Т.А. Филановская
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»
В статье рассматривается структура компетентностной модели выпускника высшего профессионального образования по направлению «Хореографическое искусство». Система компетенций обусловлена природно-социаль-но-культурной целостностью личности. Универсальные и профессиональные компетенции выпускника потенциально обеспечивают результативность образования.
Ключевые слова: модель выпускника, компетенции, профессиональная компетентность.
Современные процессы модернизации системы образования определяют ее реформирование на уровне законодательства, институционализации, целеполагания, содержания и технологий образования. В разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки специалиста используется компетентностный подход в моделировании базовой основы квалификационной характеристики выпускника. Какова необходимость использования именно компетентно-стного подхода, отодвигающего на задний план концепцию формирования ЗУНов, как новый подход ориентирован на результативность образовательной деятельности и как позволяет учитывать уникальность и специфику подготовки специалиста в хореографической культуре?
Прежде чем ответить на эти проблемные вопросы, рассмотрим динамику решения задачи определения образа, идеала, модели выпускника в историко-культурологическом аспекте. На протяжении почти трехсотлетней истории развития хореографического образования в России культурная ценность и смысл образования смещались по оси дуальных оппозиций как на
персональном, так и на общественном, государственном уровне. Крайней точкой оппозиции, с одной стороны, был образ профессионала, артиста, обладающего высокими техническими возможностями исполнения, другой точкой оппозиции был идеал свободной, творческой, самоактуализирующейся личности, гармонично развитой, достигшей вершин эстетического, интеллектуального, гражданского, нравственно-духовного развития.
Модели образования менялись в контексте смены культурно-исторических эпох в зависимости от заданности идеальной модели воспитанника, определявшей вектор направления в развитии содержания и методики хореографической педагогики. Образ выпускника и соответствующая ему модель образования детерминировались внешними факторами: государственной культурной политикой, стилистическим, жанровым и эстетическим развитием хореографического искусства, социокультурной ролью танца в обществе в целом, художественным сознанием и атмосферой исторической эпохи. Длительное время дискуссия о подготовке либо исполнителя, интерпретатора культурных форм, либо творчески развитой личности разделяла научное сообщество и общественность на сторонников и противников соответственно реального и формального образования. В последнее время эта проблема модифицируется в дискуссию стратегий образования: утилитарной, прагматичной, с одной стороны, и гуманистической, культурно-антропологической, с другой.
Плюрализм взглядов позволяет высказывать в средствах массовой информации различный спектр мнений относительно целей образования и образа будущего специалиста. Одни (среди них много экономистов) утверждают, что стране в данный исторический период необходим конкурентоспособный человек, который является продуктом на рынке услуг и за определенную сумму нанимается работодателем. Гуманистически настроенная общественность защищает культурные, ценностные смыслы образования, видя в выпускнике высшую духовно-нравственную цель развития культуры и рассматривая образование как канал трансляции и сохранения лучшего
культурного и социального опыта поколений. Соответственно, каждая сторона предъявляет свою систему требований к личности выпускника, соглашаясь с общим перечнем знаний, умений и навыков, но смещая серьезные ценностно-смысловые акценты развития личности.
С нашей точки зрения, снять острое противоречие в подходах к определению базовых характеристик модели выпускника как раз и помогает компетентностный подход, активно разрабатываемый в последние 10-15 лет российскими научными направлениями сферы образования. Образование рассматривается ими как подсистема культуры, один из ее значимых компонентов. Художественное образование через процессы становления человека культуры отражает и формирует духовную сферу общества, ценностные основания жизнедеятельности каждой личности. В связи с этим, сверхзадача хореографического образования как одного из направлений художественного определяется из ценностных смыслов культуры и основных функций искусства.
Культуру можно толковать и определять как систему универсальных ценностей, являющихся ориентирами персонального и общественного поведения, регламентирующими социальные отношения и сознательную внутреннюю жизнь человека, его сознание и мироощущение. Высшие духовно-нравственные ценности определяют уровень культуры в определенный исторический момент развития общества. Социокультурный опыт поколения формирует сознание человека, адекватное ценностям и смыслам данного периода, являющееся системообразующим элементом культуры. Одной из главных функций искусства является трансляция новым поколениям высших человеческих ценностей и богатого культурного наследия. Это осуществляется через посредников - интерпретаторов культурных форм: профессиональных артистов, деятелей искусств, педагогов. Именно художественное образование служит уникальным средством социализации и инкультурации личности, сохранения высших ценностей, традиций, национальных идеалов. Процветание общества во многом зависит от того, сколько в стране людей с
высоким духовно-творческим уровнем сознания, определяющим степень профессионализма в любой сфере жизнедеятельности. Задачи развития художественного, эстетического сознания, творческого мышления, способности к самовыражению, становления человека культуры, который будет в профессиональной деятельности создавать и поддерживать высокий уровень нравственно-художественной компетентности многочисленной зрительской аудитории, и призваны решать образовательные учреждения искусства и культуры.
Проблемы образования на современном этапе, и в особенности художественного, связаны с тем, что духовно-нравственные ценности и вместе с ними сознание человека трансформируются под влиянием социально-экономических факторов. Ценности красоты, истины, добра уходят на второй план, уступая место прагматичным, утилитарным интересам бизнеса, расчета, сиюминутной выгоды. Культурная политика российского государства в качестве важного направления называет художественное образование и воспитание будущих профессионалов, однако уникальность и специфику этого типа институционали-зации не спешит регламентировать законодательно. Председатель Комитета Государственной Думы по культуре, Г.П. Ивлев, на парламентских слушаниях 5.11.2009 года не без основания отметил: «Образование в сфере культуры и искусства, несмотря на его многолетние традиции, является очень хрупкой системой, неосторожное обращение с которой может привести к необратимым последствиям».1 В связи с этим, подготовка специалиста сегодня в рамках компетентностного подхода дает шанс воспитать выпускника не только конкурентоспособного на рынке труда, но и с внутренним прочным стержнем человека культуры, то есть обладающего художественным, духовно-нравственным сознанием, являющимся носителем и интерпретатором культурных смыслов и высших ценностей.
Компетентностный подход к подготовке специалиста обосновали в 80-90-е гг. ХХ в. западные ученые (Р. Бадер, Д. Мер-тенс, Б. Оскарссон, А. Шелтен, С. Шо, Дж. Равен, В. Хутмахер,
К. Скала). Обращение к компетенциям рассматривается ими как ответ на вызовы нового времени: сохранение открытого демократического общества, расширение мультикультурных контактов, новые требования рынка труда, экономические и социальные изменения. Совет Европы в 1996 г. определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается первостепенное значение: политические и социальные компетенции, межкультурные, коммуникативные, информационные, персонально-образовательные компетенции.
В отечественной педагогической и психологической науке проблемы компетентностного подхода рассматриваются в работах Л.И. Анцыферовой, Ю.В. Варданян, В.И. Байденко, П.В. Беспалова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, И.А. Колесниковой, И.Г. Климкович, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.В. Матяш, А.М. Новикова, Е.И. Огарева, Л.А. Петровской, С.Б. Серяковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и других. Следует отметить, что присутствует широкий спектр в трактовке основных понятий, структуры и компонентов компетенций и компетентности.
В связи с тем, что компетентностный подход к подготовке специалиста массово внедряется во множество документов, программ, есть опасения упустить тот новационный ценный имманентный смысл, который заключен в понятиях «компетентный» и «компетенции». Чтобы вникнуть в суть компетен-тностного подхода, рассмотрим семантику системообразующих дефиниций.
Термин «компетенция» имеет латинское происхождение и обозначает «принадлежность по праву». В словарях толкуется, как минимум, в двух смыслах: круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, а также: личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать благодаря наличию определенных знаний, навыков - это сфера приложения ЗУНов человека.2 В соответствии с первым лексическим значением можно говорить:
«художественные, профессиональные, хореографические компетенции», указывая на область, сферу, в которой личность глубоко осведомлена на теоретическом и практическом уровне. В соответствии со вторым значением словосочетания «личная, глубокая, блестящая компетенция» указывают на качественное свойство выполненной работы, показывающее высокое мастерство, эффективность и продуктивность деятельности.
Компетенции - это атрибут профессионализма, досконального знания и выполнения своего дела, это «система знаний в действии» (Э.Ф. Зеер). Компетенция - это личностное качество человека, приобретенное в процессе теоретического и практического обучения, освоенное и присвоенное личностью на уровне поступка. А.В. Хуторской предложил определять компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»3, подчеркивая интегративный характер этого свойства личности. И.А. Зимняя называет компетенциями «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений».4 Система компетенций затем выявляется в компетентностях личности.
«Компетентный» с латинского трактуется как «соответствующий, способный, достигающий», в словарях значится как «обладающий компетенцией», «знающий, сведущий в определенной области, авторитетный, полноправный». А.В. Хуторской определяет компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».5 Рассматривая интегральную сущность понятия компетентности, отметим, что оно синтезирует когнитивные и деятельностные свойства личности, ориентируя образование на перманентную трансформацию приобретаемых знаний и умений в устойчивые практические навыки, формирующие, в конечном счете, характер личности.
Вопрос классификации компетенций, выделения видов, наполнения их компонентами решается неоднозначно, находится в стадии проработки и поэтому представлен большим разнообразием вариантов. Например, Дж. Равен выделял 39 видов ком-петентностей, определяя их через психологические категории «готовность», «способность», «ответственность», «уверенность». А.В. Хуторской выделяет ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, коммуникативную, информационную компетенцию личностного самосовершен-ствования.6
В 2001 г. в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» в России были сформулированы основные положения компетентностного подхода и предложено разграничение компетентностей по сферам: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в сфере граждан-ско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, компетентность в бытовой сфере.7 И.А. Зимняя разграничивает компетентности на три группы: относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к деятельности человека во всех типах и формах.
Проблема определения структуры компетентностной модели выпускника высшего учебного заведения по направлению «Хореографическое искусство» на сегодняшний день требует проработки. Теоретическими основаниями структурирования компетентностной модели выпускника в сфере искусства могут быть следующие положения.
Прежде всего, это закон единства, целостности, неразрывности, то есть системности личности. Эмоциональная, умственная, ценностная, волевая, физическая стороны личности, как компоненты в системе, уравновешенно развиваются, оказывая взаимовлияние друг на друга. «Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума», - писал И. Кант.8 Человек представляет собой целостное единство природного, социального,
культурного. Наследственная основа человеческого организма -генотип - определяет его анатомо-физиологические особенности: пластичность, гибкость, чувство ритма, необходимое для исполнителя танцев, а также основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природе человека заложены возможности его будущего физического, телесного и психического развития. Социальная сущность личности характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества. В социальных свойствах личности проявляются способности данного человека к участию в общественных отношениях в процессе профессиональной жизнедеятельности. Индивид становится личностью благодаря возможности и способности культурно наследовать социальный, ценностный опыт предшествующих поколений, закрепленный в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Таким образом, личность - это целостная система культурно и социально значимых качеств индивида, проявляющихся в уровне овладения им социальными и культурными ценностями, в его готовности и способности к реализации этих ценностей в процессе обыденной и профессиональной жизнедеятельности.
Однако человек не рождается с развитыми способностями, интересами, характером, социокультурным опытом. Культурно-психические свойства и социальный опыт приобретаются в процессах культурных и образовательных практик, в личных и общественных коммуникациях. В отечественной психологии сформулированы положения о том, что человек есть субъект общения, познания и труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется и формируется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев). В процессе художественно-эстетических практик человек приобретает художественно-профессиональный и эмоционально-нравственный опыт, закрепляющийся в его сознании. Именно такое личностное качество, как осознанность своих социально и культурно приемлемых поступков и их устойчивая повторяемость и является базой компетенций
личности. Компетенции показывают, что в личности существенны не только знания, умения, ее жизненная позиция, но главным образом - способность и готовность к поступку, к реализации личностных качеств, что определяется процессами социализации и инкультурации личности в образовательном пространстве. Компетентный человек - это целостная личность, интегрирующая интеллектуальное, коммуникативное, рефлексирующее, самоорганизующее, творческое начало, что позволяет ему осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне.
Универсальная структура компетентностной модели выпускника может быть обоснована идеей природно-социально-куль-турной целостности человека. В компетентностной матрице мы выделяем две крупные группы компетенций.
1. Универсальные, ключевые, общие компетенции необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста как адаптированного члена общества, способного потреблять, сохранять и приумножать культурные ценности, выражать индивидуальные способности в приемлемых культурных формах. Универсальные компетенции являются базовыми по отношению к профессиональным в сфере художественной культуры, так как освоение и присвоение духовно-нравственных ценностей, особое эмоционально-эстетическое отношение к миру, к другому и к себе, социокультурный опыт составляет обязательную основу, на которой только и может формироваться художественно-профессиональный опыт.
2. Профессиональные компетенции показывают уровень способности и готовности специалиста к реализации приобретенных в образовательном учреждении ЗУНов, практического опыта профессиональной деятельности. Система этих компетенций позволяет специалисту переводить, поднимать обыденный, повседневный уровень культуры на специализированный уровень в процессе преобразовательной активности. Другими словами, обыденная эстетика танца трансформируется в исполнении артиста в произведение художественной культуры, переходя границу искусства и не искусства. Однако
профессиональные компетенции не являются самодостаточными свойствами специалиста. Универсальные компетенции вместе с профессиональными составляют полиструктурный, многофункциональный социально-психологический культурный феномен - личностно-профессиональную компетентность.
Универсальные компетенции подразделяются на три подгруппы: культурные, социальные, личностные.
1.1. Культурные компетенции являются базовыми для специалиста в области хореографической культуры, так как определяют картину мира личности, его сознание и меру ответственности за сохранение и приумножение национальных богатств культуры. Сознание специалиста, адекватное ценностям и высоким смыслам духовной культуры - это системообразующий элемент человека культуры. Культурная компетентность позволяет переводить жизнедеятельность человека с обыденного уровня на культуросообразный, культуроемкий уровень. В данную компетенцию входит следующий набор компонентов:
- готовность и способность к позитивной ценностно-смысловой ориентации в мире, к осознанию ценности и смысла жизни;
- готовность и способность к усвоению, присвоению и трансляции нравственно-духовных ценностей, норм, образцов, идеалов, традиций культуры и искусства;
- признание культурных универсалий как ориентиров своей профессиональной жизнедеятельности;
- готовность и способность к созданию новых культурных форм и артефактов, развитию и углублению культурных традиций и ценностей;
- осведомленность и включенность в региональную, национальную и мировую культуру.
1.2. Социальные компетенции помогают выстраивать взаимоотношения как внутри корпоративной профессиональной системы, так и с обществом в целом, уравновешивая социум-ность и самость личности. Преобладание общественно значимых отношений характеризуют более высокий уровень развития личности. Он выражается в следующих компонентах:
- готовность и способность социально взаимодействовать с обществом, с творческим коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
- сопряжение личных интересов с интересами творческого коллектива, уважение к окружающим, способность личности к автономии;
- готовность и способность к конструктивному сотрудничеству, к проявлению толерантности к другой национальной культуре, религии, к социальной мобильности в режиме диалога культур;
- готовность и способность к коммуникации в устной и письменной форме, к кросскультурному общению, деловой переписке, общению на иностранных языках, общению через Интернет;
- умение планировать свою деятельность, принимать управленческие решения и реализовывать их;
- знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина страны: исполнение гражданского долга, уважения к символам государства.
1.3. Личностные компетенции особенно важны специалисту в художественной сфере, так как произведение искусства рождается из индивидуального, тайного, внутреннего мира творца. Художественное сознание специалиста - гуманитарное сознание, включающее не только рационально-теоретическое, но и эмоциональные, психические, подсознательные компоненты. В качестве важнейшего механизма рождения образа оно включает переживание, проживание как особое постижение реальности. Предметом исследования художественного сознания являются ценности человеческого бытия, которые способен постичь и воплотить в художественный образ человек свободной мысли с нравственно-духовным стержнем. К числу основных компонентов относятся следующие:
- рефлексивно-оценочные, обеспечивающие способность к поведенческой пластике, способность адекватной оценки себя и своей деятельности;
- готовность и способность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию, реализации личностного потенциала;
- эмоционально-волевые, обеспечивающие способность к гибкому самоуправлению и управлению другими на основе развитых компенсаторных психических свойств;
- готовность и способность управлять эмоциями и проявлять оптимизм, отзывчивость, доброжелательность, сдержанность;
- готовность и способность к реализации интеллектуального и чувственного потенциала;
- духовно-нравственные, обеспечивающие этическое самосознание, морально нравственные качества в рамках закона единства истины, добра и красоты, придающего жизни надбиологи-ческий и надсоциальный смысл;
- готовность и способность к ответственности перед собой и другими, проявлять собственное достоинство, честность, исполнительность, порядочность, трудолюбие, решительность, настойчивость.
Профессиональные компетенции - это совокупность профессиональных свойств личности специалиста, определяющих ответственную готовность и способность к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне результативности и степень готовности к профессиональному совершенствованию. Из определения следует, что это интегральный феномен, отражающий качественную характеристику деятельности, опосредованную нравственной позицией и потенциалом к саморазвитию. Профиль «Педагогика народного танца», «Педагогика современного танца», «Педагогика бального танца» имеет бинарную структуру содержания образования, включая психолого-педагогическую и танцевально-исполнительскую подготовку. Это обусловливает выделение двух подгрупп компетенций: базовых в профессиональной области «Хореографическое искусство» и специальных для решения конкретных танцевально-исполнительских профессиональных задач. На сегодняшний день единых подходов к структурированию профессиональной компетентности не существует, мы представляем вариативную классификацию,
отвечающую особенностям данного профиля подготовки специалиста.
2.1. Базовые компетенции в профессиональном хореографическом искусстве определены с учетом специфики искусства как чувственного, образного способа познания мира, что детерминирует специфику художественного образования. Они включают художественно-творческие и психолого-педагогические подгруппы компетенций.
2.1.1. Художественно-творческие компетенции представлены следующими компонентами:
- способность и готовность понимать роль искусства в жизни человека и общества, использовать обширные художественные познания на практике;
- способность к эмпатии, к адекватному художественному восприятию и эстетическому отношению действительности;
- способность интерпретировать, обсуждать произведения искусства с точки зрения направления, жанра, стиля, средств создания художественного образа;
- готовность и способность к творческому саморазвитию, самосовершенствованию, художественному самовыражению;
- готовность и способность проявлять свойства креативного мышления: оригинальность, подвижность, гибкость, продуктивность;
- способность генерировать новые идеи и готовность решать постоянно возникающие творческие задачи;
- способность понимать и создавать самостоятельно произведения искусства, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком искусства;
- способность не только репродуцировать образ, но каждый раз создавать его заново, с долей импровизации.
2.1.2. Психолого-педагогические компетенции:
- готовность и способность осуществлять педагогическую деятельность, управлять и руководить процессами обучения, воспитания, развития учащегося;
- способность и готовность к педагогическому целеполага-нию, диагностике, прогнозированию, проектированию, рефлексии педагогического опыта;
- готовность и способность к педагогическому общению с учениками, коллегами, родителями, администрацией;
- способность и готовность к контрольной, оценочной и корректировочной педагогической практике;
- способность и готовность объективно оценивать эмоциональное состояние учащихся, выявлять особенности психики, темперамента, индивидуальных природных данных;
- способность и готовность осваивать и внедрять в педагогический процесс проективные технологии разработки рабочих программ, конспектов занятий, новых методов обучения;
- готовность к организационно-управленческой работе с творческим коллективом;
2.2. Специальные компетенции для решения конкретных профессиональных задач:
- способность и готовность осваивать специальные художественно-профессиональные средства, язык искусства, технику исполнения как основу профессии;
- способность и готовность осуществлять постановку собственных хореографических произведений, разучивать хореографический текст, совершенствовать технику пластической выразительности;
- следование принципам здорового образа жизни, отношение к собственному организму как ценности и другие компетенции.
Вкупе универсальные и профессиональные компетенции и составляют структуру компетентностной модели выпускника.
Таким образом, в статье выявлен и обоснован состав компонентов в структуре компетентностной модели выпускника, сконструирована критериально-целевая система их формирования. Вопрос определения критериев оценивания сформированности компетенций выпускника остается за рамками статьи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стенограмма парламентских слушаний на тему: «Вопросы развития системы художественного образования» от 5.11.2009 г.// http:// www.council.gov.r/files/parliament_attend/136.doc - С.17.
2 Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова. - М, 1935.
Словарь иностранных слов / под ред Л.Н. Комаровой. - М., 1990.
3 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - № 2. -С. 60.
4 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.
5 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 60.
6 Там же. - С. 63.
7 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
8 Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998. - С. 489.
Abstract
The structure competence model of the graduate of the high school in a direction «Choreographic art» is considered in the article. The system of competence is caused by nature- social -culture integrity of the person. Universal and professional competence of the graduate potentially provide productivity of education.
Key-words: model of the graduate, the competence, professional competence.