УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Килаб
Шамсудинович Дунаев, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи им Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; Муслим Килабович Дунаев, аспирант, Чеченский государственный университет, Грозный
Аннотация
Исследование физической рекреации как элемента образа жизни человека предполагает постановку широкого круга весьма сложных проблемных вопросов. Для решения чего, необходимо провести краткий анализ используемых в исследовании понятий - рекреация, физическая рекреация, образ жизни, здоровый образ жизни. Уточнение данных понятий позволит создать более адекватное представление о познаваемых явлениях, выявить их взаимосвязь и соотношение, место и значение в различных сферах жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: физическая рекреация, здоровье, здоровый образ жизни, физкультурно-рекреационная деятельность.
PHYSICAL RECREATION AS ELEMENT OF A LIFE STYLE OF CONTEMPORARY
HUMAN
Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kilab Shamsudinovich Dunaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Muslim Ki-labovich Dunaev, the post-graduate student, Chechen State University, Grozny
Annotation
The study of physical recreation as an element of a person's way of life involves setting a wide range of very complex problematic issues. To solve them it is necessary to conduct a brief analysis of the concepts used in the study - recreation, physical recreation, lifestyle, and healthy lifestyle. Clarification of these concepts will create a more adequate understanding of the phenomena to be known, to reveal their interrelation and correlation, place and significance in various spheres of human life.
Keywords: physical recreation, health, healthy way of life, physical culture and recreation
ВВЕДЕНИЕ
Рекреация в самом общем смысле рассматривается как специальный междисциплинарный раздел науки об оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Физическая рекреация - вид физической культуры и общей рекреации, основная предназначенность которой - восстановление и сохранение здоровья людей посредством двигательной деятельности, осуществляемой преимущественно в игровой форме. Существующие подходы к исследованию физической рекреации представляет собой, скорее всего, отдельные области научных исследований и прочного фундамента для формирования теории физической рекреации не имеют. Теоретическая её концепция находится еще в стадии становления.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методологический подход к познанию сущности физической рекреации как социокультурного явления, носящего деятельный характер, предполагает также выявление ее места в системе других ценностей культуры. Решение этих проблемных вопросов позволит создать целостное представление о физической рекреации, сформулировать ее
основное понятие, создать концептуальную основу. Центральным вопросом в изучении сущности физической рекреации как социального явления является определение ее понятия, которое формируется на основе выделения ее существенных признаков. Понятия развиваются и совершенствуются на основе возникновения противоречий между старыми понятиями и новыми теоретическими знаниями и фактами. Соответственно, разрабатываются пути научного разрешения этих противоречий. Возникает также проблема прогнозирования возможных изменений понятий, и какими методами их можно измерить на жизненном пути личности.
На основании проанализированных существующих мнений, взглядов, идей, представлений о физической рекреации как социальном явлении логично вытекает необходимость сформулировать ее основные понятия. Это становится тем более актуальным, так как изобилие различных подходов к выделению её разнообразных признаков и их классификации порождает разнообразие её понятий. Попытки же простого перечисления всех существующих понятий физической рекреации вряд ли будет способствовать её рассмотрению как системного явления, созданию целостной теории.
Отмечая позитивную роль физической рекреации в современном обществе, сохранении и укреплении здоровья человека, его социализации, в тоже время, приходится констатировать отсутствие её современной концепции, многие выдвигаемые теоретические положения находятся на уровне предположений, рассуждений, констатации отдельных признаков, фактов вне их взаимосвязи и соотношения. Проводимые экспериментальные исследования физической рекреации традиционно ориентированы на восстановление и укреплении физического здоровья человека, повышение функциональных возможностей его организма. Состояние физического здоровья и работоспособность, безусловно, относятся к важнейшим предпосылкам психического и социального существования человека. Но само понятие «физическое здоровье» у разных авторов трактуется неоднозначно. В одних случаях оно сводится к функциональным системам организма человека, в других -уровню развития физических качеств, в- третьих - состоянию физического развития и совершенства. Существуют и другие мнения. Широко используемый взгляд на физическую рекреацию лишь как на форму развлечения и зрелищ, способа получения удовольствия также узок и носит ограниченный характер.
Физическая рекреация испытывает огромное воздействие окружающих социальных условий, других социальных явлений, что вносит коррективы в ее понятия, особенности проявления в системе различных форм жизнедеятельности человека. Однако в экспериментальных исследованиях явно недостаточно уделяется внимание социокультурной роли физической рекреации в общественной жизни человека. Разумеется, что только социальных и культурных факторов окружающей среды недостаточно для формирования полноценного здоровья индивида. Важная роль в этом процессе принадлежит самому человеку, его индивидуальным психическим особенностям, мотивации, физическому развитию, текущему состоянию здоровья, стремлении его сохранить и улучшить, другим факторам.
Положительное в целом отношение большинства категорий населения к физической рекреации еще не означает активной ее реализации в повседневной жизни, использование ее возможностей в оптимизации здоровья человека. Потребности и стремления во многих случаях выступают лишь предпосылками активизации двигательной деятельности в свободное время. Необходимо развивать и упрочивать те потребности и интересы, мотивацию, которые ставят человека в такую ситуацию, которая формирует личность, как активно-творческую. Ведь конечная цель в обществе физической рекреации, как вида физической культуры, и заключается в решении её главной задачи - формировании физической культуры личности, предполагающая решение ряда частных задач: воспитательной, оздоровительной, образовательной и социокультурной.
Образ жизни и физическая рекреация находятся в сложных неоднозначных взаимосвязях и отношениях. Физическая рекреация выступает сферой, в которой проявляется
образ жизни, его особенности, черты, свойства, вместе с тем она является средством его формирования. Физическая рекреация - лишь термин, название социального явления, а ее сущность проявляется посредством двигательной деятельности. Поскольку физическая рекреация является видом физической культуры и общей рекреации, а их сущность раскрывается посредством двигательной деятельности, то для обозначения объективации физической рекреации в общественной жизни вполне логично использовать термин «физкуль-турно-рекреационная деятельность». Главными специфическими признаками физкуль-турно-рекреационной деятельности являются ее широкая доступность, добровольность, самостоятельность в выборе средств и способов ее осуществления.
Образ жизни и стиль жизни могут и не совпадать. Индивиды с одинаковым образом жизни могут вести различный стиль жизни и, наоборот, с одинаковым стилем жизни могут вести разный образ жизни. Зависимость между дифференцированными стилями жизни, характерными для разных социально-демографических групп, выражается количественными и качественными показателями участия в специфических формах физкультурно-ре-креационной деятельности. Наряду с одновременными личностными изменениями, ее жизненный путь подлежит и социальным изменениям [3].
В современных социологических и психолого-педагогических исследованиях в основном изучаются проблемы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - одна из качественных характеристик образа жизни человека. Но само понятие «здоровый образ жизни» по настоящее время четко не определено, существуют разнообразные точки зрения на содержание данного понятия, его признаках, структурных компонентах, механизмах проявления, критериях оценки, роли и места в жизни современного человека. К сожалению, эти вопросы в настоящее время разработаны весьма слабо, хотя в различных научных дисциплинах, многочисленных публикациях подчеркивается важность и актуальность исследования здорового образа жизни. В проблеме определения индивидуальных критериев здорового образа жизни можно выделить два основных методологических подхода. Традиционный и наиболее распространенный подход заключается в рассмотрении здорового образа жизни на основе рекомендации медицинской практики в рамках категорий «здоровье-нездоровье». Какое значение имеет здоровый образ жизни в сохранении и укреплении физического здоровья, и какие существуют способы предупреждения возможных в нем отклонений. При этом основным средством сохранения и укрепления здоровья рекомендуется избегание вредных привычек, стрессовых ситуаций, рациональное питание, режим труда и отдыха и др. Соблюдение указанных рекомендаций составляют сущность здорового образа жизни, что, в конечном счете, позволяет сохранять здоровье человека. Такой подход носит чисто утилитарный, ограниченный характер.
Другой методологический подход к здоровому образу жизни человека, и который находит все большее признание среди ученых различных стран, носит личностно-ориен-тированный характер. Здоровым образом жизни считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемому результату. Учитывая, что люди исходно различны, то для достижения уровня своего здоровья они должны и по-разному регулировать свое поведение и деятельность в конкретных жизненных ситуациях. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любой образ жизни можно считать здоровым, если он ведет к достижению реального здоровья. Соответственно, критерием эффективности ведения здорового образа жизни является не формы поведения человека, а реальное увеличение ресурсов его здоровья. Если это не происходит, то каким бы разумным, культурным он не казался, его неправильно относить к индивиду, строго соблюдающим здоровый образ жизни [4].
Одним из важных условий формирования здорового образа жизни служит создание приемлемых, комфортных внешних условий жизни человека, вовлечение его в такие виды деятельности, чтобы ведение здорового образа жизни стало его жизненной необходимостью и потребностью, одним из ведущих мотивов его жизнедеятельности. Здоровый образ
жизни - это процесс физического, психологического и социального саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы взаимодействия с окружающим миром [1].
Ситуация со здоровым образом жизни в стране противоречива. С одной стороны, резкое ухудшение состояния здоровья большинства россиян, особенно молодежи вызывает необходимость обратить самое пристальное внимание институционных организаций на возникшую проблему со здоровьем населения. С другой стороны, даже ориентация на индивидуально-личностное начало, создание социальных условий для формирования здоровья человека еще не приводит к желаемым результатам. Здоровый образ жизни еще не стал эталоном человеческой жизни, важным элементом его социального поведения. Но эту проблему, несмотря на многочисленные исследования, нельзя признать до конца решенной [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткий анализ понятий «образ жизни», «здоровый образ жизни» и «физическая рекреация» показывает, что эти понятия имеют многокомпонентный состав, находятся причинно-следственной связи, но их взаимосвязь далеко неоднозначна и еще недостаточно изучена. Не решена и столь сложная проблема - их влияние на образ жизни современного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байер, К. Здоровый образ жизни : перевод с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 1998. - 386 с.
2. Макеева, В.С. Оздоровительно-рекреативная физическая культура / В.С. Макеева. -Орел : Изд-во Орловского гос. пед. ун-та, 2004. - 195 с.
3. Эльмурзаев, М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмур-заев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-55.
4. Яковлев, Ю.В. Особенности влияния физической рекреации на поддержания телесного здоровья человека / Ю.В. Яковлев, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 283-286.
REFERENCES
1. Bayer, K. and Sheinberg, L. (1998), Healthy way of life, Publishing house "The World", Moscow.
2. Makeeva, V.S. (2004), Recreational and recreational physical culture, Orel.
3. Elmurzaev, M.A. (2014), "Sociocultural potential of physical recreation", Theory and practice of physical culture, No. 2. pp. 52-55.
4. Yakovlev, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Features of the influence of physical recreation on the maintenance of human physical health", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 283-286.
Контактная информация: m.a.08@mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.04.2018