УДК 378.14.015.62
А.В. Селезнева*
A.V. Selezneva
Пермский государственный технический университет Perm state technical university
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
THE PROJECT APPROACH IN SOCIALLY IMPORTANT WORK OF STUDENTS
Представлены характеристики и задачи социокультурной среды вуза. Дано определение социально значимой деятельности студентов и выявлены приоритетные направления деятельности. Обоснована важность применения проектного подхода в формировании общекультурных компетенций.
Ключевые слова: социокультурная среда, характеристики и задачи социокультурной среды, проектный подход, социально значимая деятельность, приоритетные направления.
The characteristics and objectives of socially cultural environment of university are produced. It is given designation to socially-important work of students and discover priority directions of works. Reasonable belief of application the project approach in forming of general-cultural competences.
Keywords: socially cultural environment, the characteristics and objectives of socially cultural environment, the project approach, socially-important work, priority directions.
Современному обществу требуются творческие, инициативные специалисты, способные брать ответственность за происходящее вокруг. На сегодняшний день не требует доказательств тот факт, что специалисты инженерного профиля наиболее востребованы в России. Инженер - это, безусловно, творческая профессия. От инженера требуется, чтобы он не просто владел знаниями и умениями, он должен быть готов к постоянному развитию и самосовершенствованию, он должен быть социально активным, инициативным, умеющим делать выбор, выбирать жизненную стратегию. Одним словом, такой человек должен стать творцом своей собственной жизни.
Одной из особенностей федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является то, что в них впервые сформулировано требование, касающееся воспита-
* В «Вестнике ПГТУ. Машиностроение, материаловедение» Т. 13, № 1 была допущена ошибка. Фамилию автора следует читать как Селезнева.
тельного процесса в рамках профессионального образования. Соответственно, перед вузом встает задача создания социально значимой воспитательной (внеучебной) среды, соответствующей требованиям ФГОС п. 7.2 [1]:
- сформировать социокультурную среду, создать условия для всестороннего развития личности;
- способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления;
- обеспечить участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Для реализации выполнения данного требования в Пермском государственном техническом университете был разработан макет основной образовательной программы (ООП), в которой содержится соответствующий раздел 6 «Характеристики среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций» [2]. В данной статье представлен опыт разработки раздела 6 ООП по направлению 221400 «Управление качеством» (квалификация бакалавр) по профилю «Управление качеством в производственно-технологических системах».
Исходя из контекста поставленной задачи (потребностей региона, условий вуза, приоритетных направлений деятельности на факультете), целесообразно разрабатывать программы действий по включению студентов в социально значимую деятельность на основе проектного подхода. Метод проектов (метод проблем), обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в современных образовательных системах. Причин тому несколько:
- необходимость научить приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения профессиональных задач;
- актуальность приобретения умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидер, исполнитель и др.);
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, уметь анализировать, выдвигать гипотезы и делать выводы и заключения.
Отсюда чрезвычайно важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни. Термин «проектирование» происходит от латинского слова «projectus», означающего «брошенный вперед», - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Проектная деятельность должна стимулировать студентов выявлять и анализировать социально значимые проблемы и причины их возникновения, ставить цели и задачи, искать методы и средства реализации проекта.
Социально значимая деятельность студента - это деятельность, направленная на личностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, взаимодействию, самореализации. Развитие социально значимой деятельности эффективно в условиях сформированной социокультурной среды в сотворчестве студента и преподавателя.
Для формирования личности современного специалиста по управлению качеством, формирования общекультурных компетенций (ОК) необходимо сформулировать характеристики социокультурной среды. Опишем среду механико-технологического факультета:
1) Это среда, построенная на ценностях, устоях российского общества, нравственных ориентирах, принятых сообществом ПГТУ.
2) Это высокотехнологическая среда, содействующая развитию инновационного потенциала студентов.
3) Это среда, открытая к сотрудничеству с работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными.
Задачи воспитательной деятельности, решаемые ООП по направлению «Управление качеством»:
- приобщение к таким ценностям, как профессиональная компетентность, личное и общественное благо, саморазвитие;
- воспитание личностных качеств: самодисциплины, ответственности за результат своей деятельности, познавательной и социальной активности, способности к организации и руководству деятельностью других людей;
- воспитание профессионала - развитие общекультурных компетенций будущего специалиста по управлению качеством.
Формирование социальных качеств личности у студентов может происходить как в аудиторных условиях (при изучении соответствующих гуманитарных дисциплин), так и во внеаудиторной деятельности. В ПГТУ развитие внеаудиторной деятельности осуществляется по различным направлениям [3]. В связи с переходом на многоуровневую систему образования уже с первого курса обучения студенты проявляют интерес не только к спортивным и творческим направлениям, актуальным и значимым становится вопрос приобщения студентов, желающих продолжить обучение в магистратуре, к научно-исследовательской работе. Проектная деятельность в выбранном направлении позволит создать новое качество, а четкость и последовательность этапов даст скачок в развитии.
Безусловно, воспитательный потенциал Пермского государственного технического университета достаточно высок, чтобы реализовать новые ООП, однако и он требует использования новых технологий работы с молодежью. Из предложенных основных направлений деятельности с молодежью были вы-
браны те, которые в полной мере позволят учесть специфику ООП. Необходимо не столько ограничить круг направлений, сколько дать студентам возможность самостоятельного выбора интересных им направлений. По результатам проведенного в 2011 г. исследования на механико-технологическом факультете студентов с 1-го по 4-й курс специальности «Управление качеством» было выявлено следующее распределение направлений:
- приоритетные - лидерство и профориентация;
- рекомендуемые - инновации и научно-техническое творчество, спорт и здоровье;
- по выбору - творчество, культура и история, национальный туризм, волонтерство, толерантность и др.
При выборе направления решающее влияние оказали:
- приоритетные задачи воспитательной деятельности;
- виды деятельности направления осваиваемой ООП (организационноуправленческая и производственно-технологическая);
- характеристики социокультурной среды;
- традиции факультета и кафедры, реализующей образовательную программу.
Стоит отметить, что направление может изменяться в зависимости от курса обучения. С учетом основных требований к вузовским основным образовательным программам подготовки бакалавров, реализующим ФГОС ВПО в ПГТУ, учебного плана по выбранному направлению, годовой план вне-учебной работы вуза и других документов предложены следующие приоритетные направления по курсам: 1-й курс - спорт и здоровье, профориентация, культура и история; 2-й курс - творчество, национальный туризм; 3-й и 4-й курсы - лидерство, инновации и научно-техническое творчество, информационный поток. Таким образом, ожидаемые результаты подготовки выпускника, описываемые с помощью общекультурных компетенций, можно развивать постепенно в течение всего срока обучения, если придерживаться выбранных направлений на том или ином курсе.
В каждом направлении следует продумать названия проектов и помнить, что проекты в направлениях не должны повторяться. Общий замысел проекта должен отражать его сущность, основную идею. В формулировке общего замысла следует лаконично и четко представить новизну решения проблемы, ведущую идею, на которую опираются разработчики проекта.
Существует необходимость организации деятельности студентов, нацеленной на выявление содержания приоритетных направлений деятельности в проектном контексте. Проектная деятельность студентов может быть представлена как система различных типов учебных и учебно-производственных проектов: групповых или индивидуальных; краткосрочных или более или менее
долгосрочных; исследовательских, информационных, творческих и т.д. В значительной степени ориентация на проектную деятельность учащихся предполагает самостоятельную работу. В таблице приведены формы и технологии, которые могут быть использованы по выбранным направлениям, а также обозначены формируемые общекультурные компетенции, требуемые ФГОС.
При разработке проекта следует придерживаться правила «5П+1»: Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое «П» - это Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Используемые формы и технологии
Направление Формы Технологии Приобретаемые компетенции [1]
Лидерство Конкурс, стажировка, форум, самопрезентация, выставка, публичная защита Проектные, коллективно- организаторская деятельность ОК-3, 4, 5, 6, 7
Профориентация Фестивали-выставки, игровые упражнения, карьерные форумы, выезд, выставка, эссе, тематический стенд, ярмарка Проектные, игровые, дебаты ОК-8, 9
Модернизация высшего профессионального образования требует введения в образовательное пространство новых технологий и предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого учащегося, включая его в динамическую среду. В этом процессе проявляется индивидуальность студента, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Кроме того, включение в деятельность, разрешение собственной проблематики и создание собственного образа действия необходимо для проявления внутренней сущности, реализации возможностей и потребностей учащегося.
Известно, что для формирования внутренних основ профессиональной мотивации необходимо как можно больше приобщать будущего специалиста к практической деятельности. Поэтому реализация проектного подхода с подбором социально значимых направлений деятельности студентов позволит развить важные для него навыки, качества и компетенции.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400 «Управление качеством» (бакалавриат), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 08 декабря 2009 г. № 704.
2. Формирование компетентностной модели выпускника высшей школы как ожидаемого результата освоения основной образовательной программы (по направлению и уровню подготовки): метод. рекомендации для разработчиков основных образовательных программ нового поколения / сост. И.Д. Столбова, Ю.Н. Симонов; под ред. проф. Н.Н. Матушкина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 36 с.
3. Ульрих Т.А. Организация внеучебной работы в вузе: монография. -Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - 171 с.
Получено 3.03.2011