Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи'

Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2233
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СОЦИУМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SPIRITUAL- MORAL TRAINING / THE INSTITUTES OF CIVIC COMMUNITY / INFRASTRUCTURE AND THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE INSTITUTES OF CIVIC COMMUNITY / STATE YOUTH POLICY / SOCIAL-GOVERNMENTAL ASSOCIATIONS AND ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткачёва Аэлита Николаевна

В статье рассматриваются особенности воспитательного потенциала институтов гражданского общества и модели взаимодействия институтов гражданского общества и образовательных учреждений в гражданском, духовнонравственном воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE YOUTH

In the article are examined the special feature of the educational potential of the institutes of civic community and model of the cooperation of the institutes of civic community and educational establishments in the civil, spiritual-moral training of young people.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи

В статье рассматриваются особенности воспитательного потенциала институтов гражданского общества и модели взаимодействия институтов гражданского общества и образовательных учреждений в гражданском, духовнонравственном воспитании молодежи.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, институты гражданского общества, инфраструктура и воспитательный потенциал институтов гражданского общества и социума, государственная молодежная политика, общественно-государственные объединения и ветеранские организации.

Современное человеческое сообщество, как справедливо отмечает вице-президент Российской академии образования академик Д.И. Фельдштейн, живет совершенно в другом мире, что был примерно 20—30 лет назад, и кризисные явления и глобальные изменения, происходящие в обществе, изменили систему отношений человека и общества и изменили самого человека, его миропонимание, его ценности и реалии [14].

Значимость таких важнейших факторов развития современного общества, как духовное единство и моральные ценности подчеркнул В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря о том, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [11].

© Ткачёва А.Н., 2012

А.Н. Ткачёва

Сегодня стратегической целью всей системы преобразований, в рамках приоритетных Национальных проектов, государственных программ и государственных стандартов, является обеспечение условий удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании, его конвертируемости путем создания новых институциальных действий в области содержания, управления и технологического обеспечения образования. Эти же цели требуют обновления структуры сети образовательных учреждений, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования непрерывности в получении образования, его постоянном обновлении и коррекции на предмет потребностей и запросов времени. Проблемы в сфере воспитания рассматриваются сегодня как на уровне сообщества ученых, так и на уровне специалистов-практиков системы воспитания.

Новые требования к системе российского образования, заложенные в таких государственных документах начала XXI века, как ФГОС (воспитательный компонент), инициатива «Наша новая школа», носят социальнопедагогический характер. Это — социальные требования общества, государства, семьи, каждого гражданина.

В инициативе «Наша новая школа», старт которой был дан на первой Педагогической ассамблее 21 января 2010 г., воспитанию уделяется особое внимание и одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности определено воспитание личности, обладающей такими качествами, как духовность, нравственность, добропорядочность, взаимопомощь, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. «Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», — сказал Д.А. Медведев, открывая Педагогическую ассамблею. «Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны» [8].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных стратегических факторов развития инновационной экономики страны, как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений.

Возрождение традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, воспитание подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, использование воспитательных возможностей всех социальных институтов, всех институтов гражданского общества становятся главной задачей государственно-общественной формации. Никакое общество

не существует вне традиционной национальной культуры, в глобальном понимании этого слова. Хотелось бы подчеркнуть, что в Российском государстве именно православная культура, образование и воспитание формируют человека. Понимая духовность как поиск истины, добра и красоты, учитывая ее познавательный, нравственный, гражданский, эстетический компоненты, сегодня в воспитательной системе любого образовательного учреждения эти вопросы занимают совершенно особое место.

В современных условиях, когда наблюдается обострение политических, экономических, социальных проблем развития государства и гражданского общества, смена ценностных ориентиров, в результате которых нарушается духовное единство общества и происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, особое значение приобретает социальная направленность в развитии личности, формировании гражданственности, нравственности детей и молодежи, возрастает роль гражданского воспитания и одного из важнейших его направлений — духовно-нравственного воспитания, на основе традиционных нравственных ценностей, высокой духовности, присущих российскому обществу.

Сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую социальную и историко-культурную общность. А ведь именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для зла, противодействием ненависти. Анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственных устоев россиян.

Духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи, являясь первостепенной задачей образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Современный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Таким образом в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [7, с. 18], являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определена основная цель воспитания. Особо подчеркивается роль и значение социально-педагогической поддержки самоопределения и самовоспитания личности, помощи растущему человеку в адаптации в современном обществе, что определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России [7].

В Концепции также обозначен социальный заказ системе образования, установленный в определенной системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости являются важнейшей миссией, которую должны на себя принять все социальные институты. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. В приветствии участникам и гостям XIII Всемирного Русского Народного Собора Д.А. Медведев, как Президент Российской Федерации, подчеркнул, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в образовательной сфере и воспитанию молодежи уделяется особое внимание: «Современные вызовы и масштабные задачи модернизации, стоящие перед обществом, требуют постоянной заботы о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения, поддержки его созидательного творчества, пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей» [22].

В Посланиях Президента России Федеральному Собранию неоднократно подчеркивалось, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [1].

Государственная политика построения государства социальной направленности предполагает воспитание молодого человека, способного жить в гражданском обществе. Это определяет миссию образования как института социализации и значимость консолидации институтов гражданского общества и образовательных учреждений в создании эффективного воспитательного пространства. Система образования образует личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации, а формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России является ведущим направлением социально-педагогической деятельности.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения утверждение о том, что главной предпосылкой демократического развития нашей страны выступает становление и успешное развитие институтов гражданского общества. При этом следует особо подчеркнуть, что вопросы гражданского общества, гражданского воспитания, межинституционального взаимодействия как никогда актуальны именно в наши дни, причем эта актуальность подтверждается как теорией, так и практикой.

Возрождение традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, потребность в воспитании подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, формирование нового гражданского общества с новыми законами, нравственными нормами и правилами, характеристика существенных особенностей гражданского общества и его институтов актуализируют необходимость коренного пересмотра средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательном пространстве России. Свои ожидания от образования общество связывает с компетентным осуществлением социально-воспитательного влияния на развитие социальной практики, на совершенствование социальной политики в целом и в конкретном социуме.

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод человека, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011— 2015 годы».

В данном контексте важно учитывать, что воспитание и социализация формируют не человека вообще, а фактически гражданина в данном обществе и для данного гражданского общества. Только заняв социальную позицию, под которой подразумевается устойчивая система отношений человека к действительности, проявляющаяся в деятельности и поведении, человек становится членом общества.

Говоря об инфраструктуре институтов гражданского общества, мы представляем следующие ее составные элементы: институт семьи; социокультурные и воспитательные институты; институты общественного самоуправления; институты некоммерческих организаций; политические институты; экономические институты; негосударственные средства массовой информации; институт религии.

Одной из главных функций всех институтов гражданского общества является гражданско-патриотическое воспитание и гражданско-обще-ственное образование подрастающих поколений, выполнение социального заказа государства и общества на всеобщее гражданское воспитание, которое формирует совокупность гражданских, духовных и нравственных ценностей и установок, духовную культуру, уважение к правам и свободам че-

ловека, которое проявляется в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе [2].

Социум представляет собой сложное, многоаспектное, иерархически устроенное образование с множеством связей и взаимоотношений между всеми его субъектами, сложную, многофункциональную социальную среду, деятельность которой направлена на социализацию и духовнонравственное воспитание различных социальных групп, развития духовно-нравственных качеств личности, обладает определенным потенциалом, носителем которого являются как отдельные личности, так и целые коллективы, объединения, имеющие определенные возможности и ресурсы, определенный социально-воспитательный, социально-педагогический потенциал. Институты гражданского общества неотделимы от социума и в этой связи мы рассматриваем в единении социально-педагогический потенциал социума и институтов гражданского общества.

Э. Дюркгейм отмечал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с его универсальными интеллектуальными, моральными, физическими и социокультурными возможностями и свойствами, и главным фактором может и должен стать воспитательный потенциал социума. Само общество должно нести в себе гуманистические начала [5].

Процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества, их интеграции в создании эффективной воспитательной среды социума, способствующей формированию духовно-нравственных качеств, активной гражданской позиции молодежи, мы рассматриваем как своеобразный социально-воспитательный феномен. Развивающийся воспитательный потенциал гражданского общества, поступательно раскрывающий на субъектном и полисубъектном уровнях свои возможности, оказывает сопряженное влияние на позитивные изменения системы социального, государственно-общественного воспитания [16].

Как показывает практика, усиление внимания педагогической науки к проблемам конкретного человека, конкретной личности, проблемам взаимодействия человека в окружающем социуме актуализируют задачу изучения влияния этой среды на процесс социального формирования личности. На передний план выходят проблемы раскрытия целостной сущности человека как субъекта интегративных отношений и разносторонней сознательной деятельности в различных сферах, а также его социально-психологической и социально-педагогической поддержки, социального воспитания и гражданской социализации.

В Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р и разработанной на период до 2016 года, подчеркивается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных органи-

заций и иных, юридических и физических лиц», и основным средством социального воспитания, развития потенциала молодежи, является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь социума и институтов гражданского общества [13].

Основываясь на трудах ученых, мы характеризуем воспитательный потенциал социума, институтов гражданского общества как сложное, системное, иерархически устроенное пространство, в котором осуществляется процесс формирования всей совокупности социальных отношений (межличностных, семейных, межконфессиональных, производственных, меж-институциональных, межрегиональных, общенациональных и т. д.), ориентация всей социальной структуры социума на формирование социально активной, духовно развитой личности. Человек, активно участвуя в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и сам изменяется в этом процессе, и при этом общество влияет на человека, человек — на общество [12].

Таким образом, эффективное воспитание молодежи, ее включение в созидательную жизнедеятельность общества является необходимым условием развития любого государства, потому что с каждым новым поколением духовно-нравственная культура народа, его трудовой и интеллектуальный потенциал возрождаются вновь. А эффективное взаимодействие государственной власти и молодежных объединений по использованию воспитательного потенциала институтов гражданского общества и духовно-нравственного потенциала социума является важнейшим направлением общественно-государственной молодежной политики.

Характеризуя социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества, в числе основных средств его реализации мы представляем такие как: социальная деятельность; социальные отношения; социальное партнерство; межинституциональное взаимодействие, посредничество в духовно-нравственном воспитании. Сюда входят организация мероприятий и общественных акций, волонтерство, встречи с ветеранами, молодежные движения, молодежный парламентаризм, социально-педагогическая, социально-реабилитационная, информационная работа государственных и негосударственных организаций социума, координация взаимодействия всех субъектов воспитания. Чтобы не быть голословной, приведу ряд примеров.

В Москве создан государственно-общественный механизм социальновоспитательной работы, основанный на реализации потенциала институтов гражданского общества, межсекторной, межведомственной, межин-ституциональной интеграции государственно-общественных структур в гражданском, духовно-нравственном воспитании, социализации и развитии молодежи. При этом каждый институт гражданского общества, каждая общественная организация, каждая структура имеет свои цели, задачи и направления социальных программ.

Важным фактором в социализации молодежи, формировании гражданской позиции выступают общественно-государственные объединения «Гражданский форум», «Гражданская смена», «Молодежная ассоциация ЮВАО г. Москвы», «Молодежный парламент». Уже несколько лет в Москве успешно действует беспрецедентный проект — Студенческое Правительство дублеров, «Дублеры глав управ», в котором студенты пробуют себя в роли дублеров столичных министров, префектов, глав административных округов и муниципальных управ, участвуют в решении серьезных вопросов гражданского, духовно-нравственного воспитания, готовят и проводят под руководством мэра Москвы заседания по проблемам социальной и молодежной политики. Одновременно идет процесс формирования и развития различных молодежных структур институтов гражданского общества, более широкого привлечения в качестве субъектов молодежной политики различных молодежных общественных объединений.

Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи принадлежит ветеранским организациям, городским и муниципальным музеям различной направленности (военно-исторические музеи; музеи, посвященные ученым, писателям, поэтам, летчикам, космонавтам; музеи культуры и быта народов России; краеведческие музеи; музеи народных ремесел»; музей «Казачья слава»; музей истории афганской войны и многие другие).

Межрегиональная Общественная Организация Союз женщин летных специальностей «Авиатрисса» и клуб «Авиатрисса» существует с 1992 года. Авиатриссы — так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало — храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников российских летных школ были женщинами. Его членами являются летчицы гражданской авиации, летчики-инструкторы, летчики-испытатели, космонавты-испытатели, ветераны авиации и Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои России, заслуженные мастера спорта, чемпионки и рекордсменки мира по авиационным видам спорта, спортсмены-любители. «Авиатрисса» сумела объединить связать нить поколений, рассказать об участницах героической эпопеи нашей авиации в грозные годы войны.

Деятельность межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» (президент содружества Н.Ю. Синягина, доктор педагогических наук, профессор) направлена на расширение взаимодействия образовательных учреждений всех типов и видов с семьей, общественными организациями и другими институтами гражданского общества в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, в построении эффективных воспитательных программ. Реализация проекта «Всероссийский конкурс детского творчества «Моя семья», целью которого было укрепление роли и значимости семьи в российском обществе, духовно-нравственное воспитание детей

средствами художественного творчества, позволила расширить и укрепить партнерские связи всех субъектов воспитания, активизировать культурнонравственный потенциал семьи и приобщить детей к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.

Системное изучение и всестороннее раскрытие воспитательного потенциала социальных институтов гражданского общества, как справедливо отмечает академик РАО Г.Н. Филонов, позволяет выявить тенденции, механизмы и факторы его использования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, в формировании гражданской активности молодежи, в стимулировании развития гуманистических отношений и демократических основ в процессе взаимодействия социальных институтов, подъема чувства патриотизма, формирования культуры межнационального общения и веротерпимости [17].

Именно государство и общество создают условия для гуманизации образования, которая неотделима, с одной стороны, от уважительного отношения к личности, от процессов совершенствования самого человека и возрастания его духовного потенциала, с другой — от повышения личной ответственности человека за свою собственную судьбу, за судьбы мира [6].

Издавна православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство российского народа. Издревле проявление качеств духовности человека соотносилось с Богом. И как отмечает доктор педагогических наук Т.Т. Щелина, от характера и степени выраженности духовности, ее утраты или возрождения зависит здоровье нации [20].

Известно, что в истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и гражданского воспитания. В своем выступлении на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, говоря о нравственном развитии российского гражданина, особо выделил роль и значение объединения усилий государства и церкви для осуществления светского образования и духовного просвещения, для формирования духовно-нравственных христианских ценностей, ценностей семьи и воспитания подрастающих поколений, ценностей патриотизма, любви к своей малой родине, к своей стране, ее истории, ее обычаям. Для сотрудничества светского образования и духовного просвещения необходима организационная поддержка. И вот в этом отношении первостепенна роль светской власти, роль государства и институтов гражданского общества [9].

В завершении мы хотели бы подчеркнуть, что с использованием воспитательного потенциала общественных объединений и ветеранских организаций, музеев и религиозных конфессий реализуется основная цель гуманизации образования — становление человека как духовно-нравственной личности.

Литература

1. Асмолов А.Г.. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию / Научно-практическая конференция «Модернизация педагогического образования Московской области» Москва, ГОУ «Педагогическая академия», 2008 г.

2. Галицкая И.А., Метлик И.В. «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» / Педагогика, 2009, № 10, С 36—46.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект // А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.

4. Дармодехин С.В. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов — М. ИСВ РАО. — 2010 //http//шisv/ra/newsectюn2448.

5. Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996.

6. Иванова С.В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) Автореф. дис... д-ра филос. наук. — Москва, 2007.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009.

8. Медведев ДА. Мы приступаем к реализации инициативы «Наша новая школа» // Выступление на первой Педагогической ассамблее 21 января 2010 г.

9. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия // Выступление 25.01.2010 г. на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области воспитания».

10. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика № 9 — 2008. — С. 3—13.

11. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04.2007 г. / Российская газета. Федеральный выпуск № 4353 от 27.04.2007 г.

12. Плоткин М.М. Влияние воспитательного потенциала социальной педагогики на гуманизацию социальной среды: Аналитический доклад. — М.: ИСП РАО, 2009.

13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. — М., 2006.

14. Фельдштейн, Д.И. Человек в современном мире — тенденции и потенциальные возможности развития / Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. — 2008. — N 3. — С. 3—11.

15. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников. — 2005. — №4.

16. Филонов Т.Н. Сущность и особенности развивающего воспитания // Социальная педагогика в России № 5, 2009. С 76—79.

17. Филонов Т.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

18. Филонов Т.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технология развития // Педагогика. — 2001. — № 9. С. 3—10.

19. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов. / Т.Т. Щелина. — М.: МПГУ, 2006.

20. Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления / Материалы XIII Всемирного Русского Народного Собора — М.: МОО ВРНС, 2009.

21. Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. А.М. Лопухин. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.