УДК 37
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ» КАК ФАКТОР
ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Е.Ф. Командышко, Л.И. Седова
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для нашего времени проблема профилактики экстремистских движений среди молодежи. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных условий духовно-нравственного развития учащихся. Авторами представлен социокультурный проект «Семейные реликвии» и раскрыта модель совместной деятельности детей, их родителей, учителей, ветеранов войны и молодежи с целью воспитания у детей ценностных ориентаций и популяризации семейного историко-культурного наследия.
Ключевые слова: духовное развитие, духовность, нравственность, профилактика экстремистских движений, социокультурная деятельность, семейные реликвии.
SOCIAL AND CULTURAL PROJECT OF "FAMILY HEIRLOOMS"
AS MEANS OF PREVENTION OF EXTREMIST
MOVEMENTS OF CHILDREN AND YOUTH
E. Komandyshko, L. Sedova
Abstract: This article deals with the current issue of our time: prevention of extremist movements among the youth. In this regard, there is a need to find effective conditions of spiritual and moral development of students. The authors present a social and cultural project "Family Heirlooms" and disclose a model of joint activities of pupils, their parents, teachers, war veterans and youth with the aim of educating the children of valuable orientations and promote family-friendly historical and cultural heritage.
Keywords: spiritual development, spirituality, morality, prevention of extremist movements, social and cultural activities, family heirlooms.
Исторически сложилась традиция описывать культуру только в её положительных проявлениях как высшее человеческое достижение. Однако следует учитывать, что в развитии культуры имеется опыт как позитивный, так и негативный, который мы не замечаем или причисляем к явлениям культуры как проблемам определенного общества.
Сегодня, подводя итоги развития общества в XX веке, человечество отказывается от многих иллюзий. Фетишизация науки и техники, которые не смогли сами по себе обеспечить идеальное социальное бытие, разрешить многие проблемы, обернулась экономическими провалами и экологическими катастрофами. Благородная идея
национальной независимости в ходе своего воплощения в жизнь стала сопровождаться кровавыми межнациональными конфликтами, всплеском терроризма.
Так, современный российский философ и культуролог А.Я. Флиер в книге «Некультурные функции культуры» высвечивает проблему национальной безопасности современной России XXI века. Ученый выделяет угрозы внутреннего
характера и, прежде всего, национальный, религиозный и социальный экстремизм, включая широкую «массовизацию» разнообразных форм количества и численности разного рода экстремистских движений и негосударственных
военизированных структур [8, с. 105].
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [7]. В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и другие. Среди наиболее характерных признаков проблем национальной
безопасности следует выделить: региональный сепаратизм, национальный, религиозный и социальный экстремизм, масштабная
криминализация экономики, заказные убийства и другие.
Причины, порождающие угрозы национальной безопасности: рост
экономического неравенства людей; социальные и национальные противоречия; несовершенство законов; слабость
правоохранительной системы; массовая коррупция чиновников; разрушение ценностных идеалов людей.
Следует учитывать, что в настоящее время наряду с поступательным развитием демократических преобразований общества проявляются и низкий уровень общественного сознания, пассивность, бездуховность молодых людей, потеря ценностных ориентаций. Потому одной из актуальных проблем современного образования является духовное развитие подрастающего поколения.
Сегодня на проблемах духовности сосредотачивается внимание многих ученых, философов, педагогов. Исследователи подчеркивают необходимость возврата к духовным ценностям, носящим
общечеловеческий характер, которые служат объединяющим началом. Важной
отличительной чертой духовного человека является его уравновешенность, искренность, гармония с собой и миром. Мы полагаем, что духовность открывает нам мир нравственных чувств - любви, уважения, чувству долга, ответственности, указывает на то, что является в жизни наиболее ценным и главным. Духовные знания раскрывают общую картину мира, общие законы природы и общества, в результате чего и вырабатывается научный подход к пониманию явлений происходящего в окружающем нас мире.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «духовный» означает: 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный, относящийся к духовенству. Так, при раскрытии «духовности» через «свойство духа» данное понятие «духовность» связано с развитием сознания, мышления, т.е. тех психических процессов, которые побуждают к действиям, к деятельности [4, с. 157].
По мнению исследователя И.Г. Петрова, образы и понятия - два способа развивать духовность при опоре на опыт непосредственной жизнедеятельности и поведения. «Духовность - это всегда процесс из сопряженных визуальных (образных) и отвлеченных (понятийных) потоков, актуализируемых языком и текстом» [5, с. 117]. При этом духовность «пронизывает» психику - ощущения, восприятие, внимание,
память, представления, мышление,
воображение и возвышает эмоции - чувства (переживания), их положительные и негативные возбуждения и торможения. Как высший регулятор духовность направляет, корректирует силу и слабость нервной деятельности, импульсов, посылаемых темпераментом, характером и волей. Она выступает как атрибутное опосредование всех процессов жизни, деятельности и поведения [там же, с. 117].
Исследователь В.И. Слободчиков связывает понятия «духовность» и «нравственность». В наибольшей степени, по мнению ученого, духовность человека обнаруживает себя и становится способом его жизни [6, с. 33]. Автор утверждает, что духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. «Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» (В.И. Слободчиков) [там же, с. 34].
Не уводить школьника от жизненных противоречий, а готовить к жизни в обществе социальных перемен - так формулируют общую направленность образования и воспитания ученые в настоящее время. А это немыслимо без создания надлежащих условий развития у школьников духовных качеств, уважения к его личности и веры в его способности.
Речь идет о выборе и обосновании специфики обучения, которая бы в достаточном объеме отражала объективные процессы настоящего этапа, раскрывала возможности воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных путей и форм организации духовно-нравственного развития учащихся,
активизации их творческой деятельности. При этом большое значение в воспитании и развитии детей играет приобщение к национальной и художественной культуре.
В исследованиях ученых отмечается, что современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [1].
По справедливому замечанию Б.П. Юсова, необходимо вести борьбу за духовное и нравственное здоровье народа, за культуру как фактор национального единства, народного самосознания, достоинства России и ее граждан, включая этнокультуру, культурно-экономические факторы быта. «Особого внимания заслуживает обогащение через культуру духа семейной жизни» (Б.П. Юсов) [10, с. 58].
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тревожная тенденция размывания семейных ценностей, ослабления института семьи как основной ячейки гражданского общества. А ведь каждая семья является носителем национальных традиций. При этом семейные реликвии одновременно являются наглядным свидетельством вклада той или иной национальности в укрепление и развитие нашего государства.
В нашем исследовании «профилактика экстремистских движений» - это комплекс социокультурных мероприятий, направленных на обеспечение духовно-нравственного развития детей и молодежи.
Прежде всего, следует отметить, что в социокультурной деятельности участвует большая армия специалистов: педагогов, воспитателей и менеджеров различных направлений и специализаций. Цель социокультурной деятельности - создание условий для реализации и сочетания интересов множества действующих в социокультурной сфере субъектов: взрослых граждан, родителей и детей, ветеранов войны и современной молодежи.
В данной сфере деятельности сосредоточены проблемы и решения, трудности и успехи, позволяющие искать разгадку противоречивых тенденций в обществе в условиях реализации технологий и механизмов творческого развития. По мнению Е.Ф. Командышко, «это универсальная система педагогических воздействий, оказывающих влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности» [2, с. 5].
Следует отметить, что существенное значение в осуществлении данного процесса в настоящее время обретает социокультурный проект «Семейная реликвия».
Цель проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование высоких нравственных качеств путем вовлечения учащихся в общественно-
значимую деятельность и оказанию помощи различным группам населения по систематизации, описанию, сохранению семейных материалов культурно-
исторического характера.
Основные задачи проекта:
- популяризация семейных традиций, бережно хранящих реликвии своего рода;
- подготовка виртуальных «семейных гостиных» на Интернет-портале www.relikvija.ru;
- документирование, распространение и тиражирование лучших практик в этой сфере;
- формирование механизмов самореализации и саморазвития молодежных инициатив в области сохранения семейного историко-культурного наследия;
- вовлечение в эту работу различных групп молодежи; поддержание и развитие Интернет-портала;
- привлечение внимания широкой общественности, государственных и муниципальных органов власти и управления, СМИ, представителей науки и культуры к необходимости активного включения в работу подрастающее поколение.
Механизмы реализации социокультурного проекта:
- вовлечение подростков и учащуюся молодежь к целенаправленной деятельности по оказанию помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий, малоимущим и социально незащищённым слоям населения;
- сбор материалов культурно-исторического характера (фотографии, документы, другие семейные реликвии);
- размещение материалов на выставках в общественных и школьных музеях.
Таким образом, главной задачей проекта является создание общероссийской базы семейных реликвий как инструмента популяризации традиций граждан России различных национальностей, укрепления гармонизации межнациональных отношений, воспитания гордости и патриотических чувств по отношению к семейным и национальным реликвиям.
Как известно, семейные реликвии - это документы, предметы, вещи, принадлежащие семье или роду, передающиеся по наследству из поколения в поколение. Такими вещами могут быть художественные изделия, поделки, сделанные руками старшего поколения, что является уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события. Реликвии и связанные
с ними события играют значимую роль в передаче семейных традиций, являются своего рода катализатором социализации и самоидентификации подрастающего
поколения.
На начальном этапе подготовки проекта подростки принимали активное участие в исследовании генеалогического древа своего рода, сборе фамильных реликвий.
В СМИ появились специализированные рубрики, теле-, радиопередачи на эту тему. Участники форумов и социальных сетей по собственной инициативе размещали материалы, связанные с историей рода, с семейными реликвиями.
Так, с 24 октября по 4 ноября 2012 года в Москве, в Доме детского творчества «На Таганке», прошёл Первый московский форум «Семейная реликвия» под названием «Помним. Гордимся. Храним», направленный на укрепление института семьи, патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, передачу семейных ценностей молодёжи.
В рамках форума состоялись:
1) выставка семейных реликвий, на которой были представлены личные вещи и документы выдающихся лётчиков Валерия Павловича Чкалова и Михаила Васильевича Водопьянова, режиссёра Сергея Станиславовича Говорухина и космонавта Павла Романовича Поповича, множество других реликвий, а также экспозиции школьных музеев ЦАО города Москвы;
2) встречи школьников с ветеранами войны и труда, мастер-классы и консультации по составлению родословной;
3) концерты с участием детских творческих коллективов и профессиональных артистов, офицерский бал, театрально-музыкальный салон на тему 200-летия Бородинской битвы;
4) финал конкурса школьников ЦАО города Москвы «История моей семьи в истории России»;
5) творческая встреча со зрителями Народного артиста России, Лауреата Государственной премии, знаменитого кинорежиссёра Георгия Григорьевича Натансона;
6) практическая конференция «Семейная реликвия как инструмент патриотического и нравственного воспитания молодёжи».
За период организации проекта общественное движение приобрело
общегородское значение. В рамках проекта было выработано Положение о московском
конкурсе творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи «Моя семейная реликвия». Так, являясь частью стратегического ресурса развития страны и общества в современном образовании, данный конкурс был поддержан региональной общественной организацией ветеранов военной службы «Офицерский клуб».
Цель конкурса: приобщение
подрастающего поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Изучение исторического прошлого России и культурного наследия семьи, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению.
Задачи конкурса: отражение в проектах школьников истории семейных реликвий, значимости семейных традиций; сочинения школьников и их рассказы о династиях военных, участниках Первой мировой и Великой Отечественной войн, тружениках тыла, истории детей войны, участниках локальных войн и других значимых событий (периодов) в истории России; создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи; содействие духовно-нравственному воспитанию
подрастающего поколения. Конкурс среди детей включал следующие номинации:
- семейная реликвия (её описание, представление);
- мультимедийная презентация;
- сочинение, рассказ, эссе;
- объект изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества (рисунок, фотография, поделка и др.).
Второй и третий форумы
социокультурного проекта «Семейные реликвии» также состоялись в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. 12 марта 2015 г. состоялся конкурс «История моей семьи в истории России» на базе школы № 480 им. Талалихина в Таганском районе города Москвы при участии Городского методического центра Департамента образования. В качестве экспертов были приглашены члены «Офицерского клуба». Всего в конкурсе приняли участие более 500 учащихся-подростков и старших школьников, студенты колледжей.
Так, экспериментальная работа по профилактике экстремистских движений и развитию духовных качеств личности показала, что в условиях организации социокультурной деятельности и реализации проекта «Семейные реликвии» у значительной
части детей и молодежи проявилась, с одной стороны, социальная потребность в бережном хранении реликвий своей семьи, а, с другой, -
Лит
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 29 с.
2. Командышко Е.Ф. Универсальная модель творческого развития учащейся молодежи: Методические рекомендации. - М.: Изд-во «ИХО РАО», 2011. - 56 с.
3. Котов И.Л., Полещук А.В. Патриотическое воспитание молодёжи на основе семейного и родового культурно-исторического наследия. - М., 2013.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - Изд. 16-е. - М.: Рус.яз., 1984. - 797 с.
5. Петров И.Г. Образ и понятия, материальное и нематериальное, осознаваемое и неосознаваемое в контексте познания индивидуальности // Мир психологии. - 2011. - №
появился интерес к творческой деятельности и освоению истории своего народа.
1. - С. 116-126.
6. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
7. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Режим доступа: http://zakonrf.net/o_protivodeystvii_ekstremistskoy_de yatelnosti/s1.htm
8. Флиер А.Я. Некультурные функции культуры. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
9. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.
10. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Компания Спутник+, 2004. - 253 с.
Сведения об авторах:
Командышко Елена Филипповна (г. Москва, Россия) доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования.
Седова Лариса Ивановна (г. Москва, Россия), член общественного движения «Семейная реликвия», педагог-художник декоративно-прикладного искусства, воспитатель группы продлённого дня негосударственного образовательного учреждения средней образовательной школы Открытого Акционерного Общества «Газпром», соискатель Института художественного образования и культурологии Российской академии образования.
Data about the authors:
E. Komandyshko (Moscow, Russia), doctor of education, docent, senior research officer at the Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education.
L. Sedovа (Moscow, Russia), a member of the social movement called "Family Heirloom", educator of Applied and Decorative Arts, tutor of the afterschool group at a nongovernmental secondary school of Gazprom, applicant of the Institute of Art Education and Culture of the Russian Academy of Education.