Научная статья на тему 'Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза'

Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ТЕОРИЯ И КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL WORK / SOCIO-CULTURAL UPBRINGING ENVIRONMENT / LIFELONG EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замураева Марина Анатольевна

В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в вузе, раскрыты базовые положения компетентностного подхода и его реализации в социокультурной среде ННГАСУ. Приведенные в качестве иллюстрации мероприятия, реализуемые в вузе, доказывают продуктивность воспитательной деятельности как фактора развития социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK AS A FACTOR PROMOTING DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITY

The article presents the main approaches to the organization of pedagogic activities at the university; highlights the basic aspects of the competence approach and its realization at NNGASU. The main focus of the paper is the development of university socio!cultural environment by means of specially organized cultural work and extracurricular activity. The implemented measures at the university prove the effectiveness of the pedagogic activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза»

124

Высшее образование в России • № 6, 2015

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ЗАМУРАЕВА Марина Анатольевна - доцент, проректор по воспитательной работе, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в вузе, раскрыты базовые положения компетентностного подхода и его реализации в социокультурной среде ННГАСУ. Приведенные в качестве иллюстрации мероприятия, реализуемые в вузе, доказывают продуктивность воспитательной деятельности как фактора развития социокультурной среды.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, воспитательная работа, социокультурная воспитывающая среда, теория и концепция непрерывного образования

Важными элементами стратегии инновационного развития ННГАСУ в сфере совершенствования системы многоуровневого непрерывного высшего профессионального образования являются молодежная политика и социальная деятельность, в которой участвуют все заинтересованные стороны в лице администрации, преподавателей, студентов, технического персонала.

Воспитательная работа в вузе является одним из направлений образовательной деятельности, поэтому в ее основе лежат идеи, отражающие современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Прежде всего - это идея необходимости создания социокультурной среды, способствующей формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов [1; 2]. Под гуманитарной (социокультурной) воспитывающей средой мы понимаем относительно устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его профессионализации, социализации и индивидуализации.

В качестве концептуальной основы воспитательной работы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования. Личностно-ориентированный и деятельно-

стный подходы к формированию будущего специалиста являются базисом его культурного и социального развития. Серьезный и детальный анализ причин, ускоривших утрату многих прогрессивных традиций в области образования и воспитания молодежи, позволил скорректировать многие подходы к осуществлению индивидуально-ориентированных и групповых методики принципов работы со студентами и существенно дополнить концепцию социальной и воспитательной работы [3; 4].

Содержание, общие формы и методы социальной и воспитательной работы определяются основными направлениями, отражающими специфику вуза, потребности и интересы студентов, с одной стороны, и преподавателей как организаторов этого системного и планомерного процесса - с другой. Современный специалист с высшим профессиональным образованием -это прежде всего гражданин, обладающий правовой культурой, сформированными представлениями об общественном устройстве, о государственности и социальных связях, настроенный на личное участие в решении задач любого уровня, рассматривающий труд как реальную возможность самореализации. Исходя из этих соображений, выделим основные направления воспитательной работы в вузе: общественнопрофессиональная деятельность студентов; гражданско-патриотическое и духов-

Юбилей

125

но-нравственное воспитание;экологическое воспитание; правовая и социальная защита студентов; формирование мотивации на здоровый образ жизни; работа по формированию психологически комфортной среды; физкультурно-оздоровительная работа и спорт высших достижений; работа по профилактике правонарушений; культурно-массовая работа; развитие студенческого самоуправления; укрепление общественного имиджа и корпоративного духа университета; совершенствование нормативно-правового и финансового обеспечения воспитательной работы.

Данный подход реализуется в соответствии с программой развития ННГАСУ до 2020 года и концепцией воспитательной работы. Локальные документы, регламентирующие воспитательную деятельность в университете, разработаны на основе законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании », Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2015 года».

Сегодня в ННГАСУ сформирована эффективная культурно-воспитательная среда, позволяющая вывести вуз на уровень федерального научно-методического центра по разработке и реализации стратегии государственной молодежной политики. Целью молодежной политики и воспитательной деятельности является совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации студентов, раскрытия их потенциала, а также содействие успешной социализации студентов в общество и повышению роли студенческой молодежи в жизни страны. Реализация целевых устано-вокопирается на следующие принципы:

- партнерское взаимодействие в воспитательном и образовательном процессе;

- плюрализм и вариативность воспитательных практик;

- индивидуальный подход к развитию личности будущего специалиста;

- единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в вузе;

- гармоничное сочетание методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления;

- творческий характер и динамизм воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- гуманистический характер системы целей, задач и направлений воспитания.

Формирование и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников осуществляется на основе органичного взаимодействия учебного и воспитательного процессов - как в ходе реализации образовательных программ, так и при проведении различного рода воспитательных мероприятий во внеучебное время. Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую, проектную, конструкторскую и творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением, является эффективным способом воспитания, позволяющим сформировать у

126

Высшее образование в России • № 6, 2015

будущего специалиста профессиональные качества, потребности и навыки самообразования.

Важное значение для гражданского становления студенческой молодежи имеет активное использование профессиональнокорпоративного этоса для формирования чувства сопричастности студентов лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры.

Сегодня в ННГАСУ сложилась система управления воспитательной работой, которая охватывает деятельность несколь-кихподразделений: совета по воспитательной работе во главе с проректором, отдела по воспитательной и социальной работе, заместителей директоров и деканов факультетов по воспитательной работе, совета кураторов академических групп, органов студенческого самоуправления, психологической службы, жилищно-бытовой комиссии, музея истории, библиотеки, прессслужбы, кафедры физической культуры, кафедр социально-гуманитарного цикла, студенческого профилактория, профориентационного центра, центра поддержки и развития одаренности.

Отдел по социальной и воспитательной работе (ОСВР), созданный в 2005 г., является координационным центром в молодежном движении вуза. В его функции входит всесторонняя поддержка социальной активности студентов, обеспечение включенности студенческого совета ННГАСУ в процесс организации и осуществления внеучебной работы. ОСВР планирует мероприятия по реализации основных направлений воспитательной деятельности: участие в международных инновационных проектах, всероссийских, региональных, областных конкурсах, олимпиадах в рамках федеральных и областных программ по проблемам молодежной политики; внедрение программ развития социальной компетентности молодежи. Отдел занимается разработкой и внедрением студенческих социальных проектов в вузе, совершенствованием кураторской системы, организует воспитательную работу со студентами в об-

щежитиях, реализует меры по укреплению института молодой семьи, оказывает социальную поддержку студентам-сиротам и малообеспеченным студентам, проводит акции в рамках «Программы профилактики асоциальных проявлений в студенческой среде». В фокусе внимания ОСВР - развитие студенческого спорта, формирование студенческих строительных отрядов, развитие имеющихся и создание новых добро-вольческихи творческих объединений, клубов по интересам, кружков, танцевальных, вокальных и вокально-инструментальных коллективов, организация выставочной деятельности, конкурсов, тематических вечеров.

Совместно с профкомом студентов ежегодно проводятся мероприятия, имеющие большой общественный резонанс. Так, семинар-тренинг «К карьере готов!» направлен на прямое взаимодействие студентов и работодателей в сфере трудоустройства, а основной целью проекта «Парад наград» является повышение уровня вовлеченности студентов вуза в социально значимые процессы, что,безусловно, способствует реализации их личностного потенциала. Заинтересованные студенты имеют возможность пройти обучение в зимней школе актива «Пирамида индивида», ориентированной на развитие лидерских качеств у представителей студенческого самоуправления ННГАСУ и создание благоприятной атмосферы для функционирования студенческих объединений. Профком студентов регулярно проводит информационно-практическую школу профактива «ШПАтель», способствующую повышению грамотности в сфере защиты прав студентов и решению социальных вопросов, касающихся распределения стипендиального фонда и проживания в общежитиях. Конкурс «Профгрупорг года» позволяет выявлять лидеров студенческих профсоюзов для дальнейшего продвижения их на всероссийском уровне.

Отделом по воспитательной работе совместно с советом по воспитательной работе разработана программа гражданско-

Юбилей

127

патриотического воспитания, которая предусматривает включенность в воспитательную деятельность всех структурных подразделений вуза, в особенности кафедр, реализующих программы гуманитарного цикла (кафедры истории, философии, культурологии, туризма и сервиса, психологии и педагогики и т.д.). Ключевым структурным подразделением является музей ННГАСУ, на базе которого проходят мероприятия, связанные с изучением истории родного вуза и региона, встречи с ветеранами, тематические вечера и открытые уроки для первокурсников.

В ННГАСУ введена система кураторства, которая обеспечивает взаимодействие преподавателей со студентами с целью создания благоприятных условий для успешной учебной деятельности. Важную роль в воспитательной деятельности играет совет кураторов, объединяющий кураторов первых и вторых курсов. Его деятельность направлена на адаптацию первокурсников к условиям высшей школы, содействие личностному росту студентов и охватывает все направления воспитательной и социальной работы, утвержденные Программой до 2020 года. Основными формами работы кураторов с академическими группами являются кураторские часы, экскурсии, праздничные вечера, индивидуальная работа с родителями и студентами, общевузовские мероприятия.

В 2005 г. в вузе была создана психологическая служба, разработаны теоретические основы ее деятельности и определены организационные основы функционирования. Сотрудниками службы реализуется программа психологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов на всех этапах вузовского обучения. Коллективные тренинги, семинары, индивидуальные психологические консультации, индивидуальная и групповая работа в студенческих общежитиях, тематические мероприятия здоровьеформирующей направленности оказались востребованными не только студентами, но и преподавателями. В числе перспективных на-

правлений деятельности психологической службы можно отметить: участие в экспертизе программ, методов и условий обучения и воспитания студентов; создание центра профориентационного тестирования и консультирования для учащихся старших классов и абитуриентов; внедрение инновационной технологии онлайн-консультирования; разработку программы повышения квалификации для преподавателей.

Самое важное по значимости место в воспитании и подготовке будущих специалистов занимает система студенческого самоуправления, которая охватывает все стороны студенческой жизни. Совет обучающихся действует в соответствии с утвержденным Положением и объединяет студенческие советы факультетов и общежитий, студенческих лидеров и профоргов курсов и учебных групп. В рамках студенческого самоуправления реализуется работа следующих блоков, имеющих государственное значение: молодёжное предпринимательство и поддержка начинающих предпринимателей; инновационная деятельность; работа с талантливой молодёжью; выявление и развитие лидеров. Эффективное функционирование и развитие студенческого самоуправления проблематично без правильно выстроенной системы подготовки кадров в рамках школ студенческого актива. Выездные профильные смены лидерского характера реализуются на специализированных зимних и летних школах. Упомянутая школа профсоюзного актива проводится ежегодно в два этапа. Для проведения мастерклассов, тренингов, семинаров и деловых игр приглашаются ведущие специалисты в сфере персонального менеджмента и представители государственных административных служб. Также каждые два года проводится церемония «Параднаград», на которой награждаются лучшие студенты и организации вуза в 10 номинациях. Непременным условием участия в этом конкурсе является отличная учеба. Традиционно представители студенческого объединения принимают участие в областной смене органов студенческого самоуправления «Но-

128

Высшее образование в России • № 6, 2015

вое поколение XXI века », областном и всероссийском конкурсах лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века».

Развитие добровольческой деятельности способствует вовлечению студентов в социальную практику и работу всех институтов гражданского общества. В 2013 г. в ННГАСУ был создан центр волонтерства и добровольчества. Мероприятия, организованные студентами-добровольцами, реализуются в масштабе университета и региона, многие из них имеют общероссийский характер.

В целях координации и совершенствования воспитательной работы вузом установлены партнерские отношения с Российским союзом молодежи, Центром молодежного парламента г. Нижнего Новгорода, заключены договоры о сотрудничестве с Нижегородской митрополией, Нижегородским отделом культуры, Законодательным собранием Нижегородской области, Администрацией г. Нижнего Новгорода, фондом «Гражданскаяинициатива», комитетом общественных связей г. Нижнего Новгорода, Министерством спорта и молодежной политики г. Нижнего Новгорода, городскими и областными образовательными учреждениями всех типов.

Давняя традиция вуза - развитие студенческой художественной самодеятельности. Ежегодные мероприятия «Осенние дебюты », «Студенческаявесна», «Студент и студентка года», конкурс «Татьянин день», «Новогодние ледовые катания», «Широкая масленица», «Конкурс ведущих», «Конкурс чтецов», праздничные студенческие балы пользуются неизменной популярностью среди студентов и преподавателей вуза. Члены творческих студенческих клубов и объединений - бессменные участники практически всех мероприятий. Таких объединений в ННГАСУ насчитывается немало. Среди них: Настоящий студенческий нижегородский театр (НСНТ), театр Моды, студия телесной формопластики «Пластилин»,танцевальный коллектив «Арена», клуб любителей современного танца, вокальная студия, Арт-сту-

дия «Студенческий выставком», мастерская гончарного дела и росписи по дереву, студия изобразительного искусства.

Центром воспитательной работы общетехнического факультета является студенческий клуб «Пробуждение», который ориентирует студента на общечеловеческие ценности, вдумчивое и серьезное отношение к жизни, осознание необходимости духовного роста. «Пробуждение» при поддержке совета по воспитательной работе ННГАСУ ежегодно проводит межвузовский творческий фестиваль-конкурс. В его рамках предусмотрена возможность профессиональной самореализации студентов всех направлений обучения. Выполнение совместных проектов и научно-исследовательских работ в различных номинациях способствует укреплению корпоративной сплочённости. В 2011 г. в честь 400-летия формирования народного ополчения 1612 года был организован фестиваль-конкурс «Россия: прошлое и настоящее глазами молодых». Фестиваль-конкурс «Все флаги в гости к нам» был посвящен 55-летию VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве в 1957 г. Фестиваль-конкурс 2013 г. «Нам этот мир завещано беречь» был нацелен на развитие экологической культуры студентов.

Студенческий поэтический клуб «Лира», созданный в октябре 2006 г., действует на базе гуманитарно-художественного факультета и объединяет студентов гуманитарных и творческих специальностей. С 2012 г. к деятельности клуба стали привлекаться студенты других факультетов и направлений. На данный момент выпущено несколько сборников авторских стихов с иллюстрациями, выполненными обучающимися творческих направлений. Постоянные гости литературных гостиных - преподаватели и сотрудники ННГАСУ.

Пропаганда здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений воспитательной работы. Ежегодно ННГАСУ становится участником конкурса «Вуз здорового образа жизни». С 1985 г. у нас работает санаторий-профилакторий,

Юбилей

129

ведущий профилактическую и лечебнооздоровительную деятельность по различным группам заболеваний. Каждый год осуществляется 12 заездов по 65 человек. Продолжительность смены - 24 дня.

Гордость вуза - студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Чкаловец», которому в 2015 г. исполняется 55 лет. Ежегодно в лагере отдыхают 450 студентов. По традиции первая смена - производственная практика, вторая - спортивнооздоровительная, третья смена посвящена формированию лидерских качеств у членов студенческого актива.

Отделом по социальной и воспитательной работе ННГАСУ, студенческими советами факультетов и профкомом студентов ежегодно организуются мероприятия, направленные на формирование мотивации к здоровому образу жизни: спортивные тренинги на командообразование, лекции и мастер-классы с участием известных специалистов в области здравоохранения, круглые столы и акции антинаркотической направленности. Силами студентов и преподавателей кафедры физкультуры реализуется проект «Зожландия», целью которого является возрождение комплекса ГТО. В 2014 г. созданы «Первый студенческий велоклуб», «Клуб любителей туризма и путешествий ». В вузе насчитывается 16 сборных команд по различным видам спорта, которые неоднократно становились призерами межвузовских, региональных и всероссийских соревнований. В распоряжении студентов и преподавателей - открытые и закрытые спортивные площадки, спортивные и тренажерные залы, бассейн, лыжная база.

В 2012 г. свою деятельность возобновило студенческое отрядное движение. Сейчас в ННГАСУ функционируют три студенческих отряда: педагогический отряд «Адеон », строительный отряд и отряд проводников.

Высокая социальная активность студента, осознание им своего успеха и социальной значимости невозможны без публичного признания и общественной оценки его

деятельности. В ННГАСУ существует соответствующая система награждения и стимулирования, которая предполагает материальное вознаграждение студентов из средств стипендиального фонда по решению заседания стипендиальной комиссии и моральное поощрение. Одним из направлений деятельности отдела по социальной и воспитательной работе является социальная поддержка студентов, включающая: организацию работы по назначению и выплате государственных социальных стипендий, индивидуальную работу с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; назначение и выплату других форм материальной поддержки студентов, привлечение студентов к волонтерской деятельности на базе детских домов и интернатов.

В 2015 г. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет празднует 85 лет со дня образования. Эти годы отмечены высокими результатами на ниве воспитания молодого поколения страны. Меняются концепции, приходят новые лидеры студенческого движения, однако накопленный опыт воспитательной работы остается крепким фундаментом социокультурной среды вуза.

Литература

1. Филатова М.Н. Конструирование социо-

культурной среды вуза: теоретико-методологический аспект. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012. 211 с.

2. Шульгина Т.А. Социокультурная среда вуза

как объект управления // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 132-136.

3. Шемшурина А.И. Аксиологический подход

как основа системы нравственности воспитания детей и молодежи // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 32-38.

4. Валеева Р.А., КоролеваН.Е., Сахапова Ф.Х.

Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11199

Статья поступила в редакцию 27.04.15.

130

Высшее образование в России • № 6, 2015

EDUCATIONAL WORK AS A FACTOR PROMOTING DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITY

ZAMURAEVA Marina A. - Assoc. Prof., vice rector for pedagogic activities, Nizhny-Novgorod State University for Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the main approaches to the organization of pedagogic activities at the university; highlights the basic aspects of the competence approach and its realization at NNGASU. The main focus of the paper is the development of university socio-cultural environment by means of specially organized cultural work and extracurricular activity. The implemented measures at the university prove the effectiveness of the pedagogic activities.

Keywords: general cultural competence, educational work, socio-cultural upbringing environment, lifelong education, extracurricular activity

References

1. Filatova M.N. (2012) Konstruirovanie sotsiokul’turnoi sredy vuza: teoretiko-metodologicheskii

aspekt [Building of the socio-cultural environment of the university: theoretical and methodological aspect]. Moscow: Russian State University of oil and gas named after Gubkin I.M. Publ., 211 p. (In Russ.)

2. Shulgina T.A. (2015) [Socio-cultural environment of the university as a condition of student development and a subject of management]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 132-13. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Shemshurina A.I. (2001) [Axiological approach as a basis of the system of children and youth

education and moral upbringing ]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod education]. No. 4, pp. 32-38. (In Russ.)

4. Valeeva R.A., Korolyova N.E., Sakhapova F.Kh. (2013). [Diagnostics of formation of university

students’ civic consciousness] Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No. 6. (In Russ.) URL: http://www.science-education.ru/113-11199

The paper was submitted 27.04.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.