шее утомление (восстановление через 6 часов), при высокой степени адекватности наблюдается глубокое утомление всех физиологических систем (восстановление через 16 часов). Выявленное различие в характере воздействия на организм волейболистов этих тренировочных занятий необходимо учитывать при планировании оптимальных вариантов микроциклов.
ВЫВОДЫ
При анализе воздействия тренировочных занятий разной степени адекватности соревновательному игровому противоборству на функциональное состояние волейболистов 15-16 лет установлено: существует прямая связь между степенью адекватности тренировочных занятий соревновательному игровому противоборству и величиной сдвигов в функциональном состоянии организма волейболистов. Так, тренировочные занятия низкой степени адекватности способствуют восстановлению функционального состояния организма, тренировочные занятия средней степени адекватности закрепляют тренировочный эффект, тренировочные занятия высокой степени адекватности сопровождаются значительным изменением в функциональном состоянии организма, и только через 16 часов наблюдается восстановление изучаемых показателей.
При осуществлении тренировки в рамках моделирования основных уровней соревновательного игрового противоборства у волейболистов происходит трансформация избирательных эффектов, характерных для игровой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шулятьев, В.М. Характеристика технической подготовленности футболистов 16-17 лет на основе анализа соревновательной деятельности команд мастеров / В.М. Шулятьев, А. Д. Дугблей // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 24-27.
2. Шулятьев, В.М. Студенческий волейбол / В.М. Шулятьев ; Рос. ун-т дружбы народов. -М. : Изд-во РУДН, 2011. - 195 с.
REFERENCES
1. Shulyatiev, V.M. and Dugbley, A.D. (2014), "Characteristics of technical readiness of footballers aged 16-17 based on the analysis of competition activity of commands of masters", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 24-27.
2. Shulyatiev, V.M. (2011), Student volleyball, publishing house RUDN University, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2017
УДК 796.011
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Халипат Мовлаевна Солтамурадова, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный университет, Грозный
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с необходимостью разработки новых инновационных способов оптимизации здоровья человека, с научным осмыслением познания физической рекреации с точки зрения её теоретических и практических проблем. Сделана попытка переосмысления исторически сложившихся парадигм физической рекреации и построение на этой основе современной модели, позволяющей прогнозировать её прикладные возможности.
Ключевые слова: физическая рекреация, социальная активность, здоровье человека, двигательная активность, социальный аспект.
SOCIOCULTURAL ORIENTATION OF SCIENTIFIC RESEARCHES OF PHYSICAL
RECREATION
Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg, Halipat Movlayevna Soltamuradova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Chechen state university, Grozny
Annotation
The article discusses the topical issues related to the need to develop the new innovative ways to optimize the human health, with the scientific understanding of the knowledge of physical recreation in terms of its theoretical and practical problems. An attempt is made to rethink the historically formed paradigms of physical recreation and to build on this basis a modern model that makes it possible to predict its application.
Keywords: physical recreation, social activity, human health, motor activity, social aspect.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость выделения проблемы физической рекреации в самостоятельную область научных исследований обусловлено следующими основными причинами. Первая из них связана с все возрастающими запросами практики в разработке новых инновационных способов оптимизации здоровья человека, повышения его социальной активности, образовательного и культурного уровней, что вызывает повышенных интерес исследователей к физической рекреации.
Вторая причина связана с необходимостью отойти от существующих описательных и объяснительных способов познания физической рекреации к выделению и глубокому анализу новых фактов, научно осмыслить такие ее теоретические и практические проблемы, которые уже не могут быть поставлены и успешно решены в рамках своих традиционных родовых научных дисциплин - теории физической культуры и общей рекреации.
Третья причина заключается в том, что в проблему исследований физической рекреации все более интенсивно вторгаются нетрадиционные научные дисциплины, что приводит к возникновению новых ее предметных областей, возникающие за пределами своих традиционных предметных областей. Выделение их позволит расширить существующие представления о физической рекреации, более четко сформулировать ее современный понятий аппарат и определить возможности ее использования в разнообразных сферах жизнедеятельности людей.
И, наконец, четвертой причиной необходимости выделения проблемы физической рекреации как области научных исследований служит тот факт, что по своей массовости, доступности, разнообразию форм и видов, широких пространственно-временных условий её использования и популярности среди различных социально-демографических групп населения она значительно превосходит возможности других видов физической культуры и общей рекреации.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным способом решения поставленной проблемы является переосмысление исторически сложившихся парадигм физической рекреации и построение на эвристическом уровне ее современной модели, на основании которой можно было бы планировать дальнейшие ее теоретические, эмпирические и прикладные исследования, прогнозировать возможные результаты. Для построения современной модели физической рекреации следует выделить некоторые специфические особенности проводимых в настоящее время научных исследований, которые являются наиболее актуальными и отражают современные запросы практики. Современное видение научных исследований физической рекреации имеет определенную специфику. Одна из них заключается в том, что в настоящее
время кардинально меняется взгляд на такую общечеловеческую ценность, как здоровье, которое, безусловно, считается одним из основных предметов физической рекреации. Но понятие здоровья в рамках физической рекреации, равно как и в теории физической культуры, трактуется далеко неоднозначно. В одних случаях используемые методы получения эмпирических данных имеют приложение к организму человека, его функциональным системам, в других, - физическому состоянию, в- третьих, - физическому телу человека, в-четвертых, - физическому здоровью и др. [3].
Такая узкая дифференциация отдельных компонентов здоровья затрудняет интеграцию получаемых данных в единую систему и не способствует формированию обобщенного представления о физической рекреации. В рамках изучения здоровья человека, как основного предмета физической рекреации, проблема здоровья традиционно рассматривается лишь в одном аспекте - необходимости его восстановления до некой оптимальной нормы. Предполагается, что у человека уже имеются определенные изменения в здоровье в сторону его ухудшения вследствие неблагоприятного влияния профессионального труда, нервно-психических стрессоров и требуется его восстановление. Несомненно, физическая рекреация и в настоящее время не утрачивает своего функционального значения в восстановлении физического здоровья человека, это является одной из важных ее задач.
На современном этапе возникает и другая задача: как сохранить здоровье на оптимальном уровне у практически здоровых людей на всех этапах их жизнедеятельности. В пожилом возрасте, например, происходит не только, да и не столько биологическое, сколько психосоциальное старение. Отрыв от активной профессиональной деятельности, резкое снижение двигательной активности, ограничение круга общения оказывает более травмирующее влияние на здоровье человека, чем биологические механизмы старения.
Проблема здоровья попадает в разряд приоритетных интересов социальных наук и становится предметом изучения социально-психологических и культурологических наук. В социокультурном аспекте здоровье человека рассматривается как составляющая удовлетворенностью жизнью и субъективного благополучия. Подчеркнем, что такой подход наиболее характерен для предмета общей рекреации, в которой здоровье рассматривается как целостное состояние, включающее не только физический, но психический, душевный и социальный компоненты в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Если восстановительная функция физической рекреации до недавнего времени являлась основным ее предметом, то социальные функции (культурологическая гуманистическая социально-психологическая и др.) еще не стали предметом интенсивных научных исследований [1].
Другая специфика видения современных направлений исследований физической рекреации связана с социальной жизнедеятельностью человека. При этом исходят из общего методологического положения: проявление любого человеческого феномена во внешней среде социально обусловлено, что не вызывает сомнений. Безусловно, пространственно-временные внешние условия выступают важными детерминантами физической рекреации и составляют одну из основных ее предметных областей. Однако, изучению социальных условий, в которых функционирует физическая рекреация и которые составляют относительно самостоятельную ее предметную область, в отечественной науке еще не уделяется должного внимания.
Следующее специфическое видение современных научных исследований физической рекреации заключается в том, что существуют такие ее предметные области, как, например, неформальные физкультурно-рекреационные объединения (спортивные болельщики, самостоятельно занимающиеся на спортивных площадках, природных зонах отдыха и др.), где четкая верификация выдвигаемых гипотез невозможна или существенно затруднена. Возникают определенные трудности и в проведении конкретных экспериментальных исследований в силу высокой мобильности и неустойчивости самих неформальных групп, разнообразия членов этих групп по социально-демографическим и
профессиональным признакам. Но они не могут быть исключены из общей проблематики исследований физической рекреации.
В этом отношении физическая рекреация сходна со всеми научными дисциплинами, изучающими человека. Вследствие многообразия предметных областей физической рекреации, проводимые эмпирические исследования не имеют адекватных теоретических обоснований. В то же время, становится очевидным, что эта проблема уже не может быть успешно решена только в рамках теории физической культуры или общей рекреации, для успешного ее решения требуется привлечение знаний из других смежных научных дисциплин [5].
Необходимость выделение физической рекреации в самостоятельную область научных исследований обосновывается и некоторыми другими обоснованиями. Субъектом физкультурно-рекреационной деятельности является конкретный человек, выступающий не только в качестве индивида, сущность которого составляет биологическая основа, но и обладающий своими индивидуально-психологическими особенностями, а проблема субъекта - это проблема психологической науки. Индивидуально-психологические особенности субъекта физкультурно-рекреационной деятельности инициируют её осуществление, вносят в её содержание индивидуальное своеобразие, что представляет собой отдельный аспект научных исследований. Это означает, что вне рамок психологической науки не может быть успешно решена и вся проблема физической рекреации [4].
Следует выделить еще один аспект рассматриваемой проблемы. Две основные метасистемы физической рекреации - физическая культура и общая рекреация, в свою очередь, являются подсистемами более сложной, более высокого уровня и имеющий всеобщий характер социокультурной системы. Как отмечает С.Н. Иконникова, ни одна из сфер жизнедеятельности человека - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или религия, наука или мораль, досуг или спорт - невозможны вне культуры. Культура выступает конструирующим и определяющим фактором физической рекреации. Предмет физической рекреации в данном контексте следует рассматривать в аксиологическом аспекте, какие социокультурные ценности усваивает человек, и в какой мере она способствует созданию новых общечеловеческих и культурных ценностей [2].
В рамках социокультурной проблематики исследований физической рекреации следует выделить ещё один аспект. Физкультурно-рекреационная деятельность не может осуществляться в «чистом» виде. В социокультурном пространстве она теснейшим образом связана с другими элементами культуры посредством использования многочисленных и разнообразных форм и средств культуры: досуга, общения, рекламы, использования спортивного инвентаря, национальных видов культуры, всё более широкого использования на практике нетрадиционных видов двигательной деятельности, базирующихся на философско-культурологических преимущественно зарубежных концепциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа современных научных направлений исследований физической рекреации можно сделать вывод, что объем и содержание данного феномена значительно шире традиционного признаваемого, как одного из способов восстановления физического здоровья человека. Появляются новые предметные области исследований, которые уже не «вписываются» в полном объеме в свои родовые понятия - физическую культуру и рекреацию. Физическая рекреация характеризует ту область реальности, которая связана с личностью, обществом, социальными отношениями и отличается от биологической природно-заданной сущности человека.
Выделение социокультурной и социально-психологической проблематики физической рекреации значительно расширяет область её научных исследований. Она становится одним из приоритетных направлений исследований физической рекреации в рамках физической культуры и общей рекреации, других смежных научных дисциплинах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. - СПб. : Изд-во «ЭГО», 2001. - 288 с.
2. Иконникова, С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные связи / С.Н. Иконникова // Гуманитарий. - 1995. - № 1. - С. 73-83.
3. Рыжкин, Ю.Е. Основные направления научных исследований физической рекреации / Ю.Е. Рыжкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 85-89.
4. Столяров, В.И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
5. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации : учебное пособие / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 249 с.
REFERENCES
1. Ariarsky, M.A. (2001), Applied Culturology, publishing house "EGO", St. Petersburg.
2. Ikonnikova, S.N. (1995), "Culturology in the Humanities: interdisciplinary relations", Humanist, No. 1, pp. 73-83.
3. Ryzhkin, Yu.E. (2008), "The main directions of scientific research of physical recreation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 40, No. 6, pp. 85-89.
4. Stolyarov, V.I. (2007), "Conceptual crisis in the sciences of physical culture and sports: indicators, causes and ways to overcome", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 59-62.
5. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to physical recreation: tutorial, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2017
УДК 796.856.2
СОПРЯЖЁННАЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ УДАРНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ, ОСНОВАННАЯ НА
ВЫПОЛНЕНИИ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СПУРТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Евгений Михайлович Калинин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Екатерина Викторовна Соловьева, младший научный сотрудник, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Введение. В статье рассмотрена срочная и долговременная адаптация спортсменов ударных видов единоборств при интервальных спуртовых упражнениях.
Методика. В исследовании приняли участие 10 спортсменов-тхэквондистов ВТФ 19-22 года, разделенных на 5 пар. Стаж занятий избранным видом спорта - 8,9±1,4 лет, которые в течение месяца выполняли три раза в недельном микроцикле спуртовые технико-тактические упражнения.
Результаты. Выполнение максимальных спуртовых интервальных упражнений длительностью до 8 с. приводит к значительному увеличению концентрации лактата на первой минуте восстановления и медленному восстановлению в течение трёх минут. Выполнение в течение месяца данного вида тренировки приводит к увеличению максимальной анаэробной мощности (p<0,05) при сохранении текущего уровня аэробной подготовленности спортсменов-тхэквондистов ВТФ на предсоревновательном этапе.
Ключевые слова: подготовка, отдых, утомление, подготовленность.