8
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 130.3 (045)
А.Ф. Фаррахов
ОДИНОЧЕСТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Рассматривается одиночество как часть экзистенции человека. Внутренняя изолированность человека - это основа любого индивидуального бытия как такового.
Ключевые слова: одиночество, экзистенциальный, изолированность, рефлексия, сознание, человек.
Поскольку взаимоотношения «меня» и «другого» постоянно конфликтны, то не может быть и речи о какой-либо общности индивидов.
Ж.-П. Сартр
Слово «одиночество» происходит от слова «один». И чувство это присуще любому возрасту. Почему человек устроен так, что ему свойственно испытывать одиночество? Перефразируя известные строфы стихотворения, можно сказать: «Одиночеству все возрасты покорны!». С. Моэм, рассуждая об одиночестве, приводит следующие строки: «Каждый из нас одинок в этом мире. Каждый заключен в Медной башне и способен общаться со своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл темен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. Мы похожи на людей, что живут в чужой стране, почти не зная ее языка» [1]. Если каждому из нас действительно присуще чувство одиночества, то оно должно быть видимо благодаря своим специфическим свойствам и симптомам, что, в общем, касается любого явления в жизни. Поэтому мы трактуем одиночество как качество функционирования личности, которое можно оценить лишь в сравнении. Так, сравнивая разные случаи, становится очевидным, что быть одиноким не обязательно быть одному. Легко быть одному и не быть одиноким и легко быть одиноким в толпе. Термин «одинокая толпа» известен из работ американского социолога Дэвида Рисмена и стал широко употребительным для обозначения того состояния, которое захватило почти все категории людей. Одиночество в толпе, то одиночество, когда человек внешне окружен людьми, а внутренне он для них недосягаем [8]. Если бы мы захотели получить самую утонченную трактовку чувства одиночества, то не нашлось бы ничего лучшего, чем обратиться к таким авторам, как Паскаль и Ницше. Согласно мнению Паскаля совершенно одинокий человек заброшен в бессмысленное бытие. На лоне бесконечной и пустой вселенной он в ужасе сталкивается со своим собственным одиночеством. Чувство глубокой изоляции и покинутости, которое мы обнаруживаем в определенных патологических состояниях, - это рана для каждого из нас с того момента, как только мы осознаем крайнюю условность нашего бытия и метафизическую изгнанность. «Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти... меня охватывает ужас человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности» [2. С.102].
У Ницше мы находим утверждение, что все мы и каждый из нас в отдельности приговорены к метафизическому одиночеству [3]. Русский религиозный мыслитель Н.А. Бердяев считал, что одиночество, наряду с общностью, является главным фактором в человеческом существовании. Более того, проблема одиночества представлялась ему основной философской проблемой, с которой связаны проблемы «Я», личности, общества, общения, познания [6]. Из вышеприведенного мы видим, что страх перед одиночеством есть универсальная структура человеческого сознания. Ж.П. Сартр также рассматривает одиночество как основу индивидуального бытия, причем его глубинную часть, которой нельзя избежать [7]. Там, где личность начинает вступать в действенные и активные взаимоотношения с миром и другими людьми, человек неизбежно сталкивается с холодной мертвеннобезжизненной объективностью, она как бы давит на личность и ведет к ее отчуждению и одиночеству. Ощущение одиночества, по Сартру, устойчиво, «бытийно». Как бы человек ни был вовлечен в переживание общности, он стремится разрушить ее, сохраняя одиночество своего «Я». Итак, человек
Одиночество как универсальная структура человеческого сознания ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2013. Вып. 1
изначально одинок. Мир состоит из «меня» и «другого». Но этот «другой» не только воздействует на меня, но одновременно перестраивает мой внутренний мир, все, что меня окружает. «Другой» рассматривает меня как вещь среди вещей и тем самым отчуждает мою свободу. В результате «принадлежащее» мне бежит от меня под непрошенным воздействием другого. Вещи, будучи объектами моего мира, постоянно теряют свою интимность для меня, омертвляются, превращаются в предметы совместного владения. Появление «другого» незамедлительно превращает мой мир во враждебный мне, а это неизбежно ведет, по Сартру, к кризису, опасности, конфликту. При этом любая форма коллективности изначально обречена на саморазрушение [7]. Поскольку взаимоотношения «меня» и «другого» постоянно конфликтны, то не может быть и речи о какой-либо общности индивидов. Рассматривая самые тривиальные примеры «общности» людей, предоставляемые нам обыденным опытом, Сартр доказывает, что солидарность с этой общностью всегда поверхностна, иллюзорна, тогда как ощущение одиночества внутренне присуще, бытийно. Каждый из нас может понять, что в слабых формах одиночество предстает перед нами как скука, а при своем крайнем проявлении оно приносит неимоверную боль. Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. Наверное, лучше всего, это положение человека выразил Томас Вульф, описывая в своем первом большом романе зарождение самосознания у Юджина Ганта: «Затерянный! Он понимал, что люди вечно остаются чужими друг другу, что никто не способен по-настоящему понять другого...». Видимо, одиночество представляется неизменной основой в преходящем сознании каждого индивида на протяжении всей его жизни. Вульф отчетливо рассматривает одиночество как универсальное состояние всего человечества: «Нагие и одинокие приходим мы в изгнание. В темной утробе нашей матери мы не знаем ее лица; из тюрьмы ее плоти выходим мы в невыразимую глухую тюрьму этого мира. Кто из нас знал своего брата? Кто из нас заглядывал в сердце своего отца? Кто из нас не заперт навеки в тюрьме? Кто из нас не остается навеки чужим и одиноким?» [5. С.28]. Из этого следует, что одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека.
Кроме того, осмелимся, опираясь на таких ученых как Юм и Берк, утверждать, что мы чужие не только для других, но неизбежно чужды и для самих себя, ибо наше «Я» также изменчиво. Существует рефлексивное сознание, за рамками которого всего лишь воспоминание. Качественная структура нашего «Я» в настоящем уникальна и неповторима [4]. Кроме того, парадокс заключается и в том, что мы стремимся быть самими собой, боремся за уникальную целостность сознания, против случайности преходящего, изменчивого бытия, против всеобщего небытия разрозненного сознания; и если нам это в какой-то степени удается, то тогда нас ужасает абсолютное одиночество нашей позиции.
Таким образом, внутренняя изолированность человека - это основа любого индивидуального бытия как такового. Человек в своем существовании представляет собой рефлексивное сознание. Это указывает на парадигму изолированного человеческого сознания и свидетельствует о модели индивидуальной человеческой свободы. И такое положение вещей предполагает существование другого, чуждого, объективированного мира. Так как человек является своеобразной монадой, то и его волеизъявления обособлены. Он делает выбор в полном одиночестве. Таким образом, одиночество - это синтез фактора личности и фактора ситуации. Это интронатуральный эффект, которой присущ любому человеческому индивиду. Никакие самые близкие отношения не могут уничтожить одиночества. Поэтому борьба с ним невозможна. Однако человек может ослабить чувство одиночества, «приручив» его и разделив его с другим одиночеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моэм С. Луна и грош. М., 1982. С. 180.
2. Филиппов М.М. Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность. СПб., 1891. С.13.
3. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. / пер. с нем. В.М. Бакусева, Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голо-совкера и др.; ред. совет: А.А. Гусейнов и др. М.: Культурная революция, 2005.
4. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. С. 76.
5. Вульф Т. Взгляни на дом свой, ангел. М., 1973. С. 63.
6. Бердяев Н. А. Мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. С. 96.
7. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 324.
8. Risman D., Glaser N., Danney R. Lonely crowd. The study of american character. New York, 1950.
Поступила в редакцию 18.03.13
10
А.Ф. Фаррахов
2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
A.F. Farrakhov
Loneliness as a universal structure of human consciousness
The author of the article considers loneliness as a part of human existence. Internal isolation of an individual is the base of any personal existence as it is.
Keywords: loneliness, existence, isolation, reflection, human.
Фаррахов Айрат Фансафович, аспирант
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 42 (корп. 6) E-mail: [email protected]
Farrakhov A.F., postgraduate student
Izhevsk State Technical University
462034, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 42
E-mail: [email protected]