_Т2_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 130.3 (045)
А.Ф. Фаррахов
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАКТОВКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
В статье рассмотрены основные трактовки возникновения социального феномена «одиночество». Согласно социологической модели причины одиночества следует искать в обществе; экзистенциалисты формулируют, что одиночество изначально имманентно человеческому существованию. Сравнивая два подхода, автор приходит к выводу, что причины одиночества следует искать и в обществе, и в самой личности. Однако более убедительной, по мнению автора, представляется трактовка одиночества в экзистенциальном ключе, поскольку она подчеркивает глубинный характер переживаний таких явлений, как отсутствие партнера в общении, изолированность, отчуждение.
Ключевые слова: одиночество, экзистенция, рефлексия, социум, исторический процесс.
Одиночество - это глубоко экзистенциальный феномен, коренящийся в самой природе человека как одна из острых форм самосознания [5. С. 76-77]. На определенном этапе социальной эволюции саморефлексия человека поднялась до уровня осознания драматической изолированности от социума. Когда это произошло и каковы причины чувства одиночества? Находятся ли они внутри личности или же коренятся в ее окружении? Проистекают ли из современного поведения или исторически формирующегося? Вопросы непросты. Существует два основных мнения, касающиеся перечисленных вопросов. Суть первого в том, что одиночество возникло с развитием индустриального общества и ростом городов, и, соответственно, появилось в ХУИ-ХУШ вв. Так, у Кона находим мысль о том, что усложнение жизненного мира личности порождало противоречивые, не допускающие однозначного толкования эмоциональные состояния и проблемы; например, многогранная личность Нового времени не отождествляла себя ни с одной из своих предметных и социальных ипостасей и, нуждаясь в обособлении от других, и добровольно искала уединения. Вместе с тем она острее переживала одиночество как следствие дефицита значимого общения или как неспособность выразить богатство своих переживаний [2. С. 112]. Культура дворян екатерининской эпохи органично вписывала в себя эстетизированное переживание уединения и создавала определенно положительный образ одинокого поэта, творца, мыслителя. Например, у А.С. Пушкина читаем: «В уединении мой своенравный гений познал и тихий труд, и жажду размышлений» [4. С. 130]. И, хотя в этом нет концептуальной трактовки одиночества, можно предположить, что возникновение такого социально-психологического и культурологического феномена связано с формированием европейского капитализма, процессом урбанизации, индустриализацией и другими явлениями, обусловленными эпохой «современности» в социологической трактовке этого понятия нашего времени. При таком понимании одиночества оно присуще только личностям, живущим в условиях модернизма, связано с индустриальным обществом и не распространяется на другие типы социально-экономических систем и соответствующие им типы сознания.
Однако существует и другое мнение относительно генезиса одиночества. Ряд исследователей рассматривает одиночество как универсальный, вневременной феномен экзистенции человека. Возникновение социума, то есть определенной устойчивой солидарности людей, подразумевает восприятие и рефлексию не только по поводу наличия этой общности, но и ее отсутствия. И, таким образом, одиночество превращается в универсальный, основной феномен, который лишь видоизменяется в историческом процессе, но никогда не оставляет человечество. Даже мысли древних, дошедшие до нас в записях на камне, обнаруживают устойчивую рефлексию переживания одиночества. Античная мифология содержит в себе символическую идентификацию Прометея и одиночества [1. С. 156-157]. Философия объясняет эту иллюстрацию общественным характером природы человека. Как условие мирного сосуществования людей подразумевает потенциальную возможность и даже наличие вооруженных конфликтов, так и вся полнота социального общения связана с вероятной несостоятельностью установления связи или ее утратой, восприятие которых как раз и составляет контент одиночества, которое есть экзистенциальное явление, берущее свое начало из самой глубины человеческого духа и лишь отчасти проявляющее себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.
Приведем цитату из книги американского философа Бена Миюсковича: «Существует сильная тенденция рассматривать одиночество как современный феномен или даже только как феномен, свя-
Социологическая и экзистенциальная трактовка происхождения одиночества 13
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3
занный сугубо с нашими днями. При этом, например, часто его характеризуют в качестве особого рода "отчуждения", вызванного к жизни нашей технологической, бюрократической и экономической организаций в рамках социальной структуры. Эта точка зрения, я глубоко убежден, ошибочна. Напротив, я полагаю, что можно взять как данность то, что человек всегда и повсюду страдал от чувства острого одиночества и что все его существование поглощено борьбой за избавление от этой перспективы» [3. С. 66]. Исследователь утверждает, что интенциональное знание об изолированности и одиночестве состоит из примордиальных и безусловных структур, априори содержащихся в сознании человека. Также он считает, что природа человека, которой свойственна чистая структура переживания одиночества, не пребывает неизменно в таком состоянии. Коннотация одиночества в историческом контексте видоизменяется, в то время как чистая структура сознания константна.
Таким образом, вполне убедительной кажется приведенная выше трактовка одиночества в экзистенциальном ключе, поскольку она подчеркивает глубинный характер переживаний таких явлений, как отсутствие партнера в общении, изолированность, отчуждение. Такие явления можно наблюдать в течение всей истории. Они, например, видны в искусстве и литературе. Следовательно, одиночество изначально имманентно человеческому существованию. И хотя формирование современного индустриального социума в XIX-XX вв. значительно стимулировало развитие форм социального отчуждения и происходящей от них рефлексии одиночества (так что в этот период возникло множество школ философии и течений художественной культуры, которые стали выражать отчуждение и одиночество), тем не менее вовсе не следует понимать, что модернистское одиночество имеет абсолютно парадигмальный характер. Генетически оно возникло из всего предшествующего опыта человечества, как социального, так и культурного, ибо и модернистское видение этого феномена сложилось именно из векового опыта рефлексии одиночества. Даже если мы полностью не согласимся с феноменологической апелляцией к чистым структурам сознания, необходимо признать, что на протяжении веков обнаруживает себя линия преемственности в восприятии и осмыслении одиночества, чем подтверждается тезис об изначальном присутствии чистого переживания одиночества в сознании человека. Это, в свою очередь, влекло за собой рационализацию одиночества в художественном творчестве, философии и социальной теории; рационализацию, которая развивалась на протяжении веков, приобретая то одну, то другую смысловую грань.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии: в 4 т. М.: 1969.
2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
3. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Университетская книга; Логос, 2008. С. 63-75, 189-192.
4. Словарь языка Пушкина: в 4 т. М., 1956-1961.
5. Тихонов Г.М. Одиночество: стереотип или реальность. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. 376 с.
Поступила в редакцию 18.07.14
A.F. Farrakhov
SOCIOLOGICAL AND EXISTENTIAL APPROACH TO LONELINESS
The article considers the main explanations of the loneliness genesis. According to the sociological model, the reasons of loneliness could be found in society. Existentialists state that loneliness is initially inherent to a man. Comparing two approaches, the author comes to a conclusion that the reasons for loneliness should be searched both in society and in a person. However, it seems more convincing for the author to explain loneliness in the existential vector, because it underlines the internal character of experiencing isolation, alienation, lack of communication.
Keywords: loneliness, existence, reflection, society, historical process.
Фаррахов Айрат Фансафович, аспирант Farrakhov A.F., postgraduate student
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный Udmurt State Technical University
технический университет им. М.Т. Калашникова» 462034, Russia, Izhevsk, Studencheskay st., 42/6
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая 42 (корп. 6) E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]