ЛИТЕРАТУРА
1. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003.
2. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России. 2016.
3. Асянова С. Р. Педагогические аспекты повышения эффективности коммуникаций участников дорожного движения: монография. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2018.
4. Кораблев С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетенции сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
5. Браженская Н. Е. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2017.
6. Мансурова З. Р. Особенности профессиограммы сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2018. № 10-4.
7.Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
8. Гареева Э. В., Асянова С. Р. Особенности планирования расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями в состоянии опьянения // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 3А.
9. Асянова С. Р. Содержание принципов планирования расследования преступлений // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014.
10. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации. 2-е изд., испр. Х.: Гуманитарный Центр, 2015.
© Асянова С. Р.
УДК 378.6.351.74.015.3(470)
Л. Г. БИКЧИНТАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)
L. G. BIKCHINTAYEVA, associate professor of the Chair of Pedagogic and Psychology in the Activity of Employers of the Internal Affairs bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Psychology, associate professor (Ufa)
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
PRIORITY TASKS OF FORMING PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA
Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ актуальных задач формирования профессионально-психологической подготовленности обучающихся образовательных организаций системы МВД России при реализации компетентностного подхода. В статье описывается соотношение понятий специально-юридической обученности и профессионально-психологи-
ческой подготовленности с понятиями компетенции, способности, знания, умения и навыки. Также рассматриваются тематические планы и требования к знаниям, умениям и владению по психологических дисциплинам с точки зрения обеспечения формирования определенных компетенций.
Ключевые слова и словосочетания: профессионально-психологическая подготовленность, специально-юридическая обученность, профессионально-психологические знания, про-фессионально-психологическиеумения, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции.
Annotation. The aim of the article is to analyze the priority tasks of forming professional and psychological preparedness of cadets of educational organizations of the Interior Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of the competence approach. The article describes the relationship between the concepts of specifically-legal training and professional and psychological preparedness with the concepts of competence, ability, knowledge, skills and experience. It also considers thematic plans and requirements for knowledge, skills and knowledge of psychological disciplines in terms of ensuring the formation of certain competencies.
Keywords and phrases: professional psychological preparedness, special legal training, professional psychological knowledge, professional psychological skills, general cultural competence, professional competence.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2016 г., основанный на компетентностном принципе, определяет основные требования к результатам освоения программы специалитета, в процессе освоения которой у обучающихся должны быть сформированы следующие базовые компетенции: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные. Каждая из них, обладая относительной самостоятельностью, в государственном стандарте представлена как совокупность компетенций [1, с. 144].
В юриспруденции компетенция определяется в качестве совокупности юридически установленных полномочий, прав и обязанностей должностных лиц или конкретных органов. Умение использовать знания на практике, а также владение практическими технологиями являются признаками проявления компетенции [2, с. 101]. Часто компетенция определяется через понятие готовности к использованию приобретаемых знаний, умений и навыков для достижения профессиональных результатов [3, с. 169].
Структурные компоненты компетенций в виде знаний, умений, навыков, способно-
стей имеют следующее соотношение. Господствуя в деятельности, умения служат механизмами способностей, а навыки как автоматизированные умения составляют техническую основу деятельности. Способности проявляются в виде успешности и качественного своеобразия при освоении и реализации психических функций. Основой формируемых умений в качестве конкретных действий являются взаимообусловленные и органически связанные с ними знания как абстрактные (идеальные) действия, зафиксированные в языковых и логических формах [4, с. 51-53].
Выпускник образовательной организации системы МВД России, освоивший программу специалитета по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, должен обладать 12 общекультурными и 24 профессиональными компетенциями. Если общекультурные компетенции обеспечивают основу выполнения сотрудниками своих обязанностей, то профессиональные компетенции позволяют выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне продуктивности [5, с. 159].
Для успешного формирования и развития компетенций, обеспечивающих профессионально-психологическую подготовленность сотрудника полиции, решения задачи отбора содержания учебных дисциплин и оценки образовательных результатов не-
обходимо рассмотреть основные понятия, связанные с процессом подготовки обучающихся образовательных организаций системы МВД России при реализации компетент-ностного подхода.
Понятие профессиональной компетенции, формирующейся у обучающихся при изучении юридических учебных дисциплин, на наш взгляд, имеет прямое соотношение с понятием специально-юридической обу-ченности, характеризующейся как совокупность соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональные знания в виде фундаментальных и специализированных профессиональных знаний представляют собой профессионально важную информацию. Профессиональные навыки как автоматизированные компоненты сознательной деятельности служат автоматизированным способом выполнения действия, обеспечивающим эффективность последнего; профессиональные умения понимаются как освоенный сотрудником комплексный способ успешных профессиональных действий при решении профессиональных задач [6, с. 409].
В перечень планируемых результатов освоения образовательной программы по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности включены компетенции, на формирование которых направлено изучение психологических учебных дисциплин: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5); способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6); способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15). Перечисленные компетенции являются планируемым результатом учебного плана по всем дисциплинам психологического цикла, соотнесенным с результатами освоения образовательных программ: «Психология», «Юридическая психология», «Психология конфликта», «Эт-
нопсихология», «Практикум по психологии общения».
Таким образом, на развитие общекультурных компетенций ОК-5 и ОК-6 и профессиональной компетенции ПК-15 должны работать различные учебные дисциплины психологического цикла для поэтапного их освоения при осуществлении учебного процесса с целью формирования психологической компетенции специалиста как его личностного внутреннего инструментария, обеспечивающего повышение эффективности выполнения профессиональных задач [7, с. 85].
Процесс реализации компетентностного подхода характеризуется выделением рядом исследователей психологической составляющей профессиональных компетенций обучающихся, определяемых в виде: профессионально-психологического потенциала психических качеств личности [8], психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности [9-11], общей и специальной психологической компетентности [12], психологической компетенции специалиста [7], компетенции психологической подготовленности в виде наличия у специалиста необходимых и определенных психологических компетенций [13].
Необходимо отдельно остановиться на понимании психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности в контексте изучения проблемы профессионально-психологической подготовленности обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Так, А. В. Субботин, включив в понятие «компетенция» две неразрывно связанные компетенции: дидактическую (в качестве усвоения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков) и психологическую (в качестве формируемых у будущего профессионала необходимых личных качеств, позволяющих применить полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности), психологическую готовность выпускников к профессиональной деятельности видит в развитии личностных и профессионально важных качеств специалиста [11, с. 64-65].
Давая оценку знаниям, умениям и навыкам как базовым компетенциям, надстраивающимся над процессом деятельности, окружающим ее или составляющим саму
деятельность, П. А. Корчемный утверждает, что перевод знаний, умений и навыков в область практической деятельности - это и есть не что иное, как формирование психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности [14, с. 87].
В целом авторский подход к проявлению и формированию компетенций профессора П. А. Корчемного, предложившего возможный вариант компетентностной модели профессиональной деятельности, состоит в том, что базовые компетенции как особый результат образования в форме знаний, умений, навыков выражаются в качестве готовности мобилизовать внутренние и внешние ресурсы в неопределенных ситуациях в интересах профессиональной деятельности. Компетенция описывается как переход на очередную ступень сложных умений, стадию профессионального мастерства, на котором проявляются творчество, находчивость, оперативное и адекватное реагирование на изменяющуюся обстановку деятельности. Необходимость ее для специалиста продиктована наличием в деятельности проблемных ситуаций, когда отработанных алгоритмов стереотипных действий недостаточно, и на уровне сложных умений развиваются ключевые профессиональные компетенции, отличие которых заключено в многофункциональности, меж-дисциплинарности, межпредметности и ме-тапредметности [14, с. 97].
В итоге концепция П. А. Кочемного определяет сущностное содержание понятия компетенции как интегративной способности мобилизовать психические образования в виде знаний и умений на эффективное решение возникающих в изменяющихся условиях деятельности проблем в конкретных трудных (экстремальных) профессиональных ситуациях.
Психологическая готовность к предстоящей профессиональной деятельности в настоящее время рассматривается фактором, способствующим быстрому и легкому вхождению в профессию, и этот вид целостного динамического состояния личности как внутренней настроенности и мобилизации всех сил на целесообразные действия назван ситуационной (временной) готовностью [10, с. 54]. Наряду с ситуационной готовностью, исследователи выделяют общую (длительную) готовность, характеризующуюся по-
ложительным отношением к своей специальности и профессии, опытом, мотивацией, способностями, важными профессиональными качествами, эмоциональными и волевыми процессами.
Таким образом, анализ литературы не дает однозначного представления о психологической составляющей профессиональных компетенций, ее структуре, особенностях развития и формирования в образовательной системе.
Характеризуя деятельность сотрудника полиции, А. М. Столяренко, наряду с понятием специально-юридической обученно-сти, вводит понятие профессионально-психологической подготовленности [15, с. 371]. Профессионально-психологическая подго-товленност, структуру которой составляют профессионально-психологические знания, профессионально-психологические умения (аналитико-психологические, тактико-психологические, технико-психологические), профессионально развитые психологические качества и профессионально-психологическая устойчивость, органически дополняет специально-юридическую обученность сотрудника и способствует приобретению профессионального мастерства. Следовательно, на наш взгляд, понятие профессионально-психологической подготовленности сотрудника обобщает компетенции, формирующиеся в процессе изучения психологических дисциплин, и конкретизирует их структуру. Мы предполагаем, что структурные компоненты профессионально-психологической подготовленности сотрудника могут служить показателями сформирован-ности общекультурных компетенций ОК-5 и ОК-6 и профессиональной компетенции ПК-15.
Для учебных дисциплин психологического профиля следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы при изучении каждой дисциплины. Очевидно, что компетенции, опирающиеся на знание психологии, должны иметь прикладной характер для специалистов юридического профиля, быть направлены на практическое обучение применению психологических знаний, развитие профессиональных и личностных качеств. Так, Н. А. Гончаровой постоянным энергетическим источником,
формирующим профессиональную компетентность сотрудников полиции, назван профессионально-психологический потенциал психических качеств личности сотрудника [8, с. 315]. В структуре компетентности выпускника вуза М. Д. Ильязовой, наряду с общей профессиональной и специальной профессиональной компетентностью, выделены: общая социально-психологическая компетентность и специальная социально-психологическая компетентность. Первая - сопровождает взаимодействие с окружающими, понимание себя и социальной среды, вторая - обеспечивает продуктивность непосредственной профессиональной деятельности [12, с. 170-171].
Мы считаем, что при реализации межпредметных требований к формированию профессионально-психологических компетенций необходимо разработать единую систему знаний, которыми должен обладать обучающийся по каждой учебной дисциплине, так как каждая из них вносит свой вклад в «фонотеку исполнителя». К ин-струментариям оперативной оценки уровня сформированности необходимой компетенции добавляются конкретные показатели качеств [9, с. 10].
Сравнительный содержательный контент-анализ профессионально-психологических знаний, составляющих основу формирования общекультурных компетенций ОК-5 и ОК-6 и профессиональной компетенции ПК-15, исходя из учебно-тематических планов и требований к знаниям, умениям и владению по дисциплинам, обеспечивающих данные компетенции («Психология», «Юридическая психология», «Психология конфликта», «Этнопсихология», «Практикум по психологии общения»), позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, содержание ряда тем учебных дисциплин является слишком теоре-тизированным, нацеленным больше на изучение обучающимися психологических факультетов образовательных учреждений. В частности, названия тем и содержание знаний учебной дисциплины «Этнопсихология»
малоприложимы к актуальным умениям и навыкам, формирующимся у обучающихся. Во-вторых, наряду с изучением дисциплины «Психология конфликта», направленной на всестороннее изучение конфликтологии, темы по психологии конфликта необоснованно дублируюся при изучении дисциплин «Юридическая психология» и «Практикум по психологии общения». В-третьих, не все темы изучаемых дисциплин обеспечивают планируемые результаты освоения образовательной программы в виде умений и владений обучающихся. В-четвертых, учебные занятия в большей степени сконцентрированы и направлены на формирование знаний, то есть сконцентрированы больше на когнитивной составляющей формируемых компетенций.
Таким образом, можно сформулировать ключевую для всех учебных дисциплин психологического цикла цель, соотносимую с требованиям компетентностного подхода: сформировать у обучающихся образовательных организаций системы МВД России профессионально-психологическую подготовленность для успешного решения профессиональных задач, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. К актуальным дидактическим задачам формирования профессионально-психологической подготовленности следует отнести следующие задачи: глубоко продуманный содержательный отбор прикладных психологических знаний, необходимых в решении профессиональных задач, в рабочих программах учебных дисциплин; конкретизация по каждой учебной дисциплине формируемых профессионально-психологических навыков и аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических умений; определение форм и методов обеспечения практического обучения применению профессиональных знаний, четкой ориентации на развитие определенных профессионально-психологических способностей и психологической устойчивости личности обучающихся.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлова Т. Н. Педагогические условия формирования общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4.
2. Демьяненко Е. В. Проблемы механизма формирования профессиональных компетенций при подготовке юристов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (27).
3. Митрофанов А. Н., Никитина С. Я., Митрофанова И. В. Методологические принципы формирования компетенций в образовательных программах высшего профессионального образования с учетом социально-психологического контента // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1 (24).
4. Дзида Г. А. О соотношении понятий компетенции, способности личности и понятий знания, умения и навыки // Ямальский вестник. 2016. № 2 (7).
5. Трофимова Н. Б., Рогов М. В., Гончаренко Е. С. Психолого-ориентированный подход в формировании профессиональных компетенций у студентов педвуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6.
6. Столяренко А. М. Юридическая педагогика: курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ЭКМОС», 2000.
7. Мурзаев М. С. Проблемы формирования психологических компетенций у будущих педагогов на компетентностной основе // Известия Кыргызской академии образования. 2016. № 1 (37).
8. Гончарова Н. А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5.
9. Корчемный П. А. Психологические механизмы формирования и проявления компетенций // Человеческий капитал. 2017. № 6 (102).
10. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43).
11. Психологическая составляющая в формировании профессиональных компетенций курсантов / Субботин А. В. [и др.] // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2017. № 1 (1).
12. Ильязова М. Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2009. № 1 (48).
13. Андреев В. Е., Кучер А. А., Синицына Т. Ю. Особенности формирования компетенций психологической подготовленности спасателей аварийно-спасательных формирований госкорпорации «Росатом» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61).
14. Корчемный П. А. Состояние и проблемы внедрения компетентностного подхода в российское образование // Известия Тульского государственного университета. 2016. № 4.
15. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
© Бикчинтаева Л. Г.