрены правовые основы функционирования российских СМИ и отечественной журналистики.. Правовое регулирование СМИ в России. Организация деятельности СМИ. Распространение массовой информации. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации. Ответственность за нарушения законодательства о СМИ. Ущемление свободы массовой информации. Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Правовое обеспечение защиты государственной тайны1. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений. Правовое обеспечение защиты коммерческой тайны2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В заключении отмечается, что многочисленные определения массовой информации при попытке их практического использования нередко оказываются малопригодными в силу их взаимной несовместимости, отсутствия в них единого методологического основания. Концепции даже признанных во всем мире авторитетных исследователей часто не выдерживают испытания практикой, поскольку они, как показано в рецензируемой работе, не укладываются в стройную теорию, способную системно охватить все богатство и сложность отношений современного человека с окружающим миром.

Выход видится не столько в увеличении числа новых подходов к объяснению феномена массовой информации, сколько в создании на базе существующих наработок в этой области единой парадигмы, гармонично сочетающей теорию и практику массовых коммуникаций, в ходе которых и востребуется массовая информация, проявляются ее содержательные и структурные особенности.

Вместе с тем, еще рано утверждать, что разработана целостная, противоречивая концепция массовой информации и коммуникации как социокультурного явления. До сих пор обсуждаются проблемы, связанные с природой, сущностью массовой информации. Парадоксальность такой ситуации объясняется, на наш взгляд, тем, что исследователей интересуют в первую очередь прагматические вопросы, связанные с использованием информации в пропагандистских, социально-педагогических целях, что актуализирует вопросы эффективности каналов передачи сообщений - прессы, радио, телевидения. Развитие же институтов связей с общественностью, рекламы заставило по-новому взгля-

1 См.: Закон РФ № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».

2 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

нуть на характер массовой информации, увидеть в ней не столько совокупность транслируемых через СМИ дискретных информационных посланий, сколько невидимую, но явственно ощущаемую субстанцию, пронизывающую все пространство общественного бытия, более того - структурирующей, организующей пространственно-временные параметры социальной жизни. Как отмечается в монографии «Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии», включение теории и практики массовой информации в программы подготовки специалистов в высшей школе не только потребовало формирования одноименного учебного курса, отличного и по содержанию, и по трактовке основных понятий от внешне, похожих подходов, сложившихся в журналистике, но и поставила ряд проблем философско-методологического характера. В частности, речь идет о таких методологически важных проблемах как понимание коммуникативной природы массовой информации, интерпретация самого концепта массовая информация, являющегося, по существу, видовым признаком одной из существеннейших социальных реалий.

Разумеется, данная работа не может претендовать на всестороннее освещение всех вопросов, связанных с осмыслением роли массовой информации в коммуникативных процессах, - темы, заявленные в ней, должны получить более детальную разработку. Однако принципиально важно было заложить основание для дальнейшего более углубленного анализа феномена массовой информации, очертить круг задач, решение которых позволит преодолеть своеобразную постмодернистскую сакральность в представлениях о ней и выйти на уровень позитивных оценок и характеристик ее реального места в жизни социума. Представляется, что авторы справились с этой чрезвычайно важной задачей не только в теоретико-методологическом, но и практическом плане.

Источники

Андреева Г.М. (1997). Социальная психология. М.: Аспект-пресс.

Арнольдов А.И. (1997). Глобальная ценность XXI века // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. Москва.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данакин Н.С. (1997). Деятельность и общение. Белгород: Центр социальных технологий.

Землянова Л.М. (1999). Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Инглхарт Р. (1997). Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. № 4. С. 21-22.

Крэйг Р.Т. (1999). Теория коммуникации как область знания // Теория Коммуникации. 9 (2): 119-161. Э01: 10.1111 / j.1468-2885.1999.tb00355.x.

Кули Ч. (1909). Социальная организация: исследование большего ума. Нью-Йорк.

Культура и культурология (2003): Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. Мщсква. С.287-298.

Кэтт И.Э., Эйчер-Кэтт Д. (2010). Коммуникология: новая наука воплощенного дискурса. Фэрли Дикинсон Юнив Пресс.

Марков Б.В. (1997). Философская антропология: очерки истории и теории. СПб. С. 76-77.

Лэниган Р. (1992). Человеческая наука Коммуникология. Издательство Университета Дю-кена.

Попов В.Д. (2001). Информациология и информационная политика. Москва.

Харрис Р. (2002). Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. С. 414- 415. Шарков Ф.И. (2009a). Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»). М.: Дашков и К0.

Шарков Ф.И. (2009b). Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник / Ф.И.Шарков. М.: Дашков и К0.

Шарков Ф.И. (2002). Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения; Перспектива.

Шарков Ф.И. (2005). Теория коммуникации. М.: РИП-холдинг. С. 9-17. Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: Монография / Под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Дашков и К0.

Шрамм W.L. (1997). Начало изучения коммуникации в Америке. Thousand Oaks. Van Dijk T.A. (1985). Discourse and communication. Berlin/New York: de Gruyter.

■ ■ ■ The Development of Fundamental Areas of Communicology

Review of the monograph by F.I. Sharkova and V.V. Silkin (2018) "Theory and Practice of Massmedia as a Fundamental Direction of Communicology"

Delokarov K.H.1, Kireeva O.F.2

1. Russian presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

2. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Cheboksary, Russia.

Abstract. The paper represents a philosophical and sociological analysis of the development of a new interdisciplinary scientific direction "Communicology", claiming the status of science. The authors note, that at present communicology is intensively constituted as the most important scientific direction, which sets as its task the systematic study of the structure, mechanisms, factors of the effectiveness of social interaction. A set of scientific and organizational measures has been implemented, in particular, the international Academy of communicology established and successfully operating under the guidance of F.I. Sharkov. The Academy regularly holds International conferences on this subject and publishes collections of works, textbooks and manuals from the cycle "Communicology", included as a basic component in the standards of a number of training areas. Two high-rated journals are widely known in the country and abroad: "Communicology" and "Communicology: electronic scientific journal".

The article analyzes the information and communication technologies used by the media, set out in the monograph of professors Felix Sharkov and Vladimir Silkin1. The features of functioning of print and electronic mass media in the modern world are considered. Particular attention is paid to the development of the theory of information (mainly mass media) and the practice of journalism.

1 Sharkov F.I., Silkin V.V. (2018). Theory and Practice of Massmedia as a Fundamental

Direction of Communicology: Monograph / ed. F.I. Sharkov. M.: Dashkov and Ko. ISBN 9785-394-03065-9.

The authors enter into a productive discussion on the development of theories of communicology and the interpretation of the term "communicology" at the University of Hawaii, as well as with the authors of the Norwegian Institute of Communicology, who consider it possible to describe a set of variables various communications and even all human activity.

Keywords: communicology, communication studies, media, journalism, information analytics

For citation: Delokarov K.H., Kireeva O.F. The Development of Fundamental Areas of Communicology. Communicology (Russia). 2019. Vol. 7. No.2. P. 25-39. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-2-25-39.

Inf. about the authors: Delokarov Kadyrbech Khadzhumarovich, Dr. Sc. (Philos.), professor of RANEPA; Kireeva Olga Feliksovna, Cand. Sc. (Soc.), associate professor of the department of trade and commodity studies of the Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky ave, 84. E-mail: delokarof@mail.ru; kirolga08@list.ru.

Received: 08.05.2019. Accepted: 18.06.2019.

References

Andreeva G.M. (1997). Social psychology. M.: Aspect-press (In Rus.).

Arnold A.I. (1997). Global value of the XXI century // Problems of informationology and the world information community. M. P.81. ( In Rus.).

Catt I.E., Acher-Catt D. (2010). Communicology: a new science of embodied discourse . Fairlie Dickinson Univ Press.

Cooley C.H. (1909). Social organization: the study of the greater mind. New York. Craig R.T. (1999). Theory of communication as a field. Communication Theory. No.9 (2): 119-161. DOI: 10.1111 / j.1468-2885.1999.tb00355.x.

Culture and cultural studies (2003): the dictionary / ed. A.I. Kravchenko. Moscow (In Rus.). Danakin N.S. (1997). Activity and communication. Belgorod: Center of social technologies (In Rus.). Harris R. (2002). Psychology of mass communications. SPb.: Praym (In Rus.). Inglehart R. (1997). Postmodern: changing values and changing societies. Polis. No. 4. P. 21-22 (n Rus.).

Lanigan R.L. (1992). The human science of Communicology. Duquesne University Press. Popov V.D. (2001). Information science and information policy. Moscow (In Rus.). Schramm W.L. (1997). The beginning of communication study in America / eds. Chaffee S., Rogers E. Sage: Thousand Oaks.

Sharkov F.I. (2002). Fundamentals of communication theory. M.: Social relations; Perspective (In Rus.).

Sharkov F.I. (2005). Communication theory. Moscow: RIP-holding. P. 9-17 (In Rus.). Sharkov F.I. (2009a). Communicology: Encyclopedic dictionary-reference / F.I. Sharkov. M.: Dashkov and K (In Rus.).

Sharkov F.I. (2009b). Interactive electronic communications (the emergence of the 4th wave). M.: Dashkov and K (In Rus.).

Sharkov F. I., Silkin V.V. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communicology / Ed. F.I. Sharkov. M.: Dashkov and K. (In Rus.).

Van Dijk T.A. (1985). Discourse and communication. Berlin/New York: de Gruyter. Zemlyanova L.M. (1999). Foreign communication studies on the eve of the information society. M.: MSU (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.