Научная статья на тему 'Социальный статус органов самоуправления'

Социальный статус органов самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов А. Н.

В статье автор в концептуальном плане рассматривает проблему становления системы самоуправления в Российской Федерации как основу формирования демократичного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social status of autonomous bodies

The author of the article provides a conceptual view on the development of a self-government system in the Russian Federation as a base for democratic state formation.

Текст научной работы на тему «Социальный статус органов самоуправления»

А. Н. Смирнов

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. А. Владимиров

В статье автор в концептуальном плане рассматривает проблему становления системы самоуправления в Российской Федерации как основу формирования демократичного государства.

The author of the article provides a conceptual view on the development of a self-government system in the Russian Federation as a base for democratic state formation.

Анализируемая проблема является безусловно актуальной, ибо в стране начаты активные процессы развития местного самоуправления, регионального и даже федерального (создание Общественной палаты РФ). Все эти процессы носят организационно-практический характер, но для своего эффективного осуществления они нуждаются в серьезном научном анализе и обосновании, чтобы исключить опасность волюнтаризма и субъективизма (вспомним времена правления Н. С. Хрущева).

Проводимая в стране административная реформа касается не только федеральных, но и региональных и местных органов власти. Реформа местных органов власти должна осуществляться по двум принципиальным направлениям:

1) совершенствование системы местного управления;

2) совершенствование системы местного самоуправления.

Именно такое единство обеспечивает становление гражданского общества в России, ибо гражданское общество - это общество регулируемое правовыми и нравственными нормами.

Правовые регуляторы исходят от власти, от государства и охраняются законом. Нравственные регуляторы исходят от об-

щества, от общественных объединений и охраняются общественным мнением.

Особое место в системе гражданского общества занимает бизнес, который исходит от общественных объединений и в то же время опирается на государственно-правовые нормы.

Прошедшие в стране российские форумы и продемонстрировали общую тенденцию становления единства трех социальных сил общества:

1) государство - сила права, законов;

2) бизнес - сила финансов;

3) общество - сила интеллекта и морали.

Очевидно, что развитие системы местного управления и самоуправления должно ориентироваться на использование и укрепление единства этих трех сил.

В современных условиях России необходима разработка системы местного управления и самоуправления в рамках административной реформы и в условиях становления гражданского общества. Такая система может быть экспериментально апробирована на любом уровне местного управления и самоуправления.

Сформулированная идея может быть содержательно развернута в концепцию:

1. Местное управление - это система административно-правовой управленчес-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

кой деятельности на любом уровне, кроме федерального и окружного. Эта система включает в себя взаимодействие всех базовых компонентов управленческой деятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, среда.

2. Местное самоуправление - это система управленческой самодеятельности всех видов общественных объединений граждан. Она тоже включает в себя все компоненты управленческой самодеятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, результаты, среда.

3. Гражданское общество - это управленческий социальный институт, который базируется на системе управления (власть) и на системе самоуправления (общество).

4. Объектом управления со стороны гражданского общества являются все сферы социума: экономическая, экологическая, научная, художественная, педагогическая, управленческая, медицинская, физкультурная.

Создание Общественной палаты Федерального уровня - знаменательное событие в истории современной России. Впечатляет и то, что палата создана по инициативе высших органов власти. Не будем забывать и того, что этой инициативе властей способствовали четыре всероссийских форума, посвященных, по существу, одной проблеме: единство власти, общества и бизнеса. Грубо говоря, эти три силы сегодня в России представляют три социальных субъекта , деятельность которых определяет ста -новление гражданского общества в стране. Отрицательное отношение к командно-директивному и охлократическому режимам существует у всех слоев населения. Преодоление автократии на основе естественного права и преодоление охлократии на основе позитивного права - это и тенденция, и перспектива развития России.

Необходимо учитывать, что в современной России существует более 650 тысяч общественных объединений, т. е. организаций, фондов, союзов, партий, ассоциаций

и прочих, внегосударственного характера. Они все очень многообразны и типологически трудно определяемы: религиозные, художественные, научные, политические, медицинские, спортивные, образовательные, экологические и т. д. Все это формы проявления самодеятельности народа. Если власть со всеми ее органами не справляется с регуляцией общественной жизни, то нужна помощь общества, общественных объединений. Достаточно вспомнить известные добровольные народные дружины (ДНД).

С теоретической точки зрения создание общественных объединений разного типа вполне согласуется с философским учением о праве, согласно которому в обществе существует наряду с позитивным, государственным правом и естественное право народа, право, на страже которого стоит общественное мнение, общество. Вероятно, закономерно говорить о том, что гражданское общество может существовать на основе двух названных регуляторов: правовые нормы и общественные правила. Союз государства и общества, власти и народа, права и морали - основа движения к гражданскому обществу.

Следует отметить и специфику этих двух социальных сил: на стороне государства - власть, на стороне общества - интеллект. Особое место в этой системе занимает бизнес. Сила бизнеса - финансовая. Но при этом необходимо различать бизнес и предпринимательство. Если цель бизнеса -финансовая, деньги и т. п., то цель предпринимательства - благо страны, ее развитие. Государство со всеми его органами и инструментами и должно поддерживать предпринимательство, а не бизнес по американскому образцу.

Общественная палата России и создана с целью поощрения, стимулирования отечественного предпринимательства с его социально-гуманитарными целями. Эти цели ориентированы на развитие науки, образования, здравоохранения, искусства,

Социальный статус органов самоуправления

спорта и т. д. Уже первые шаги деятельности Общественной палаты говорят об этом.

Разумеется, существует множество вопросов по данной проблеме: способ формирования общественной палаты, социальный статус палаты, типология ее комитетов, функции палаты, возможности ее трансформации. В частности, возникает вопрос об аналогичном создании общественных палат регионального характера. Полезно здесь учесть и опыт вечевых рес -публик Руси, и опыт земств, и другие исторические примеры собственного развития.

В целом, надо положительно оценить становление подобных общественных органов самоуправления, именно самоуправления, поскольку это организации, руководствующиеся внутренними мотивами и творческим, нестандартным отношением к делу. Будущее за ними.

Самоуправление в самом широком смысле слова мы рассматриваем как противоположность управлению. И это основано на диалектической поляризации деятельности и самодеятельности в любой сфере общественной жизни. Мы уже привыкли к противопоставлению художественной деятельности и художественной самодеятельности, медицинской деятельности и медицинской самодеятельности (самолечение) и т. д. На наших глазах, особенно в системе России, происходит процесс становления управленческой самодеятельности в форме самоуправления и на региональном, и на федеральном уровнях. Самоуправление мы рассматриваем как форму управленческой самодеятельности народа, общества, общественных объединений и организаций. Органы управления (государственные институты власти) должны и в правовых, и в общественных актах создавать возможности становления и развития органов самоуправления.

Реально в современной России под воздействием общественного мнения и самих

органов власти происходит формирование самых различных органов самоуправления: это и федеральная Общественная палата, множество палат старейшин, молодежных парламентов, общественных академий, спортивных обществ, экологических движений и т. д. Важно подчеркнуть, что эти органы самоуправления в любой сфере общества действуют в рамках Конституции РФ, а значит, могут формировать каналы взаимодействия с соответствующими орга-нами власти. То есть создается реальное социальное поле взаимосвязи управления и самоуправления, что важно для становления гражданского общества.

Функциональный подход к характеристике органов самоуправления не может не опираться на общую концепцию функций управления: планирование, организация, руководство, контроль, регулирование. Эти функции, характеризующие разные задачи упорядочения социальных процессов, представлены и в системе самоуправления.

Только в каждом случае функция обретает самодеятельную форму: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование. Эффективность решения этих задач и определяет эффективность всей системы ор-ганов самоуправления. Это предполагает, разумеется, наличие управленческой культуры у субъектов самоуправления.

Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы: прежде всего необходи-мость исследования диалектической связи управления и самоуправления, а также содержательный анализ структуры и функций самодеятельных органов управления и их правовой статус.

Наконец, нуждается в систематической обработке огромный опыт становления часто совершенно новых для страны орга -нов федерального, регионального и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.