СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316
А. Н. Александров, А. В. Сальников
Александров А. Н., начальник научно-исследовательского отделения Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ; адъюнкт кафедры социологии Военного университета МО РФ; e-maiL: dekston@rambLer.ru
Сальников А. В., научный сотрудник Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ; адъюнкт кафедры социологии Военного университета МО РФ; e-maiL: aLexeysaLnikov21539@maiL.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОРИТЕТА КОМАНДИРОВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается понятие «авторитет» как социальное явление. Кратко раскрываются научные подходы к его пониманию. Объясняются сущность, структура и виды авторитета командира. Авторами сделана попытка классификации командиров в зависимости от степени их авторитетности среди подчиненных. В завершении статьи делается вывод о роли авторитета командира в воинском коллективе.
Ключевые слова: авторитет; морально-нравственные качества личности; профессиональные качества личности; доверие командиру; уважение командира; авторитетность; воинский коллектив; военно-социальное управление.
A. N. Alexandrov, A. V. Salnikov
AlexandrovA. N., Head of the research unit of The Research center (socioLogicaL) of the Armed Forces of the Russian Federation; e-maiL: dekston@rambLer.ru Salnikov A. V., researcher of The Research center (socioLogicaL) of the Armed Forces of the Russian Federation; e-maiL: aLexeysaLnikov21539@maiL.ru
THE THEORETICAL BASIS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH THE AUTHORITY OF COMMANDERS IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The articLe deaLs with authority as a sociaL phenomenon. Scientific approaches to its understanding are briefLy reveaLed. The essence, structure and types of
authority of the commander are explained. The authors made an attempt to classify commanders depending on the degree of their authority among subordinates. At the end of the articLe the conclusion is made about the roLe of the authority of the commander in the military team.
Key words: authority; moral qualities of the person; professional qualities of the person; trust to the commander; respect of the commander authority; military coLLective; miLitary-sociaL management.
Глубокие изменения в идеологии нового российского общества привели к изменениям в ценностно-смысловой сфере личного состава армии и флота. Также изменилось и содержание социальных явлений и процессов в воинских частях и подразделениях. Появились новые критерии оценки эффективности деятельности командира, изменилось мотивационно-ценностное ядро выбора передовых военнослужащих в подразделениях, наполнилось новым содержанием внутригрупповое единство подразделений, изменились показатели успешности военной службы [Барановский, Веремчук 2015].
Авторитет является одной из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль действий людей и их согласование. Авторитет - комплексное интегральное качество субъекта (носителя авторитета), которое складывается из многих свойств, получивших широкое признание, выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на доверии к качествам, достоинствам его носителя, к его харизме [Социологическая энциклопедия... 2003].
Под авторитетом принято понимать социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей -руководителя на руководимых, учителя - на учеников, командира - на подчиненных, коллектива - на личность, вышестоящего органа - на подчиненную организацию [Военная педагогика и психология... 1986]. Авторитет - слово латинского происхождения, означает - достоинство, сила, власть. Следовательно, понятие «авторитет» сходно с понятием «лидерство».
В широком смысле авторитет рассматривается как общепризнанное неформальное влияние в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. В узком смысле - как формальное влияние или как одна из форм осуществления власти.
Авторитет имеет социальную природу, он не задается априори, а приобретается, зависит от эффективности выполнения субъектом своих социальных функций. Он не сохраняется длительное время, если не подкрепляется последующей деятельностью, опирается прежде всего на добровольное признание влияния субъекта, его уважение, а не на принуждение и насилие. Эффективность авторитета во многом определяется взаимодействием его с другими формами осуществления власти.
В отличие от внешнего принуждения, опирающегося на постоянную возможность прямого применения силы (насилия), власть авторитета поддерживается моральными основаниями (нравственными качествами субъекта), рационально обоснованной системой правовых норм, обеспечивающей законность, а также харизмой лидера, предполагающей его экстраординарное влияние. В первом случае возникает традиционный способ закрепления авторитета, во втором - рационально-легальный, в третьем - харизматический. Узаконены все основные элементы механизма образования авторитета: институты, через которые он осуществляется, авторитетные роли его носителя, утверждающие его своими действиями, способ провозглашения и структура самих авторитетных требований и распоряжений.
Американский социолог Э. Шилз в развитие веберовской концепции легитимации авторитета рассматривает его как способ принятия на себя субъектами авторитета обязательств [Шилз 1972]. Процедуры провозглашения авторитетных норм, распоряжений осуществляются на основе доверия, веры. Речь идет о вере в некую прямую или косвенную связь с высшей «легитимирующей властью», которой может считаться воля бога, «завет» основателей государства или общества, «воля народа», «естественное право» и т. д.
Таким образом, не только харизматический, но и традиционный и рационально-легальный способы узаконения авторитета, по Э. Шилзу. также покоятся на «вере в некую связь» со священным, т. е. харизматическим, источником. Отличие этих двух от харизматического способа легитимации авторитета он усматривает лишь в том, что в первых двух случаях связь с сакральным источником представляется не прямой, а опосредованной.
Подобно М. Веберу, его современные последователи полагают, что в легитимации нуждаются не только правящие круги, т. е. «субъекты» авторитета, но и подданные, т. е. «объекты» авторитета, исполнители обращенных к ним распоряжений. Основные современные ориентации в подходе к анализу (а затем и оценке) социальной функции авторитета различаются в зависимости от того, какой из выделенных «идеальных типов» принимается за наиболее соответствующий самому «принципу» авторитета. Некоторые социологи, выдвигающие в качестве такового харизматический авторитет, склонны рассматривать его как результат чистого произвола. Существует ограниченная связь авторитета с политическим насилием, о необходимости развенчания всяких авторитетов («идеологического камуфляжа») с целью создания «общества без авторитетов», каковым и считается «подлинно демократическое» общество. Им противостоит антилиберальный (ницшеанский) взгляд на авторитет как на необходимый инструмент «воли и власти». Политики, берущие в качестве «модели» рационально-легальный авторитет, отстаивают его в качестве необходимого элемента либерально-конституционной власти. Политологи, ориентирующиеся на традиционный авторитет как на основополагающий, расходятся в оценке его социальных функций в зависимости от того, тяготеют ли они к консервативной или радикальной политической ориентации. Консерваторы считают «традиционность» авторитета условием его «стабилизирующей» функции в обществе, радикалы традиционность авторитета рассматривают как один из важных тормозов на пути «общественного прогресса».
Авторитет положения - власть, которой обладают все представители определенного должностного уровня в рамках организации над всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение, вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных социальных различий между представителями этих двух групп [Коджаспирова, Коджаспиров 2005]. Так, врачи обладают авторитетом положения по отношению ко всем больным, включая тех, кто имеет вне стен лечебного учреждения несравненно более высокий статус. То же самое можно сказать о преподавателях, в составе аудитории которых могут быть лица с более высоким социальным статусом.
Авторитет командира - интегрирующая характеристика его профессиональных, личных и деловых качеств, которая отражает их оценку большинством окружающих (прежде всего подчиненными). Авторитет командира является непременным условием эффективной организации управления.
Реальный авторитет командира определяется соответствием указанных качеств требованиям, предъявляемым к нему характером профессиональной деятельности и занимаемой должностью, соотношением формального авторитета (должностного авторитета, авторитета власти) и неформального (авторитета лидера коллектива, личности руководителя). С учетом основных социальных ролей руководителя выделяют его авторитет администратора, педагога, профессионала производственной деятелльности, а также и организатора управленческой деятельности, обучения и воспитания подчиненных. Для эффективной организации управления важно гармоничное сочетание всех указанных компонентов авторитета.
Авторитет командиров структурно состоит из следующих компонентов (см. рис. 1).
АВТОРИТЕТ КОМАНДИРОВ В ВС РФ
7 I X
Морально-нравственный компонент
I
уважение к подчиненным; доверие подчиненным; самообладание и выдержанность; дипломатичность; тактичность
Професиональный компонент
профессиональная грамотность; достаточный уровень
правовых знаний; умение разбираться в сложных ситуациях; способность не бояться
ответственности; умение принять быстрое и верное решение; организованность
Социально-групповой компонент
I
наличие интереса к проблемам подчиненных; умение жить и работать вместе с коллективом; требовательность и настойчивость; личная примерность
Рис. 1. Структура авторитета командиров в ВС РФ
Морально-нравственный компонент определяет уровень воспитанности командира, степень уважения подчиненных, способность мыслить логически и здраво для построения всей своей деятельности в целом и работы с отдельными подчиненными, в частности.
Профессиональный компонент обусловливает не только объем знаний командира, но и умение их применять на практике. Кроме того, этот компонент устанавливает способность мыслить творчески и подходить нестандартно к решению тех или иных вопросов.
Социально-групповой компонент - это прежде всего восприятие командиром воинского коллектива как единого целого, руководителем которого он является. При этом он обязан быть примером для подчиненного личного состава во всем и добиваться добросовестного выполнения задач настойчиво и требовательно.
Командиры должны обладать авторитетом в полном смысле этого слова. В противном случае эффективность выполнения задач подчиненным личным составом будет заметно ниже, воинская дисциплина хуже, а морально-психологический климат в подразделениях недоброжелательный.
В каждом воинском коллективе, как правило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразными носителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. Проявление авторитета в воинском коллективе обусловлено групповым характером воинского труда. В сфере коллективных действий возникает система межличностных взаимоотношений, проявляющаяся в форме авторитета. Авторитет командиров бывает следующих видов (см. рис. 2) [Рудской 2004].
АВТОРИТЕТ КОМАНДИРОВ
^ 7 ^Г X ^
Должностной Моральный Профессиональный
Рис. 2. Виды авторитета командиров
Должностной авторитет - это воздействие командира на коллектив властью, данной ему должностным положением. Данный вид авторитета можно также назвать формальным. Командир, обладающий только этим видом авторитета, не является для своих подчиненных образцом для подражания и тем более «батяней», ради которого они пойдут на выполнение любых задач.
Моральный авторитет - это проявление нравственных, духовных качеств лидера. Командир, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением. Не обладая моральным авторитетом, не состоится никакой руководитель. Ошибка некоторых руководителей в том, что они делают упор на должностной авторитет, порой не замечая, что пренебрегают нравственной требовательностью к себе. А при этом не могут сложиться нормальные, здоровые отношения с подчиненными.
Профессиональный авторитет присущ командиру, в совершенстве владеющему своей специальностью, всем комплексом порученного дела. Такие люди могут умело обучать и воспитывать подчиненных, мобилизовать их на выполнение стоящих перед коллективом задач.
Командир, пользующийся всеми видами авторитета, наиболее уважаем подчиненными и имеет большое воздействие на воинский коллектив. Эффективность служебной деятельности такого воинского коллектива при этом наиболее высокая.
Процесс становления авторитета проходит следующие стадии:
- воздействие внешних факторов - самоутверждение командира в глазах подчиненных;
- проявление желания подражать командиру - реакция подчиненных на действия своего руководителя;
- подтверждение собственного авторитета - личная примерность командира, четкое следование принципам и недопущение вольностей как со своей стороны, так и со стороны подчиненных.
Авторитету командира в армии принадлежит исключительная роль, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения. В настоящее время роль командира-единоначальника еще больше возросла. Многие задачи, стоящие перед воинскими частями в современных условиях, требует большого напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии решений. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение.
Важно, что завоевание авторитета командиром - дело длительное и кропотливое, требующее большого труда и напряжения, всестороннего самосовершенствования, постоянного анализа своей деятельности, поведения, взаимоотношений с людьми.
В социальной психологии в последние годы наметилась классификация командиров в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, в частности, руководителей авторитарного, демократического и либерального стилей.
Однако полное и правильное представление о типичной личности командира нельзя получить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми - морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскими качествами.
Более точной представляется следующая классификация командиров [Рудской 2004]:
- истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и справедливого управления;
- преимущественно авторитарный;
- преимущественно либеральный;
- псевдоавторитетный.
Отмечая личные качества, от которых зависит истинный авторитет командира, следует особо выделить его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь. Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности и настойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремления понять психологию коллектива и каждого подчиненного, трезвая оценка удач и ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно и то, чтобы командир умел учитывать опыт, знания подчиненных. Всё это обеспечивает ему успех в деятельности и истинный авторитет среди личного состава.
Незначительные отклонения от истинного авторитета характерны для двух следующих видов: преимущественно авторитарный и преимущественно либеральный. При всех основных чертах истинного авторитета преимущественно авторитарный руководитель отличается тем, что, хотя он и советуется с людьми, обращается к общественности, в принятии решений практически полагается на свой опыт, личное волеизъявление в его решениях превалирует.
Преимущественно либеральный руководитель, напротив, склонен к переоценке сил общественности, к некоторой робости в принятии решений.
Большинство командиров благодаря высокому уровню военно-технической и психологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Они пользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с тем жизнь показывает, что некоторые, командиры, не зависимо порой от уровня их знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета.
Существуют шесть основных видов псевдоавторитета командиров [Макаренко 1990].
Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении командира путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, что каких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок для существования подобного авторитета в российской армии нет. Но даже единичные его проявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность между начальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувства личной приниженности, у других - чувства протеста и неуважения к руководителю.
Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении командира всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий, искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания.
Псевдоавторитет чванства. Чванливый командир формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике.
Псевдоавторитет педантизма. Отдельные командиры создают в подчиненном воинском формовании целую систему лишних и ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть
требовательного отношения к людям. Всё это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся с требованиями устава и здравым смыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность. Иногда командиры стремятся внести искусственную и не предусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностей всю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных.
Псевдоавторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные командиры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной нравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники всегда ведут длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания.
Псевдодемократический авторитет имеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитет подкупа, посула. Отдельные командиры полагают, что они могут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности.
Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и любовь военнослужащие питают к требовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам.
Авторитет командира как любое социально-психологическое явление динамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом неопровержимым является то, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный.
Авторитет во многом зависит от энтузиазма командира, его умения работать с подчиненными. Он необходим для успешного и эффективного решения задач боевой подготовки. Ведь чем больше авторитет командиров, тем более эффективно и быстро выполняются боевые и повседневные задачи.
Таким образом, авторитет командира в воинском коллективе -наиважнейшая черта, без которой невозможно полноценное и качественное военно-социальное управление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барановский М. В., Веремчук В. И. Социальные аспекты отношений доверия в процессе руководства воинским подразделением // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 1(24). С. 94-99.
Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова. М. : Воениздат, 1986. 443 с.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.Ростов н/Д : МарТ, 2005. 448 с.
Макаренко А. С. О воспитании. М. : Политиздат. 1990, 416 с.
Рудской И. И. Общая и военная психология: в 2 ч.. Ч. 2. Военная психология. М. : Граница, 2004. 386 с.
Социологическая энциклопедия: в 2 т. В. Н. Иванов М. : Мысль, 2003. 863 с.
Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы. Проблемы Методы. М. 1972. 342 с.