Обычно все три составляющие взаимосвязаны. Постановка цели или задачи включает также проектирование уровня эффективности ее выполнения. Вышеупомянутый подход к постановке задач основан на Таксономии когнитивной области Блюма и Таксономии эмоциональной области Кратвола. Пособие «Обучения обучающих по туризму», изданное в ВТО, рекомендует подход Блюма при постановке целей и задач обучения [2]. Адаптированный вариант таксономии Блума и Кротвола применяется в Нидерландском институте туризма и транспортных исследований. Пособие «Как сделать обучение более эффективным», разработанное в НИТТ доктором Карин фон Опдорф, формулирует «золотое правило» постановки задач обучения.
Формулировка установок в качестве задач обучения составляет один из основных «профессиональных» компонентов в образовании по туризму — способность дипломированных специалистов ассоциировать себя с профессиональной средой, выполнять задачи обширной профессиональной сферой обслуживания — туризма.
Ускоряющийся рост туризма во многих случаях сопровождается недостаточным планированием и серьезными социальными, экономическими и экологическими воздействиями на принимающие регионы. Со-
держание программ профессионального образования должно носить прикладной характер: уделять особое внимание конкретным производственным задачам [3].
Литература
1. Arey D. Tourism degrees — past, present and future. Inaugural professorial Lecture, Nottingham. — UK: The Nottingham Trent University, 1995. — pp. 21.
2. Cooper C., Shepherd R., Westlake J. Educating the Educators in Tourism: a Manual of Tourism and Hospitality Education. — Madrid: WTO, 1996. — pp. 222
3. Echtner C. Entrepreneurial Training in Developing Countries ?? Annals of Tourism Research. 1995. Vol. 22 #1. — pp. 119—133.
4. Jafari J. Reserch and Scholarship. The Basis of Tourism education // The Joumal of Tourism Studies. 1990. Vol. 1. #1. May. — pp. 33—41.
5. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 4—14.
6. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 47.
7. Wells J. The Tourism Curriculum in Higher Education in Australia: 1989—1995 // The Journal of Tourism Studies. 1996. Vol 7. #1. May. P. 20—30.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОЛАНДШАФТНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ НАСЕЛЕНИЯ
Л.Р. ХРАПАЛЬ,
доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности,
кандидат педагогических наук
Аннотация. В исследовании дан анализ влияния социокультурных факторов и этноландшафтных особенностей региона на экологическую культуру населения, а именно изучены отношения этносов и природы в Волжско-Камском регионе в условиях развития нефтяной промышленности, рассмотрены педагогические идеи народа в их афористическом воплощении, изучено влияние природной среды на формирование мировоззрения этносов, на их духовный и нравственный уровень. Рассматривается необходимость модернизации профессионального экологического образования специалистов и повышение уровня их экологической культуры, а также широких слоев населения на основе концепции устойчивого развития и идеи ноосферы. В данном исследовании установлено, что эти процессы будут эффективны при восстановлении этнической культуры и традиций, охватывающих духовный и нравственный уровень, при учете этноландшафтных и социокультурных особенностей и связи этносов с ними. Полученные нами результаты доказывают, что экологическая культура является неотъемлемым элементом эволюции этносов республики, определяющим фактором сохранения окружающей среды и высокого качества жизни человека.
Ключевые слова: модернизация профессионального экологического образования, экологическая культура, этноландшафтные особенности, этносы, социокультурное наследие.
Модернизация профессионального экологического образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы непрерывного
регионального экологического образования и всех сфер экологической деятельности специалиста в соответствии с требованиями современной жизни при
сохранении и умножении лучших традиций экологического образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы экологического образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой эколого-образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в экологическом мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны. Устойчивыми и определяющими условиями модернизации профессионального экологического образования специалистов являются связи, обусловленные региональными экологическими аспектами, а также необходимостью выявления путей формирования духовных и материальных аспектов экологической культуры населения. Так, экологические нравственность, сознание и мышление формируются в процессе экологического образования с учетом этноландшафтных, национально-исторических и социокультурных условий развития региона. Материальные аспекты экологической культуры, включающие знания, умения и навыки по экологически безопасным способам производства материальных ценностей, формируются в процессе экологического образования и просвещения с учетом социально-экономических и национально-исторических условий развития региона.
Поэтому непрерывное экологическое образование, базирующееся на региональных детерминантах — анализе влияния социально-экономических, национально-исторических, социокультурных и эт-ноландшафтных условий развития региона на его экологическую ситуацию, — является основой модернизации профессионального экологического образования, наиболее полно сочетающей в себе духовные и материальные составляющие. Модернизация должна компенсировать недостаточность экологических знаний, умений и навыков из-за сложившихся глобальных и региональных проблем, на которые экологическое образование еще не успело адекватно отреагировать.
Таким образом, становится очевидной необходимость модернизации профессионального экологического образования, поскольку такая образовательная технология основывается на анализе влияния социально-экономических, национально-исторических, этноландшафтных и социокультурных условий развития на экологическую ситуацию региона.
Этноландшафтные условия развития региона. Экологическими аспектами данного фактора выступают: влияние этноландшафтных условий (наличие природных ресурсов: полноводных рек, водоемов,
лесов, плодородных земель, полезных ископаемых и др.) на социально-экономическое развитие региона и его экологическую ситуацию;
# воздействие этноландшафтных особенностей региона на формирование отношения местных этносов к окружающей природной среде и природным ресурсам;
влияние этноландшафтных особенностей, природных и климатических условий на исторически сложившиеся внешние и физиологические особенности этносов, их характер, образ жизни.
Социокультурные условия развития региона. Экологическими аспектами социокультурного фактора являются:
способы и формы взаимодействия местных этносов с окружающей природной средой (исторически сложившиеся и передаваемые поколениями, развивающиеся и вновь созданные);
элементы народной экологии, этнопедагогиче-ская афористика;
знания, умения и навыки населения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;
уровень экологической культуры различных слоев населения региона: экологические нравственность, сознание и мировоззрение;
экологическая компетентность специалистов [6,51].
Рассмотрим некоторые из перечисленных аспектов.
Влияние ландшафта на формирование этносов. Л.Н. Гумилев дал определение этноса, отвечающее требованиям экологии. Этнос (народ) — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая структура, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам исходя из ощущения комплементарности. «Оригинальный стереотип поведения» — это одно из определяющих свойств вида какого-либо живого существа, сформированное условиями местности, в которых он сложился [4, 43].
Этноэкология — наука о взаимодействии различных народов с окружающей средой. Постепенное воздействие местности, ландшафтных особенностей когда-то сформировало и теперь поддерживает и видоизменяет существующее на Земле многообразие народов.
Основными факторами, определяющими национальный характер, можно назвать следующие:
# влияние местности рождения и проживания;
# влияние элементов, поступающих с пищей, водой и воздухом, в том числе элементов от техногенных загрязнений;
# возможность сознательного подавления (выработки) усилием воли определенных черт характера, соответствующих (не соответствующих) сложившейся социально-культурной среде (кончающегося психосоматическими заболеваниями) [1, 180].
Таким образом, этноэкология отвечает на вопрос: как местность формирует этнос, народ? Эта наука новая, но у нее есть предшественник — «географический детерминизм».
При этом под ландшафтом понимается участок земной поверхности, качественно отличающийся от других, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой [5, 112].
Этногенез и эволюция этносов — определяющие факторы тесного взаимодействия социального и биологического. О такой тесной взаимосвязи можно судить по различным средствам народной экологии, к которым относятся и афористические средства традиционного воспитания, идеи которых заключены в минимальный объем и пронизывают всю этнопеда-гогическую систему. Они применимы практически ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в человеке его лучших качеств. В них в образной форме представлены педагогический опыт и воспитательные идеи народа. Афоризмы — существенное структурное звено традиционного воспитания, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.
Педагогические идеи народа в их афористическом воплощении — проявление духовного наследия каждого этноса. Они направлены на формирование в человеке чувств высшего порядка (любви, добра, красоты, приверженности истине) и тесно с ними связанных нравственных качеств (трудолюбия, честности, правдивости, щедрости, любви к родителям и детям, к родному краю, уважения к женщине, почтения к старшим).
Рассмотрим эти процессы и факторы на примере Республики Татарстан, расположенной в Волжско-Камском регионе.
Современное общество в Татарстане, как отмечает А.Ф. Валеева [3, 40], с этнической точки зрения определяется учеными как полиэтническое общество. В Татарстане проживают представители 107 этносов: татары, русские, башкиры, мордва, удмурты, чуваши и др. Абсолютное численное превосходство (91,3%) и примерный паритет двух крупных этноязыковых общностей — татар (свыше 50%) и русских (свыше 40%) — дают основание полагать, что к настоящему времени сложилось двунациональное и двуязычное общество.
Каким же образом развивались отношения этносов и природы в этом регионе? Рассматривая отношение этносов к природной среде в период этногенеза, можно отметить гармонию между ними на уровне гомеостаза экологических систем. В этот период существование малочисленных этнических групп не могло оказывать заметного отрицательного
влияния на природную среду. В истории Волжско-Камского региона отмечено, что многие этнические группы проживали в виде небольших селений в лесных районах, занимались охотой, бортничеством и ловлей рыбы. Для этносов региона водоемы и реки считались священными. Значительное влияние на них оказывал страх перед явлениями природы (грозами, ураганами, лунными и солнечными затмениями). Исходя из этого можно заключить, что гармоничное отношение находящихся на уровне племени этносов с природой складывалось бессознательно, под влиянием самой природы и природных явлений, как это происходит в биосфере с живыми организмами [8, 53].
Природная среда оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения этносов, на их духовный и нравственный уровень. В своей жизнедеятельности этносы вынуждены изучать природные особенности своей местности, ее гомеостатичность, сукцессии, поскольку все это связано с условиями их выживания.
В экологическом аспекте сооружаемый промышленный объект формирует антропогенный ландшафт и условную зону отчуждения с показателями принудительного техногенного воздействия на компоненты окружающей природной среды. Антропогенный ландшафт характеризуется количественными и качественными изменениями в зоне сооружаемого промышленного объекта. До создания нефтяной промышленности юго-восток Татарстана славился прекрасным ландшафтом, родниками с чистой и холодной водой. Полноводные средние и малые реки имели много рыбы и других обитателей. Агроценоз обеспечивал население необходимыми продуктами питания. Небольшой провинциальный город Бу-гульма не оказывал существенного антропогенного воздействия на окружающую природу. Так было до начала промышленного освоения нефтяных месторождений.
В 50-е годы XX в. эволюция этносов сопровождалась усиленной пропагандой о необходимости покорения природы, и результатом ее явилось создание нефтедобывающей и нефтехимической отраслей промышленности, причем без анализа экологических последствий. Доминантой в характере отношений этносов и природы стала производственная деятельность, сопряженная с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов.
Началось формирование техносферы: в прекрасный пейзаж региона вписались газовые факелы, нефтяные скважины и качалки, появились новые города Альметьевск (1953 г.) и Лениногорск (1955 г.).Таким образом произошло наступление одной из экологически опасных отраслей промышленности — нефтедобычи — на природную среду красивейших районов РТ, явившееся началом внесения существенных и порой непоправимых отрицательных изменений в окру-
жающую природу, в жизненные условия и традиции местных этносов [9].
Основной концепцией охраны окружающей природной среды является коэволюция человека и природы, означающая гармоничное протекание эволюционных процессов одновременно в биосфере и цивилизации, тогда как в настоящее время эволюция цивилизации происходит за счет интенсивного и экстенсивного использования природных ресурсов и сопровождается формированием и усилением глобальных экологических проблем. Следовательно, в таких условиях, прежде всего, требуется стабилизация экологической ситуации в биосфере, а затем — поэтапное осуществление коэволюции человека и природы [9,88].
Первый этап претворения в жизнь коэволюции — это повсеместное внедрение принципа устойчивого развития. Принцип устойчивого развития впервые был принят на конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [7]. Сущность его заключается в следующем. В сфере материального производства функционирование и развитие производительных сил должны осуществляться так, чтобы они были экологически безопасными, но если природе нанесен экологический ущерб, то ущерб полностью должен быть компенсирован за счет прибылей.
Второй этап концепции коэволюции предполагает претворение в жизнь идей ноосферы, впервые сформулированных В.И. Вернадским [2, 13]. Эти идеи предполагают создание единой информационной сети в биосфере, ликвидацию тяжелых болезней и эпидемий, регулирование роста численности населения Земли и использование национального дохода в интересах большинства населения страны.
Концепция коэволюции является достаточно привлекательной для человечества, но претворить ее в жизнь не просто. Единственный правильный путь — это создание высокоэффективной системы непрерывного экологического образования с целью формирования экологического мировоззрения и мышления с учетом психогенетических и этноландшафтных аспектов каждого человека.
Психологи полагают, что недружественное отношение человека к природе обусловлено генетическим фактором, т.е. в генах человека заложен код, выработанный в течение сотен тысяч лет, когда доминантой была природа. При доминанте природы проблема выживания для человека была очень серьезной, порой неразрешимой, и поэтому он боялся природы. Это продолжалось до тех пор, пока человек сам не стал доминантой в отношении природы, но недружественное отношение к природной среде сохранилось в генах, и их изменение в лучшую сторону требует психогенетического подхода. Для формирования у населения экологического мировоззрения необходимо постоянное преобладание положительных эмоций при общении с природой, регулярное проведе-
ние природоохранных мероприятий, демонстрация перспектив на будущее не в виде экологических катастроф, а в гармонии с окружающей средой. И самое главное — необходимо добиваться того, чтобы каждый житель планеты верил в это. Человек с детства привязан к определенным природным и климатическим условиям. Своеобразие природы формирует национальный характер. Утрата красоты природы отрицательно сказывается на духовном здоровье, способствует распаду духовных основ нации [6,51].
Таким образом, проведенный анализ показывает значимость влияния этноландшафтных и социокультурных условий развития региона не только на физиологические особенности, но и на образ мышления, нравственность, духовность, экологическую культуру человека. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости модернизации профессионального экологического образования и просвещения населения и специалистов с учетом рассмотренных факторов. Модернизация профессионального экологического образования должна быть направлена в первую очередь на преодоление в подсознании людей недружественного отношения к окружающей природной среде (психогенетический фактор), сформировавшегося в период доминанты природы над человеком, который, на наш взгляд, является основной причиной нерационального использования природных ресурсов и интенсивного загрязнения окружающей среды.
Литература
1. БергЛ.С. Номогенез. — СПб., 1992. С. 180—181.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1988. С. 520.
3. Валеева А.Ф. Современное состояние языкового поведения в Республике Татарстан // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 40—54.
4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993. С. 544.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1989. С. 496.
6. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2002. № 10. С. 51—56.
7. Декларация Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по охране окружающей среды и развитию. 3—14 июня 1992 г.
8. Мухутдинов А.А. Влияние духовного уровня мировоззрения на отношение человека к природе / А.А. Мухутдинов, Т.З. Мухутдинова, Д.К. Шаяхметов, Н.И. Бо-рознов // Сб. тез. докл. третьего междунар. симпозиума «Феномены природы и экология человека». Казань, 26—29 мая 1997 г. С. 53—54.
9. Панов Г.Е. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности / Г.Е. Панов, Л.Ф. Петряшин, Г.Н. Лысянский // М.: Недра, 1986. С. 116.