Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза условие формирования профессиональной культуры специалиста'

Социокультурная среда вуза условие формирования профессиональной культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ-ИНЖЕНЕР / PROFESSIONAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / PERSONALITY / SPECIALIST-ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Валентина Дмитриевна, Петрунева Раиса Морадовна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной культуры будущего специалиста-инженера. Анализируется роль в этом процессе социокультурной среды вуза, приводится ее характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University socio-cultural environment as a condition of forming professional culture of future specialist-engineer

In this article the problem of forming professional culture of future specialist-engineer, the role of university socio-cultural environment in this process, its characteristics are considered.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза условие формирования профессиональной культуры специалиста»

исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». Казань, 2002. С. 184.

11. Губаревич И.И. Роль куратора (персонального тьютора) в работе студента над индивидуальным образовательным проектом в университете // Материалы конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному обучению». Минск, 2002. С. 102.

12. Ященко Л.А. Воспитательная работа в высшем учебном заведении: Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. №5 / БГУ. 2003. URL: www.charko.narod.ru

13. Сенашенко В.С., Жалнина Н.В. Формирование исследовательских навыков как проявление высокого качества самостоятельной работы студентов // VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания» (Санкт-Петербург, 12-13 марта 2009 г). С. 54-57.

14. Казанцева Л.А. Воспитание культуры учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов // Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». Казань, 2001. С. 60.

SENASHENKO V., KONKOVA E, KOMBAROVA M. SOCIAL-UPBRINGING ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS A FOUNDATION OF UPBRINGING AND SOCIALIZATION OF STUDENTS

Problems of the formation of social-upbringing environment of higher school as a foundation of education and socialization of students are discussed in this work. Special attention is paid to the problem of the social-upbringing environment’s formation of the international higher education institution. This point requires an additional investigation taking into account features not only for students’ individual and personal development, but also of their diverse ethno and cultural identity. It is here we face with the need of an adequate understanding and synchronous modeling of the complex combination of the processes and trends, defining condition of social-educational environment.

Keywords: higher education, higher school, social-upbringing environment, socialization of students, ethno and cultural identity, individual and personal development of student.

В.Д. ВАСИЛЬЕВА, доцент Р.М. ПЕТРУНЕВА, профессор, проректор

Волгоградский государственный технический университет

Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной культуры будущего специалиста-инженера. Анализируется роль в этом процессе социокультурной среды вуза, приводится ее характеристика.

Ключевые слова: профессиональная культура, социокультурная среда, личность, специалист-инженер.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) при всей их логической простоте содержат ряд концептуальных неувязок. В контексте за-

явленной темы мы бы отметили две наиболее существенные:

• несоответствие между фрагментарным характером любого из освоенных интеллектуальных ресурсов и целостным ха-

114

Высшее образование в России • № 6, 2011

рактером современной технической проблемы, которая, по сути, является комплексной социально-инженерной задачей, требующей для своего решения мобилизации всего социально-культурного потенциала инженера;

• непомерно высокие требования к формированию общекультурных компетенций будущих специалистов при существенном уменьшении ресурса учебного времени, выделенного на дисциплины социально-гуманитарного цикла.

В последнее время много исследований посвящено общим дидактическим и организационно-методическим проблемам внедрения ФГОС ВПО в практику вузов. При этом по известным причинам в стороне остаются вопросы формирования профессиональной культуры специалиста. В среде преподавателей вузов бытует заблуждение, что главное - дать студенту максимум знаний, а уж культурные компетенции сформируются как бы сами собой - в процессе обучения.

Между тем в современных социокультурных условиях квалифицированное решение той или иной технической проблемы упирается не столько в технические трудности, сколько в специфические препятствия, обозначаемые емким термином «человеческий фактор». От того, в чем видит инженер смысл своей работы, какон понимает свою профессиональную миссию, зависит образ и реализация его проектного решения. В свою очередь, ценностные приоритеты специалиста формируются не только в процессе учебной деятельности, но и в тех неформализованных средах, которые связаны с корпоративной культурой, историей вуза, традициями межпоколен-ной преемственности. Формирование системы личностных ценностей охватывает и эмоционально-волевую сферу студентов. Т аким образом, постановка вопроса о влиянии социокультурной среды вуза на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, профессионально

значимых характеристик его личности нам представляется вполне обоснованной.

Согласно современным педагогическим теориям развитие личности будущего специалиста должно протекать в пространстве профессиональной (или квазипрофессио-нальной) среды, которая зиждется на культурном опыте, традициях и ценностях профессионального сообщества. Она не только сохраняет, тиражирует, воспроизводит этот опыт, но и творчески его преобразует, адаптирует кновым социально-экономическим условиям жизнедеятельности специалиста (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев).

Понятие «социокультурная среда » достаточно широко распространено в современной литературе [1-4], однако еще не получило серьезного обоснования в отношении студенческой молодежи: имеющийся педагогический опыт вузов носит, к сожалению, по большей части фрагментарный характер. Нам представляется, что такое положение обусловлено недостаточной разработанностью характеристик социокультурной среды вуза и недооценкой ее роли в становлении личности будущего специалиста.

Мы рассматриваем понятие «социокультурная среда вуза» в широком значении, которое отличается от понятий «воспитательная среда вуза» или «внеучебная среда вуза». При этом мы опираемся на следующие определения. Понятие «социокультурное» включает в себя всю совокупность взаимоотношений субъекта (в данном случае - обучения) с коллективом, профессией, с социумом в целом, с естественной средой жизнедеятельности и искусственно созданными объектами техносферы, с культурой (в широком контексте) и нацелено на формирование личности будущего специалиста как агента и носителя культуры в сфере профессиональной деятельности.

Обобщая опыт, накопленный в некоторых вузах России [5], мы выделяем следующие элементы социокультурной среды вуза:

■ система внеучебной (воспитательной) работы;

■ социально-значимая деятельность студентов и преподавателей;

■ система научно-методического руководства гуманитарным образованием и воспитательной (внеучебной)работой;

■ система повышения педагогической квалификации преподавателей;

■ система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

■ система реализации художественных, нравственных, эстетических и иных устремлений студентов, преподавателей и сотрудников;

■ система специальных программ развития личности;

■ современные гуманитарно- и личностно-ориентированные технологии обучения;

■ система гуманитарных школ (второе высшее гуманитарное образование, центры иностранных языков и т.п.).

Разумеется, приведенная структура носит весьма условный характер и применяется исключительно в целях научного анализа, так как реальные структуры весьма сложны, обусловлены многообразными, не всегда явными связями, непрерывно взаимодействуют с различными элементами целостной среды вуза и социумом, сочетают элементы учебной, внеучебной и частично трудовой деятельности, создают неповторимую, своеобразную траекторию вхождения студента в мир профессии. Постепенное усложнение социокультурной жизни студента может рассматриваться как само-изменение в профессиональной культуре, как восхождение к профессиональной самоидентификации.

Социокультурная среда вуза представляет собой органичное сочетание материальных (производственных) ресурсов и нематериальных (внепроизводственных) активов вуза. Материальные ресурсы социокультурной среды включают:

• материальную базу кафедр социально-гуманитарного блока (технические средства обучения, кабинеты для проведения тренингов, специализированные аудитории для обучения иностранным языкам и т.п.);

• материальную базу для культурномассовой, спортивно-оздоровительной работы и социально одобряемой общественной деятельности (актовый зал, репетиционные помещения, спортивные и гимнастические залы, тренажёрные залы, спортивные комнаты в общежитиях, комнаты для органов студенческого самоуправления и т.п.);

• социально-бытовые условия для учебно-воспитательного процесса (общежития, столовые, лечебно-профилактические подразделения, спортивно-оздоровительный лагерь, спортплощадки и т.п.);

• финансовые ресурсы (в том числе внебюджетные, средства органов по реализации молодёжной политики и другие не запрещённые законом средства).

Нематериальные ресурсы социогумани-тарной среды представляют собой:

• духовно-нравственные традиции (в т.ч. с учетом региональной и национальной специфики);

• межпоколенные профессиональные связи;

• корпоративно-профессиональные традиции;

• неформализованные среды (клубы выпускников, попечительские советы, профессиональные Интернет-сообщества и другие среды с признаками социальных сетей и т.п.).

Социокультурная среда предполагает наличие четырех обязательных составляющих: субъектов социокультурного процесса, профессионально-культурного сообщества, социокультурного процесса как такового и объективных условий его актуализации. Она имеет определенные границы, детерминированные во времени и в пространстве, что является ее универсальными качествами. В то же время ее структура не имеет жесткой регламентации и зависит

116

Высшее образование в России • № 6, 2011

от исторически обусловленной специфики функционирования каждого отдельного вуза, истории становления отрасли, корпоративных традиций, наконец, от региональных или национально-культурных особенностей.

Социокультурная среда вуза - это тот фактор, который позволяет оценить вклад конкретного вуза в формирование личности компетентного и ответственного специалиста: насколько разнятся условия функционирования вузов, их региональные, национальные и исторические условия и традиции, настолько же будет различаться и перечень качественных характеристик будущих специалистов.

Как фактор, обеспечивающий эффективное развитие личности будущего инженера, социокультурная среда вуза характеризуется следующими качествами: стабильность и устойчивость; динамичность и воспроизводимость; взаимосвязность и комплементарность различных микросред, в которых формируется будущий специалист; а также диверсификация субкультур (включающих учебную субкультуру, профессиональную культуру, студенческую субкультуру).

Все вышесказанное позволяет выделить группу факторов, определяющих развитие личности будущего профессионала в социокультурной среде вуза, а именно:рационально оправданное сочетание управляемых ресурсов и стихийных проявлений студенческой субкультуры; актуализация идей педагогики содружества в межпоко-ленных (в широком смысле) взаимоотношениях; акцентирование гуманистических императивов в квазипрофессиональной деятельности студенческой молодежи.

Социокультурная среда в значительной степени связана с гуманитарным циклом образования. Основанием тому служат следующие изменения, происходящие в мировой и отечественной образовательных системах: повышение значимости науки, образования,духовных ценностей,

общей культуры в формировании специалиста XXI века; расширение гуманитарной и естественно-научной составляющей высшего образования как фундамента целостного и системного восприятия мира; активное взаимовлияние различных видов духовной культуры, естественных и гуманитарных наук и их проникновение в сферу технического творчества и др. Существенные изменения в педагогических подходах и методах выражаются в переходе от авторитарных моделей общения к свободному партнерству и сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе; в осознании педагогической общественностью неприемлемости вмешательства в «зону ближайшего развития» учащегося и отказе от заданного извне конструирования его личностных характеристик. Социокультурная среда должна служить условием и средством для саморазвития обучающегося, для свободного самоопределения личности [6] в пространстве научно-инженерных и гуманитарных смыслов профессиональной деятельности. Этот процесс рассматривается нами как необходимый аспект социализации субъектов образования, связанный с освоением культурно-исторического опыта предыдущих поколений и формированием личности компетентного специалиста.

Для примера возьмем ФГОС ВПО по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование», квалификация (степень) бакалавр. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата включают 18 общекультурных и 26 профессиональных компетенций. Конечно, это весьма приблизительный список, т.е. в реальном учебном процессе формируется набор дополнительных компетенций, многие из которых невозможно предусмотреть. Но проблема даже не в этом. В ГОС второго поколения, по которым пока работают вузы, на дисциплины социально-гуманитарного цикла отводилось около 25% учеб-

ного времени. В ФГОС этот ресурс снизился фактически до 10%. К чему это может привести? Вопрос, пожалуй, риторический, ибо многие личностные профессионально важные качества будущего специалиста формируются в процессе освоения опыта социально-гуманитарных наук, который вводит молодого человека в мир духовных переживаний, формирует его ценностносмысловой базис, гражданскую позицию. Социально-гуманитарные дисциплины помогают молодёжи определиться в поиске смысла своей профессиональной деятельности, осуществить целеполагание в карьере специалиста, приобщают к мировой культуре, сохраняют и транслируют нравственные, культурные, научные, социальные и корпоративные ценности. Очевидно, что 10% учебного времени не могут обеспечить даже те 18 общекультурных компетенций, которые перечислены в стандарте.

При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности вуза в формировании социаль-но-личностныхкомпетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В этой связи вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия для всестороннего развития личности, обеспечить реализацию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая «развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе обще-

ственных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ». Таким образом, в ФГОС ставится вопрос об организации системы учебно-воспитательной работы, способствующей формированию профессиональной культуры студентов. При этом социокультурная среда вуза выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс образования и создающих условия для воспитания и самоактуализации студентов.

Литература

1. См.: Козырев В.А. Теоретические основы раз-

вития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Автореф. дис___докт. пед. наук. СПб., 2000. 36 с.

2. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как

фактор развития творческой деятельности // Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1. Омск, 1999. С. 17-23.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание

личности. М.: Изд-во МГУ, 2003. 217 с.

4. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Фи-

лософские и социологические аспекты. М.: Мысль, 2004. 214 с.

5. Стегний В.Н. Формирование гуманитар-

ной среды в вузе - основа подготовки специалиста // II Всерос. науч.-практич. конф. «Гуманизация образования - императив XXI века». (25-27 марта 1997 г.). Пермь, 1997.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Те-

ория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

VASILYEVA V., PETRUNEVA R. UNIVERSITY SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE SPECIALIST- ENGINEER

In this article the problem of forming professional culture of future specialist-engineer, the role of university socio-cultural environment in this process, its characteristics are considered.

Keywords: professional culture, socio-cultural environment, personality, specialist-engineer.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.