Научная статья на тему 'Религиозное осмысление одиночества'

Религиозное осмысление одиночества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1274
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / РЕЛИГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИСТИННОЕ "Я" / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ / LONELINESS / RELIGION / PERSON / THE TRUE "I" / INTERACTIONS / EXISTENTIONAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фаррахов Айрат Фансафович

Статья представляет собой обзор когнитивно-экзистенциальных подходов к феномену одиночества в контексте религиозного мировоззрения. В ней представлен взгляд на одиночество как на синтез факторов личности и ситуации. Человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается, но продолжает придерживаться социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Но не только внешние обстоятельства делают человека одиноким. Заглянув в себя, как в «темную бездну», человек чувствует себя крайне одиноким, и из страха раздумий об одиночестве человек позволит занимать себя кому угодно и чем угодно, лишь бы снова не заглядывать в себя. Так, уход в церковь является своеобразной альтернативой одинокому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious reflection of loneliness

The article presents a review of cognitive-existential approaches to the phenomenon of loneliness in the context of a religious worldview. It presents a look at loneliness as a synthesis of factors of personality and situation. People believing that his true self is rejected by others, closes but continues to adhere to the social "facades", which leads to emptiness. In other words, alone manifested the discrepancy between the actual and idealized "I". But not only external circumstances make a person lonely. Look into yourself, as in "the dark abyss", the person feels extremely lonely, and out of fear thinking about the loneliness of people will take themselves to anyone and anything, if again not to look at myself. So, care in the Church is an alternative to a lonely lifestyle.

Текст научной работы на тему «Религиозное осмысление одиночества»

4. Bemer H. Iezuity [The Jesuits]; H. C. Lee Inkviziciyaa [Inquisition]. SPb. LLC "Publishing house POLYGON". 1999. P. 57.

5. Monita secreta // Grisinger T. Iezuity. Polnaya istoriya ih yavnyh i tajnyh deyanij ot osnovaniya ordena do nastoyashchego vremeni [Jesuits. A complete history of their open and secret deeds from the foundation of the order to the present time]. Vol. II.: transl. from the 2nd. German ed. / Grisinger Theodore; Publ. of Mauritius Osipovich Wolf. SPb. In typ. of M. O. Wolf. 1869. P. 273.

6. Ibid. P. 274.

7. Leroy M. Mif o iezuitah: ot Beranzhe do Mishle [Myth of the Jesuits: from Berenger to Michelet]. M. Languages of Slavic culture. 2001. Pp. 177-178.

8. Bulla Magna Charta papy Rimskogo Pavla III ob organizacii Obshchestva Iisusa (ordena Iezuitov) - Bulla Magna Charta of Pope Paul III on the organization of the society of Jesus (Jesuit order) // Andreev A. R. Istoriya ordena iezuitov. Iezuity v Rossijskoj Imperii [History of the Jesuits. The Jesuits in the Russian Empire]. M. "Russian panorama". 1998. Pp. 240-243.

9. Correspondence of Lawrence Ganganelli (Pope Clement XIV) and Carl Bertinato. Letter 27 from 27 November 1764. Available at: http://www.vostlit.info (reference date: 05.07.2014).

10. Bart R. Sad, Fur'e, Lojola [Sad, Fourier, Loyola] / translated from the French by B. M. Skuratov. M. Praxis. 2007. P. 55.

11. Velikovich L. N. Iezuity vchera i segodnya [The Jesuits yesterday and today]. M. Znanie. 1972. P. 8.

12. Bemer G. Op. cit.; Lee H. C. Op. cit. SPb. LLC "Publishing house POLYGON". 1999. P. 373.

13. Edmond Paris. The secret history of the Jesuits the. Publisher: Chino, Calif.: Chick Publications, 1975. P. 64.

14. I. Loyola Duhovnye uprazhneniya [Spiritual exercises] / / "Character". Paris, 1991, is. 26, p. 26.

15. Edmond Paris. The secret history of the Jesuits the. P. 66.

16. Bemer G. Op. cit.; Lee H. C. Op. cit. Pp. 373-377.

17. Nicolini G. B. History of the Jesuit. London: "Harrison and sons". 1854. Pp. 238-239.

18. Leroy Michel. Op. cit. Pp. 160-161.

УДК 316

A. Ф. Фаррахов

Религиозное осмысление одиночества

Статья представляет собой обзор когнитивно-экзистенциальных подходов к феномену одиночества в контексте религиозного мировоззрения. В ней представлен взгляд на одиночество как на синтез факторов личности и ситуации. Человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается, но продолжает придерживаться социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Но не только внешние обстоятельства делают человека одиноким. Заглянув в себя, как в «темную бездну», человек чувствует себя крайне одиноким, и из страха раздумий об одиночестве человек позволит занимать себя кому угодно и чем угодно, лишь бы снова не заглядывать в себя. Так, уход в церковь является своеобразной альтернативой одинокому образу жизни.

The article presents a review of cognitive-existential approaches to the phenomenon of loneliness in the context of a religious worldview. It presents a look at loneliness as a synthesis of factors of personality and situation. People believing that his true self is rejected by others, closes but continues to adhere to the social "facades", which leads to emptiness. In other words, alone manifested the discrepancy between the actual and idealized "I". But not only external circumstances make a person lonely. Look into yourself, as in "the dark abyss", the person feels extremely lonely, and out of fear thinking about the loneliness of people will take themselves to anyone and anything, if again not to look at myself. So, care in the Church is an alternative to a lonely lifestyle.

Ключевые слова: одиночество, религия, личность, истинное «Я», взаимоотношения, экзистенциальный.

Keywords: loneliness, religion, person, the true "I", interactions, existentional.

Религия, так же как и искусство, имеет свою специфику отражения внутреннего мира человека. С самого начала своего возникновения она обращала внимание на коренные экзистенциальные проблемы человечества. Используя лишь ей присущие средства, религия дает свой уровень понимания одиночества как важного модуса человеческого существования. Поэтому, раскрывая сущность феномена одиночества, невозможно пройти мимо религиозного восприятия этого явления. Во многих современных религиях одиночество - сильнейший мотивирующий фактор. Некоторые культуры регулярно санкционируют уединение для отдельных индивидов, особенно для священников, и такое санкционированное обществом уединение учит индивида переносить одиночество и в равной степени привлекает тех, кто стремится остаться один. Одиночество отнюдь не

© Фаррахов А. Ф., 2015 26

Философские науки

редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека. Его природа характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны, это чрезвычайно гнетущее, безысходное, разрушающее личность чувство, с другой - это «минарет духа», переживающийся как необходимое средство раскрытия новых форм свободы, дающий человеку независимость и в отдельных случаях являющийся знаком аристократического достоинства, избранности и приподнятости над людьми.

Одиночество - частый «гость» пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно если они видят свои расхождения с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой. Оно является как бы ширмой, заслоняющей от повседневности и невозможности попыток построить свою жизнь по справедливости и искренности в человеческих отношениях, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной. В связи с этим уместно сказать о монашеском движении, которое в христианстве началось с IV в. Слово монах означает один, одиночка. Монахи предпочитали добровольное уединение и, принимая полную изоляцию от людей, стремились к духовному росту и удалению от мира. Одиночество расценивалось как механизм защиты от «порочного мира». Интересно отметить, что, говоря о связи роста и изоляции, представитель экзистенциальной психологии И. Ялом приводит определение О. Ранка, который считал, что процесс личностного роста индивида тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо [1]. В связи с этим можно упомянуть Кьеркегора. Для него одиночество - это совершенно замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога. Человек обречен на страдание и на одиночество, и он существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него. Бог отчуждает от мира, замыкает человека на самом себе. Кьеркегор считал, что единственное спасение от одиночества заключается в обретении веры. Религия, в свою очередь, рассматривается как средство, помогающее преодолеть его или, по крайней мере, гармонично сосуществовать с ним, наделяя одиночество экзистенциальной коннотацией [2]. Согласно К. Р. Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я» [3]. Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получится следующая картина.

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Но не только внешние обстоятельства делают человека одиноким. Заглянув в себя, как в «темную бездну», человек почувствует себя крайне одиноким и в ужасе отшатнется: именно из страха раздумий об одиночестве человек позволит занимать себя кому угодно и чем угодно, лишь бы снова не заглядывать в себя. Так, например, уход в церковь является своеобразной альтернативой одинокому образу жизни. Наверное, поэтому большинство одиноких людей верят в Бога. Человек творит своего Бога - существо, которое, как он думает, слышит все его молитвы, знает и даже «видит» все его дела и помышления. Действительно важным является то, что человек не должен быть покинут, оставлен один, что он не должен стать обособленным атомом сознания, обреченным на существование среди бескрайних просторов пространства и времени. Так, жизненно необходимое общение, в котором ему отказывало общество, нередко обреталось - как антитеза одиночества - в мире веры. Не может быть сомнения в том, что вера в Бога по-своему снимает чувство отчуждения, социальной бесприютности и одиночества, намечает простор для обретения собственного «Я». В религии человек находит своеобразное спасение от одиночества и связь с другими людьми, общение в рамках религиозной общины. Это общение вполне реально и обычно выходит за чисто религиозные рамки, захватывая и другие стороны жизни людей. Происходит, таким образом, компенсация, восполнение недостающего общения.

Каким образом проявляется компенсаторная функция религии? Может ли она помочь в преодолении одиночества? Как известно, религия, в частности христианство, учит любви к ближнему. Предполагается, что любовь помогает преодолеть одиночество. Э. Фромм, в одной из своих блестящих работ «Искусство любви», также затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя человеческие взаимоотношения. Так же как и многие экзистенциалисты, Фромм считает экзистенциальную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая

то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными для этого преодоления - они были «частичными ответами». «Полный ответ» - достижение единения с другим человеком в любви [4].

Mожно согласиться, что, несмотря на то что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции» [5]. И, говоря образно, ад не мучение, даже если это самый последний круг Дантова ада, ибо там в конце концов все переносится вместе с другими людьми. Ад - это обреченность на полное одиночество, на вечное сознание, бодрствующее во мраке вселенной, как одинокая монада, отражающая в своем страдающем сознании бессмысленность темноты. Это созвучно M. Бубе-ру, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной» [6].

Л. Н. Толстой также пишет о любви, как о фундаменте взаимоотношений. Он считал, что связь смысла жизни, вернее, смыслоутраты и одиночества очевидна. Человек будет одинок до тех пор, пока он живет «безлюбой жизнью», пока он отъединен от других людей, пока он живет только для себя, без самоотдачи ближним. Другими словами, Л. Н. Толстой считает, что тогда, когда у человека появится «смысл в жизни, который заключается в служении ближним, когда человек понимает свое предназначение, тогда он не будет бесконечно одинок, он будет знать, что в конце тоннеля есть свет» [7].

Одним из самых тяжелых воплощений кризиса одиночества является кризис смыслоутра-ты. Цитируя Ф. Достоевского, скажем: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» [8]. Потеря смысла в жизни, утрата надежд, целей, стремлений, сопровождающиеся ощущением увядания души, летаргии лучших и счастливейших чувств, внутренней пустоты, пресыщения и тоски, приводят человека в тяжелейшее состояние, часто завершающееся гибелью его личности. Смысл жизни человека является реальной предпосылкой его духовного здоровья, а значит, определенным противовесом одиночеству.

Таким образом, одиночество, имея двойственную природу, может иметь как отрицательные, так и положительные аспекты. С одной стороны, это гнетущее чувство, с другой стороны, одиночество может выступать как механизм защиты индивида от насильственного воздействия социума.

Религия является источником сильнейших переживаний, компенсируя эмоциональную бедность обычной жизни и, прежде всего, недостаток чувства радости и счастья. Она приносит с собой чувство духовного обновления, покоя, радость преодоления внутреннего конфликта и выполняет компенсаторную функцию через восполнение недостатка общения, защищая, таким образом, от одиночества. Нет сомнения и в том, что религия и церковь, как ее воплощение, является своеобразным институтом социальной поддержки.

Примечания

1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия I пер. с англ Т. С. Драбкиной. M.: «Класс», Z000.

Z. Кьеркегор С. Жизнь. Философия. Христианство I сост. и пер. с англ. И. Басс. СПб.: Дмитрий Буланин, Z004.

3. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход II Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровский). M., 1989.

4. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. M.: Педагогика, 1990. С. Z3.

5. Ялом И. Указ. соч..

6. Гуревич П. С. Экзистенциализм Бубера II Квинтэссенция I под ред. В. И. Ыудрагея. M., 199Z.

7. Тихонов Г. М. Одиночество: стереотип и реальность. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, Z005. С. 40.

8. Там же. С. 41.

Notes

1. Yalom I. Ekzistencial'naya psihoterapiya [Existential psychotherapy] I transl. from English by T. S. and Drabkina. M. "Class". Z000.

Z. Kierkegor S. Zhizn'. Filosofiya. Hristianstvo [Life. Philosophy. Christianity] I ed. and transl. from English by. I. Bass. SPb. Dmitry Bulanin. Z004.

3. Mijuskovic B. Odinochestvo: mezhdisciplinarnyj podhod [Loneliness: an interdisciplinary approach] II Labirinty odinochestva - Labyrinth of solitude (comp., editorship and forew. N. E. Pokrovsky). M.,1989.

4. Fromm E. Iskusstvo lyubit': Issledovanie prirody lyubvi [Art of love: exploring the nature of love]. M. Longman. 1990. P. Z3.

5. Yalom I. Op. cit.

6. Gurevich P. S. Ekzistencializm Bubera [Existentialism of Buber] II Kvintehssenciya - Quintessence I ed. by V. I. Mudragey. M. 199Z.

7. Tikhonov G. M. Odinochestvo: stereotip i real'nost' [Loneliness: stereotype and reality]. Izhevsk. Publishing house of ISTU. Z005. P. 40.

8. Ibid. P. 41.

Z8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.