Научная статья на тему 'Физкультурно-рекреационная деятельность: понятие, содержательные компоненты'

Физкультурно-рекреационная деятельность: понятие, содержательные компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Дунаев Килаб Шамсудинович, Дунаев Муслим Килабович, Шаухалов Тагир Саламбекович

В представленной работе уточняются и расширяются знания о физкультурно-рекреационной деятельности как основной базовой категории физической рекреации. Выявляются различия между активностью и деятельностью дающая основание утверждать, что основным механизмом объективации физической рекреации во внешней среде является именно двигательная деятельность, как один из видов общечеловеческой деятельности. Выделяются традиционные и в настоящее время широко используемые формы, виды и средства рекреационной деятельности в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Дунаев Килаб Шамсудинович, Дунаев Муслим Килабович, Шаухалов Тагир Саламбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and recreational activity: concept, contents and components

The present study clarifies and expands the knowledge covering the sports and recreational activities as the main basic category of the physical recreation. It highlights the differences between the activity and occupations giving the grounds to assert that the main mechanism for objectification of the physical recreation in the environment is particularly the motor activity, as one of the types of the universal activity. The article has isolated the conventional and widely used forms, types and means of the recreational activities in the domestic practice.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-рекреационная деятельность: понятие, содержательные компоненты»

9. Shchegolev, V.A., Zykov A.V. and Trapeznikov, S.A. (2015), "Theoretical and methodical aspects of education of cadets with use of means of physical training and sport", Urgent problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 44-51.

10. Shchegolev, V.A. and Mironov, A.O. (2016), "Training of specialists on physical culture and sport in armies of the countries of BRICS", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 64-69.

11. Shchegolev, V.A. (2012), "Organizational bases of physical training and sport in educational institutions of the United States Air Force", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 33-42.

12. Shchegolev, V.A., Shchegolev, V.A. and Savelyev, A.V. (2014), "Relation of military specialists of troops of VKO to physical training in system of additional military professional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 194-198.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2017

УДК 796.011

ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет; Килаб Шамсудинович Дунаев, кандидат педагогических наук, доцент; Чеченский государственный педагогический университет, Грозный; Муслим Килабович Дунаев, аспирант, Чеченский государственный университет, Грозный; Тагир Саламбекович Шаухалов, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, Магас

Аннотация

В представленной работе уточняются и расширяются знания о физкультурно-рекреационной деятельности как основной базовой категории физической рекреации. Выявляются различия между активностью и деятельностью дающая основание утверждать, что основным механизмом объективации физической рекреации во внешней среде является именно двигательная деятельность, как один из видов общечеловеческой деятельности. Выделяются традиционные и в настоящее время широко используемые формы, виды и средства рекреационной деятельности в отечественной практике.

Ключевые слова: физическая рекреация, физкультурно-рекреационная деятельность, социокультурная среда, социальные условия, половозрастные и социальные группы.

SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITY: CONCEPT, CONTENTS AND

COMPONENTS

Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Kilab Shamsudinovich Dunayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny; Muslim Kilabovich Dunayev, the post-graduate student, Chechen State University, Grozny; Tagir Salambekovich Shauhalov, the senior lecturer, Ingush State University, Magas

Annotation

The present study clarifies and expands the knowledge covering the sports and recreational activities as the main basic category of the physical recreation. It highlights the differences between the activity and occupations giving the grounds to assert that the main mechanism for objectification of the physical recreation in the environment is particularly the motor activity, as one of the types of the universal activity. The article has isolated the conventional and widely used forms, types and means of the recreational activities in the domestic practice.

Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, socio-cultural environment, social conditions, age and gender and social groups.

ВВЕДЕНИЕ

Сущность физической рекреации как социального явления проявляется и реализуется на практике посредством деятельности человека, получившая название рекреационной деятельности, исходя из исторически сложившего понятия «рекреация». Понятие «деятельность» является ключевым понятием физической рекреации, одна из основных её категорий. Именно деятельность - сознательное, целенаправленное отношение человека к окружающему миру и к самому себе составляет главный признак физической рекреации, служит материальным объективным основанием, основной компонент её содержания. Деятельность - это принципиально новый, только человеку присущий способ его взаимодействия с окружающей средой, заключающийся в создании и преобразовании внешних условий своего существования, это способ развития самого человека.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физическая рекреация опредмечивается и распредмечивается во внешнем мире посредством двигательной деятельности человека, безусловно, с учетом биологических закономерностей его организма и психических процессов, её регулирующих. В некоторых научных исследованиях для обозначения процессуальной стороны физической рекреации употребляется термин «двигательная активность». По нашему мнению, употребление данного словосочетания не совсем корректно. Активность свойственна всем биологическим системам, в том числе, разумеется, и человеку. Отличие активности от деятельности заключается в том, что активность, по определению известного психолога С.Л. Рубинштейна - это динамическая характеристика индивида, выражающаяся в биологической его адаптации к условиям природной среды. Деятельность же присуща только человеку, носит осознанный характер и отражает свою целевую направленность - саморазвитие и самосовершенствование человека, создание внешних условий для своей жизни, удовлетворения индивидуальных потребностей. Деятельность также содержит социокультурный смысл - включенность субъекта в социокультурную среду, сознательное освоение и преобразование её социокультурных ценностей [3].

Поскольку физическая рекреация традиционно рассматривается видом физической культуры и рекреации, а их содержание раскрывается посредством двигательной деятельности, то для обозначения деятельности в рамках физической рекреации правомерно использовать термин «физкультурно-рекреационная деятельность». Физкультурно-рекреационная деятельность - система целесообразных и упорядоченных двигательных действий индивида по освоению ценностей физической культуры и рекреации. Добровольность, доступность, самостоятельность в выборе форм и средств - основные специфические признаки физкультурно-рекреационной деятельности и составляют главный компонент её содержания. Мы разделяем точку зрения отечественного социолога А.С. Орлова, что следует отделять биологическую форму рекреационного поведения от социально обусловленной рекреационной деятельности. Биологически активное поведение и сознательная, самостоятельно регулируемая двигательная деятельность - два уровня анализа содержания физической рекреации [1].

Следует заметить, что функционирование физической рекреации во внешней среде не обязательно жестко связано с двигательной деятельностью субъекта, как единственной и необходимой её категорией. Во-первых, двигательная деятельность имеет место и в других видах человеческой деятельности (трудовой, общественной, познавательной и др.), и служит естественной жизненно необходимой потребностью человека, «объективная его данность». Во-вторых, она содержит познавательный, коммуникативный и цен-ностно-ориентационный компоненты, которые трудно выделить в чистом виде в физ-культурно-рекреационной деятельности.

Физическая рекреация - процесс и результат человеческой деятельности, способ и средство оптимизации здоровья человека, преобразовании его природной и социальной

сущности. В данном случае правомерен переход от физических упражнений, как основных традиционных средств физкультурной деятельности, к физкультурно-рекреационной деятельности, где физические упражнения выступают лишь технической стороной её осуществления, отдельными, но отнюдь не единственными её средствами. Физические упражнения реализуют механизмы формирования и поддержания телесно-двигательных качеств как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, с какой целью они используются. Такой подход позволяет отличать физическую рекреацию от другого вида физической культуры - физического воспитания, который возник и развивался как система знаний о физических упражнениях, одного из педагогических средств развития двигательных качеств и физического развития человека.

Физкультурно-рекреационная деятельность не представляет собой беспорядочный набор двигательных действий, она определенным образом организована, т.е. имеет форму. Слово «форма» в переводе с латинского языка означает наружный вид, внешнее очертание. Если понятие «метод» характеризует внутреннюю сторону процесса деятельности, способ её осуществления, то форма означает внешнюю сторону деятельности. Форма - способ существования и выражение содержания в окружающем мире, способ его организации. Если содержание есть нечто инвариантное, сохраняющееся, то форма -вариации, разновидности проявления содержания.

Мы предлагаем выделять формы рекреационной деятельности по следующим основаниям:

- во-первых, эти формы организации должны быть легко обозримы и широко использоваться на практике;

- во-вторых, должны обеспечивать индивидуальные потребности субъектов рекреационной деятельности, их общее всестороннее развитие;

- в-третьих, носить обобщенный характер, использоваться в разных социально-экономических условиях развития общества.

В настоящее время отмечается противоречие между традиционными, наиболее широко распространенными формами физкультурно-рекреационной деятельности и новыми формами, отражающие современные потребности людей - представителей различных субкультур и привнесенные преимущественно из зарубежной практики. Использование новых нетрадиционных зарубежных форм в отечественной науке содержит некоторую содержательную неопределенность, они также характеризуются отсутствием четкого научно-методического обоснования их применения на практике.

Существенным недостатком использования рекомендуемых форм физкультурно-рекреационной деятельности является недостаточное количество квалифицированных профессиональных кадров, способных в совершенстве владеть знаниями и методами обучения занимающихся. Как отмечает отечественный философ Е.Т. Соколова, увлечение восточными единоборствами, фитнессом, оздоровительными дыхательными системами и др., скорее, связано с поиском эффективных методов достижения индивидом внутренней гармонии, субъективного благополучия или простым выражением конформистских тенденций в системе межличностных отношений и не имеют четкого научного обоснования. Следует отметить также отсутствие квалифицированной подготовки профессиональных кадров по использованию зарубежных методик физической рекреации в специализированных учебных заведениях [4].

Формы физкультурно-рекреационной деятельности чрезвычайно многообразны и существует множество попыток их классификации. Предлагаемые классификации построены на разных основаниях, характеризуются разнообразием выделяемых признаков. В одних случаях такими признаками служат способы организации физкультурно-рекреационной деятельности - самостоятельные, стихийно возникающие или специально организованные, в других, - пространственно-временные признаки - регулярные, периодические, эпизодические, в-третьих, - способы организации групп по половозрастным

признакам или по количеству занимающихся в группах - индивидуальные, групповые, массовые. Существуют и другие попытки классификации форм физической рекреации. По нашему мнению, одним из недостатков предлагаемых классификаций форм являются попытки их построения по отдельным произвольно выбранным признакам, отсутствием их научного обоснования, что не позволяет их рассматривать в системном отношении.

Отечественный ученый в области физической культуры Н.И. Пономарев в качестве форм физкультурно-рекреационной деятельности выделяет группы общей физической подготовки и группы здоровья, утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки и физкультпаузы в образовательных учреждениях, прогулки, проведение Дней здоровья, физкультурные праздники и т.п. Выделяемые автором формы физической рекреации в большей степени отражают её сущность, целевую предназначенность. Следует, однако, заметить, что одна и та же форма организации рекреационной деятельности может реализоваться разнообразными видами и средствами. Но выявить взаимосвязь и различие форм и видов рекреационной деятельности в целостном акте рекреационной деятельности не всегда представляется возможным [2].

Выбор индивидом форм организации, видов и средств физкультурно-рекреационной деятельности обусловлен двумя основными факторами: внешними и внутренними. К внешним факторам относятся пространственно-временные и климато-географические условия, уровень развития инфраструктуры досуга и другие. Внешние факторы задают лишь возможные вариации выбора субъектом тех или иных средств и условий физкультурно-рекреационной деятельности, но не определяют полностью её содержание. К внутренним факторам относятся половозрастные, социально-психологические и социокультурные особенности индивидов, определяющие их стремления к физкультурно-рекреационной деятельности (потребности, мотивация, состояние здоровья, возможность расширения социальных контактов и др.).

При всем многообразии внешних и внутренних факторов, обуславливающих содержание физкультурно-рекреационной деятельности, следует учитывать, что главным её инициатором и исполнителем выступает конкретный индивид. Только ему принадлежит право свободного выбора форм, средств и видов рекреационной деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями. В этом и заключается главные признаки физической рекреации - добровольность, доступность, самостоятельность осуществления. Как справедливо отмечает М.А. Эльмурзаев, эти признаки и составляют важный элемент их образа жизни [5].

Формы физкультурно-рекреационной деятельности чрезвычайно разнообразны. Они могут носить индивидуальный, групповой или массовый характер. Следует отличать индивидуальные самостоятельно организуемые формы рекреационной деятельности и общественно-групповые формы, организуемые под руководством аниматоров. Индивидуальные формы рекреационной деятельности (инициации) преимущественно ситуативные по пространственно-временным признакам и характеризуются отсутствием внешнего принуждения, нормативно-правовой регуляции. Общественно-групповые формы рекреационной деятельности имеют место в период отпусков, каникул людей, используются в местах группового отдыха, курортно-санаторных зонах, кемпингах, домах отдыха и др., и осуществляются под руководством аниматоров (методистов, инструкторов, тренеров и др.). Массовые формы физкультурно-рекреационной деятельности (физкультурные праздники, Дни здоровья и т.д.) более продолжительны по времени, относительно постоянны по содержанию и используемым средствам. К стихийным формам рекреационной деятельности относятся формы, возникающие спонтанно в силу складывающейся внешней ситуации, массовым формам - по предварительному согласованию между участниками деятельности мест, условий и правил её осуществления.

Индивидуальные формы занятий выбирают преимущественно лица пожилого возраста, подростки и юноши - групповые формы занятий. Субъекты женского пола пред-

почитают индивидуальные формы деятельности, мужского - групповые и массовые формы. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны вариации, отдельные индивиды могут участвовать в разных формах организации рекреационной деятельности в зависимости от социальных условий их проживания, сложившихся традиций.

Что касается индивидов конкретных социальных групп, то в отечественной науке имеются лишь отдельные сравнительные данные по группам рабочих, студентов и служащих. По данным автора служащие преимущественно выбирают индивидуальные формы занятий, студенты - групповые, рабочие - массовые праздники, Дни здоровья и другие массовые формы. Однако представленные автором фактические данные, к сожалению, не имеют достаточной обоснованности и аргументации.

Проведенный теоретический анализ форм, видов и средств физкультурно-рекреационной деятельности дает основание утверждать, что применение их на практике должно основываться на следующих методологических принципах.

1. Любые формы организации физкультурно-рекреационной деятельности должны выбираться индивидом исключительно самостоятельно в соответствии с его потребностями и возможностями.

2. Они должны обеспечивать возможность всестороннего развития личности, оптимизацию её здоровья в единстве физического, психического и социального компонентов, формирование состояния субъективного благополучия и удовлетворенность жизнью.

3. Учитывать сложившиеся традиции в использовании способов организации физкультурно-рекреационной деятельности субъектами разных социальных групп, и в тоже время отражать новые тенденции в её развитии, складывающиеся на современном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разумеется, предложенные методологические принципы организации физкультур-но-рекреационной деятельности носят рекомендательный характер и могут носить вариативность в зависимости от складывающейся жизненной ситуации и индивидуальных особенностей различных субъектов рекреационной деятельности.

Следует обсудить два дискуссионных вопроса, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Первый из них касается отождествления видов и средств рекреационной деятельности. В некоторых исследованиях они рассматриваются как синонимичные понятия. Средство в широком смысле означает, с помощью чего осуществляется рекреационная деятельность, вид - характер деятельности по содержанию - познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Второй дискуссионный вопрос касается возможностей использования физических упражнений в качестве средств рекреационной деятельности. Выделение физических упражнений объясняется тем, что физическая рекреация является одним из видов физической культуры, где они рассматриваются одними из главных её средств. На этом основании физические упражнения относятся и к средствам физической рекреации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов, А.С. Социология рекреации / А.С. Орлов. - М. : Наука, 1995. - 115 с.

2. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 284 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.

4. Соколова, Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 67-80.

5. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации : учебное пособие / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2015. - 249 с.

REFERENCES

1. Orlov, A.S. (1995), Sociology of recreation, Nauka, Moscow.

2. Ponomarev, N.I. (2000), Physical culture as an element of society and human culture, Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Rubinstein, S.L. (1986), "The principle of creative self (to the philosophical foundations of modern pedagogy", Questions of psychology, No. 4, pp. 101-108.

4. Sokolova, E.T. (2009), "Narcissism as a clinical and a social and cultural phenomenon", Questions of psychology, No. 1, pp. 67-80.

5. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to physical recreation: tutorial, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.