Научная статья на тему 'Социокультурные основания процесса самоидентификации студенческой молодежи'

Социокультурные основания процесса самоидентификации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUALITY / SOCIALIZATION / UPBRINGING / STUDENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Наталья Геннадьевна, Орловский Геннадий Викторович

В статье раскрываются противоречия в сфере социализации и образования личности, определяются основные направления воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural foundation of the process of self-identity of students

The article reveals the contradictions in the sphere of socialization and education of personality, defines main directions in the process of students upbringing and education.

Текст научной работы на тему «Социокультурные основания процесса самоидентификации студенческой молодежи»

УДК 141.319.8 ББК 87.216

Н. Г. Коваленко, Г. В. Орловский

Социокультурные основания процесса самоидентификации

студенческой молодежи

В статье раскрываются противоречия в сфере социализации и образования личности, определяются основные направления воспитания студенческой молодежи.

The article reveals the contradictions in the sphere of socialization and éducation of personality, defines main directions in the process of students upbringing and education.

Ключевые слова: духовность, социализация, воспитание, студенческая молодежь, образование.

Key words: spirituality, socialization, upbringing, students, education.

Исследования в области социальной философии, социологии, социальной психологии и культурологии, касающиеся духовной жизни и систем социокультурных ценностей социальных общностей и социальных групп, как правило, выходят на проблемы, связанные с осмыслением процессов идентификации и самоидентификации. Для социальных общностей уровня этносов и наций - это национальное самосознание как «знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обычаям, к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т. д. Но главными интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, отличение себя от лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса» [6, с. 119]. Для различного рода социальных групп, в том числе и студенческой молодежи, это процессы социализации, культурной идентификации, инкультурации и самоидентификации. Эти процессы обладают рядом специфических особенностей и культурно-исторических опосредований.

Идентичность российской молодежи трактуется как принадлежность к русской культуре в сочетании с этнической идентичностью, религиозной самоидентификацией, а также идентичностью региональной, «которая в условиях разброса цивилизационных характеристик субъектов Российской Федерации, ярко выраженных региональных особенностей занимает далеко не последнее место в самоопределении» [13, с. 62]. Хотя следует отметить, что в условиях господства в молодежной среде массовой культуры все большее распространение приобретают ценности

наднационального характера: материальный достаток, потребительство, стремление к развлечениям, карьерный рост, индивидуализм и т. п.

Под социализацией принято понимать усвоение человеком, и в первую очередь молодым человеком, социального опыта и ценностнонравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. В научной литературе выделяют различные виды социализации, которые определяются как сферами жизнедеятельности человека в обществе (экономика, политика, право и т. д.), так и уровнем взаимодействия (макро-, мезо-, микроуровни). Одним из важнейших видов социализационных отношений выступает политико-правовая социализация, понимаемая сегодня как «усвоение и успешная реализация правовых норм определенного общества (государства)» [1, с. 76]. Применительно к молодежи она имеет несколько значений: во-первых, молодые люди имеют права и обязанности как граждане государства; во-вторых, степень реализации прав и обязанностей определяется биологическим, духовным и социальным развитием молодого человека; в-третьих, гарантированность интересов молодежи в политике, экономике, культуре подразумевает защиту их интересов, а значит, и соответствующую молодежную политику государства. Патернализм как государственная опека молодого поколения - явление интернациональное. Как правило, лишь к тридцатилетнему возрасту происходит окончательное определение человека как индивида, а значит, и его атомизация как отдельного члена общества. Поэтому процессы социализации для молодых поколений неразрывно связаны с воспитанием и самовоспитанием молодого человека как личности.

Социализация как феномен - это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. В молодежной социализации важное место отводится воспитательной деятельности. Воспитание (в его традиционном понимании) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания протекают во взаимосвязи, взаимообусловленности [7, с. 258]. Но не всегда эта взаимосвязь получает однозначную оценку. Так, например, в русской педагогической мысли с царских времен еще была заложена традиция, соединяющая два единых социализацион-ных процесса: воспитание и образование. Западная же педагогическая философия их разделяет. На наш взгляд, сложности нашего присоединения к болонскому образовательному процессу во многом связаны с этими именно философскими основаниями образовательной политики.

Воспитание есть система духовно-нравственных, социокультурных, психоэмоциональных воздействий на человека, формирующих его как личность. Воспитание приобщает человека к ценностям социально значимым и культурно ориентированным. Ведь именно в сфере духовной культуры ставятся и решаются смысложизненные проблемы человеческого бытия. Духовную культуру социума и отдельной личности наполняют социокультурные ценности, нравственные нормы, жизненные смыслы, социальные идеалы и идеологии, религиозные взгляды и представления. При комплексном подходе образование рассматривается как внутренний процесс преобразования человеческого образа, направленный к становлению человека, способного к осознанному саморазвитию; человеку - субъекту природы, общества и собственного развития, творчески осваивающего ценностные ориентации, основу своей деятельности и поведения. Образование оказывается способом наследования и развития культуры. С.И. Гессен показал, что между образованием и культурой должно быть полное соответствие, так как цели образования и культуры включают три одинаковых слоя жизни: образованность, гражданственность, цивилизацию. Это означает, что задача всякого образования -приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного [3, с. 35] Образование есть не что иное, как индивидуальная культура, «саморазвитие культуры» [4].

В России социально-философская и педагогическая мысль развивались в тесной взаимосвязи. Особенно чётко это проявилось в XVIII в., когда встала необходимость определить дальнейшую стратегию развития образования, сохранить её связь с народной педагогикой. Проблемам образования свои работы посвящают В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и многие другие. Происходит перенос внимания с задач религиозно-нравственного воспитания на светское теоретическое обучение. В идейном плане это выражается в развитии идей свободомыслия и просветительства, в организационном - в попытке обеспечить более широкий доступ всех слоёв населения к образованию, расширить базу естественнонаучной подготовки учащихся.

Особенности современной культурной идентификации студенческой молодежи в нашей стране связаны с тем, что процесс модернизации российского образования происходит в условиях социокультурной трансформации и изменений федеративного устройства государства, а наиболее важным аспектом преобразований является выработка принципов региональной образовательной политики, адекватных общей идеологии государства в области образования. Важно обеспечить не только соответствие региональных программ развития образования требованиям Федеральной программы развития образования, но и решить задачу оптимального распределения функций между органами государственной

власти различных уровней и общественного управления, определить механизмы и условия реализации образовательной политики с учетом специфики регионов.

Мировой процесс интернационализации культур затронул проблему трансформации сложившихся веками механизмов социокультурного наследования, переосмысления национальных ценностей в контексте общечеловеческих императивов. Образование стало вынужденным склоняться к выполнению универсальной культурной миссии как гаранта сохранения и развития достижений и норм цивилизации, формирующих реального человека. В современном российском обществе возник ряд причин, которые обусловили противоречия в сфере социализации и воспитания молодёжи.

1. Существование остаточных явлений советского времени в форме прежней системы базовых ценностей, которые под воздействием реформ трансформируются в новое социокультурное и духовно-нравственное пространство. На первый план в ценностном мире современных студентов выходят карьера, бизнес, хотя не теряют значимости общественноважные ценности семьи, любви и т. д.

2. В условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретикометодологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и студенческой молодежи творчески воспринимать инновационные формы. Консервативные тенденции и сложившиеся стереотипы в жизнедеятельности людей, в том числе и молодых, являются препятствием для утверждения инновационных условий развития современного российского общества.

3. Утвердившийся в обществе дух наживы и культ денег привели к серьезным нарушениям нравственно-этических норм определённой части молодых людей. Не избежало этого и российское студенчество. Коммерциализация всех сторон общественной жизни привел к потере престижности знаний и образования. Скептицизм молодёжи явился следствием стагнации общества, его перехода к новому общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

Реальная жизнь показывает, что только целенаправленное комплексное использование всех форм и методов воспитания студенчества, формирование культурной личности в процессе социализации создаёт прочную основу для идентификации и самоидентификации российской молодёжи. Управление этим процессом составляет основу всей современной молодёжной политики. В документе «Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации» отмечается, что современная российская молодежная политика, рассчитанная до 2016 г., должна строиться на результатах анализа и прогнозов тенденций

социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. При этом необходимо учитывать, что «традиционная система образования и воспитания, равно как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе». В то же самое время, подчеркивается в документе, наша страна в ближайшем будущем столкнется с комплексом «проблем и противоречий», требующих достаточно жесткого набора требований к молодежи, закрепленных в новых нормах и мотивах поведения, новых ценностных ориентациях [12].

И здесь наиболее важную роль играет приобщение студенчества к историческим традициям, русской культуре в целом. Опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции молодых людей на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», -сами по себе они не являются абсолютными. Мы полностью солидаризируемся с точкой зрения петербургского философа и социолога В.Т. Лисовского, который утверждал, что не следует убеждать молодёжь в том, что прошлое - лишь цепь трагических ошибок: «Нельзя делать историю непредсказуемой. Г оворят, что счастлив тот народ, которому не надо переписывать историю с приходом каждого нового руководителя страны. Нельзя поддерживать в сознании молодежи и так навязываемый «комплекс превосходства» над старшим поколением, пренебрежительное отношение к предыдущему этапу исторического развития страны» [8, с. 13].

Социологи, культурологи и часть исследователей-экономистов указывают, что несостоятельна социокультурная утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. Так называемая «шоковая терапия» способна решать сиюминутные задачи, но она несостоятельна в перспективе. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Новые ценности вне четкой системы нравственных координат в современную эпоху создают опасность формирования личности, лишенной морально-этических устоев.

Учёные по-разному подходят к трактовке и пониманию противоречивости молодежных социализационных процессов. Психолог и философ И.С. Кон подчеркивал, что в процессе социализации человек выступает субъектом и объектом культурных отношений [5]. Эту точку зрения поддерживают в своих исследованиях А.В. Мудрик [10] и Г.М. Андреева [2]. Они различают такие внутренние противоречия, как противоречие между отдельными сторонами или свойствами личности вследствие их неравномерного развития; противоречие между различными формами

отражения, логическим и чувствительным; противоречие, возникающее вследствие несоответствия природных данных и приобретённых свойств личности. Б.Т. Лихачёв выделяет такое противоречие, как противоречие между объективной необходимостью стать гражданином, развитием чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью такого становления из-за отсутствия жизненного опыта, волевой напряжённости, развития сознательности [9, с. 320].

Существенно противоречие между старыми духовными ценностями общества, с которыми молодые люди знакомятся по преимуществу в семье посредством семейного воспитания, и новыми, которые им несет современный жизненный опыт. На стороне советской системы ценностей ещё по-прежнему стоят и учреждения образования. Молодёжь отрицательно относится к коллективизму как ценности старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм; приветствует ценность рынка, частной собственности, свободы, демократии, религии, церкви, но видит возросший уровень коррумпированности чиновничества, резкое социальное расслоение. Налицо противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. Это особо ощутимо в оценках студенческой молодёжи. В стране чётко обозначились такие проблемы, как обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. Лишь 14 % детей сегодня практически здоровы, 35 % страдают хроническими заболеваниями. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 % молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуется политикой. Только 2,7 % молодых людей принимает участие в деятельности общественных организаций [12].

Воспитание современного студента как человека профессионально и социально компетентного, нравственного и культурного предполагает решение следующих задач:

• философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к необходимости жить в условиях быстро изменяющегося мира;

• определение компонентов гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентности, нравственности и культуры;

• разработка модели воспитательной системы вуза с учетом культурологических особенностей, которые находят отражение в многонациональном и многоконфессиональном составе населения; богатом культурном наследии. Поэтому можно говорить о комплексе задач воспита-

тельной работы: 1) создание условий, способствующих становлению профессиональной компетентности личности; 2) создание условий для формирования социально-культурной компетентности личности; 3) содействие развитию нравственных, профессионально и социально значимых качеств личности, т. е. духовно-нравственное воспитание.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается комплекс усилий, направленных на содействие духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных качеств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний). Нравственное воспитание неотрывно от нравственного поведения, которое означает готовность служить людям и своему Отечеству, наличие доброй воли и т. д. Если в дореволюционной России духовнонравственное воспитание традиционно было сферой деятельности православной церкви, народного образования, то в советское время это перешло в область образования и педагогики, системы коммунистического воспитания. Сегодня качественные преобразования в этой сфере связывают с восстановлением традиций и ценностей консерватизма. Как пишет известный петербургский философ, консерватизм «есть выражение необходимости сдвига к более адекватному строю всего уклада жизни, культурному образу и духовному самочувствию России» [11, с. 10]. Современный российский неоконсерватизм стал идеологией воспитания и политикой правящей партии. Можно видеть следующие направления воспитательной деятельности, которые логически вытекают из заявленной программы деятельности «Единой России».

1. Профессиональное воспитание осуществляется через содержание образования, что подразумевает акцентуализацию духовных, нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов. Пропагандируются такие базовые ценности российского неоконсерватизма, как традиционализм, убежденность в ограниченности социально-антропологического процесса, связь с метафизикой русского православия, социальный органицизм, приверженность к православию как учению и общественно-политической силе. Вместе с тем это и приверженность к инновациям, убежденность в культурном единстве с Европой и др. Во внеучебной деятельности профессиональное воспитание традиционно обеспечивается через развитие научной деятельности студентов (деятельность СНО), участие студентов в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

2. Нравственно-этическое и эстетическое воспитание осуществляется как через содержание гуманитарного образования, в особенности его социокультурной составляющей, так и через работу постоянно дейст-

вующих студенческих социальных и культурных организаций (землячества, центры молодёжной культуры и т. д.).

3. Гражданско-патриотическое воспитание и развитие правовой культуры достигается через преподавание гуманитарных дисциплин (история, правоведение и пр.), деятельность профсоюзной организации студентов по защите их прав и организации жизнедеятельности. Большое значение в реализации этого направления имеет создание и развитие структур студенческого самоуправления (студсоветы в общежитиях студентов, постоянные собрания старост учебных групп и т. д.).

4. Культурологическое воспитание осуществляется в деятельности творческих студий как одной из структур студенческого самоуправления и средства творческой самореализации студентов, а также через преподавание вузовских дисциплин культурологического цикла: культурологии, этики, эстетики, религиоведения и др.

5. Экологическое воспитание реализуется через включение специфических составляющих в образовательные программы общеобразовательных и специальных дисциплин, во внеучебной работе.

6. Физическое воспитание, оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни осуществляется через преподавание дисциплины «Физическое воспитание», организацию и координацию работы спортивных секций, групп здоровья, проведение спартакиад.

Социализация и культурная идентификация студенческой молодежи требуют удовлетворения их культурных потребностей, интересов и запросов в сфере досуга. Однако им противостоят такие явления современной жизни России, как резкая коммерциализация и «массовизация» сферы культуры. Жизнь молодёжи характеризуется не только отходом от стандартного набора форм досуговой деятельности, которые преобладали у предшествующих поколений, но и значительным изменением направленности досуговых потребностей и форм их организации. Произошла резкая массовизация досуга, расширение форм и способов проведения свободного времени, предполагающих межличностное общение. На первый план выходят коммуникационные функции культуры.

Однако идеалы не придумываются в кабинетах, ценностные установки не могут быть навязаны через закон. Они рождаются в муках всем общественным организмом. Возможность открыто высказывать свою точку зрения еще не есть тот социальный, культурный и политический плюрализм, к которому стремится общество. Плюрализм предполагает разнообразие ценностных ориентаций, организованных, однако, в целостную позитивную систему. И здесь незаменима роль средней и высшей школы в формировании социокультурного облика личности.

Список литературы

1. Аминев М.М. Правовая социализация молодежи // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. - Т.5. - М.: Современные тетради, 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

4. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1972.

6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - 4-е изд., испр. - М.: Вла-дос, 2003.

7. Краткая российская энциклопедия. Т. 3. - М.: Оникс 21 в, 2003.

8. Лисовский В.Т. Образование невозможно без воспитательного процесса / Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях: межвуз. сб. науч.-метод. ст. - СПб., 2003.

9. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Прометей, 1998.

10. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2007.

11. Солонин Ю.Н. Консерватизм: актуальность проблемы //Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). - Вып.1. - СПб., 2004.

12. Стратегия государственной молодежной политики в Российской федерации //http: www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760/htm

13. Фадеичева М.А. Политическая философия о формировании новой российской идентичности // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. - Т.5. -М.: Современные тетради, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.