МИРОВОЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
А.П. СОЛОВЬЕВ,
аспирант Российской международной академии туризма
Аннотация. В статье рассмотрен опыт Австралии, США, Нидерландов и других стран в области профессиональной подготовки менеджеров делового туризма. Выделены основные составляющие, в рамках которых формируются навыки специалистов с высшим образованием. Изученный опыт должен послужить отправной точкой для разработки российских программ подготовки отечественных специалистов по данной специальности.
Ключевые слова: деловой туризм, высшее образование, профессиональные навыки.
Анализируя мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма, необходимо отметить, что в зарубежных странах туризму посвящаются отдельные курсы, малые и основные специализации, полные программы разнообразных специальностей туризма как с присуждением сертификатов и дипломов о высшем образовании, так и с присуждением степеней. Таким образом, в настоящее время в образовании по туризму представлены:
1) университеты и институты:
(а) очные вузовское курсы — программы для сферы туризма;
(б) послевузовские программы и исследования по туризму;
(в) короткие интенсивные курсы повышения квалификации для тех, кто уже имеет высшее образование и должность в управлении;
2) курсы — программы дополнительного образования для администраторов по туризму;
3) курсы — программы переквалификации для администраторов, переходящих на работу в индустрию туризма [1].
В некоторых странах отсутствуют программы высшего образования по туризму, но зато есть программы, предлагаемые различными организациями (частными школами, предприятиями, ассоциациями) в самых различных вариантах заочного, вечернего, дополнительного образования или в виде курсов повышения квалификации руководящих работников отдельных секторов или предприятий. Однако несмотря на то что программы с присуждением степени по туризму теоретически должны отличаться от курсов или программ того же уровня без присуждения степени, на практике они почти не имеют различий в том смысле, что туризм на уровне высшего образования всегда изучается как комплексная система, а выпускники владеют достаточной компетенцией для работы в индустрии туризма.
Как известно, в 1930-е годы Австралийский университет первым открыл специальную кафедру по туризму [4]. А в 1989 г. уже работали 10 программ по ту-
ризму и 8 программ по гостеприимству в Австралии, в 1995 г. — 18 по туризму и 9 — по гостеприимству [7]. Отметим, что университеты США ввели туризм в 1963 г.: сначала в Мичиганском университете, за которым последовали многие другие вузы, к 1982 г. уже были известны 23 программы по туризму, а в 1992 г. 91 колледж и университет США предлагали программы, касающиеся туризма в той или иной степени, а 14 из них присуждали вузовские степени помимо дипломов о высшем образовании и несколько университетов добавили слово «туризм» к наименованиям их факультетов.
В Нидерландах вузовское образование по туризму началось в 1966 г. с создания Нидерландского института туризма и транспортных исследований, где с 1987 г. была открыта первая послевузовская программа.
Курсы — программы послевузовского образования по туризму появились сначала в Швейцарии в 1941 г., с 60-х годов — в Австралии, США, Франции, а с 1972 г. — в Великобритании [1].
В Великобритании в 1986 г. открылись две первые программы бакалавриата по туризму. Поистине лавинное развитие послевузовских программ с присуждением степени магистра по туризму началось в 90-х годах. В 1986—1991 гг. количество курсов, предлагаемых на уровне вузовского образования в Великобритании, увеличилось больше чем десятикратно. В 1996 г. работали уже 27 программ Бакалавриата и 26 программ Магистратуры по туризму. На них ежегодно поступали более 2500 студентов. А в 1997 г. уже применялись 37 курсов по туризму на магистровские степени. Британский опыт доказывает, что ежегодное увеличение числа студентов на 8,9% влияет на 0,1% роста в индустрии туризма [1].
Количество докторских диссертаций, посвященных проблемам туризма, увеличивается. Если первые пять связанных с туризмом диссертаций в США были по географии, то сейчас туризм привлекает исследователей практически всех отраслей знания.
Сравнение с нынешним этапом развития туризма как области исследований показывает, что лидируют
социальные науки, благодаря чему программы по туризму развиваются параллельно программам по отдыху и рекреации, а в некоторых случаях как специализация программ по отдыху. Одновременно положение туризма как дисциплины программ по гостиничному бизнесу изменяется, т.е. туризм получает автономию и признается как отдельная специальность.
Первые курсы — программы туризма появились в рамках программ по управлению гостиницей, затем на основе программ и факультетов бизнеса, рекреации, географии и т.п. В программах высшего образования сегодня туризм изучается с точки зрения психологии и социологии, или естественных наук, или бизнеса и экономики.
Отдых и туризм преподаются как взаимосвязанные программы в Италии, Великобритании, Германии. В Нидерландах также есть такой опыт нескольких университетов, которые вначале поставили перед собой задачу не смешивать программы по отдыху с программами по туризму, но затем занялись изучением отдыха как генератора и источника рабочих мест и доходов местных экономик, что притягивает их внимание к туризму. Именно поэтому интересен для настоящего исследования опыт Нидерландского института туризма и транспортных исследований (НИТТ), который во многих отношениях лидирует благодаря тому, что уже более 30 лет в очень тесном сотрудничестве с индустрией развивает специальность по управлению туризмом как полноценную междисциплинарную программу с углубленными специализациями, а программы по управлению отдыхом — в параллели с ней.
Однако в общей массе связанных с туризмом программ «автономные» программы по основным специальностям туризма немногочисленны. Так, в Великобритании одна треть связанных с туризмом программ обеспечивается факультетами гостеприимства, одна треть — факультетами по туризму и отдыху, одна пятая — факультетами управления и делового администрирования, остальные — иными факультетами. Социальные науки и бизнес в настоящее время определяют основную ориентацию программ по туризму в большинстве институтов и университетов мира.
Анализ развития высшего профессионального образования по туризму в Центральной Европе позволяет сделать следующий вывод: педагогам нелегко пожертвовать идеей «академической чистоты и превосходства» высшего образования, типичной, как правило, для ранних ступеней развития высшего образования по туризму. Попытки выровнять качество за счет внедрения чужих подходов не удовлетворяют настоящим запросам индустрии.
В настоящее время изменения должны происходить в целом комплексе аспектов, начиная с изучения и постановки целей и задач, подбора содержания, локализации концепций, поиска наиболее эф-
фективных структур, процедур, организационных моделей. Таким образом, выявляется структура настоящего комплексного анализа высшего профессионального образования по туризму: определение эффективных целевых, содержательных, организационных, процедурных, методических подходов к проектированию и развитию качества учебных планов и программ.
Анализ существующих подходов к проектированию высшего профессионального образования по туризму в европейских странах позволяет спроектировать таксономию качества высшего профессионального образования по туризму.
Туризм и рекреация как профессиональное поле требуют точной постановки целей и задач, не столько в части того, чему студенты должны обучиться или научиться, а того, что студент будет знать и быть способным выполнить после курса образования. Это — так называемые желательные результаты обучения [6]. Например, цели программы подготовки турменеджеров в Нидерландах сформулированы следующим образом: «На более высоком уровне мы находим функции управления. Как правило, взаимодействие с потребителем опосредованно в так называемом дальнем офисе. Выбор стратегии — необходимая функция сотрудников правительственных и полу-правительственных служб, она включает исследовательскую деятельность и документальную разработку политики. Часто служащие должны работать в группе. По этой причине должностные лица обладают способностью проводить исследование и выражать свои идеи в письменной форме, а не только владеть знаниями о содержании исследуемой проблемы. Они должны также быть настроены на работу в группе. Как правило, выработка стратегии происходит на уровне политической власти, служащие часто отвечают за стратегию компаний и за выполнение ряда поручений» [5].
Для постановки задач обучения нужны формулировки по трем параметрам: знание и понимание, навыки и установки: «знание и понимание, также называемое когнитивной областью, затрагивает все интеллектуальные навыки, мыслительную деятельность и т.д., другие составляющие задач также чрезвычайно важны, особенно в профессиональном образовании. Вторая составляющая любой задачи обучения относится к области установок, также называемой аффективной / эмоциональной, относящейся к внутренним стимулам и поводам для поведения, к которым относятся: интерес, личное отношение, потребности, желания и также чувства. Последняя составляющая — область навыков и умений — обращена ко всем видам поведенческих действий, которые включают физические движения, перемещения. Однако все виды движения включают не только физическое движение, но подключают также и умственную деятельность — «навигатор» этих движений» [5].
Обычно все три составляющие взаимосвязаны. Постановка цели или задачи включает также проектирование уровня эффективности ее выполнения. Вышеупомянутый подход к постановке задач основан на Таксономии когнитивной области Блюма и Таксономии эмоциональной области Кратвола. Пособие «Обучения обучающих по туризму», изданное в ВТО, рекомендует подход Блюма при постановке целей и задач обучения [2]. Адаптированный вариант таксономии Блума и Кротвола применяется в Нидерландском институте туризма и транспортных исследований. Пособие «Как сделать обучение более эффективным», разработанное в НИТТ доктором Карин фон Опдорф, формулирует «золотое правило» постановки задач обучения.
Формулировка установок в качестве задач обучения составляет один из основных «профессиональных» компонентов в образовании по туризму — способность дипломированных специалистов ассоциировать себя с профессиональной средой, выполнять задачи обширной профессиональной сферой обслуживания — туризма.
Ускоряющийся рост туризма во многих случаях сопровождается недостаточным планированием и серьезными социальными, экономическими и экологическими воздействиями на принимающие регионы. Со-
держание программ профессионального образования должно носить прикладной характер: уделять особое внимание конкретным производственным задачам [3].
Литература
1. Arey D. Tourism degrees — past, present and future. Inaugural professorial Lecture, Nottingham. — UK: The Nottingham Trent University, 1995. — pp. 21.
2. Cooper C., Shepherd R., Westlake J. Educating the Educators in Tourism: a Manual of Tourism and Hospitality Education. — Madrid: WTO, 1996. — pp. 222
3. Echtner C. Entrepreneurial Training in Developing Countries ?? Annals of Tourism Research. 1995. Vol. 22 #1. — pp. 119—133.
4. Jafari J. Reserch and Scholarship. The Basis of Tourism education // The Joumal of Tourism Studies. 1990. Vol. 1. #1. May. — pp. 33—41.
5. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 4—14.
6. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 47.
7. Wells J. The Tourism Curriculum in Higher Education in Australia: 1989—1995 // The Journal of Tourism Studies. 1996. Vol 7. #1. May. P. 20—30.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОЛАНДШАФТНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ НАСЕЛЕНИЯ
Л.Р. ХРАПАЛЬ,
доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности,
кандидат педагогических наук
Аннотация. В исследовании дан анализ влияния социокультурных факторов и этноландшафтных особенностей региона на экологическую культуру населения, а именно изучены отношения этносов и природы в Волжско-Камском регионе в условиях развития нефтяной промышленности, рассмотрены педагогические идеи народа в их афористическом воплощении, изучено влияние природной среды на формирование мировоззрения этносов, на их духовный и нравственный уровень. Рассматривается необходимость модернизации профессионального экологического образования специалистов и повышение уровня их экологической культуры, а также широких слоев населения на основе концепции устойчивого развития и идеи ноосферы. В данном исследовании установлено, что эти процессы будут эффективны при восстановлении этнической культуры и традиций, охватывающих духовный и нравственный уровень, при учете этноландшафтных и социокультурных особенностей и связи этносов с ними. Полученные нами результаты доказывают, что экологическая культура является неотъемлемым элементом эволюции этносов республики, определяющим фактором сохранения окружающей среды и высокого качества жизни человека.
Ключевые слова: модернизация профессионального экологического образования, экологическая культура, этноландшафтные особенности, этносы, социокультурное наследие.
Модернизация профессионального экологического образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы непрерывного
регионального экологического образования и всех сфер экологической деятельности специалиста в соответствии с требованиями современной жизни при