А.Е. БОЙКО
соискатель Сибирской академии государственной службы,
г. Новосибирск e-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проанализированы научные подходы к определению туризма. Выявлены отличительные признаки туризма как вида деятельности. Предложена классификация видов туризма. Отмечена необходимость исследования туризма с точки зрения системного подхода для создания конкурентоспособного туристского продукта.
Ключевые слова: туризм, туристский продукт, признаки классификации, виды туризма.
УДК 338.48 ББК 65.433
A.E. BOIKO
post-graduate student of Siberian Academy of Public Administration,
Novosibirsk e-mail: [email protected]
SYSTEM APPROACH TO UNDERSTANDING TOURISM AS A TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY
Scientific approaches to tourism definition are analyzed. Specific features of tourism as a type of activity are identified. The classification of tourism types is given. Special emphasis is put on the need to study tourism from a system approach viewpoint in order to create a competitive tourist product.
Keywords: tourism, tourist product, classification characteristics, tourism types.
Туризм в современном мире приобрел значение массового социального явления, стиля жизни. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного широкому слою потребителей. Значение туризма обусловлено теми преимуществами, которые получает экономика страны при условии его успешного развития.
Являясь одной из основных сфер сервисной экономики, туризм оказывает огромное стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей, как транспорт, связь, легкая и пищевая промышленность, торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, индустрия развлечений. Выступая своеобразным катализатором экономического роста, он способствует совершенствованию социально-экономической инфраструктуры и межрегионального сотрудничества, созданию новых рабочих мест. Туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных
отраслей экономики. В табл. 1 приведены данные по доходам от туризма в 10 ведущих в этой области странах.
Таблица 1
Динамика доходов от туризма в странах —
лидерах в этой области в 2007—2008 гг.*
Страна Доходы, млрд дол. США Динамика, %
2007 г. 2008 г. . г. г г6 ^ ° §8 * 2008 г. к 2007 г.
США 96,7 110,1 12,8 13,8
Испания 57,6 61,6 12,8 6,9
Франция 54,3 61,6 12,8 6,9
Италия 42,7 45,7 11,9 7,2
Китай 37,2 40,8 9,7 9,7
Германия 36,0 40,0 9,9 11,0
Великобрита- ния 38,6 36,0 11,6 -6,7
Австралия 22,3 24,7 25,0 10,6
Турция 18,5 22,0 9,7 18,7
Австрия 18,9 21,8 13,5 15,4
* По данным Всемирной туристской организации [8].
© А.Е. Бойко, 2010
Важностью и уникальностью туризма как услуги обусловливается многогранность данного понятия. Проведенный нами анализ различных научных источников (энциклопедических изданий, монографий, научных статей), периодических изданий (газет, журналов), а также нормативно-правовой базы
Научные подходы к
в области туризма [1-7] позволил выделить различные подходы к определению туризма (табл. 2).
Таким образом, с единой точки зрения охарактеризовать туризм невозможно, поскольку нельзя абсолютизировать ни один из его структурных аспектов.
Таблица 2
ределению туризма
Подход Формулировка понятия Автор/источник
С точки зрения выбора индивида: Физиологическая потребность Туризм определяется потребностью в восстановлении трудоспособности в процессе расширенного производства Е.Л. Кротова
Туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства Определение, принятое ООН (1954)
Социальная потребность Туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса и возвращения к месту постоянного жительства В.А. Квартальнов, И.В. Зорин
Туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта Всемирная конференция по туризму (Мадрид, 1981)
Многомерная совокупность потребностей Туризм — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: ФЗ № 12-ФЗ
Туризм — деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, период не более одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями Всемирная туристская организация (Мадрид, 1993)
Услуга туризма есть действие определенной потребительной стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющем ту или иную человеческую потребность Экономические показатели развития туризма (URL: http://www. profz.ru/turism 12.html)
С точки зрения вида экономической деятельности Отрасль туризма — совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления М.А. Жукова
Туризм — деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) путешествий, которая осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей М.Б. Биржаков
Сфера услуг для удовлетворения потребностей туристов В.А. Квартальнов
С точки зрения вклада в экономику Туризм — отрасль экономики, воздействующая на социальное, экономическое, культурное развитие общества и, вследствие этого, требующая осуществления государственной политики С.А. Кузнецов
Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения Манильская декларация по мировому туризму (Манила, Филиппины, 1980)
Окончание табл. 2
Подход Формулировка понятия Автор/источник
С точки зрения формирования туризма как социальноэкономической системы Туризм — общая сумма действий, в основном экономической сущности, имеющих непосредственное отношение к въезду, проживанию и передвижению иностранцев внутри и за пределами определенного государства, города или региона Г. фон Шуллард
Туризм — совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам П. Бернекер
Туризм — система, состоящая из следующих основных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия Н. Лейпер
Туризм — ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли) В. Хунцикер, К. Крапф
Туризм — большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом В. Азар
Туризм — экономическая система взаимодействия основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции В.А. Квартальнов
С учетом существующих подходов к определению туризма можно назвать несколько отличительных особенностей этой услуги:
1. Цель туризма, состоящая в удовлетворении, как правило, комплекса потребностей индивида. Важность целевой установки определяется выбором вида и формы туризма.
2. Ограничение времени поездки. Срок туристской поездки составляет от 24 часов до одного года подряд или ограничивается не менее чем одной ночевкой в стране (месте) временного пребывания.
3. Перемещение в пространстве. Туризм — передвижение людей к различным туристским пунктам назначения и их остановки там с целью удовлетворения определенных потребностей.
4. Отсутствие занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На этом основании в категорию «турист» не включаются временные работники.
5. Совершение поездки в свободное время. При выделении этого признака следует учитывать, что сейчас получил распространение деловой туризм, при котором человек сочетает деловые цели поездки с познавательными, культурными и оздоровительными.
Из-за широкой трактовки понятия туризма единой общепринятой классификации его видов не существует. В настоящее время насчитывается около двух десятков оснований для создания такой классификации: цели
туристской поездки, способ передвижения, средства размещения, продолжительность путешествия, принцип оплаты услуг. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинирование в одном путешествии нескольких видов туризма.
На основе проведенного исследования автором предложена классификация видов туризма по следующим признакам:
1. Цель поездки: рекреационный, развлекательный, паломнический (религиозный), пляжный, событийный, этнический туризм.
2. Способ организации поездки: организованный (индивидуальный, групповой), неорганизованный туризм.
3. Демографический признак: детский, школьный, молодежный, семейный туризм (семейное положение, наличие детей), туризм «третьего возраста», смешанный.
4. Направленность туристских потоков: въездной, выездной, внутренний туризм.
5. Время года, в которое осуществляется поездка: зимний, летний, «межсезонный» туризм.
6. Интенсивность туристских потоков: постоянный, сезонный туризм.
7. Использование транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный туризм.
8. Принцип оплаты: коммерческий, социальный туризм, инсентив-туризм (оплачиваемый работодателем).
9. Цена туристских услуг: малобюджетный туризм, туризм экономкласса, VIP-туризм.
10. Продолжительность поездки: одно-
дневный, многодневный, транзитный туризм.
Признак классификации «Цель поездки» является основным, потому что именно он оказывает наибольшее влияние на формирование туристского продукта. Совершая туристскую поездку, потребитель может ставить перед собой несколько целей, но одна из них является доминирующей. Продолжительность поездки — второй важный
показатель, который учитывается при определении максимального срока поездки, по истечении которого нахождение потребителя в стране (месте) временного пребывания не считается больше туристской поездкой.
Представленная классификация имеет практическое значение, так как позволяет выявлять спрос на туристские услуги и формировать целевые установки, решать проблемы территориальной организации данного вида деятельности, планировать развитие инфраструктуры, производить и реализовывать конкурентоспособный туристский продукт.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учеб. пособие. М., 2000.
2. Драчева Е.Л. Основные понятия международного туризма как системы: учеб. пособие. М., 2005.
3. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург, 2001.
4. Международно-правовое регулирование туристических услуг: учеб. пособие / авт. коллектив Allpravo. Ru, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc2264p/instrum5586/item5588.html.
5. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: учеб. М., 2005.
6. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями в национальной экономике. М., 2004.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: федер. закон от 5 февр. 2007 г. № 12-ФЗ.
8. URL: http://unwto.org/facts/menu.html.
Bibliography (transliterated)
1. Balabanov I.T., Balabanov A.I. Economika turizma: ucheb. posobie. M., 2000.
2. Dracheva E.L. Osnovnye ponyatiya mezhdunarodnogo turizma kak sistemy: ucheb. posobie. M., 2005.
3. Krotova E.L. Rekreatsionno-turistskiy complex regiona: teoriya i praktika reformirovaniya. Yekaterinburg, 2001.
4. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie turisticheskikh uslug: ucheb. posobie / avt. collektiv Allpravo.Ru, 2006 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc2264p/instrum5586/item5588.html.
5. Menedzhment turizma: Turizm kak vid deyatel'nosti: ucheb. M., 2005.
6. Morozov V.A. Vzaimodeistvie turizma so smezhnymi otraslyami v natsional'noy economike. M., 2004.
7. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyi zakon «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiiskoy Federatsii»: feder. zakon ot 5 fevr. 2007 g. 12-PhZ.
8. URL: http://unwto.org/facts/menu.html.