Научная статья на тему 'Социологический подход к исследованию авторитета офицера Российской армии: постановка проблемы'

Социологический подход к исследованию авторитета офицера Российской армии: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
543
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ДОВЕРИЕ КОМАНДИРУ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / ПАТРИОТИЗМ / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / ЗАБОТА О ПОДЧИНЕННЫХ / АВТОРИТЕТНОСТЬ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / AUTHORITY / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE PERSON / TRUST TO THE COMMANDER / MANAGEMENT STYLE / PATRIOTISM / PERSONAL EXAMPLE / CARE OF SUBORDINATES / MILITARY STAFF / MILITARY AND SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сальников А. В.

В статье раскрываются современные социологические подходы к пониманию феномена авторитета, его структуры и роли в системе военно-служебных отношений. Раскрывается специфика социологического подхода при изучении феномена авторитета командира. Автором предпринята попытка определить основные структурные элементы и уровни авторитета офицера-командира. В заключительной части статьи делается вывод о роли авторитета командира в воинском коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOLOGICAL APPROACHTO THE STUDY OF THE AUTHORITY OF THE OFFICEROF THE RUSSIAN ARMY: PROBLEM STATEMENT

The article reveals modern sociological approaches to understanding the phenomenon of authority, its structure and role in the system of militaryservice relations. The specificity of the sociological approach in the study of the phenomenon of the commander’s authority is revealed. The author makes an attempt to determine the basic structural elements and levels of authority of the officer-commander. At the end of the article the author concludes about the role of the commander’s authority in the military collective.

Текст научной работы на тему «Социологический подход к исследованию авторитета офицера Российской армии: постановка проблемы»

УДК 316.77

А.В.Сальников

адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации; e-maiL: aLexeysaLnikov21539@maiL.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ АВТОРИТЕТА ОФИЦЕРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье раскрываются современные социологические подходы к пониманию феномена авторитета, его структуры и роли в системе военно-служебных отношений. Раскрывается специфика социологического подхода при изучении феномена авторитета командира. Автором предпринята попытка определить основные структурные элементы и уровни авторитета офицера-командира. В заключительной части статьи делается вывод о роли авторитета командира в воинском коллективе.

Ключевые слова: авторитет; профессиональные и личностные качества личности; доверие командиру; стиль руководства; патриотизм; личный пример; забота о подчиненных; авторитетность; воинский коллектив; военно-социальное управление.

A. V. Salnikov

Post-graduate officer of the MiLitary University of the Ministry of defence of the Russian Federation; e-mail: aLexeysaLnikov21539@maiL.ru

A SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE AUTHORITY OF THE OFFICER OF THE RUSSIAN ARMY: PROBLEM STATEMENT

The articLe reveaLs modern socioLogicaL approaches to understanding the phenomenon of authority, its structure and role in the system of mRitary-service reLations. The specificity of the socioLogicaL approach in the study of the phenomenon of the commander's authority is revealed. The author makes an attempt to determine the basic structuraL eLements and LeveLs of authority of the officer-commander. At the end of the article the author concludes about the role of the commander's authority in the military coUective.

Key words: authority; professional and personal qualities of the person; trust to the commander; management style; patriotism; personal example; care of subordinates; authority; military staff; military and social management.

В системе военно-служебных отношений авторитету командира принадлежит ключевая роль, поскольку армия по своему предназначению и специфике организации немыслима без подчинения. В современных условиях роль командира еще больше возрастает. Современный бой требует огромного напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений, железной дисциплины, колоссальной выдержки и мужества. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных приобретают решающее значение.

Сегодня существует насущная потребность в получении знаний о состоянии должностного, профессионального и личностного авторитета командира. Это знание, полученное с помощью социологической науки, позволяет не только дать реальную оценку состояния авторитета офицерских кадров, но и на основании анализа результатов военно-социологических исследований наметить пути его оптимизации, разработать и обосновать рекомендации органам военного управления, военно-учебным заведениям, по совершенствованию их деятельности по укреплению авторитета командира в воинских подразделениях.

Таким образом, важная роль в решении этой задачи принадлежит военной социологии, военно-социологическим исследованиям, что обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, объективной потребностью в социологическом осмыслении феномена авторитета как особого вида социального доверия в условиях модернизации Вооруженных Сил РФ и гуманизации военно-социальной среды и военно-социальных отношений [Барановский 2015].

Во-вторых, необходимостью социальной диагностики современного состояния авторитета командира, условий и факторов, оказывающих на него воздействие.

В-третьих, обстоятельным и глубоким изучением механизма влияния авторитета командира на важнейшие стороны жизни и деятельности воинского коллектива. Раскрыть этот механизм - значит, вооружить органы военного управления, командиров научными знаниями, которые они смогут использовать в своей повседневной служебной деятельности.

В-четвертых, отсутствием научно обоснованных рекомендаций органам государственного и военного управления по формированию и укреплению уровня профессионального, должностного и морального авторитета командира.

Проблема совершенствования системы работы по формированию и укреплению авторитета командира сводится к своевременному вскрытию реально существующих противоречий, их разрешению, учету в воспитательной практике тенденций и закономерностей функционирования всей системы военно-служебных отношений и принятию на их основе хорошо продуманных и выверенных в ходе военно-социологических исследований правильных управленческих решений.

Авторитет - качество социальное, своеобразная форма взаимоотношений между военнослужащими и средство влияния командира на морально-психологический климат в воинском коллективе. Он представляет собой признание отдельными военнослужащими и воинским коллективом в целом профессиональных и личностных качеств и достоинств командира, доверие к нему как к руководителю.

Авторитет военачальника - есть общественное признание военнослужащими его особого положения в деле вооруженной защиты Отечества. Он является гарантом успешного руководства людьми, высокой организованности их совместной деятельности, позволяет командиру управлять подчиненными без принуждения.

Так, видный советский полководец М. В. Фрунзе считал, что для повышения оборонной мощи страны «...необходимо одно условие <...>. Этим условием является безусловная авторитетность соответствующего командира - авторитетность и политическая, и военно-техническая. Если подчиненный чувствует, что все приказания, отдаваемые ему, целесообразны, разумны, если он проникнется глубокой верой в авторитетность своего начальника, то тогда налицо основы для твердой, несокрушимой, железной, сознательной, революционной дисциплины» [Фрунзе 1965].

Авторитет военного руководителя как феномен общественной жизни является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, военной политологии, военной педагогики, истории военного искусства, военной науки управления войсками, военной психологии, военной социологии и др.

Специфика социологического подхода при изучении феномена авторитета командира позволяет рассматривать личность офицера в формате его социального статуса как руководителя воинского подразделения. Опираясь на результаты социологических исследований, можно достаточно глубоко и достоверно изучить экономические, военно-социальные, социально-психологические и собственно военные условия, в которых живут и служат офицеры. Кроме того, выявить благоприятные и негативные факторы, влияющие на становление и укрепление авторитета; исследовать конкретные формы его проявления; оценить отношение подчиненных к своим командирам и начальникам, и начальников к своим подчиненным, их стилю руководства личным составом.

Социологическая наука, используя свой инструментарий, оценивает и раскрывает механизм влияния авторитета офицера на морально-психологический климат воинского коллектива, воинскую дисциплину и правопорядок, боеспособность и боеготовность подразделения, воинской части. Поэтому результаты этих исследований - необходимое условие и помощь органам военного управления, командирам и начальникам всех рангов для принятия соответствующих решений по укреплению авторитета офицера-командира.

Противоречия, возникающие в процессе формирования и укрепления авторитета командира, должны разрешаться совместными усилиями государства, органами военного управления, командирами и начальниками, воспитательными структурами и, конечно, самим офицером. Однако при решении одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на другой основе, другими способами и средствами.

Таким образом, в настоящее время сложилась проблемная ситуация, характеризующаяся противоречием между потребностью современной армии в профессионально подготовленных, способных воодушевлять своим примером командирах и их реальным, признанным сегодня влиянием в воинском коллективе.

Эти проблемы напрямую связаны с повышением воинской дисциплины, поддержанием законности, улучшением морально-психологического состояния личного состава, а также создания для офицеров условий, способствующих развитию профессиональных и индивидуально-личностных качеств.

Авторитет конкретного командира формируется за счет общественного признания социального и служебного положения офицера, его профессиональных и моральных качеств в процессе непосредственного ролевого общения с воинским коллективом. Сформированный (приобретенный) авторитет командиров оказывает непосредственное влияние на морально-психологическое состояние подчиненного подразделения.

Основными социальными характеристиками авторитета офицера-командира необходимо считать его статус, определяемый предоставленной служебной властью, а также сформированные в воинском подразделении представления (представления коллективные . выражают коллективные чувства и идеи, которые обеспечивают единство и сплоченность социальной группы и общества в целом) относительно профессиональных и личностных качеств, обусловливающих ожидания коллектива к личности командира [Социологическая энциклопедия 2003].

Статусные характеристики офицера-командира определяются совокупностью его прав, привилегий и обязанностей в воинском коллективе и военной организации в целом, служат основанием его оценки как общественного существа [Крутилин 2011].

Профессионально важные качества - совокупность социальных, психических, психофизических свойств личности, необходимых для успешного овладения профессией военного и эффективного функционирования в военно-социальной среде. Командир должен обладать специфическими свойствами и характеристиками профессионального руководителя, управленца, поскольку такого рода деятельность является преобладающей при исполнении служебно-должностных обязанностей. К числу таковых, безусловно, относятся ответственность, пунктуальность, примерность, образцовость и т. д. Поэтому представляется, что в ходе исследования нам необходимо сосредоточиться на изучении мнения респондентов о том, насколько развиты у офицеров-командиров в звене «взвод - рота - батальон» подобные специфические качества.

Под личностными качествами офицера-командира понимается совокупность индивидуально-своеобразных и социально-типичных черт, устойчивых состояний и свойств, предопределяющих поведение личности в военно-социальной среде и обусловливающих продуктивность управленческой деятельности офицера.

Успех руководства подчиненными во многом зависит от стиля управления командиров и начальников, определяемого совокупностью индивидуальных особенностей, профессиональных навыков и статусных характеристик в сочетании с условиями и возможностями их применения.

В качестве критериев уровня авторитета командира можно выделить две группы.

1. Группа критериев, составляющих оценку личностных качеств

командира.

• Личная убежденность и вера в достижении положительного результата своей деятельности.

• Стремление выступать образцом в выполнении воинского и служебного долга.

• Полнота знаний законодательства Российской Федерации о военной службе и требований руководящих документов по поддержанию высокой боеспособности, правопорядка и воинской дисциплины.

• Целеустремленность, требовательность к подчиненным должностным лицам, наличие воли в достижении поставленных целей.

• Степень понимания необходимости заботы об удовлетворении информационных, духовных, культурных, материальных и иных потребностей подчиненных.

• Уровень личной дисциплинированности и исполнительности.

• Уровень культурного развития, выполнения норм военно-служебных отношений с подчиненными военнослужащими.

2. Группа критериев, составляющих оценку организаторских способностей, стиля и методов работы командира по созданию эффективной системы поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, правопорядка, воинской дисциплины и ее результативности.

• Уровень личного трудолюбия и работоспособности поставленных целей служебных обязанностей.

• Способность к анализу состояния правопорядка и воинской дисциплины, осуществлению прогноза (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного) развития факторов риска по отдельным категориям.

• Способность к созданию достойных условий для прохождения военной службы подчиненными, исключающих возможность совершения ими правонарушений и результативность этой работы.

• Стиль деятельности по организации выполнения требований поступающих руководящих документов по поддержанию высокой боевой готовности, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих.

• Личный вклад в организацию планирования деятельности по поддержанию высокой боевой готовности, морально-психологического состояния военнослужащих, правопорядка и воинской дисциплины.

• Регулярность и актуальность постановки (уточнения) задач командиром личному составу, организация контроля исполнения поручений, связанных с работой по поддержанию правопорядка и подведений итогов работы с личным участием командира правонарушений, результативность управленческой деятельности командира.

• Руководство ведением учета достижений подчиненных в их профессиональной деятельности, преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков, травм.

• Руководство правильным применением дисциплинарной практики в деятельности подчиненных.

• Своевременное проведение разбирательств (административных расследований) по всем правонарушениям (происшествиям, травмам) и принятие по ним правовых (процессуальных) решений должностных лиц.

• Создание эффективной системы военно-служебных отношений между военнослужащими, действенность соблюдения воинских ритуалов.

• Степень организованности и результативности обучения и воспитания в подчиненном подразделении.

• Способность к формированию позитивного общественного мнения, умение опираться на него.

• Недопущение сокрытия фактов правонарушений в части своей служебной компетенции его достоверности.

• Степень доступности командира для подчиненного личного состава.

В качестве индикаторов, которые используются для измерения степени значимости авторитета командира, можно выделить:

- оценки подчиненными и независимыми экспертами авторитета командира, его военно-профессиональных и моральных качеств;

- самооценку своего авторитета среди вышестоящего командования и среди своих подчиненных самим офицером;

- оценку авторитета командира офицерами части, соединения, товарищами по службе;

- общественное мнение подчиненных и командования о связи между стилем работы командира и его авторитетом;

- оценку подчиненными связи между социально-психологическим климатом в воинском коллективе и авторитетом командира;

- оценка командиром связи между социально-психологическим климатом в коллективе и его авторитетом.

Авторитет может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. Это происходит, как правило, из-за переоценки своих командирских качеств, из-за систематических нарушений дисциплины и воинских уставов, отсутствия устойчивой мотивации к работе над собой, продолжению военной службы и ряда других причин. Кроме того, если у командира в процессе службы имеет место гармоничное сочетание, соответствие результатов его ратного труда и идеалов (ценностей-целей), к которым стремится офицер, то происходит усиление воинского авторитета. Постоянное расхождение, углубление и расширение разрыва между реальными результатами служебной деятельности офицера и его идеалами, как правило, заведомо влечет за собой переоценку авторитета, и, как следствие, ведет к его ослаблению и утрате [Ефремов 2004].

Командир обязан постоянно заботиться о своем авторитете. Единственный способ завоевания и сохранения авторитета среди подчиненных - непрерывное подтверждение своих лучших качеств, результатами своей служебной деятельности. Других способов просто не существует. Маршал Победы Г. К. Жуков говорил, что он достиг успехов в военном деле, не благодаря врожденными способностями, а своей целеустремленностью, огромной работоспособностью, желанием самостоятельно, своим трудом добиваться результатов в деле

вооруженной защиты Отечества. «Не думайте, что я во всем такой удачливый. Нет, только старание, только напряженный труд сопутствовал мне. Вдобавок выручало крепкое здоровье» [Соколов 1989].

Авторитетному руководителю свойственны: хорошие управленческие качества; обладание отличной профессиональной памятью и широтой мышления; высокий профессионализм; интуиция (как особое свойство ума военачальника находить, часто практически моментальное решение задачи при недостаточности логических оснований); смелость и мужество, волевой характер; сочетание высокой требовательности с заботой о подчиненных; справедливость и уважение личного достоинства каждого человека; умение учитывать общественное мнение и опираться на него и др. [Словарь психолога-практика 2005].

Среди моральных качеств командира особое место занимает патриотизм. Только сформировав личность гражданина - патриота России, с присущими ему патриотическими взглядами и твердыми убеждениями, можно рассчитывать на высокий авторитет офицера Российской армии. Великий русский философ и патриот России И. Ильин эту мысль выразил так: «Кто бы я ни был, каково бы не было мое общественное положение - я служу России, русскому духу, русскому величию; ни начальству, ни карьере и личной похоти и ни партии, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству» [Ильин 1993].

Положительный эффект от влияния примера командира возрастает, когда он действует, сообразуясь со своей совестью и моральными принципами, действует систематически и последовательно. Генералиссимус А. В. Суворов писал: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны, и природное великодушие облегчало мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд» [Балязин 2013].

Преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, правдивость и прямота - как по отношению к вышестоящим руководителям, так и к подчиненным, готовность пожертвовать своей жизнью во имя интересов Родины, мужество, чувство презрения

к предательству и измене, незапятнанность репутации, соблюдение личного достоинства и офицерской чести - неотъемлемые морально-нравственные качества авторитета командира. Именно они всегда были в прошлом и остаются сейчас важнейшими факторами победы в войне. Не случайно немецкий генерал Г. Гудериан, анализируя причины поражения фашистской Германии, писал: «Русские люди сражались против иностранных захватчиков за "матушку Русь", что и погубило, в конечном счете, дело национал-социализма» [Гудериан 1954].

Укреплению авторитета командира среди подчиненных способствует гибкий стиль, который находит свое проявление при общении с подчиненными, умении строить беседу с ними на равных, достижении взаимопонимания и взаимодействия с военнослужащими, в оптимальном сочетании морально-нравственных и административных мер в процессе своей служебной и боевой деятельности.

Истинный авторитет завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующим требованиям воинских уставов, военной присяги, приказам командиров и начальников, общественным нормам морали и нравственности. Настоящий авторитет командира всегда находится в рамках правового поля. Пренебрежительное отношение к воинским законам и грубое нарушение их требований, не имеет ничего общего с настоящим авторитетом командира.

Результаты социологических исследований показывают, что авторитет офицера-командира и эффективность его личного воздействия на подчиненных зависит от ряда факторов. К ним относятся:

- сила мотивационной готовности офицера к военной службе;

- постоянное стремление проводить повседневную воспитательную работу с подчиненными;

- устойчивость ценностных установок и ценностных ориента-ций, способствующих укреплению авторитета командира;

- способность и умение правильно, в соответствии с воинскими уставами, применять полномочия в зависимости от ситуации;

- акцент в управлении воинскими коллективами на сознательность, организованность и инициативность подчиненных;

- умение находить общий язык с подчиненными, знать их слабые и сильные стороны, заботиться о них;

- наличие у командира твердой установки брать ответственность на себя за принимаемые решения и др.

Авторитет командира среди подчиненных - наиважнейшая черта, без которой невозможно полноценное и качественное управление воинским коллективом. Очевидно, что чем выше авторитет командиров, тем эффективнее и быстрее выполняются боевые и повседневные задачи. Для изучения авторитетных отношений необходимы комплексные социологические исследования, применение которых позволит оценить реальное состояние авторитета командира в воинском коллективе, ценностные установки и ценностные ориентации офицера, его боевые, морально-психологические, эмоциональные, физические и другие качества. Кроме того, с помощью социологических программ, методик и инструментария можно обстоятельно и глубоко изучить отношение подчиненных к своему командиру, а также выяснить их запросы и потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барановский М. В. Социальные отношения доверия в управлении воинским

подразделением : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2015. 28 с. Гудериан Г. Воспоминания солдата. М. : Воениздат, 1954. 507 с. Ефремов И. И. Авторитет как феномен общественной жизни и его проявление в Вооруженных Силах : монография. М. : Изд. дом Ассоц. офицеров запаса Вооруж. Сил (Мегапир), 2004. 399 с. Ильин И. А. Что значит «служить России»? // О грядущей России : избр. ст. /

под ред Н. П. Полторацкого. М. : Воениздат, 1993. 367 с. Крутилин Д. С. Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил Российской Федерации (социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. 241 с. Мудрость тысячелетий : энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. М. : ОЛМА

Медиа Групп, 2013. 302 с. Соколов В. Д. Слово о маршале Жукове. В кн. : Маршал Жуков. Каким мы его

помним. М. : Политиздат, 1989. 263 с. Фрунзе М. В. Избр. произв. М. : Воениздат, 1965. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 2003. 861 с. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. М. : Харвест, 2005. 976 с.

REFERENCES

Baranovskij M. V. Social'nye otnoshenija doverija v upravlenii voinskim podraz-

deleniem : avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2015. 28 s. Guderian G. Vospominanija soldata. M. : Voenizdat, 1954. 507 s.

Efremov I. I. Avtoritet kak fenomen obshhestvennoj zhizni i ego projavlenie v Vooruzhennyh Silah : monografija. M. : Izd. dom Assoc. oficerov zapasa Vooruzh. Sil (Megapir), 2004. 399 s.

Il'in I. A. Chto znachit «sluzhit' Rossii»? // O grjadushhej Rossii : izbr. st. / pod red N. P. Poltorackogo. M. : Voenizdat, 1993. 367 s.

Krutilin D. S. Imidzh oficera-rukovoditelja sovremennyh Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii (sociologicheskij analiz) : dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2011. 241 s.

Mudrost' tysjacheletij : jenciklopedija / avt.-sost. V. Baljazin. M. : OLMA Media Grupp, 2013. 302 s.

Sokolov V. D. Slovo o marshale Zhukove. V kn. : Marshal Zhukov. Kakim my ego pomnim. M. : Politizdat, 1989. 263 s.

Frunze M. V. Izbr. proizv. M. : Voenizdat, 1965.

Sociologicheskaja jenciklopedija : v 2 t. T. 2. M. : Mysl', 2003. 861 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Slovar' psihologa-praktika / sost. S. Ju. Golovin. M. : Harvest, 2005. 976 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.