Научная статья на тему 'К исследованию теоретико-методологических аспектов развития туризма в регионе'

К исследованию теоретико-методологических аспектов развития туризма в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1523
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ТУР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ТУРИЗМ КАК НАУКА / УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / TOURISM / TOURIST / TOURIST INDUSTRY / TOURIST PRODUCT / TOUR / TOURISM AS SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENON / TOURISM AS SCIENCE / UNIVERSAL DEFINITION OF TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хотамов Алишер Райимкулович

В статье сделана попытка охарактеризовать туризм как социальноэкономические явление, оказывающее позитивное влияние на экономику страны в зависимости от состояния функционирования туристической индустрии. Автор, систематизировав определения понятия «туризм», предложенное различными авторами в хронологической последовательности, попытался создать на их базе универсальное определения туризма, содержащее в себе все элементы, предложенные различными авторами, и выявил сравнительные характеристики каждого определения. Основываясь на результатах сравнения, автор выявил три базовых составляющих понятия «туризм», вокруг которых должны группироваться элементы, характеризующие особенности целей исследования туризма. В процессе сравнительного анализа автором установлено, что практически невозможно создать универсальное определение понятия «туризм». Автор отмечает, что в Республике Таджикистан, где ещё недостаточно развита туристическая индустрия, целесообразно совершенствовать имеющийся потенциал, чтобы создать базу для развития разных туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Exploration in Reference to Theoretico-Methodological Aspects of Tourism Development in the Region

In the article the author makes an endeavour to characterize tourism as a social-economic phenomenon exerting positive influence upon country's economy respective of the state in which tourist industry functions. Having systematized the notions of tourism proposed by different authors in chronological succession he tries to give a definition of his own taking into account all the data already existing. Each variant moved by a concrete explorer respective of the objectives pursued possessing a specific slant, nevertheless, has common features with the “universal” version; in the author's opinion, it is quite a natural phenomenon being grounded on methodological principles of research of processes and phenomena. Proceeding from the assumption of comparison the author elicited three “base-forming” constituents of the notion of tourism around which the elements characterizing the peculiarities of the aims concerned with tourism exploration are bound to concentrate. In the process of comparative analysis the author ascertained that a single definition of tourism suitable for all occasions at a running is impossible because tourism as a socialpolitical phenomenon is in the state of permanent change being subjected to alterations in concrete time and space; so, a definition conforming with one case may turn out to be improper for another situation. The author of the article comes to the conclusion that tourist industry is developed inadequately in Tajikistan for the present time, therefore, it is expedient to improve the available potential in order to create a base for developing other types of tourism; the inference being methodologically right.

Текст научной работы на тему «К исследованию теоретико-методологических аспектов развития туризма в регионе»

Хотамов Алишер Райимкулович,

аспирант ХГУ имена акад. Б.Гафурова

К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

Двадцатый век, и особенности его последняя четверть, и первое десятилетие двадцать первого века характеризуются интенсивными социальными, научнотехническими, экономическими и производственными связями между странами и континентами, которые осуществляются главным образом посредством миграции миллионов людей, преследующих разнообразные цели - культурные, паломнические, религиозные, научные, технические, деловые, оздоровительные, спортивные, познавательные и т.д.

Миллионы людей, мигрируя в течение определенного времени, пользуются услугами транспортных систем, гостиничных комплексов, оздоровительных учреждений, сопровождающих - гидов, которыми их обеспечивают специализированные предприятия - туристические компании.

Эти процессы, называемые в современном мире туризмом, оказывают огромное влияние на ход развития мировой экономики, науки, культуры и в целом на глобализационный процесс. Туризм как процесс и явление представляет собой огромное мировое благо, которое распределяется между различными континентами, странами и народами по-разному. Уровень и объёмы «своей доли» от мирового блага, каждая страна получает по мере того, как это государство реализует возможности в производстве совокупности товаров и услуг, называемых «туристическим продуктом», в форме различных по содержанию, продолжительности и стоимости «туров», предлагаемых страной (регионом, местностью), которые являются результатом деятельности межотраслевой системы, называемой «туристической индустрией».

Г онка за получением жирного куска от мирового пирога, называемого «доходом от туризма», стимулирует участие каждой страны, каждого региона, каждой местности в глобальном процессе, называемом «туризмом». Как показывает практика ведущих стран мира, в этом процессе выигрывают страна, регион или компания, которые подготовились к этому мероприятию лучше всех и организационно -методически, и финансово.

Соответствующая подготовка может быть достигнута, если потенциальные участники туриндустрии (класс предпринимателей, служащие местных органов власти) способны глубоко понять суть, содержание и сущность явления, называемого «туризмом», историю его возникновения и эволюции, приоритетные направления его развития в конкретной местности с учетом общемировых тенденций.

Для исследования эволюции понятия «туризм», с целью прогнозирования изменения его характеристик, на наш взгляд, необходимо выполнить классификацию понятия «туризм» во времени и в пространстве на базе формулировок, предложенных различными авторами, авторскими группами и специализированными организациями, ответственными за цивилизованное развитие данного явления и процесса (см.таблицу 1).

Таблица 1.

Систематизация определений понятия «туризм»

годы Авторы Содержание

1830 Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере кавказских Минеральных вод). Монография. - Ставрополь, 2006.-с.31. Слово tourism в переводе означало путешествие с возращением обратно к месту выезда. Позже профессорами Бернского университета было дано наиболее точное определение туризма, которое включало ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

1970 Олдака П.Г. Проблемы развития индустрии туризма /Под общей редакцией. - Новосибирск, 1970.238 с. Под туризмом понимаются все виды движения населения, не связанные с переменой места жительства и работы: путешествия с целью отдыха, лечения, участия в научных, деловых и культурных встречах.

1980 Манильская декларация по мировому туризму Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их отношения.

1983 Петровский В.С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. - Киев. 1983. -С. 7-9. «Туризм» происходит от латинского слова готш (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей.

1984 Азар В.И. Экономика и организация международного туризма. - М.: Экономика, 1984.-23 с. Туризм - это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.

1989 Гаагская декларация по туризму. -Гаага: Нидерланды, 1989. Туризм - это часть социальной сферы, и его функции направлены на восстановление жизненных сил человека, снятие нервного напряжения, повышение интеллектуального уровня и физического развития человека. Право «на отдых, свободное время и периодически оплачиваемый отпуск, а также право использовать это время с целью проведения отпусков, свободных поездок с образовательными и развлекательными целями и использование благ, получаемых от туризма как внутреннего, так и международного».

1992 Статистическая комиссия ООН Туризм - путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия там оплачиваемой деятельностью».

1993 А. Дайан. Маркетинг: Академия рынка. /Н. Буккерель. -М.: Экономика, 1993.- 572 с. Туризм-это совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе перемещения людей и пребывания их в местах, не являющихся ни основным, ни продолжительным местожительством, ни местом работы.

1993 Рекомендации по статистике туризма / ООН. Департамент по экономической и социальной информации и анализу политики. Статистический отдел. -Нью-Йорк, 1994.-103 с Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

1999 Закон Республики Таджикистан «О туризме» Туризм - это вид занятия, представляющий собой систему организации проведения отдыха с оздоровительной, познавательной, религиозной, коммерческой, спортивной и иной целью посредством путешествий и связанное с этим временное пребывание за пределами постоянного места жительства

2000 Биржаков М.В. Введение в туризм.-СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.-17 с Туризм — это: 1) особый массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемый собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста; 2) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей

2001 Калиновская Н.А, Чернов В.А. Туризм и экономцка-региона: Монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,2001.-144с. Туризм - это система и форма проведения свободного времени посредством использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности, оказывая тем самым на него воспитательное воздействие

2002 Тарасова Я.Б. Экономический механизм развития курортнотуристического комплекса региона.: автореф. дис. ...канд. экон. наук. -Майкоп, 2002.- 25 с При экономическом подходе туризм определяется как специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристско-рекреационных предприятий по предоставлению комплекса услуг и товаров в целях удовлетворения туристско-рекреационных потребностей человека.

2003 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 10 января 2003 г.) Туризм — временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства... с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных,

религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания

2003 Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003. - С. 58. Туризм - это разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью.

2004 Международная ассоциация научных экспертов в области туризма; Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004.- 463 с. Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы

2004 Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. - М., 2004. - С. 16. «Туризм» представлял собой частный случай путешествия с четко определенными целями и сочетался с познавательной деятельностью по организации и осуществлению таких путешествий

2005 Всемирная туристская организация Туризм - это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания

2005 Конгресс США Туризм — это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания

2006 Жуков М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное Туризм является одновременно и видом деятельности, и формой рекреации, и

пособие. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. -16 с. отраслью национальной экономики, и способом проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом

2006 Академия туризма в Монте-Карло Туризм- это общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания

2007 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с: ил. Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте

Из таблицы ясно видно, что в научной литературе нет единого мнения по определению понятия «туризм», однако многие авторы, в том числе международные туристические организации, включают в понятие «туризм» совокупность составляющих, в том числе: туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, потребности и возможности времени их пребывания вне постоянного места жительства (более 12 часов), экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг - индустрией туризма, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами, которые, по мнению исследователей, являются близкими к универсальной.

В.Б. Сапрунова, указывая на неоднозначность предложенных различными авторами определений, пишет: «До сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактовки сущности туризма и его понятийного аппарата. Однако вопрос дефиниций и терминологии туризма является необходимым условием научной рефлексии явлений и процессов, характерных для туризма» (17, 45).

По мнению В.Б. Сапруновой, хотя нет единого мнения в подходах к исследованию сути и определения сущности туризма, имеющиеся попытки ученых-исследователей по решению данного вопроса являются закономерными, ибо с изменением сути явлений, происходящих в туризме, должны меняться подходы к его изучению и трактовке.

Останавливаясь на необходимости применения различных подходов к исследованию туризма как общественно-экономического явления, М.А. Жуков пишет, что «одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых

особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме» (11,16). Иными словами, по мнению авторов этих цитат, для однозначного понимания происходящих в стране или в мире в целом туристических процессов и связанных с ними социальноэкономических явлений, необходима основательная теоретическая база, позволяющая отличить туризм от сходных социальных явлений.

Теоретико-методологическим исследованием процессов, происходящих в туризме, и его нормативно-правовым закреплением занимаются и международные туристические организации.

Так, широкую известность среди исследователей получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы» (5).

Из этого определения следует, что туризм - это явление в жизни общества -страны, принимающей туристов, и совокупность отношений, возникающих в процессе потребления туристом «туристского продукта», предлагаемого в виде «туров» на местах. Иными словами, турист потребляет результат деятельности туристической индустрии в местах, «отличных от своего постоянного места проживания и работы». Отсюда следует вывод о том, что турист находится вне места своего постоянного проживания - значит, пользуется услугами туристической индустрии, не работает, а достигает одну из целей туристический деятельности. Он не имеет права получать вознаграждение за свои услуги и труды, потому что туристу, согласно действующим законодательно-нормативным актам, нельзя получать работу и вознаграждение вне места своего постоянного жительства. Отсюда можно сделать предварительный вывод о том, что чем интересней и разнообразней тур, тем больше финансовых поступлений может ожидать «туристическая индустрия», смежные с ним отрасли и области человеческой деятельности на местах. Поступления финансовых средств на счета компаний, формирующих туристическую индустрию, и сопряженных с ним отраслей и областей деятельности человека на местах, может оказать ощутимое влияние на

формирование бюджетов и налоговых поступлений в местные органы власти, и, по цепочке, - на решение социально-экономических задач.

Несмотря на различия вариантов определений, большинство авторов едины в том, что туризм, - это все виды движения, не связанные с переменой постоянного места жительства (ПМЖ) и работы (16, 112). То есть, если сделать упор на "движение населения", то под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера.

Академия туризма в Монте-Карло глубже развивает схожую версию: «Туризм -это общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» (11, 16). Т.е., главный упор делается на характер деятельности посетителей в местах, отличных от места постоянного проживания, в частности заключается в потребительском характере туризма.

В 1980 г. Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их отношения» (19).

Такой же точки зрения придерживается в своём определении 1992 г. Статистическая комиссия ООН: «Туризм - путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия там оплачиваемой деятельностью» (11, 10). В данном определении критериями, характеризующими туризм, являются: срок путешествия и мотивы поездки, не относящиеся к поиску постоянной работы или миграции; добровольность совершения поездки; спрос на туристский продукт, в том числе сроки размещения.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним, «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями» (10,11).

Несколько отличное определение содержится в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 10 января 2003 г.): «Туризм — временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства... с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» (2).

Данное определение несколько расширяет характеристики субъекта туризма -туриста - в смысле гражданского права, включая лиц без гражданства, подчеркивая, что в период туристической деятельности гражданин любой страны или лица без гражданства не должны заниматься оплачиваемой деятельностью, если таковое будет иметь место, то их не следует включать в число туристов.

Близкие к вышеприведенному определению предлагают М.Б. Биржаков и В.И. Никифоров: «Туризм — это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте» (7,16).

Этот неполный перечень вариантов определений, предложенных различными авторами, показывает, что несмотря на внешнюю систему, все они имеют и общие составляющие, вокруг которых каждым автором вносится своя лепта в виде дополнительных элементов.

Для того чтобы определить близость конкретных определений к «истине», составим общую характеристику туризма на базе предложений известных авторских групп.

Неполный перечень составляющих при обобщении может в первом приближении выглядеть так: «Туризм - это совокупность отношений и явлений»; все виды движений, не связанные с переменой постоянного места жительства (ПМЖ) и работы; общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства; деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия..; путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов основного места постоянного жительства временные перемещения людей с места своего постоянного проживания; особый - массовый - вид путешествий .... деятельность самого туриста.... деятельность по организации и осуществлению таких путешествий, туристическая деятельность, осуществляемая различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей; отрасль национальной экономики и способ проведения досуга, и, кроме того, искусством, наукам и биржам; это большая экономическая система с разнообразными связями; туристическая деятельность в целом; это система и форма проведения свободного времени посредством использования услуг». (См. табл. 1.)

Сравнительный анализ содержания различных формулировок понятия «туризм», приведенных выше, с приведенной совокупностью позволяет заключить, что понятие «туризм» состоит, как правило, из трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: характеристики туризма как социально-экономического, научного, культурного и духовного явления, неполный перечень которых мы привели выше, - это первая составляющая. Второе - это цели осуществления туризма отдельным индивидом, группой или организацией, в которую следует включить познавательные, спортивные, деловые, научные, религиозно- паломнические цели, список которых можно продолжить. И третье: условия и ограничения, которые позволяют отличить туриста (основного участника туризма как процесса и явления) от лиц, занятых другой формой передвижения. В эти отличительные признаки, в зависимости от характеристики законодательнонормативных актов, принятых в различных странах, включают:

- время пребывания туриста в местах непостоянного их проживания и работы. В одних источниках - это не менее 12 часов; в других - не менее 24 часов, общая продолжительность которых колеблется от 6 месяцев до 12 месяцев максимум;

- главными условиями определения понятия «туризм» практически во всех источниках называются: «временное пребывание», «форма миграции, не имеющая постоянного характера», «без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания», «пребывание их в местах, не являющихся ни основным, ни постоянным местожительством, ни местом работы», «не связанной с повседневной деятельностью за пределами постоянного проживания», «без права оплачиваемой работы и учебы».

Эти три составляющие определяют туризм как явление, оказывающее в принимающей стране (регионе) позитивное влияние на процессы поступления валюты, оплачиваемой в обмен на туристическую продукцию. Иными словами, турист как потребитель туристского продукта, по существующим правилам гостеприимства, должен оставлять деньги, а не зарабатывать и забирать их.

Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что туризм - это прежде всего социально-экономическое явление, способное приносить принимающей стране огромные возможности притока иностранной или отечественной валюты (если это внутренний туризм), в обмен на туристическую продукцию, потребляемую туристом

- субъектом туризма - в форме «туров». Страна (регион), где развита туристическая индустрия, повышает вероятность получения огромных средств, реализуя товары и услуги на местах, то есть без организации экспорта, который тоже связан с дополнительными расходами, в частности с экспортом валютных средств.

Не случайно правительства практически всех стран мира без исключения заинтересованы в том, чтобы развивать специальные виды туризма в своих регионах и городах. Этот процесс в определенной степени коснулся и Республики Таджикистан, где главными видами туризма являются «деловые поездки» и «оздоровительный туризм», на стадии становления находится экотуризм и паломнический (учитывая, что в Республике Таджикистан находится множество святых мест, известных мусульманскому миру далеко за пределами страны).

Приоритетное развитие вышеприведенных видов туризма в Республике Таджикистан может создавать предпосылки формирования других видов туризма, для эффективного функционирования которых на местах имеются естественные условия

- сельский туризм, альпинизм, водные виды спорта.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О туризме». - Душанбе, 3 сентября 1999 года. № 824.

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.96. № 132 /Сборник федеральных законов «Законодательство и экономика». - М., 1997. - № 1.

3. Азар В.И. Экономика и организация международного туризма.-М.: Экономика, 1984.

4. Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003.

5. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004.

6. Биржаков М.В. Введение в туризм. -СПб. : Герда, 2000.

7. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: ПЕРЕВОЗКИ. -СПб.: Герда, 2007.

8. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. - М., 2004

9. Дайан А. Маркетинг: Академия рынка /Н. Буккерель. -М. : Экономика, 1993.

10. Дурович А.П, Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма: Учебное пособие. -Минск: Новое знание, 2003.

11. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие. 2-е изд., стер.

- М. : КНОРУС, 2006.

12. Калиновская Н.А., Чернов В.А. Туризм и экономика региона: Монография. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001.

13.Квартальное В.А. Туризм: Учебник. - М. : Финансы и статистика, 2000.

14. Олдака П.Г. Проблемы развития индустрии туризма. /Под общей редакцией. -Новосибирск, 1970.

15. Петровский В. С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. -Киев, 1983. -С. 7-9.

16. Развитие индустрии туризма в СССР. /Материалы научной конференции. -Новосибирск, 1968.-112 с.

17.Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М. : Ось-89, 1997.

18. Тарасова Я.Б. Экономический механизм развития курортно-туристического комплекса региона.: Автореф. канд. экон. наук. - Майкоп, 2002.

19.Манильская декларация /Туризм в Украине: Сборник нормативно-правовых актов в пяти томах. - Т. 3. - Ужгород: 1ВА, 2000.-281с.

А.Р. Хотамов

К исследованию теоретико-методологических аспектов развития туризма

в регионе

Ключевые слова: туризм, туристическая индустрия, туристический продукт, тур, социально-экономическое явление, туризм как наука, универсальное определение.

В статье сделана попытка охарактеризовать туризм как социальноэкономические явление, оказывающее позитивное влияние на экономику страны в зависимости от состояния функционирования туристической индустрии.

Автор, систематизировав определения понятия «туризм», предложенное различными авторами в хронологической последовательности, попытался создать на их базе универсальное определения туризма, содержащее в себе все элементы, предложенные различными авторами, и выявил сравнительные характеристики каждого определения. Основываясь на результатах сравнения, автор выявил три базовых составляющих понятия «туризм», вокруг которых должны группироваться элементы, характеризующие особенности целей исследования туризма.

В процессе сравнительного анализа автором установлено, что практически невозможно создать универсальное определение понятия «туризм».

Автор отмечает, что в Республике Таджикистан, где ещё недостаточно развита туристическая индустрия, целесообразно совершенствовать имеющийся потенциал, чтобы создать базу для развития разных туризма.

A.R. Khotamov

On the Issue of Exploration in Reference to Theoretico-Methodological Aspects of Tourism Development in the Region

Key words: tourism, tourist, tourist industry, tourist product, tour, tourism as social-economic phenomenon, tourism as science, universal definition of tourism

In the article the author makes an endeavour to characterize tourism as a social-economic phenomenon exerting positive influence upon country's economy respective of the state in which tourist industry functions. Having systematized the notions of tourism proposed by different authors in chronological succession he tries to give a definition of his own taking into account all the data already existing. Each variant moved by a concrete explorer respective of the objectives pursued possessing a specific slant, nevertheless, has common features with the “universal” version; in the author's opinion, it is quite a natural phenomenon being grounded on methodological principles of research ofprocesses and phenomena.

Proceeding from the assumption of comparison the author elicited three “base-forming” constituents of the notion of tourism around which the elements characterizing the peculiarities of the aims concerned with tourism exploration are bound to concentrate.

In the process of comparative analysis the author ascertained that a single definition of tourism suitable for all occasions at a running is impossible because tourism as a social-political phenomenon is in the state of permanent change being subjected to alterations in concrete time and space; so, a definition conforming with one case may turn out to be improper for another situation.

The author of the article comes to the conclusion that tourist industry is developed inadequately in Tajikistan for the present time, therefore, it is expedient to improve the available potential in order to create a base for developing other types of tourism; the inference being methodologically right.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.