а то и вообще заявляют о «ложности» последнего (такая прямолинейность особенно характерна для Свидетелей Иеговы).
Спорным является тезис о том, что человек, решивший покинуть секту, не способен реализовать своё решение без посторонней помощи (психологов, психотерапевтов, социальных работников и т.д.). Эта позиция нуждается в ряде оговорок. Во-первых, каждый случай строго индивидуален и зависит от нескольких факторов: от характера внутригрупповых отношений, от специфики групповой системы ценностей в самом широком смысле и, наконец, от личностных особенностей человека, принявшего решение порвать с сектой. В одном случае групповое давление на отдельно взятого индивида более выражено, в другом - менее. Один адепт отличается большей внушаемостью, другой - меньшей. Во-вторых, удержание силой, согласно 14-ой статье Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», - достаточное основание для закрытия религиозной организации [3, с. 90-91].
Конфронтационные религиозные группы не отличаются постоянным численным составом; им, так же как и традиционным религиям, присущи естественный прирост и убыль последователей. К примеру, по подсчётам Рэймонда Франца - бывшего члена Руководящей корпорации «Свидетелей Иеговы», - на каждых трёх «свидетелей» приходится один покинувший организацию [4, с. 48].
Непрофессиональный подход к изучению проблемы конфронтационных религиозных орга-
низаций и дальнейшему её освящению в СМИ и научных изданиях, отличающийся (подход) поверхностными суждениями, непроверенной информацией, субъективностью и т.д., не допустим. Такое «изучение» (именно в кавычках) подрывает доверие и к обоснованным претензиям в адрес конфронтационных групп, что ослабевает бдительность общественности и повышает вероятность появления в человеческом сообществе новых «народных храмов», «врат небес», «храмов солнца», «аум синрикё» и т.д.
Библиографический список
1. Еремичева Г.В. Тенденции религиозного поиска и новые религиозные движения (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге) // Журнал социологии и социальной антропологии. -2005. - Т. VIII. - №>3. - С. 174-192.
2. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997. - 480 с.
3. Симонов И.В. Религиозные движения, вызывающие общественное беспокойство: мифы и реальность // Тез. докл. «Тоталитарная секта - угроза XXI века». - Нижний Новгород, 2001. - С. 87-92
4. Франц Р. Кризис совести. - М.: «Триада», 1997. - 535 с.
5. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 400 с.
6. Цвейг С. Мария Стюарт // Цвейг С. Мария Стюарт; Новеллы: Пер. с нем. / Худож. Е. Прохоров. - М.: Дружба народов; Lexica, 1992. - 463 с.
О.В. Янковская
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье на социально-философском уровне рассматривается состояние российской молодежной культуры на современном этапе. Автор статьи делает большую выборку социологических исследований российской молодежной культуры за последние годы, а также приводит факты, связанные с наблюдениями по данному вопросу непосредственно работая в молодежной среде.
Стремительное, перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно
взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологи-
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
© О.В. Янковская, 2009
ческая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи.
Молодежная культура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. В генетическом аспекте молодежная культура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса.
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Формальная молодёжная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим состояние молодеж-
ной культуры на современном этапе и определим ее роль в формировании мировоззрения молодёжи. Какие специфические черты являются характерными для российской молодёжной культуры?
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. По данным социологических исследований (исследование проводилось в среде питерских старшеклассников в 1990-х годах) около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание». Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами -образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей - непобедимые супергерои триллеров. Обратим внимание на результаты социологических исследований (2002-2006 гг.) молодежи г. Санкт-Петербурга [1]. Приведем некоторые факты. В области киноискусства предпочтения молодых людей были отданы американскому кино и, соответственно, актерам-американ-цам. Среди любимых певцов петербургской молодежи на первых местах были не поп-звезды, а представители авторской песни и русского рока. К сожалению, представители классических музыкальных жанров упоминаются сверхскупо. Народная музыка молодыми петербуржцами почти не упоминается.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения моло-
дых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим.
Современные российские социологи обеспокоены особенностями вестернизации ментальности студенческой молодежи. Опираясь на этно-метрический подход, разработанный в трудах нидерландского ученого Гирта Хофстеда, наши ученые провели широкомасштабные и репрезентативные исследования среди студентов 5-ти городов России в 2001 и 2004 гг. Хофстедовы индексы измеряли подсознательные жизненные ориентации и ценности, которые вырабатываются в процессе практической деятельности. Анализ свидетельствует: для российских студентов характерен высокий показатель индивидуализма, низкое избегание неопределенности и, с меньшей долей вероятности, высокая маскулинность и высокий конфуцианский динамизм, т.е. показатель «долгосрочной ориентации». Все это, как отмечают авторы исследования, характеризует западную ориентацию ментальности российских студентов [2]. Что касается конкретно молодых петербуржцев, то В.В Семенов утверждает, что «2/3 от числа опрошенных выражают мозаично-эклектический менталитет, т.е. противоречивый неопределенный конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм и установок. Это делает подобную молодежь конформной и подверженной внушениям, пиаровским манипуляциям» [1, с. 40].
3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Современные исследования подтверждают это Человек «потерялся» в потоке информации, которая нередко предъявляет людям требования, несовместимые с их нравственными убеждениями и законами государства, в котором они живут. Засилие рекламы, СМИ, конкуренция и многие другие факторы общественного развития порождают крайне неприятное явление - «потребительскую психологию». Говоря о влиянии на сознание людей СМИ, особенно Интернета, Л.А. Мяс-никова отмечает, что они становятся «главным наркотическим средством управления людьми,
манипуляции сознания через пространство символов, создания управляемой виртуальной толпы, состоящей из атомизированных, извне ориентированных «одномерных» людей. Определяющим фактором социальной жизни становится ненасильственное принуждение» [3]. По данным опросов студентов петербургских вузов уже в 90-е годы XX века потребление в рамках художественной культуры заметно превышало креативные установки в социокультурной деятельности, что, вероятно, было обусловлено потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры). Данная продукция способствовала фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступала и выступает в маргинальных формах.
По данным лаборатории социологических исследований г. Тулы в 2004-2005 гг., мы можем судить о степени проявления активности молодежи этого города в области культуры [4]. Авторы статьи отмечают высокую степень интереса к культуре лишь 7,7% от числа опрошенных молодых людей, более половины (51,4%) - пассивны. Для сравнения: по мнению респондентов, молодежь наиболее активно проявляет себя в криминале-57,3%. Этот факт заставляет общественность бить тревогу о реалиях современной жизни.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера - несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал - «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
5. Внеинституциональная культурная самореализация.
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.
Таким образом, исходя из результатов научных исследований молодежи российскими учеными за последние годы, можно заключить, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании.
Для целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир считаем необходимым сформировать систему воспитания и социализации молодежи - создать единое воспитательнопедагогическое социокультурное пространство.
Отметим некоторые позитивные факты последних лет, связанные с реализацией творческого потенциала студентов технических вузов непосредственно в родных стенах учебного заведения.
По наблюдениям автора статьи за последние три года в Костромском государственном технологическом университете во время подготовки и проведения ежегодного фестиваля «Студенческая весна» было занято в качестве участников, помощников и активных зрителей более половины студентов вуза. В данном вузе создан Центр эстетического воспитания студентов в салоне «У камина», где работают две студии: вокальная и театральная. В 2006-2008 годах силами студентов вокальной студии было представлено несколь-
ко музыкально-поэтических композиций: «Песня и романс», «Кармен», «Весеннее настроение», готовятся к постановке фрагменты из «Евгения Онегина». В программе произведения классической музыки (П.И. Чайковского, Ж. Бизе, И. Кальмана), народные песни, содержательные песни советского периода. В концертах вокальной студии также звучит высокая поэзия: стихи А. Пушкина, А. Блока, А. Фета, И. Бунина делают цельными и содержательно наполненными музыкально-поэтические композиции. Студенты этого музыкального коллектива творчески общаются со студентами, занимающимися вокалом в подобной студии в Костромской государственной сельскохозяйственной академии. Майский отчетный концерт стал доброй традицией обмена творческими достижениями.
Возрождение самодеятельного искусства в наше время является одним из действенным средств эстетического воспитания молодежи. Особенно значимо в данной деятельности воздействие высокого искусства, обладающего свойством совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в нем основы гуманного отношения к миру, другим людям. Через вхождение в круг духовных запросов студенческой молодежи, через приобщение их к высшим образцам классики преодолевается элитарность и достигается подлинная массовость культуры.
Библиографический список
1. Семенов В.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. - 2007. -№4. - С. 37-43.
2. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социол. исслед. - 2007. -№11. - С. 90-98.
3. Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии. - 2003. - №6. - С. 6.
4. Самсонова А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социол. исслед. - 2007. - №11. -С. 110-116.
5. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г Багдасарьян. - М.: Высш. школа, 1998. - 511 с.
6. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб, 1996. - 332 с.