Карабукаев Кадыркул Шаршеевич
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВА И
ПРИРОДЫ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА)
В статье рассматриваются экологические традиции кочевых народов, в частности кыргызского народа, которые включают в себя опыт, навыки, мировосприятие, традиции и обычаи, представления об окружающей среде предшествующих поколений во взаимодействии с природной средой. Показано, что для решения социально-экологических проблем в условиях Кыргызстана наиболее эффективным механизмом представляется формирование и развитие экологической культуры на основе традиций народа в области экологии. Современная экологическая культура должна быть нацелена на будущее и, опираясь на идеи коэволюции природы и общества, стать фактором социокультурного развития.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/11/20.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 83-85. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список источников
1. Благой Д. Неотъемлемо от развития музыканта-исполнителя // Советская музыка. 1973. № 10. С. 58-62.
2. Калицкий В. В. Функциональная дифференциация профессий «концертмейстер» и «аккомпаниатор» // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 4. С. 480-484.
3. Майкапар А. «Вокалист нуждается в руководителе...» [Электронный ресурс]. URL: http://www.muzcentrum.ru/ orpheusradio/programsarchive/concertmaster/14315- (дата обращения: 05.09.2017).
4. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. М.: Музыка, 2011. 64 с.
5. Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки. М.: Музгиз, 1946. 467 с.
6. Чулаки М Инструменты симфонического оркестра. М.: Музыка, 1972. 177 с.
7. Шендерович Е. М О преодолении пианистических трудностей в клавирах: советы аккомпаниатора. Л.: Музыка, 1972. 48 с.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF PIANIST-CONCERTMASTER'S WORK WITH PIANO TRANSCRIPTIONS OF SYMPHONIC COMPOSITIONS
Kalitskii Vitalii Valer'evich, Ph. D. in Philosophy Russian State Academy ofArts for Special Needs Students, Moscow kalitzky@yandex.ru
The article considers the peculiarities of pianist-concertmaster's work with piano transcription of symphonic compositions. The author identifies the most important principles and techniques of concertmaster's work with piano transcription of a musical score. Special attention is paid to the problems of deep immersion in author's dramaturgy, stylistics, orchestration. The paper justifies the necessity of pianist-concertmaster's deeper involvement into the process of studying composer's intention and the techniques to implement it in the musical score.
Key words and phrases: concertmaster; piano transcription of symphonic compositions; clavier; work with musical score; correction of musical score; performing techniques; texture.
УДК 124.5
Философские науки
В статье рассматриваются экологические традиции кочевых народов, в частности кыргызского народа, которые включают в себя опыт, навыки, мировосприятие, традиции и обычаи, представления об окружающей среде предшествующих поколений во взаимодействии с природной средой. Показано, что для решения социально-экологических проблем в условиях Кыргызстана наиболее эффективным механизмом представляется формирование и развитие экологической культуры на основе традиций народа в области экологии. Современная экологическая культура должна быть нацелена на будущее и, опираясь на идеи коэволюции природы и общества, стать фактором социокультурного развития.
Ключевые слова и фразы: природная среда; экологические традиции; экологическая культура; социоприрода; экологическая система.
Карабукаев Кадыркул Шаршеевич, к. хим. н., с.н.с.
Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек kkarabukaev@gmail. com
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА)
Современная экологическая ситуация характеризуется острым обострением социоприродных противоречий, результатом которого может стать глобальный экологический кризис. Сложившееся положение во взаимоотношениях людей, социумов и природной среды требует безотлагательной разработки концептуальных, стратегических мер для решения социально-экологических проблем в рамках философии экологии. В этом аспекте наиболее эффективно реализуемым механизмом в условиях Кыргызстана представляется формирование и развитие экологической культуры на основе экологических знаний и традиций народов, которые оказывали и оказывают существенное влияние на функционирование экологической системы.
Культурно-цивилизационное развитие человечества свидетельствует о том, что этнос, нация и окружающая среда всегда представляли собой взаимосвязанную этнокультурную экологическую систему. При этом социоприродные отношения, природопользование и природоохранные технологии строились и должны строиться на прочной народной, традиционной основе, быть органически связанными с жизнью людей, трудом, менталитетом и экономикой, ведением хозяйства и культурой (с духовно-нравственными ценностями) населения, социума в целом. Отсюда очевидна актуальность и значимость всестороннего изучения экологических традиций и процессов их формирования с учетом выявления всего рационального и полезного в ценностно-культурном наследии каждого народа. Экологические традиции - это апробированные веками традиции
84
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
взаимоотношений общества и природы, установленные нормы, императивы, правила и др., которые обогащают экологические знания, умения, способы и навыки и тем самым являются социокультурным фактором, обеспечивающим равновесное развитие этносоциума и окружающей природной среды [1; 3]. С этой позиции важно отметить, что сформировавшиеся на протяжении веков традиционные формы устойчивого взаимодействия народов, в частности кыргызского народа, с природной средой, системы жизнеобеспечения и способы рационального природопользования необходимо усваивать и трансформировать в становление экологической культуры в контексте современной социокультурной действительности.
Объективная необходимость сотворчества, со-бытия общества и природной среды показывает, что мировоззренческая и экологическая культура должна базироваться на апробированных веками народных ценностях, произрастать из животворных корней экологических традиций населения, соборности как наиболее приемлемого способа выживания в определенных природно-климатических условиях, в атмосфере высокой духовности, приемлемого потребительского отношения к природе и человеку. В этом случае современная экологическая культура должна и может успешно развиваться как часть общекультурной традиции любого народа.
История развития номадической цивилизации, в частности кыргызов, показывает, что их гармоничное сосуществование с природой определяло восприятие окружающего мира как единого, одухотворенного пространства. В этом контексте в своих научных поисках Ж. К. Урманбетова подчеркивает, что «кыргыз-кочевник априори изначально организован таким образом, что он не может быть в мире в отрыве или пытаясь оторваться от природы, от окружающего мира. У него нет и в мыслях идти против природы, так как он уверен, что это обязательно скажется на нем» [5, с. 37]. Подобная идея высказывается С. М. Абдрасуловым: «Менталитет кочевника всегда реагировал как индикатор мира от мира природы, т.е. сознание кочевника онтологически, изначально было экологическим» [2, с. 6]. Имея это в виду, Э. Шакенова отмечает: «Древние кочевые народы стремятся освоить огромный мир, чувствуют свою неотделимость от него, полную естественную гармонию с ним, реально ощущают его целостную конкретность. Синкретическое видение вечно движущейся и изменяющейся природы в непосредственном живом созерцании, без анализа, развивало у человека воображение, творческую фантазию, способствовало его утверждению в мире. Кочевник не отделен от природы, всегда внутри нее. Он особенно полно реализует возможности углубленного и проникновенного созерцания окружающего во всей его целостности и совершенстве» [6, с. 83].
Подчеркивая значимость традиционного (установленного, нормативного) отношения кочевника к природной среде, российский ученый Н. Н. Крадин заключает, что «эволюция номадизма отличается от других типов традиционных обществ тем, что она позволяет кочевникам адаптироваться не только к жестким экологическим условиям, но и окружающим человеческим сообществам, т.е. кочевничество может быть выделено в особый тип натуральных производительных сил, как носитель этноэкологических традиций» [4, с. 76]. Таким образом, кочевники прекрасно понимали свою зависимость от природы, всегда старались заботиться о ней, призывая приумножать богатство и бережно относиться к среде своего обитания, тем самым как бы предостерегая от неразумных действий, сохраняли установленную традицию природопользования и способствовали сохранению природного экологического равновесия. Следовательно, культурно-историческое развитие кыргызов как части кочевой цивилизации тесно связано с особенностями своего места обитания, его природно-географическими условиями и традиционными методами ведения хозяйства, установленными веками отношениями к природной среде. Особенность такого развития требует выявления механизмов регуляции этносом состояния окружающей природной среды, т.е. сохранения того рационального, ценного, что содержит в себе исторический опыт сбалансированного взаимодействия общества и природы, аккумулированный в экологических традициях народов (этносов).
Необходимо отметить, что важность экологических традиций, в частности этноэкологических традиций, обусловлена тем, что в любой этнической культуре существует специфический набор норм, идеалов, стереотипов экологического поведения и мышления, регулирующих взаимоотношения в социоприродной реальности. В связи с этим элементы жизнеобеспечения, жизнедеятельности этнических общностей, их отношения с окружающей средой имеют философско-мировоззренческий смысл. С этой позиции образ жизни кочевых народов, в частности кыргызского народа, соответствовал ритму их жизнедеятельности, образовывал кочевую особенную этнокультуру, вырабатывая стратегию природопользования, позволяющую поддерживать гармоничный баланс в системе «человек - сообщество - природа».
Следует констатировать, что мировоззрение кыргызского народа основано на многовековом опыте духовно-практического освоения жизненного пространства, познания законов природы, своеобразных этнофило-софских представлениях и нравственно-моральной ответственности перед природой. У кыргызов, как и у других народов кочевой цивилизации, существует издревле сложившаяся, исторически обусловленная система экологических принципов (императивов, норм, идеалов), гуманного и глубоко нравственного отношения к природе. Сегодня очевидным является то, что в культурно-цивилизационном развитии кыргызского народа также была сформирована определенная философия отношения к природе, пронизанная ее почитанием. В этом смысле важно, чтобы веками накопленные духовно-нравственные ценности экологических традиций кочевых народов явились обязательным ориентиром при решении экологических проблем в современных условиях развития социоприроды. Именно экологические составляющие традиции этнокультуры, формирующие духовно-этические и мировоззренческие особенности восприятия и понимания окружающего мира, определяют оптимальные формы, способы взаимодействия людей с природной средой, обеспечивая их гармоничное сосуществование в эволюционном развитии.
Таким образом, на основании вышеуказанных идей считаем, что экологические составляющие этнокультуры кыргызского народа должны быть нацелены на будущее, стать фактором социокультурного развития, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы. Тем самым экологические традиции
будут способствовать преодолению сложившихся в современном обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности, общества и создание условий для устойчивого развития социума, оптимального сосуществования общества и природы. В этом аспекте экологические традиции, экологическая культура в целом - это экологическая составляющая любой этнокультуры на соответствующем уровне развития этноса со своими ценностно-нормативными парадигмами, социоприродными процессами и способами деятельности. Важно отметить, что экологические традиции в совокупности способны регулировать взаимоотношения сложноорганизованных, противоречивых социальных систем с природой и позволяют сбалансировать взаимодействие в социоприродной системе и тем самым активно повлиять на эффективное решение экологических проблем. В современной сложной экологической ситуации, в дальнейшей стратегии эволюционного развития социоприродных систем экологические традиции народов являются основной прерогативой при рациональном использовании имеющихся природных ресурсов и разработке единой методологии способов сосуществования общества и природы с экологически устойчивой системой. Это, в свою очередь, требует разработки научной парадигмы экологической культуры с учетом аксиологии экологических традиций народов.
Список источников
1. Абаев Н. В., Герасимова К. М., Железнов А. И. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1992. 160 с.
2. Абдрасулов С. М. Введение в философию номадов, или Опыт философского осмысления культурных оснований кыргызов // Республика. Бишкек, 1995. 10 октября.
3. Будаева Ц. Б. Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития: автореф. дисс. ... д. полит. н. М., 2005. 43 с.
4. Крадин Н. Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток: Дальнаука, 1992. 240 с.
5. Урманбетова Ж. К., Абдрасулов С. М. Истоки и тенденции развития кыргызской культуры. Бишкек: Илим, 2009. 187 с.
6. Шакенова Э. Художественное освоение мира // Кочевники. Эстетика. Познание мира традиционным казахским искусством. Алматы: Гылым, 1993. С. 83-84.
ECOLOGICAL TRADITIONS AS IMPORTANT FACTOR OF SOCIETY AND NATURE INTERRELATION (BY THE EXAMPLE OF THE KYRGYZ PEOPLE)
Karabukaev Kadyrkul Sharsheevich, Ph. D. in Chemistry, Senior Researcher Institute ofPhilosophy and Political-and-Legal Studies of the National Academy of the Kyrgyz Republic, Bishkek
kkarabukaev@gmail. com
The article examines the ecological traditions of nomadic peoples, in particular the Kyrgyz people, which include experience, skills, perception of the world, traditions and customs, ideas about the environment of previous generations in interrelation with the natural environment. It is shown that in order to solve social and environmental problems in Kyrgyzstan, the most effective mechanism is the formation and development of ecological culture based on the traditions of the people in the field of ecology. Modern ecological culture should be aimed at the future and become a factor of socio-cultural development, based on the ideas of co-evolution of nature and society.
Key words and phrases: natural environment; ecological traditions; ecological culture; social nature; ecological system.
УДК 78.01 Искусствоведение
В статье рассматриваются вопросы композиторского воплощения богослужебно-певческой структуры духовно-музыкальных произведений на примере песнопения из хорового цикла Всенощного бдения «Благослови, душе моя, Господа» в творчестве современных отечественных композиторов Г. П. Дмитриева, В. А. Успенского, М. С. Симакова. В отличие от творчества композиторов дореволюционного периода, для произведений композиторов рубежа XX-XXI веков наряду со следованием богослужебной структуре песнопения характерны закономерности формообразования, сложившиеся в западноевропейской музыкальной традиции.
Ключевые слова и фразы: богослужебно-певческая структура; музыкальная композиция; песнопение; духовно-музыкальное произведение; богослужебный жанровый полюс; внебогослужебный жанровый полюс.
Ковалев Андрей Борисович, к. искусствоведения
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, г. Москва andrej-kovalev@yandex. гы
ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПЕСНОПЕНИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ 103 ПСАЛМА «БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА»)
Вопрос воплощения канонической богослужебно-певческой структуры песнопений в композиторском творчестве является одним из самых актуальных при рассмотрении хоровых произведений XIX - начала XXI века на богослужебные тексты. Канон и эвристика, традиция и новаторство, авторское творчество на основе исторически сложившихся канонических моделей разного уровня и объема - все это те параметры, мимо которых