Научная статья на тему 'Мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма'

Мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев А. П.

В статье рассмотрен опыт Австралии, США, Нидерландов и других стран в области профессиональной подготовки менеджеров делового туризма. Выделены основные составляющие, в рамках которых формируются навыки специалистов с высшим образованием. Изученный опыт должен послужить отправной точкой для разработки российских программ подготовки отечественных специалистов по данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма»

МИРОВОЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

А.П. СОЛОВЬЕВ,

аспирант Российской международной академии туризма

Аннотация. В статье рассмотрен опыт Австралии, США, Нидерландов и других стран в области профессиональной подготовки менеджеров делового туризма. Выделены основные составляющие, в рамках которых формируются навыки специалистов с высшим образованием. Изученный опыт должен послужить отправной точкой для разработки российских программ подготовки отечественных специалистов по данной специальности.

Ключевые слова: деловой туризм, высшее образование, профессиональные навыки.

Анализируя мировой опыт профессиональной подготовки специалистов делового туризма, необходимо отметить, что в зарубежных странах туризму посвящаются отдельные курсы, малые и основные специализации, полные программы разнообразных специальностей туризма как с присуждением сертификатов и дипломов о высшем образовании, так и с присуждением степеней. Таким образом, в настоящее время в образовании по туризму представлены:

1) университеты и институты:

(а) очные вузовское курсы — программы для сферы туризма;

(б) послевузовские программы и исследования по туризму;

(в) короткие интенсивные курсы повышения квалификации для тех, кто уже имеет высшее образование и должность в управлении;

2) курсы — программы дополнительного образования для администраторов по туризму;

3) курсы — программы переквалификации для администраторов, переходящих на работу в индустрию туризма [1].

В некоторых странах отсутствуют программы высшего образования по туризму, но зато есть программы, предлагаемые различными организациями (частными школами, предприятиями, ассоциациями) в самых различных вариантах заочного, вечернего, дополнительного образования или в виде курсов повышения квалификации руководящих работников отдельных секторов или предприятий. Однако несмотря на то что программы с присуждением степени по туризму теоретически должны отличаться от курсов или программ того же уровня без присуждения степени, на практике они почти не имеют различий в том смысле, что туризм на уровне высшего образования всегда изучается как комплексная система, а выпускники владеют достаточной компетенцией для работы в индустрии туризма.

Как известно, в 1930-е годы Австралийский университет первым открыл специальную кафедру по туризму [4]. А в 1989 г. уже работали 10 программ по ту-

ризму и 8 программ по гостеприимству в Австралии, в 1995 г. — 18 по туризму и 9 — по гостеприимству [7]. Отметим, что университеты США ввели туризм в 1963 г.: сначала в Мичиганском университете, за которым последовали многие другие вузы, к 1982 г. уже были известны 23 программы по туризму, а в 1992 г. 91 колледж и университет США предлагали программы, касающиеся туризма в той или иной степени, а 14 из них присуждали вузовские степени помимо дипломов о высшем образовании и несколько университетов добавили слово «туризм» к наименованиям их факультетов.

В Нидерландах вузовское образование по туризму началось в 1966 г. с создания Нидерландского института туризма и транспортных исследований, где с 1987 г. была открыта первая послевузовская программа.

Курсы — программы послевузовского образования по туризму появились сначала в Швейцарии в 1941 г., с 60-х годов — в Австралии, США, Франции, а с 1972 г. — в Великобритании [1].

В Великобритании в 1986 г. открылись две первые программы бакалавриата по туризму. Поистине лавинное развитие послевузовских программ с присуждением степени магистра по туризму началось в 90-х годах. В 1986—1991 гг. количество курсов, предлагаемых на уровне вузовского образования в Великобритании, увеличилось больше чем десятикратно. В 1996 г. работали уже 27 программ Бакалавриата и 26 программ Магистратуры по туризму. На них ежегодно поступали более 2500 студентов. А в 1997 г. уже применялись 37 курсов по туризму на магистровские степени. Британский опыт доказывает, что ежегодное увеличение числа студентов на 8,9% влияет на 0,1% роста в индустрии туризма [1].

Количество докторских диссертаций, посвященных проблемам туризма, увеличивается. Если первые пять связанных с туризмом диссертаций в США были по географии, то сейчас туризм привлекает исследователей практически всех отраслей знания.

Сравнение с нынешним этапом развития туризма как области исследований показывает, что лидируют

социальные науки, благодаря чему программы по туризму развиваются параллельно программам по отдыху и рекреации, а в некоторых случаях как специализация программ по отдыху. Одновременно положение туризма как дисциплины программ по гостиничному бизнесу изменяется, т.е. туризм получает автономию и признается как отдельная специальность.

Первые курсы — программы туризма появились в рамках программ по управлению гостиницей, затем на основе программ и факультетов бизнеса, рекреации, географии и т.п. В программах высшего образования сегодня туризм изучается с точки зрения психологии и социологии, или естественных наук, или бизнеса и экономики.

Отдых и туризм преподаются как взаимосвязанные программы в Италии, Великобритании, Германии. В Нидерландах также есть такой опыт нескольких университетов, которые вначале поставили перед собой задачу не смешивать программы по отдыху с программами по туризму, но затем занялись изучением отдыха как генератора и источника рабочих мест и доходов местных экономик, что притягивает их внимание к туризму. Именно поэтому интересен для настоящего исследования опыт Нидерландского института туризма и транспортных исследований (НИТТ), который во многих отношениях лидирует благодаря тому, что уже более 30 лет в очень тесном сотрудничестве с индустрией развивает специальность по управлению туризмом как полноценную междисциплинарную программу с углубленными специализациями, а программы по управлению отдыхом — в параллели с ней.

Однако в общей массе связанных с туризмом программ «автономные» программы по основным специальностям туризма немногочисленны. Так, в Великобритании одна треть связанных с туризмом программ обеспечивается факультетами гостеприимства, одна треть — факультетами по туризму и отдыху, одна пятая — факультетами управления и делового администрирования, остальные — иными факультетами. Социальные науки и бизнес в настоящее время определяют основную ориентацию программ по туризму в большинстве институтов и университетов мира.

Анализ развития высшего профессионального образования по туризму в Центральной Европе позволяет сделать следующий вывод: педагогам нелегко пожертвовать идеей «академической чистоты и превосходства» высшего образования, типичной, как правило, для ранних ступеней развития высшего образования по туризму. Попытки выровнять качество за счет внедрения чужих подходов не удовлетворяют настоящим запросам индустрии.

В настоящее время изменения должны происходить в целом комплексе аспектов, начиная с изучения и постановки целей и задач, подбора содержания, локализации концепций, поиска наиболее эф-

фективных структур, процедур, организационных моделей. Таким образом, выявляется структура настоящего комплексного анализа высшего профессионального образования по туризму: определение эффективных целевых, содержательных, организационных, процедурных, методических подходов к проектированию и развитию качества учебных планов и программ.

Анализ существующих подходов к проектированию высшего профессионального образования по туризму в европейских странах позволяет спроектировать таксономию качества высшего профессионального образования по туризму.

Туризм и рекреация как профессиональное поле требуют точной постановки целей и задач, не столько в части того, чему студенты должны обучиться или научиться, а того, что студент будет знать и быть способным выполнить после курса образования. Это — так называемые желательные результаты обучения [6]. Например, цели программы подготовки турменеджеров в Нидерландах сформулированы следующим образом: «На более высоком уровне мы находим функции управления. Как правило, взаимодействие с потребителем опосредованно в так называемом дальнем офисе. Выбор стратегии — необходимая функция сотрудников правительственных и полу-правительственных служб, она включает исследовательскую деятельность и документальную разработку политики. Часто служащие должны работать в группе. По этой причине должностные лица обладают способностью проводить исследование и выражать свои идеи в письменной форме, а не только владеть знаниями о содержании исследуемой проблемы. Они должны также быть настроены на работу в группе. Как правило, выработка стратегии происходит на уровне политической власти, служащие часто отвечают за стратегию компаний и за выполнение ряда поручений» [5].

Для постановки задач обучения нужны формулировки по трем параметрам: знание и понимание, навыки и установки: «знание и понимание, также называемое когнитивной областью, затрагивает все интеллектуальные навыки, мыслительную деятельность и т.д., другие составляющие задач также чрезвычайно важны, особенно в профессиональном образовании. Вторая составляющая любой задачи обучения относится к области установок, также называемой аффективной / эмоциональной, относящейся к внутренним стимулам и поводам для поведения, к которым относятся: интерес, личное отношение, потребности, желания и также чувства. Последняя составляющая — область навыков и умений — обращена ко всем видам поведенческих действий, которые включают физические движения, перемещения. Однако все виды движения включают не только физическое движение, но подключают также и умственную деятельность — «навигатор» этих движений» [5].

Обычно все три составляющие взаимосвязаны. Постановка цели или задачи включает также проектирование уровня эффективности ее выполнения. Вышеупомянутый подход к постановке задач основан на Таксономии когнитивной области Блюма и Таксономии эмоциональной области Кратвола. Пособие «Обучения обучающих по туризму», изданное в ВТО, рекомендует подход Блюма при постановке целей и задач обучения [2]. Адаптированный вариант таксономии Блума и Кротвола применяется в Нидерландском институте туризма и транспортных исследований. Пособие «Как сделать обучение более эффективным», разработанное в НИТТ доктором Карин фон Опдорф, формулирует «золотое правило» постановки задач обучения.

Формулировка установок в качестве задач обучения составляет один из основных «профессиональных» компонентов в образовании по туризму — способность дипломированных специалистов ассоциировать себя с профессиональной средой, выполнять задачи обширной профессиональной сферой обслуживания — туризма.

Ускоряющийся рост туризма во многих случаях сопровождается недостаточным планированием и серьезными социальными, экономическими и экологическими воздействиями на принимающие регионы. Со-

держание программ профессионального образования должно носить прикладной характер: уделять особое внимание конкретным производственным задачам [3].

Литература

1. Arey D. Tourism degrees — past, present and future. Inaugural professorial Lecture, Nottingham. — UK: The Nottingham Trent University, 1995. — pp. 21.

2. Cooper C., Shepherd R., Westlake J. Educating the Educators in Tourism: a Manual of Tourism and Hospitality Education. — Madrid: WTO, 1996. — pp. 222

3. Echtner C. Entrepreneurial Training in Developing Countries ?? Annals of Tourism Research. 1995. Vol. 22 #1. — pp. 119—133.

4. Jafari J. Reserch and Scholarship. The Basis of Tourism education // The Joumal of Tourism Studies. 1990. Vol. 1. #1. May. — pp. 33—41.

5. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 4—14.

6. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. — NI: Breda, 1991. — pp. 47.

7. Wells J. The Tourism Curriculum in Higher Education in Australia: 1989—1995 // The Journal of Tourism Studies. 1996. Vol 7. #1. May. P. 20—30.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОЛАНДШАФТНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ НАСЕЛЕНИЯ

Л.Р. ХРАПАЛЬ,

доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности,

кандидат педагогических наук

Аннотация. В исследовании дан анализ влияния социокультурных факторов и этноландшафтных особенностей региона на экологическую культуру населения, а именно изучены отношения этносов и природы в Волжско-Камском регионе в условиях развития нефтяной промышленности, рассмотрены педагогические идеи народа в их афористическом воплощении, изучено влияние природной среды на формирование мировоззрения этносов, на их духовный и нравственный уровень. Рассматривается необходимость модернизации профессионального экологического образования специалистов и повышение уровня их экологической культуры, а также широких слоев населения на основе концепции устойчивого развития и идеи ноосферы. В данном исследовании установлено, что эти процессы будут эффективны при восстановлении этнической культуры и традиций, охватывающих духовный и нравственный уровень, при учете этноландшафтных и социокультурных особенностей и связи этносов с ними. Полученные нами результаты доказывают, что экологическая культура является неотъемлемым элементом эволюции этносов республики, определяющим фактором сохранения окружающей среды и высокого качества жизни человека.

Ключевые слова: модернизация профессионального экологического образования, экологическая культура, этноландшафтные особенности, этносы, социокультурное наследие.

Модернизация профессионального экологического образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы непрерывного

регионального экологического образования и всех сфер экологической деятельности специалиста в соответствии с требованиями современной жизни при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.