ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Взаимодействие институтов гражданского общества и образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании молодежи
В статье рассматриваются особенности воспитательного потенциала институтов гражданского общества и модели взаимодействия институтов гражданского общества и образовательных учреждений в гражданском, духовнонравственном воспитании молодежи.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, институты гражданского общества, инфраструктура и воспитательный потенциал институтов гражданского общества и социума, государственная молодежная политика, общественно-государственные объединения и ветеранские организации.
Современное человеческое сообщество, как справедливо отмечает вице-президент Российской академии образования академик Д.И. Фельдштейн, живет совершенно в другом мире, что был примерно 20—30 лет назад, и кризисные явления и глобальные изменения, происходящие в обществе, изменили систему отношений человека и общества и изменили самого человека, его миропонимание, его ценности и реалии [14].
Значимость таких важнейших факторов развития современного общества, как духовное единство и моральные ценности подчеркнул В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря о том, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [11].
© Ткачёва А.Н., 2012
А.Н. Ткачёва
Сегодня стратегической целью всей системы преобразований, в рамках приоритетных Национальных проектов, государственных программ и государственных стандартов, является обеспечение условий удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании, его конвертируемости путем создания новых институциальных действий в области содержания, управления и технологического обеспечения образования. Эти же цели требуют обновления структуры сети образовательных учреждений, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования непрерывности в получении образования, его постоянном обновлении и коррекции на предмет потребностей и запросов времени. Проблемы в сфере воспитания рассматриваются сегодня как на уровне сообщества ученых, так и на уровне специалистов-практиков системы воспитания.
Новые требования к системе российского образования, заложенные в таких государственных документах начала XXI века, как ФГОС (воспитательный компонент), инициатива «Наша новая школа», носят социальнопедагогический характер. Это — социальные требования общества, государства, семьи, каждого гражданина.
В инициативе «Наша новая школа», старт которой был дан на первой Педагогической ассамблее 21 января 2010 г., воспитанию уделяется особое внимание и одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности определено воспитание личности, обладающей такими качествами, как духовность, нравственность, добропорядочность, взаимопомощь, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. «Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», — сказал Д.А. Медведев, открывая Педагогическую ассамблею. «Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны» [8].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных стратегических факторов развития инновационной экономики страны, как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений.
Возрождение традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, воспитание подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, использование воспитательных возможностей всех социальных институтов, всех институтов гражданского общества становятся главной задачей государственно-общественной формации. Никакое общество
не существует вне традиционной национальной культуры, в глобальном понимании этого слова. Хотелось бы подчеркнуть, что в Российском государстве именно православная культура, образование и воспитание формируют человека. Понимая духовность как поиск истины, добра и красоты, учитывая ее познавательный, нравственный, гражданский, эстетический компоненты, сегодня в воспитательной системе любого образовательного учреждения эти вопросы занимают совершенно особое место.
В современных условиях, когда наблюдается обострение политических, экономических, социальных проблем развития государства и гражданского общества, смена ценностных ориентиров, в результате которых нарушается духовное единство общества и происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, особое значение приобретает социальная направленность в развитии личности, формировании гражданственности, нравственности детей и молодежи, возрастает роль гражданского воспитания и одного из важнейших его направлений — духовно-нравственного воспитания, на основе традиционных нравственных ценностей, высокой духовности, присущих российскому обществу.
Сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую социальную и историко-культурную общность. А ведь именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для зла, противодействием ненависти. Анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственных устоев россиян.
Духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи, являясь первостепенной задачей образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Современный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Таким образом в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [7, с. 18], являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определена основная цель воспитания. Особо подчеркивается роль и значение социально-педагогической поддержки самоопределения и самовоспитания личности, помощи растущему человеку в адаптации в современном обществе, что определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России [7].
В Концепции также обозначен социальный заказ системе образования, установленный в определенной системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости являются важнейшей миссией, которую должны на себя принять все социальные институты. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. В приветствии участникам и гостям XIII Всемирного Русского Народного Собора Д.А. Медведев, как Президент Российской Федерации, подчеркнул, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в образовательной сфере и воспитанию молодежи уделяется особое внимание: «Современные вызовы и масштабные задачи модернизации, стоящие перед обществом, требуют постоянной заботы о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения, поддержки его созидательного творчества, пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей» [22].
В Посланиях Президента России Федеральному Собранию неоднократно подчеркивалось, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории [1].
Государственная политика построения государства социальной направленности предполагает воспитание молодого человека, способного жить в гражданском обществе. Это определяет миссию образования как института социализации и значимость консолидации институтов гражданского общества и образовательных учреждений в создании эффективного воспитательного пространства. Система образования образует личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации, а формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России является ведущим направлением социально-педагогической деятельности.
Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения утверждение о том, что главной предпосылкой демократического развития нашей страны выступает становление и успешное развитие институтов гражданского общества. При этом следует особо подчеркнуть, что вопросы гражданского общества, гражданского воспитания, межинституционального взаимодействия как никогда актуальны именно в наши дни, причем эта актуальность подтверждается как теорией, так и практикой.
Возрождение традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, потребность в воспитании подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, формирование нового гражданского общества с новыми законами, нравственными нормами и правилами, характеристика существенных особенностей гражданского общества и его институтов актуализируют необходимость коренного пересмотра средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательном пространстве России. Свои ожидания от образования общество связывает с компетентным осуществлением социально-воспитательного влияния на развитие социальной практики, на совершенствование социальной политики в целом и в конкретном социуме.
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод человека, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011— 2015 годы».
В данном контексте важно учитывать, что воспитание и социализация формируют не человека вообще, а фактически гражданина в данном обществе и для данного гражданского общества. Только заняв социальную позицию, под которой подразумевается устойчивая система отношений человека к действительности, проявляющаяся в деятельности и поведении, человек становится членом общества.
Говоря об инфраструктуре институтов гражданского общества, мы представляем следующие ее составные элементы: институт семьи; социокультурные и воспитательные институты; институты общественного самоуправления; институты некоммерческих организаций; политические институты; экономические институты; негосударственные средства массовой информации; институт религии.
Одной из главных функций всех институтов гражданского общества является гражданско-патриотическое воспитание и гражданско-обще-ственное образование подрастающих поколений, выполнение социального заказа государства и общества на всеобщее гражданское воспитание, которое формирует совокупность гражданских, духовных и нравственных ценностей и установок, духовную культуру, уважение к правам и свободам че-
ловека, которое проявляется в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе [2].
Социум представляет собой сложное, многоаспектное, иерархически устроенное образование с множеством связей и взаимоотношений между всеми его субъектами, сложную, многофункциональную социальную среду, деятельность которой направлена на социализацию и духовнонравственное воспитание различных социальных групп, развития духовно-нравственных качеств личности, обладает определенным потенциалом, носителем которого являются как отдельные личности, так и целые коллективы, объединения, имеющие определенные возможности и ресурсы, определенный социально-воспитательный, социально-педагогический потенциал. Институты гражданского общества неотделимы от социума и в этой связи мы рассматриваем в единении социально-педагогический потенциал социума и институтов гражданского общества.
Э. Дюркгейм отмечал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с его универсальными интеллектуальными, моральными, физическими и социокультурными возможностями и свойствами, и главным фактором может и должен стать воспитательный потенциал социума. Само общество должно нести в себе гуманистические начала [5].
Процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества, их интеграции в создании эффективной воспитательной среды социума, способствующей формированию духовно-нравственных качеств, активной гражданской позиции молодежи, мы рассматриваем как своеобразный социально-воспитательный феномен. Развивающийся воспитательный потенциал гражданского общества, поступательно раскрывающий на субъектном и полисубъектном уровнях свои возможности, оказывает сопряженное влияние на позитивные изменения системы социального, государственно-общественного воспитания [16].
Как показывает практика, усиление внимания педагогической науки к проблемам конкретного человека, конкретной личности, проблемам взаимодействия человека в окружающем социуме актуализируют задачу изучения влияния этой среды на процесс социального формирования личности. На передний план выходят проблемы раскрытия целостной сущности человека как субъекта интегративных отношений и разносторонней сознательной деятельности в различных сферах, а также его социально-психологической и социально-педагогической поддержки, социального воспитания и гражданской социализации.
В Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р и разработанной на период до 2016 года, подчеркивается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных органи-
заций и иных, юридических и физических лиц», и основным средством социального воспитания, развития потенциала молодежи, является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь социума и институтов гражданского общества [13].
Основываясь на трудах ученых, мы характеризуем воспитательный потенциал социума, институтов гражданского общества как сложное, системное, иерархически устроенное пространство, в котором осуществляется процесс формирования всей совокупности социальных отношений (межличностных, семейных, межконфессиональных, производственных, меж-институциональных, межрегиональных, общенациональных и т. д.), ориентация всей социальной структуры социума на формирование социально активной, духовно развитой личности. Человек, активно участвуя в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и сам изменяется в этом процессе, и при этом общество влияет на человека, человек — на общество [12].
Таким образом, эффективное воспитание молодежи, ее включение в созидательную жизнедеятельность общества является необходимым условием развития любого государства, потому что с каждым новым поколением духовно-нравственная культура народа, его трудовой и интеллектуальный потенциал возрождаются вновь. А эффективное взаимодействие государственной власти и молодежных объединений по использованию воспитательного потенциала институтов гражданского общества и духовно-нравственного потенциала социума является важнейшим направлением общественно-государственной молодежной политики.
Характеризуя социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества, в числе основных средств его реализации мы представляем такие как: социальная деятельность; социальные отношения; социальное партнерство; межинституциональное взаимодействие, посредничество в духовно-нравственном воспитании. Сюда входят организация мероприятий и общественных акций, волонтерство, встречи с ветеранами, молодежные движения, молодежный парламентаризм, социально-педагогическая, социально-реабилитационная, информационная работа государственных и негосударственных организаций социума, координация взаимодействия всех субъектов воспитания. Чтобы не быть голословной, приведу ряд примеров.
В Москве создан государственно-общественный механизм социальновоспитательной работы, основанный на реализации потенциала институтов гражданского общества, межсекторной, межведомственной, межин-ституциональной интеграции государственно-общественных структур в гражданском, духовно-нравственном воспитании, социализации и развитии молодежи. При этом каждый институт гражданского общества, каждая общественная организация, каждая структура имеет свои цели, задачи и направления социальных программ.
Важным фактором в социализации молодежи, формировании гражданской позиции выступают общественно-государственные объединения «Гражданский форум», «Гражданская смена», «Молодежная ассоциация ЮВАО г. Москвы», «Молодежный парламент». Уже несколько лет в Москве успешно действует беспрецедентный проект — Студенческое Правительство дублеров, «Дублеры глав управ», в котором студенты пробуют себя в роли дублеров столичных министров, префектов, глав административных округов и муниципальных управ, участвуют в решении серьезных вопросов гражданского, духовно-нравственного воспитания, готовят и проводят под руководством мэра Москвы заседания по проблемам социальной и молодежной политики. Одновременно идет процесс формирования и развития различных молодежных структур институтов гражданского общества, более широкого привлечения в качестве субъектов молодежной политики различных молодежных общественных объединений.
Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи принадлежит ветеранским организациям, городским и муниципальным музеям различной направленности (военно-исторические музеи; музеи, посвященные ученым, писателям, поэтам, летчикам, космонавтам; музеи культуры и быта народов России; краеведческие музеи; музеи народных ремесел»; музей «Казачья слава»; музей истории афганской войны и многие другие).
Межрегиональная Общественная Организация Союз женщин летных специальностей «Авиатрисса» и клуб «Авиатрисса» существует с 1992 года. Авиатриссы — так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало — храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников российских летных школ были женщинами. Его членами являются летчицы гражданской авиации, летчики-инструкторы, летчики-испытатели, космонавты-испытатели, ветераны авиации и Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои России, заслуженные мастера спорта, чемпионки и рекордсменки мира по авиационным видам спорта, спортсмены-любители. «Авиатрисса» сумела объединить связать нить поколений, рассказать об участницах героической эпопеи нашей авиации в грозные годы войны.
Деятельность межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» (президент содружества Н.Ю. Синягина, доктор педагогических наук, профессор) направлена на расширение взаимодействия образовательных учреждений всех типов и видов с семьей, общественными организациями и другими институтами гражданского общества в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, в построении эффективных воспитательных программ. Реализация проекта «Всероссийский конкурс детского творчества «Моя семья», целью которого было укрепление роли и значимости семьи в российском обществе, духовно-нравственное воспитание детей
средствами художественного творчества, позволила расширить и укрепить партнерские связи всех субъектов воспитания, активизировать культурнонравственный потенциал семьи и приобщить детей к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.
Системное изучение и всестороннее раскрытие воспитательного потенциала социальных институтов гражданского общества, как справедливо отмечает академик РАО Г.Н. Филонов, позволяет выявить тенденции, механизмы и факторы его использования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, в формировании гражданской активности молодежи, в стимулировании развития гуманистических отношений и демократических основ в процессе взаимодействия социальных институтов, подъема чувства патриотизма, формирования культуры межнационального общения и веротерпимости [17].
Именно государство и общество создают условия для гуманизации образования, которая неотделима, с одной стороны, от уважительного отношения к личности, от процессов совершенствования самого человека и возрастания его духовного потенциала, с другой — от повышения личной ответственности человека за свою собственную судьбу, за судьбы мира [6].
Издавна православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство российского народа. Издревле проявление качеств духовности человека соотносилось с Богом. И как отмечает доктор педагогических наук Т.Т. Щелина, от характера и степени выраженности духовности, ее утраты или возрождения зависит здоровье нации [20].
Известно, что в истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и гражданского воспитания. В своем выступлении на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, говоря о нравственном развитии российского гражданина, особо выделил роль и значение объединения усилий государства и церкви для осуществления светского образования и духовного просвещения, для формирования духовно-нравственных христианских ценностей, ценностей семьи и воспитания подрастающих поколений, ценностей патриотизма, любви к своей малой родине, к своей стране, ее истории, ее обычаям. Для сотрудничества светского образования и духовного просвещения необходима организационная поддержка. И вот в этом отношении первостепенна роль светской власти, роль государства и институтов гражданского общества [9].
В завершении мы хотели бы подчеркнуть, что с использованием воспитательного потенциала общественных объединений и ветеранских организаций, музеев и религиозных конфессий реализуется основная цель гуманизации образования — становление человека как духовно-нравственной личности.
Литература
1. Асмолов А.Г.. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию / Научно-практическая конференция «Модернизация педагогического образования Московской области» Москва, ГОУ «Педагогическая академия», 2008 г.
2. Галицкая И.А., Метлик И.В. «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» / Педагогика, 2009, № 10, С 36—46.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект // А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.
4. Дармодехин С.В. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов — М. ИСВ РАО. — 2010 //http//шisv/ra/newsectюn2448.
5. Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996.
6. Иванова С.В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) Автореф. дис... д-ра филос. наук. — Москва, 2007.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009.
8. Медведев ДА. Мы приступаем к реализации инициативы «Наша новая школа» // Выступление на первой Педагогической ассамблее 21 января 2010 г.
9. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия // Выступление 25.01.2010 г. на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области воспитания».
10. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика № 9 — 2008. — С. 3—13.
11. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04.2007 г. / Российская газета. Федеральный выпуск № 4353 от 27.04.2007 г.
12. Плоткин М.М. Влияние воспитательного потенциала социальной педагогики на гуманизацию социальной среды: Аналитический доклад. — М.: ИСП РАО, 2009.
13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. — М., 2006.
14. Фельдштейн, Д.И. Человек в современном мире — тенденции и потенциальные возможности развития / Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. — 2008. — N 3. — С. 3—11.
15. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников. — 2005. — №4.
16. Филонов Т.Н. Сущность и особенности развивающего воспитания // Социальная педагогика в России № 5, 2009. С 76—79.
17. Филонов Т.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
18. Филонов Т.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технология развития // Педагогика. — 2001. — № 9. С. 3—10.
19. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов. / Т.Т. Щелина. — М.: МПГУ, 2006.
20. Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления / Материалы XIII Всемирного Русского Народного Собора — М.: МОО ВРНС, 2009.
21. Эмпирические исследования гражданского общества: сборник материалов общественных слушаний (24.09.08) / Сост. А.М. Лопухин. — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008.