УДК 008:379.85
Р.С.Гарифуллина, Г.И.Афонин
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОВОГО ТУРИЗМА
В статье рассматривается вопросы современного понимания социокультурных аспектов туризма и его практики в свете международного опыта и отечественного развития. Уделено внимание знаковым позициям в мировом туризме на примере Манильской и Гаагской деклараций. Прослеживаются связи туризма с необходимостью здоровой международной политики и дружественных отношений стран, их взаимопонимания в социальном и культурном сотрудничестве .
Ключевые слова; туризм, декларация, социально- экономическое и культурное развитие, мировые культурные и общечеловеческие ценности, общественные организации, свободное время, отдых.
R.S.Garifullina, G.LAfomn SOCIO-CULTURAL AND CULTURAL ASPECTS OF WORLD TOURISM
The article deals with issues of social and cultural aspects of the modern understanding of tourism and its practices in the light of international experience and domestic development. Paying attention to significant positions in the world tourism for example, Manila and The Hague declarations. The connection with the necessity of healthy tourism policy and international relations of friendship, mutual understanding in the social and cultural cooperation.
Keywords; tourism, the declaration, the socio-economic and cultural development, global cultural and human values, social organization, time off, recreation.
В первоначальном смысле туризм понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако со временем содержание и смысл этого понятия постоянно изменялись и дополнялись. Так, по определению, принятому в 1954 г. Организацией Объединенных Наций, туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие людей и связанный с передвижением их и пребыванием за пределами постоянного места жительства. Академия туризма в Монте-Карло представила более развернутую трактовку данного понятия, согласно которому туризм охватывает все формы временного выезда людей с постоянного места жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное от работы время.
В 1980 году на Всемирной конференции по туризму в столице Филиппин была принята Манильская декларация по мировому туризму. В названной декларации «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений (1, с 476)». В данном документе определение туризма, как таковое, вынесено за рамки декларации. В определенной степени отсутствие дефиниций оправдано тем, что ко времени конференции сложилось уже традиционное понимание туризма.
Тем не менее, Манильская декларация пыталась отразить важное значение туризма в его воздействии на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни стран и народов, подчеркнула мировой характер этого феномена и его гуманитарную насыщенность. Не исключая экономической составляющей туризма, названная декларация в первую очередь ясно наметила социально-куль-турную сущность и ценность туризма. Последующий текст декларации подтверждает первоначальный тезис. «Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает» (1, с 476).
Социально-экономическое развитие наций рассматривается декларацией как условие существования туризма, поскольку именно социально-экономический уровень развития общества обеспечивает наличие необходимых для туризма возможностей активного отдыха людей, наличие свободного времени и досуга.
Логическая концовка приведенной цитаты еще раз подчеркивает гуманитарную сущность туризма. Декларация однозначно связывает феномен туризма с реализацией права трудящихся на ежегодный оплачиваемый отпуск: «предоставление трудящимся права на отпуск вывело его (туризм - прим. автора) из вида деятельности, доступной ограниченному кругу избранных, в более широкий вид деятельности». Здесь важно подметить не только связь туризма со свободным временем, но и то, что само свободное время, расширяя свои социальные пределы, способствует развитию туризма в сторону его все большей демократизации.
«Право на отдых, в частности, право на отпуск и свободу путешествий и туризма, являющееся естественным следствием права на труд, признаются Всеобщей декларацией прав человека, а также законодательством многих стран в качестве элементов развития человеческой личности» (1, с 476). Подчеркивая данное положение, Манильская декларация по мировому туризму, напоминает о прямой обязанности общества предоставлять своим гражданам «реальные, эффективные и недискриминационные возможности к туризму». А далее, еще более конкретное положение декларации: «Значение, которое миллионы наших современников придают туризму при использовании их свободного времени и при их понимании качества жизни, обязывает правительства учитывать эту потребность и поддерживать ее» (1, с 476).
То, что туризм есть поле деятельности правительств разных стран и помимо их других социальных институтов (общественных организаций, учреждений и т.д.), выводит нас на определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в этой сфере. Согласно этому определению, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах,
отличных от их постоянного места проживания и работы» (2, с 12). В результате стремления людей к туризму, тех инициатив, которые были проявлены государствами в вопросах законодательства и государственных институтов, постоянных усилий общественных организаций, представляющих различные слои населения, и технического вклада специализированных органов, современный туризм стал играть важную роль в области человеческой деятельности.
В интересующем нас социокультурном аспекте Манильская декларация констатирует, что туризм приобрел культурное и духовное значение, которое должно быть поддержано и защищено от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами. В практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Заметим, что к таким основным духовным ценностям декларация относит:
а) полное и гармоничное развитие личности;
б) постоянно растущий познавательный и воспитательный вклад;
в) равные права народов в определении своей судьбы;
г) освобождение человека, понимаемое как право на уважение его достоинства и индивидуальности;
д) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов (1, с 478).
Дополнительным штрихом, определяющим социокультурную сущность туризма, является, согласно
Манильской декларации, рекомендация по введению туризма в программы обучения молодежи, как важного элемента образования и воспитания, как фактора, благоприятно воздействующего на постоянное укрепление мира.
Характерной, на наш взгляд, деталью Манильской конференции было заявление ее участников о том, что туризм внутри и за пределами каждого региона представляет собой большую ценность для всех народов и что каждый отдельный регион вносит важный исторический, культурный и духовный вклад в мировую сокровищницу в целом. Конференция осудила любые настоящие и будущие попытки изменить физическую, духовную, культурную или этническую природу религиозных мест как очагов цивилизации.
Еще одна, Гаагская декларация по туризму была провозглашена на межпарламентской конференции по туризму, проведенной в Нидерландах в 1989г. Данная конференция, по нашему мнению, явилась логическим продолжением Манильской всемирной конференции по туризму. Здесь, как и раньше, внимание, участников было обращено на всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1943 г., и в частности, на ее статью 24, которая гласит: «Каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение времени и периодические оплачиваемые отпуска» (3, с 488).
Существенной частью Гаагской декларации являются изложенные в ней принципы туризма. Согласно им, туризм в наше время стал повседневным явлением, охватившим миллионы людей. Он включает в себя все свободные перемещения людей от места их проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Согласно этому положению понятие туризма включает в себя и его индустрию (средства передвижения, размещения, обеспечения питанием, службы досуга и т.д.), позволяющую осуществить полноценное обслуживание туристов.
Не менее ключевым является и следующее положение декларации о том, что туризм представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций. В этом положении декларации, думается, глубоко раскрыта сущность современного туризма, ставшего не только досуговым занятием людей, но и средством взаимопонимания наций с их разными культурами, укладами жизни, традициями и обычаями.
Наконец, третье положение декларации заявляет то, что туризм должен быть заботой каждого. Он, согласно положению, является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Вот почему парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью его развития и гармоничного соответствия с другими основными потребностями и видами деятельности общества.
Общечеловеческая, гуманитарная сущность туризма с необходимостью требует от всех правительств стремления к укреплению мира и безопасности на национальном, региональном и международным уровнях. Только благодаря этому условию, по заключению декларации, возможно развитие внутреннего и международного туризма.
Гаагская декларация, вслед за Манильской, вновь подтвердила право каждого человека на отдых и свободное время, включая право на разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска. Подтверждено также право человека свободно путешествовать, подлежащее лишь разумным ограничениям, которые предусмотрены законом и не ставят под сомнение сам принцип свободы передвижения.
В названной декларации широко прописано положение, согласно которому качество туризма как межличностной деятельности зависит от качества предоставляемых услуг. В связи с этим соответствующее образование для широкой общественности, начинающееся со школы, образование и обучение профессионалов в области туризма становятся крайне важными для туристской индустрии и развития туризма.
Исключительно важным документом, раскрывающим сущность туризма, на наш взгляд, является «Гпобалъный кодекс этики туризма»(4, с 495), принятый в 1999г. на XXIII сессии Генераль ной ассамблеи Всемирной туристской организации. Вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ достаточно развернуто охарактеризован уже в начальной статье названного документа. В ней говорится, что признание и распространение общих для человечества ценностей (этического порядка, и, прежде всего
терпимости и уважения к различным религиозным, философским и моральным убеждениям) есть основа и одновременно цель туризма. Необходимость для работников турбизнеса и для самих туристов изучения социальных и культурных традиций всех людей, включая национальные меньшинства и туземное население и признания достоинства каждого человеческого существа, по-своему, подчеркивает социально-культурное и гуманитарное качества туризма.
Туристская активность должна развиваться, как верно замечено, в гармонии с особенностями и традициями принимающих регионов или стран, в уважении к местным законам, обычаям и житейской практике, тогда как принимающая сторона должна уважать прибывающих туристов и проявлять интерес к их образу жизни, вкусам и запросам.
Заслуживает внимания положение, согласно которому туризм, связан ли он с отдыхом, спортом или ознакомлением с культурными и природными достопримечательностями, должен планироваться и осуществляться как важнейшее средство индивидуальной и коллективной самореализации. Туризм является, и с этим нужно согласиться, незаменимым фактором самообразования, обучения и воспитания, в том числе формирования толерантности к различиям между людьми и культурами. Среди предпочтительных форм туризма, достойных поощрения, документ правомерно выделяет путешествия с религиозными, оздоровительными, образовательными и культурными целями, а также лингвистические обмены. Поощрения заслуживает и включение в учебные программы специальных разделов, разъясняющих ценность туристских обменов, их экономическое, социальное и культурное значение.
«Глобальный кодекс этики туризма» открыто определяет туризм в качестве, что важно отметить, пользователя и творца культурного наследия. В документе подчеркнуто, что туристские ресурсы являются общим достоянием человечества, сообщества, на чьих территориях они расположены, обладают по отношению к туристским ресурсам особыми правами и несут за них особую ответственность. Политика в области туризма должна основываться, что справедливо, на уважении к творческому, археологическому и культурному наследию с тем, чтобы защитить его и передать в сохранности будущим поколениям. Особая забота при этом требуется, конечно, к памятникам, захоронениям, местам культового поклонения, музеям, археологическим раскопкам и историческим местам, которые должны быть максимально открыты для туристских посещений. При уважении прав владельцев и верующих, достоин поощрения доступ туристов к частным коллекциям, памятникам и музеям, к религиозным сооружениям. Туристская активность, несомненно, должна обеспечивать сохранение и процветание культурных традиций, ни в коем случае не стандартизируя культуру.
Среди международных документов, характеризующих туризм и его сущностные черты, необходимо, на наш взгляд, отметить «Хартию туризма» (5,с 501-505), одобренную на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации. Хартия подтвердила право каждого человека на отдых и досуг, оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом. Использование этого права, согласно документу, составляет фактор социального равновесия и повышения национального и всеобщего сознания. Подчеркнув необходимость защиты со стороны государств туристской среды, Хартия определила последнюю как совокупность человека, природы, общественных отношений и культуры. Туристская среда при этом является достоянием всего человечества.
Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств -участников СНГ в области туризма» (принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) предоставил следующие определения ключевых понятий. «Туризм -выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания», и «Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до 6 месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» (6, с 612).
Как следует из этих понятий, туристский феномен очерчивается следующими параметрами:
- передвижение, перемещение человека (группы людей) из одной местности в другую;
- временное пребывание человека (группы людей) за пределами постоянного места жительства;
- отсутствие заработка, источника дохода по месту временного пребывания;
- целевая направленность временного пребывания человека (группы людей) в другую местность.
Приведенные параметры отражают туризм как миграционное явление, связывают его с наличием у
человека (группы людей) необходимого свободного времени, представляют частично как экономическую категорию и, наконец, включают содержательный аспект. Именно в содержательном аспекте туризма кроются его социально-культурные и культурологические качества.
Литература
3. Гаагская декларация по туризму. Организации туризма. - Минск, 2003.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект - Пресс, 2001.
1. Манильская декларация по мировому туризму / / Организации туризма. - Минск, 2003.
1. Маш1^ка]а deklaracija ро тлгауоти turizmu / / Organizacii turizma. - М^к, 2003.
2. Aleksandrova А.|и. Mezhdunarodnyi turizm. - М.: Aspekt - Press, 2001.
3. Gaagskaja deklaracija ро turizmu. Organizacii turizma. -М^к, 2003.
4. Global'nyj kodeks ]ейЫ turizma / / Organizacii 1ш^та.
4. Глобальный кодекс этики туризма / / Организации туризма. - Минск, 2003.
5. Хартия туризма / / Организации туризма. - Минск, 2003.
6. Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государственных участников СНГ в области туризма // Организации туризма. - Минск, 2003.
- М^к, 2003.
5. Нагй]а turizma / / Organizacii Шг^та. - М^к, 2003.
6. Rekomendatel'nyj zakonodatel'nyj ак «ОЬ osnovnyh principah sotrudnichestva gosudarstvennyh uchastnikov SNG V oblasti turizma / / Organizacii turizma. - М^к, 2003.