ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ВЫСШЕМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 1 2 Савченко И.А. , Наумов С.И.
1Савченко Ирина Александровна - доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор,
кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации,
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; 2Наумов Сергей Иванович - преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород
Аннотация: актуализирован вопрос о реализации в условиях вуза профессиональной межкультурной компетенции, направленной на развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия. Особое внимание уделяется формированию данной компетенции в вузах МВД России при подготовке сотрудников полиции к правоохранительной деятельности в условиях этнокультурной и этноконфессиональной гетерогенности общества. Ключевые слова: общекультурная компетенция (ОК), профессиональная межкультурная компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа высшего образования, дисциплина по выбору, правоохранительная деятельность, этнокультурная и этноконфессиональная гетерогенность, социальные, культурные, конфессиональные различия, этнопсихология.
Большинство образовательных стандартов нового поколения высшего образования («Управление персоналом», «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Туризм», «Экономика», «Стандартизация и метрология», «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Информационная безопасность» и многие другие) содержат общекультурную компетенцию (в большинстве случаев - ОК-5, ОК-6, реже - ОК-1), предполагающую подготовку будущего профессионала к работе в условиях многоэтничности и поликультурализма. Данная профессиональная межкультурная компетенция направлена на развитие у обучающихся «способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия». В ряде случаев компетенция формулируется несколько иначе, что не отражается на ее принципиальном содержании.
Современные образовательные стандарты высшего образования составлены таким образом, что лишь пятая часть дисциплин являются обязательными. Все остальные дисциплины являются «дисциплинами по выбору». В таких условиях профессиональная межкультурная компетенция неизбежно будет (или не будет) формироваться именно посредством «дисциплин по выбору», которые, как мы знаем, бывают двух типов: «дисциплина по выбору вуза» и «дисциплина по выбору студента». Но даже в том случае, когда речь идет о «выборе студента», перечень выбираемых дисциплин (как правило, одной из двух) всегда определяется вузом.
И в данном случае отношение вуза к формированию компетенций может быть различным. Достаточно много примеров, когда значимость профессиональной межкультурной компетенции недооценивается составителями основных
образовательных программ. К сожалению, такая ситуация сейчас не редкость. В таком случае составители программ подходят к формированию компетенций формально, «закрывая» ее обязательными дисциплинами так называемой «базовой части» -историей, философией, иностранным языком. В таких основных образовательных программах, увы, отсутствуют такие дисциплины как «этнология», «этнопсихология», «межкультурные коммуникации», «этносоциология», «религиоведение»...
Применительно к Нижегородской области, можно отметить, что в ряде вузов развитию у обучающегося межкультурнорй профессиональной компетенции уделяется должное необходимое внимание. Например, в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова будущим профессионалам в сфере рекламы и связей с общественностью преподаются такие дисциплины как «Этнология» и «Религиоведение». Студентам, которые получают высшее образование по направлению подготовки «Туризм», преподаются «Обычаи и традиции народов мира» и «Религиоведение». Примерно так же обстоит ситуация с другими направлениями подготовки.
В данной статье мы хотим уделить отдельное внимание этнокультурной составляющей в подготовке сотрудников полиции. В высших учебных заведениях МВД Российской Федерации этнокультурная и этнопсихологическая подготовка сотрудников ОВД приобретает особую значимость, которая имеет на сегодняшний день достаточное теоретико-методологическое обоснование. Действительно, особенности таких основных составляющих правоохранительной деятельности как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности [1] в ситуации стремительной этнокультурной и религиозной гетерогенизации общества достаточно глубоко изучены как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе [5], [6], [4]. Ряд заслуживающих внимания исследований направлен на разработку форм и методов формирования профессиональной поликультурной компетентности сотрудника полиции [2], [3].
В федеральных государственных образовательных стандартах и основных профессиональных образовательных программах высшего образования, реализуемых в вузах МВД и, в частности, в Нижегородской академии МВД России, ранее профессиональная межкультурная компетенция сформулирована как «Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности», и в данной формулировке подчеркнута профессиональная направленность компетенции.
По решению вуза (в данном случае, Нижегородской академии МВД) в основные образовательные программы по «Правоохранительной деятельности» (специалитет) и «Юриспруденции» (бакалавриат, специалитет) включены курсы религиоведения и этнопсихологии, в рамках которых изучаются этнокультурные и этноконфессиональные особенности современного российского общества и отдельных регионов России. В образовательном процессе у курсантов и слушателей развивается понимание социокультурных и этноконфессиональных феноменов, находящих свое отражение в деятельности сотрудника полиции в условиях этнокультурной и этноконфессиональной разнородности.
Список литературы
1. О полиции. Федеральный закон от 7.02.2011 № З-ФЗ (ред. от.18.06.2017) / Отв. ред. А. Меркурьева. М.: Эксмо. 80 с.
2. Селин Б.Н. Концептуальные идеи, закономерности и принципы теоретической модели формирования профессиональной поликультурной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011. № 1 (44). С. 37-38.
3. Скворцова Е.В. Этнокультурная компетентность сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2016. №3 (66). С. 15-19.
4. Хажироков В.А. Актуальные вопросы деятельности сотрудников ОВД в условиях полиэтнического общества // Научные исследования: от теории к практике: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (5). С. 284-285.
5. Bayley В. Ethics in Law Enforcement. Improving ethics training for the 21st century. Ethical behavior is the foundation of any professional organization // PoliceOne.com. Aug. 21, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.policeone.com/patrol-issues/articles/1864833-Improving-ethics-training-for-the-21 st-century/ (дата обращения: 01.08.2017).
6. Bhugowandeen B. Diversity in the British police: adapting to a multicultural society // Mémoire(s), identité(s), marginalité(s) dans le monde occidental contemporain. [En ligne], 2013 № 10, mis en ligne le 22 août 2013, consulté le 29 juillet 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mimmoc.revues.org/1340 (дата обращения: 01.08.2017).
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ Григорян Д.Л.1, Симонян Г.С.2
1Григорян Джемма Людвиковна - учитель начальных классов, Школа № 2 им. Оганесса Туманяна, г. Арташат, Араратский марз;
2Симонян Геворг Саркисович - кандидат химических наук, доцент, кафедра неорганической и аналитической химии, Ереванский государственный университет, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье показано, что главной задачей экологического воспитания школьников является формирование экологической культуры и толерантности. Анализируется, что перспектива и качество экологического воспитания подрастающего поколения состоят в содружестве семьи и школы. Ключевые слова: экология, воспитание, культура, ребенок, семья, школа.
Экологическое образование школьников - сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности процесса обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни [1-4].
Главная задача экологического воспитания школьников в семье и в школе - это формирование экологической культуры и толерантности, то есть грамотного, искреннего и бережливого отношения ребёнка к окружающей среде, понимание и осмысление им своего места в мире живого и неживого, установление личного влияния каждого на окружающую среду, создание предпосылок для понимания необходимости бережного и доброго отношения к людям как к части живой природы.
Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов общения, а также природопользования и пропаганду идей охраны своей местности, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти принципы превратились в норму поведения каждого, необходимо с детских лет в семье и в школе целенаправленно