УДК 159.9
С. И. Фёдорова
Воспитание социально активной личности студента в современном социуме
В статье рассматриваются проблемы воспитания студенческой молодежи. Ключевые слова: воспитание, студенчество, культура, регион.
S. I. Fiodorova
Education of the Student's Socially Active Identity in Modern Society
In the article problems of education of student's youth are considered. Keywords: education, students, culture, region.
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития современных студентов.
Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании людей снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма студенчества. Проблема восстановления созидательной роли патриотического самосознания у студентов для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретает особую значимость.
Интерес к данной проблеме продиктован следующими факторами:
1) студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы;
2) студенчество несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития, и, следовательно, его ценности будут определять ценностное сознание всего общества, образ будущего России;
3) студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями;
4) студенческая молодежь всегда являлась заметной социальной группой в обществе, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества и отдельной личности;
5) студенты - это организованные в социум индивиды, имеющие общие цели;
6) студент - это социально зрелая личность.
Воспитание студенческой молодежи в вузах
России осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. В ноябре 2012 г. Министерство образования и науки РФ провело мониторинг высших учебных заведений, в котором участвовали 541 государственный вуз и 994 филиала. На примере РГТЭУ можно видеть, как отреагировало студенчество на признание вуза неэффективным - 18 декабря 2012 г. была устроена забастовка в здании университета. Студенты требовали от Министерства образования отмены этого решения, не желая объединяться с университетом им. Г. В. Плеханова.
Таким образом, студент становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.
Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в современных процессах.
В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, ре-
© Фёдорова C. И., 2013
лигиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Изменения в обществе, связанные с переходом к новым социально-экономическим отношениям, привели к возникновению сложного узла противоречий, который негативно сказывается на нравственном, духовном здоровье личности. При этом заметно утратился интерес молодежи к искусству, национальным традициям, обычаям. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является усиление воспитательной работы со студентами в процессе преподавания учебных дисциплин.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая Правительством РФ 4 октября 2000 г., определила цели воспитания и духовного развития молодого поколения, его нравственных принципов и пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 г. [2].
Важнейшее значение в решении этих проблем имеет обновление содержания гуманитарного образования в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной традиционной культуры (любовь к Отечеству, к родной земле, малой Родине, своему народу и т.д.).
К сожалению, в современном образовательном пространстве России эти ценности и идеалы не заняли пока достойного места. Новые тенденции в современной государственной образовательной и культурной политике связаны с повышением внимания к изучению и реализации традиций отечественной культуры, народного, художественного творчества, мировой художественной культуры.
Для современного российского образования характерны, по меньшей мере, два варианта интерпретации термина «воспитание»: а) воспитание как воздействие на субъект учебно-воспитательного процесса с целью достижения целей образования; б) воспитание как создание условий для проявления активности студентов, что выражается в целенаправленной деятельности, позволяющей формировать, развивать и корректировать субъектные качества личности.
Воспитательная работа в настоящее время может рассматриваться в комплексе своих со-
ставляющих: цели воспитания; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения; «среда обитания» субъектов и, наконец, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, а также дальнейшее развитие этой системы.
Отечественная педагогика рассматривает социальную микросреду в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса.
При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-
деятельностного, оценочно-результативного). Организованная таким образом воспитательная работа разворачивается в определенном пространстве, объем которого, в зависимости от конкретных задач, может как сужаться, так и расширяться. Именно в таком пространстве осуществляется самореализация личности студента и педагога, создаются условия для их творческого самовыражения, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Высшая школа сегодня обращает серьезное влияние на воспитательную работу в студенческом социуме. Нравственные идеалы народа способны оказать благотворное влияние на становление личности будущего специалиста. Кроме того, национальная культура изначально близка личности, так как сензитивность ее восприятия закладывается еще на генетическом уровне, поэтому она и используется сегодня в качестве одного из воспитывающих факторов. Задача педагогов -найти факторы, обуславливающие стимуляцию формирования этнического самосознания, повышающие статус этнического коллектива, а значит, и статус самого студента.
Опыт работы кафедры культурологии на факультете «Культура и искусство» Ульяновского государственного педагогического университета используется как компонент системы национального воспитания, представленной нами в виде следующей схемы.
Все эти направления взаимосвязаны. Прежде всего, следует отметить, что образовательная ориентация - это широкая категория. Воспитание студентов в современном вузе рассматривается в парадигме развивающегося образования. Кафедра в воспитательной работе использует целый ряд обрядово-праздничных мероприятий национального характера. Внутри студенческих групп проводятся национальные праздники, инсценируются фольклорно-обрядовое, песенно-танцевальное, художественно-сказочное творчество народов Поволжья.
По курсу этнологии проводился семинар «Я и другие». Результаты этой работы показали, что студенты толерантны к другим этносам, другой религии, убеждениям.
В своих исследованиях студенты отмечали, что стабильному, взвешенному отношению к представителям иной культуры часто мешает недостаточное знакомство с данным этносом. Как показывает практика, студенты, принимаю-
щие участие в этих мероприятиях, не испытывают затруднений при общении в полинациональном социуме, в реализации региональных воспитательно-образовательных программ, быстрее адаптируются в профессиональном коллективе.
Немалую роль в воспитании студенчества имеют народные традиции и обычаи, народные песни, былинный эпос, танцы, которые способствуют воспитанию уважения к родному краю, к своему Отечеству. В г. Ульяновске с 1987 г. ведется изучение традиционного и современного фольклора, записаны песни, собран богатый материал песенного репертуара, ведется систематическое изучение традиционного фольклора различных этносов, проживающих на территории региона. Изучение традиций своего края позволяет студентам приобщиться к наследию своей малой Родины.
Попытки внесения этнокультурного содержания в процессе социализации в большинстве случаев ограничиваются пропагандой древне-
русских обычаев и православия. Этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, православной конфессии.
Определяющей тенденцией в современной России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
На государственном уровне была принята Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1], утвержденная Правительством 5 октября 2010 года, которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Программа представляет собой комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства; формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества; верности Отечеству, готовности к защите конституционного строя.
Многие исследователи не без оснований утверждают, что молодежь в постсоветской истории негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности
оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична.
Среди студентов первого курса Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии в 2011 году было проведено анкетирование по выявлению их отношения к государственной молодежной политике, которое содержало следующие вопросы:
1. «Как Вы оцениваете государственную молодежную политику, эффективна ли она?» -53 % опрошенных студентов считают, что молодёжная политика неэффективна; 17 % опрошенных ответили, что не имеют представления, что такое «молодежная политика».
2. «Состоите ли Вы какой-либо молодежной организации?» - 60 % респондентов ответили утвердительно.
3. «Считаете ли Вы необходимым создание молодежных организаций?» - подавляющее большинство студентов (91 %) считают необходимым создание молодежных организаций.
4. «Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны, знаете ли основные законы государства?» - 61 % молодых россиян не интересуются политической жизнью страны и не изучают основные законы государства.
5. «Участвуете ли Вы в молодёжных политических конференциях?» - 45 % опрошенных ответили - «да»; 55 % ответили, что не участвуют.
6. «Считаете ли Вы, что молодёжь обязана и должна принимать участие в политической жизни страны?» - 55 % опрошенных считают, что современная молодёжь способна реализовать свой политический потенциал. 20 % респондентов считают, что нынешняя молодёжь не интересуется политикой. 15 % затруднились ответить на этот вопрос.
7. «Как Вы считаете, может ли молодежь стоять у власти?» Большая часть опрошенных - это 60 %, считают что «да», а 10 % затрудняются ответить.
8. «Как вы считаете, поддерживает ли молодёжь политику В.В. Путина и Д.А. Медведева?» - 80 % молодого поколения ответили положительно, так как они считают, что нынешней властью выбрана верная политика, направленная на укрепление позиции страны в мировом сообществе. 5 % воздержались от ответа на этот вопрос.
Итоги анкетирования показали, что современная молодежь нуждается в продуманной и последовательной молодежной политике государства через создание молодежных организаций. В то же время можно отметить, что студенчество ценит опыт и зрелость выше, чем молодость. Было выяв-
лено, что среди современных политиков наибольший рейтинг у нынешнего Президента России В. В. Путина, с которым связывается выход страны из затянувшегося кризиса через стабильность и согласие в обществе, решение многих социальных проблем, в том числе и молодежных, возрождение авторитета России на международной арене. С самого начала авторитет В.В. Путина держался (и во многом держится сегодня) именно на том, что в общественном мнении он в наибольшей мере соответствует установкам, особенностям и сущности российской ментальности.
Современной молодежи присуще обостренное чувство нового, критическое осмысление существующих концепций, самостоятельность суждений, умение достаточно быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.
Воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания, базирующейся на двух уровнях:
первый - стратегический, фундаментальный, когда идет процесс формирования качеств личности студента;
второй - использование разнообразных средств воспитания, когда решаются конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально-политической ориентации.
Таким образом, воспитание студенческой молодежи в системе высшей школы должно обеспечивать формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом, в том числе и в долговременной перспективе. Вузовское воспитание призвано всеми способами ориентировать реалистичное саморазвитие личности студента, защищая его в то же время от организационного навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности в указанном направлении.
Библиографический список
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.government.ru/gov/results/12530.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 [Электрон-
ный ресурс]. - Режим доступа : http ://elementy. ru/library9/doctrina.htm.
3. Федорова, С. И. Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов [Текст] // Проблемы педагогического образования: сб. научных статей. - Выпуск 38 / под ред. Е. А. Левановой. - М. : МПГУ - МОСПИ, 2011. - 118 с.
4. Федорова, С. И. Модернизация общества и приоритеты ценностей студентов [Текст] // Проблемы педагогического образования: сб. научных статей. -Выпуск 39 / под ред. Е. А. Левановой. - М. : МПГУ -МОСПИ, 2011. - 204 с.
5. Федорова, С. И. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности российского государства и его освещение в современной литературе [Текст] // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. - Саратов, 2010.
Bibliograficheskij spisok
1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoj Federacii na 2011-2015 gody'». Utverzhdena Postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoj Federacii ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795 [Elek-tronny'j resurs]. - Rezhim dostupa : http ://www .government.ru/gov/results/12530.
2. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoj Federacii. Utverzhdena Postanovleniyem Pravitel'tva RF ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 [Elektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa : http://elementy.ru/library9/doctrina.htm.
3. Fedorova, S. I. Problemy' duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya studentov [Tekst] // Problemy' pedagogicheskogo obrazovaniya: sb. nauchny'h statej. - Vy'pusk 38 / pod red. Ye. A. Levanovoj. - M. : MPGU - MOSPI, 2011. - 118 s.
4. Fedorova, S. I. Modernizaciya obshchestva i pri-oritety' cennostej studentov [Tekst] // Problemy' pedagogicheskogo obrazovaniya: sb. nauchny'h statej. -Vy'pusk 39 / pod red. Ye. A. Levanovoj. - M. : MPGU -MOSPI, 2011. - 204 s.
5. Fedorova, S. I. Patriotizm - odin iz reshayushchih faktorov bezopasnosti rossiyskogo gosudarstva i yego osveshcheniye v sovremennoj literature [Tekst] // Aktu-al'ny'ye problemy' sovremennogo gumanitarnogo zna-niya. - Saratov, 2010.