С.Н. Семянников (иеродьякон Моисей),
Иосифо-Волоцкий монастырь, соискатель миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
г. Москва, Россия, 638806@rambler.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРФИНГ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕФОРМАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
В статье приводятся результаты исследований современной социально-культурной среды подростков, для которой характерны дефицит духовности, секуляризация сознания, антагонистичность декларируемых и реализуемых социально-нравственных ценностей, некоторая нравственная беспринципность и нравственный конформизм. Обозначены результаты эмпирического исследования отношения современных подростков к основным социальным ценностям; отмечаются приемлемость таких негативных явлений, как одиночество, эгоизм и ложь; отрицание авторитета родителей, снижение авторитета института семьи. Даётся трактовка феномена социального серфинга среди молодежи с точки зрения духовно-нравственных категорий. Делается вывод о принадлежности социального серфинга к проявлениям духовно-нравственного конформизма и беспринципности как аспектов секуляризации сознания. В заключение указывается, что в современных условиях возросла роль духовно-нравственного воспитания личности. Эта востребованность объясняется целым рядом негативных явлений в обществе, таких как социальный серфинг, реализуемый как беспринципный поиск наиболее лёгких путей для достижения лично выбранной жизненной цели. Подчеркивается, что только духовно-нравственное воспитание, основанное на опыте поколений, может помочь нашей молодёжи осознать и принять принципы любви и созидания для формирования и реализации своей социально значимой жизненной позиции. Ключевые слова: социально-культурная среда подростков, дефицит духовности, антагонистичность декларируемых и реализуемых социально-нравственных ценностей, система ценностно-смысловых приоритетов личности, одиночество, эгоизм, духовно-нравственные основы взаимодействия личности и общества.
Характерная черта современной российской жизни - многообразие социальных условий развития личности. Особым образом такая ситуация отражается на молодёжи. Очевидно, что социально-культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе. Современные исследователи отмечают антагонистичность декларируемых и реализуемых социально-нравственных ценностей, то есть
декларируется одна ценностная система, а на деле формируются и реализуются иные.1
Как в зарубежной, так и в отечественной психологии исследование ценностных ориентаций в настоящее время признаётся одним из приоритетных направлений, так как внутренний мир человека, его наполненность ценностными ориентирами, безусловно, не только детерминируют освоение и осмысление окружающей среды, но и задают вектор поведения в этом окружении, тем самым определяя смысл и сущность жизни личности. Таким образом, «они имеют как
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
универсальную, так и культурно-специфическую природу»2.
В этих условиях особое значение приобретает развитие стратегии и тактики педагогической науки -в решении данной проблемы. Когда принципом в работе с молодёжью, дающим импульс для развития творческого потенциала, станет не принуждение или назойливое и нудное объяснение общественных норм и правил, а вовлечение в творческое участие во всех сферах российского общества.3 Конеч- _
но же, личность с нравственными установками будет стремиться к здоровым межличностным отношениям в своем личном пространстве, что во множественной совокупности приведет и к оздоровлению общества в целом. Поэтому, по мнению автора, сегодня актуализирован вопрос нравственного воспитания личности, таким образом, развитие педагогической мысли должно происходить с учетом не только личностной эффективности ребенка, но и традиционных нравственных основ нашего общества.
Обращает на себя внимание, что понятия нравственности и духовности в выводах целого ряда исследований по этой тематике почти не затрагиваются, хотя достаточное количество аргументов основывается и оперирует такими понятиями. В то же время некоторые исследователи ценностных приоритетов современной молодёжи говорят о смене парадигмы ценностных ориентаций молодежи и выражают свою обеспокоенность этим. Так, например, Е.В. Васина отмечает изменения «в ценностной иерархии блока индивидуальных ценностей»4. С этим мнением согласуются и выводы Е.Ю. Стрижова, который говорит о «заси-лии утилитарно-рационалистической мора-ли»5. Всё это, по мнению автора, указывает
Особое значение приобретает развитие стратегии и тактики педагогической науки в решении проблемы становления нравственности. Когда принципом в работе с молодёжью, дающим импульс для развития творческого потенциала, станет не принуждение или назойливое и нудное объяснение общественных норм и правил, а вовлечение в творческое участие во всех сферах российского общества.
Социальные изменения в современной России происходят намного быстрее, чем человек способен адаптироваться к ним.
на «дефицит духовности в молодёжно-подростковой аудитории»6 и «секуляризацию сознания»7. И это при том, что «система индивидуальных ценностей личности складывается уже ко времени окончания средней шко-лы»8. На государственном уровне данная проблема формулируется так: «Сегодня Россия испытывает дефицит духовности. ...это выражается в равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные и вызывающие формы. Это создает угрозу безопасности общества»9. Сопутствует этому и «намного более высокий уровень мобильности современного человека, который перестаёт быть жёстко связан с определённым городом, регионом, страной - малой Родиной».10
Вполне естественно, что в жизненных ориентациях юношества находят отражение те сложнейшие противоречия, которые присущи современному обществу. Нравственный мир молодежи подвержен влиянию особых, новых принципов и морали, которые диктуются целым рядом процессов, обуславливающих переход «от преимущественно коллективистических, общинных форм социальной жизни и ориентаций к индивидуальным, от позиций монолитного единства к плюра-листичности, от авторитарности к демократизации, от конфронтации к компромиссу и консенсусу, от мифологического отношения к действительности к рациональному...»11. В то же время, как показано в работах отечественных психологов, социальные изменения в современной России происходят намного быстрее, чем человек способен адаптироваться к ним. Это не только обусловливает полную неопределённость развития какой-либо ближайшей ситуации, но и лишает возможности прогнозировать свою дальнейшую судьбу.12 На личностном,
дискуссия
журнал научных публикаций
духовно-нравственном уровне это проявляется в комплексе явлений, связанных с повышенной тревожностью и, как следствие, агрессивностью, нарушением временной перспективы, которые в исследованиях нередко объединяются термином «социальный невроз», а в обыденной жизни стимулируют ряд социально-нравственных феноменов.
В этой связи рассмотрим сравнительные результаты исследований ценностных ориентиров молодёжи по авторской методике «Что мне дороже всего на свете»13 и «Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодёжи в современном обществе. Психолого-педагогические проблемы образования», целью которого было «изучение соотношения декларируемых и реализуемых ценностей молодежи как фактора ценностной неустойчивости, проявляемой в форме социального серфинга между различными социальными образованиями, с которыми взаимодействует молодой человек»14.
На вопросы авторской анкеты, прошедшей научную экспертизу в ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», ответили 3946 человек: 1690 респондентов мужского пола и 2256 респондентов женского пола. Средний возраст респондентов составил 13,5 года. Анкета была нацелена на выявление наличных жизненных при-
оритетов и отношения подростков к фундаментальным духовно-нравственным ценностям: любовь, добро, зло; к таким понятиям, как «отношение к ближнему», «отношение к семье»; их восприятия эгоизма и лжи.
При трактовке результатов принималось во внимание мнение И.В. Воробьёвой о снижении уровня влияния на индивида классических, фундаментальных социальных институтов - таких, как семья, конфессия, нация. Это согласуется с выводами автора анкеты: респондентам присущи как социально ориентированные, так и эгоистические ценности.15 В то же время, возрастает приоритет властности, конформности и стремления к безопасности. Приведём описание авторского коллектива для большей точности терминологии и понятий: «На смену традиционным институциональным формам приходит новый тип общностей, характеризующихся отсутствием жестких связей: они дискретны, полиморфны, доступны и всегда незавершенны. Это социальное скольжение (social surfing), быстрое поверхностное движение между осязаемыми системами действия и общения представляет собой особую коммуникативную тактику, особый тип социального включения, которое в привычном смысле никогда не будет достаточно полным, лишь имитирует эту полноту. Социальный серфинг приводит к неоднознач-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ным эффектам, силу и значимость которых Для многих из них (образно) семья является предстоит оценить в позитивном и негатив- «крепостью, в которой можно укрыться, а не
ном измерениях»16. Исследователи приходят к выводу о разъединяющем, вынуждающем к обособлению от реаль- =
ных интересов сообщества влиянию социального серфинга. Комментировать такую ситуацию только с социальных позиций, по мнению автора, нельзя. Результатом становится не только социальный, но и духовно-нравственный серфинг, выражающийся в поисках наиболее удобной формы религиозных и социально-нравственных систем и позиций, оправдывающих позицию индивида, что, несомненно, отражается как на личностном, так и на социальном уровне. Искажение системы ценностно-смысловых приоритетов личности приводит к обеднению всего жизненного пространства, к таким проявлениям, как приемлемость эгоизма и лжи. Более 30% респондентов откровенно признают ложь уместной и необходимой частью жизни при 25%, агрессивно реагирующих на ложь по отношению к себе. Приблизительно такие же показатели и в отношении эгоизма: оправдание собственного и жёсткое порицание окружающего.17
Одним из следствий такой жизненной позиции, по мнению автора, является проблема одиночества человека в окружающем его мире: «.на том основании, что самостоятельно справиться с бедностью общения, как на межличностном уровне, так и на уровне целых сообществ ., гораздо тяжелее, чем с материальной нищетой»18. Одиночество не свойственно человеку - существу (по Аристотелю) политическому, «общественному»19, «диалогичному»20. Самым первым и ближним кругом общения, который формирует личностные качества человека, является семья. Авторское исследование показало, что в большинстве случаев (от 40 до 60% респондентов) декларируются социально значимые положительные результаты отношения к институту семьи. Но при более тщательном анализе проявляется несколько эгоистичное наполнение этого понятия в мировоззрении респондентов.
Более 30% респондентов откровенно признают ложь уместной и необходимой частью жизни при 25%, агрессивно реагирующих на ложь по отношению к себе. Приблизительно такие же показатели и в отношении эгоизма: оправдание собственного и жёсткое порицание окружающего.
крепостью, которую нужно строить и защи-щать»21, что позволяет сделать вывод о высокой степени эгоистичности и беспринципности аудитории респондентов («нравственный серфинг» или «нравственный конформизм»). К этим данным можно присовокупить результаты ответов на вопросы, касающиеся института семьи и внутрисемейных отношений, которые показывают высокую степень эгоистичности и бескомпромиссности подростков: только около 55% подростков готовы полностью довериться опыту родителей в воспитании своих будущих детей; в вопросе о значимости мнений («значимый другой») экспертный балл родительского авторитета не выше 4,4 при 3,9 балла в пункте «моё собственное мнение» и 3,9 балла в пункте «родственники», что говорит о достаточно низком уровне доверия к родителям.22
В современных условиях возросло значение духовно-нравственного воспитания личности. Эта востребованность объясняется актуализацией в современном обществе целого ряда негативных явлений, в том числе таких, как социальный серфинг - духовно-нравственный феномен, реализующийся как нравственный конформизм для достижения лично выбранной жизненной цели. Только духовно-нравственное воспитание, основанное на опыте поколений, может помочь нашей молодёжи осознать и принять принципы любви и созидания для формиро-ваиия и реализации своей социально значимой жизненной позиции. ^
Литература
1. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: моногр. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2014. С. 5.
2. Тудупова Т.Ц. Этнокультурное исследование ценностных ориентаций современных подростков // Вестник Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. Т. 10. С. 51.
3. Вебер Э.И. Ценностные ориентиры современной молодёжи // Историческая и социально-образовательная мысль. Социология и психология. Изд-во КГУ, 2011. № 4 (9). С. 142-145.
4. Васина Е.В. Ценностные ориентации современного юношества: моногр. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 132.
5. Стрижов Е.Ю. Криминализация нравственного сознания современной молодёжи [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2015. Режим доступа: http://www.alpmag.info/ archive/125-number-2-in-2015.html (дата обращения: 02.12.2016).
6. Семянников С.Н. Особенности формирования нравственного мировоззрения школьников, воспитывающихся в семьях и в реабилитационных центрах (Результаты пилотажного исследования) // Православный учёный в современном мире: материалы 2-й науч.-практ. конф. Воронеж: Истоки, 2013. Т. 3. С. 101-106.
7. Здоровцева О.В. Секулярное сознание и религиозная жизнь в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия, психология, педагогика. Саратов: Изд-во Сарат. нац. исслед. гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского, 2016. Вып. 3, т. 16. С. 256-261.
8. Дулина Н.В., Токарев В.В., Василенко И.В. Методы исследования ценностных ориентаций. Методические указания для самостоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология». Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 1999. С. 36.
9. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// foma.ru/rossiya-ispyityivaet-deficzit-duxovnosti-schitaet-glava-gosudarstva-vladimir-putin.html (дата обращения: 16.05.2016).
10. Schwartz S.H. Universals in experimental social psychology. New York: Academic Pr., 1992.
11. Кухтевич Т.Н. Молодёжь-97: надежды и разочарования // Мозаика рубежа века. М., 1997. С. 6-7.
12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 288.
13. Семянников С.Н. Анкета. С чего начинается Родина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podrostki.today/?page_id=28 (дата обращения: 24.09.2016).
14. Воробьёва И.В., Кружкова О.В., Симонова И.А. Социальный серфинг: специфика ценностных
ориентаций молодёжи в современном обществе [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-serfing-spetsifika-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 26.08.2016).
15. Андронова Р.Е., Курсаков А.В., Семянников С.Н. Развивающая среда для детей с отставанием в социальном развитии // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды: материалы Международ. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Кальней [и др.]. 2016. С. 141-146.
16. Воробьёва И.В., Кружкова О.В., Симонова И.А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодёжи в современном обществе [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-serfing-spetsifika-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 26.08.2016).
17. Семянников С.Н. Особенности формирования нравственного мировоззрения школьников, воспитывающихся в семьях и в реабилитационных центрах (Результаты пилотажного исследования) // Православный учёный в современном мире: материалы 2-й науч.-практ. конф. Воронеж: Истоки, 2013. Т. 3. С. 101-106.
18. Вызовы современности [Электронный ресурс]: мультимедийн. учеб. пособие под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр // Социальное служение Русской православной церкви. Режим доступа: http://social-orthodox.info/5_2.htm (дата обращения: 31.08.2016).
19. Аракелян Н.С. Политкорректность или языковый такт // Кубанский государственный аграрный университет. 2008. Т. 7. С. 324-331.
20. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хро-нографъ, 2009. С. 440.
21. Семянников С.Н. Исследование особенностей духовно-нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания: миссионерские выводы из пилотажного исследования // Социальное служение Русской православной церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы Международ. науч.-практ. конф., 4-6 июня 2015 г. СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2015. С. 329-334.
22. Там же.
SOCIAL SURFING AS AN INDICATOR OF MORAL VALUES' DEFORMATION IN TEENAGERS' UPBRINGING
S.N. Semyannikov (Hierodeacon Moses), Joseph-Volokolamsk monastery, The applicant of missionary faculty, St. Tikhon's Orthodox University,
Moscow, Russia, 638806@rambler.ru
The article provides the research's results of modern social and cultural environment of teenagers which is characterized by lack of spirituality, secularization of mind, hostility to declared and realized social and moral values, moral unscrupulousness and moral conformism. The paper contains the empiric research's results of modern teenagers' attitude to basic social values; it marks out an acceptability of the negative things as loneliness, egoism, denial of parental authority and decreased authority of the institution of family. The article gives an interpretation of youth's social surfing from the viewpoint of spiritual and moral categories. There is a conclusion about belonging of social surfing to spiritual and moral conformism and unscrupulousness as the aspects of mind's secularization. The author underlines that in the modern conditions the role of spiritual and moral upbringing has grown. This urgency is explained by the set of negative phenomena in our society as social surfing, realized as unscrupulous search for the easiest ways for achieving personal purposes. It should be mentioned that only spiritual and moral upbringing, based on the experience of generations, can help our youth to realize and accept the principles of love and creation for forming and realization ofpersonal social life position. Key words: social and cultural environment of teenagers, lack of spirituality, hostility to declared and realized social and moral values, the system of value-sense priorities of personality, loneliness, egoism, spiritual and moral basics of personality and society's interactions.
References
1. Kalinina L.V., Skomorohova M.I. Monografiya. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij mladshih shkol'nikov [The formation of moral value orientations of younger students]. - Irkutsk: Izd-vo FGBOU VPO «VSGAO», 2014. S. 5.
2. Tudupova T. C. EHtnokul'turnoe issledovanie cennostnyh orientacij sovremennyh podrostkov [Eth-no-cultural study of value orientations of modern teenagers] // Vestnik Buyatskogo gosuniversiteta. -Ulan-Udeh: Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uch-rezhdenie vysshego obrazovaniya «Buryatskij gosu-darstvennyj universitet», 2010 g. 5: T. 10. S. 51.
3. Veber EH. I. Cennostnye orientiry sovremennoj molodyozhi [Value orientations of modern youth] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. Sociologiya i psihologiya. [b.m.]: KGU, 2011 g. №4(9). Str. 142-145.
4. Vasina E. V. Cennostnye orientacii sovremennogo yunoshestva [Value orientations of modern youth].
5.-Ptb.: izdatel'stvo Politekhnicheskogo universiteta. 2007. S. 132.
5. Strizhov E. YU. Kriminalizaciya nravstvennogo soznaniya sovremennoj molodyozhi [The crimi-nalization of the moral consciousness of modern youth] // Nauchnyj zhurnal «Prikladnaya yuridich-
eskaya psihologiya». URL: http://www.alpmag.info/ archive/125-number-2-in-2015.html (accessed: 02.12 2016).
6. Semyannikov S. N. Osobennosti formirovaniya nravstvennogo mirovozzreniya shkol'nikov, vospity-vayushchihsya v sem'yah i v reabilitacionnyh centrah (Rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya) [Features of formation of the moral Outlook of students living in families and in rehabilitation centers (the Results of the pilot study)] / Pravoslavnyj uchyonyj v sovre-mennom mire. Materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii [Konferenciya]. Voronezh: «Istoki», 2013. T. 3, S.101-106.
7. Zdorovceva O. V. Sekulyarnoe soznanie i religi-oznaya zhizn' v sovremennoj Rossii [Secular consciousness and religious life in modern Russia] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: filosofiya, psihologiya, pedagogika. - Saratov: Sara-tovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet im. N.G. CHernyshevskogo, 2016 g. Vyp. 3: T. 16. Str. 256-261.
8. Dulina N.V., Tokarev V.V., Vasilenko I.V Metody issledovaniya cennostnyh orientacij [Methods of research of value orientations]. Metodicheskie ukaza-niya dlya samostoyatel'noj raboty studentov vsekh
napravlenij bakalavriata, izuchayushchih kurs «Soci-ologiya i social'naya psihologiya». Volgograd: Volg-GTU, 1999. Str. 36.
9. Putin VV Poslanie Federal'nomu Sobraniyu [The message to the Federal Assembly]. URL: http://fo-ma.ru/rossiya-ispyityivaet-deficzit-duxovnosti-schi-taet-glava-gosudarstva-vladimir-putin.html (accessed: 16.05.2016).
10. Schwartz S.H. Universals in experimental social psychology. New York: Academic Pr., 1992.
11. Kuhtevich T.N. Molodyozh' - 97: nadezhdy i ra-zocharovaniya [Youth 97: hopes and disappointments] // Mozaika rubezha veka. 1997 g. Str. 6-7.
12. Andreeva G.M. Psihologiya social'nogo poz-naniya [Psychology of social cognition]. M.: Aspekt Press, 2002. Str. 288.
13. Semyannikov S.N. Anketa. S chego nachinaet-sya Rodina [Form. Where the homeland begins]. URL: http://podrostki.today/?page_id=28 (accessed: 24.09.2016).
14. Vorob'yova I.V., Kruzhkova O.V, Simonova I.A. Social'nyj serfing: specifika cennostnyh orientacij molodyozhi v sovremennom obshchestve [Social surfing: the specifics of value orientations of youth in modern society] // Nauchnaya ehlektronnaya bib-lioteka «Kiberleninka». - zhurnal «Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii». URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnyy-serfing-spetsifika-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-v-sovremennom-obschestve (accessed: 26.08.2016).
15. Andronova R.E., Kursakov AV, Semyannikov S.N. Razvivayushchaya sreda dlya detej s otstavaniem v social'nom razvitii [Developing environment for children with a lag in social development] / V sborni-ke materialov mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii: Teorneticheskie i metodicheskie problemy sozdaniya sovremennoj obrazovatel'noj sredy. 2016. Str. 141-146. Redakcionnaya kollegi-ya: Kal'nej V.A., Artem'eva S.I., Rabadanova R.S., YUlina G.N., Vyachistova T.V.
16. Vorob'yova I.V., Kruzhkova O.V, Simonova I.A. Social'nyj serfing: specifika cennostnyh orientacij molodyozhi v sovremennom obshchestve [Social surfing: the specifics of value orientations of youth in modern society] // Nauchnaya ehlektronnaya bib-lioteka «Kiberleninka». Zhurnal «Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii». URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnyy-serfing-spetsifika-tsennostnyh-
orientatsiy-molodezhi-v-sovremennom-obschestve (accessed: 26.08.2016).
17. Semyannikov S.N. Osobennosti formirovaniya nravstvennogo mirovozzreniya shkol'nikov, vospity-vayushchihsya v sem'yah i v reabilitacionnyh centrah (Rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya) [Features of formation of the moral Outlook of students living in families and in rehabilitation centers (the Results of the pilot study)] / Pravoslavnyj uchyonyj v sovremennom mire. Materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii [Konferenciya]. Voronezh: «Istoki», 2013. T. 3. S.101-106.
18. Astehr I.V. Vyzovy sovremennosti [Challenges]. Mul'timedijnoe uchebnoe posobie pod red. prot. V. Hulapa, I.V. Astehr. SPb: SPbGIPSR, 2014 // Social'noe sluzhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. URL: http://social-orthodox.info/5_2.htm (accessed: 31.08.2016).
19. Arakelyan N.S. Politkorrektnost' ili yazykovyj takt [Political correctness or linguistic tact] // Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj univer-sitet, 2008 g. - 41: T. 7. Str. 324-331.
20. Florenskaya T.A. Mir doma tvoego. CHelovek v reshenii zhiznennyh problem [The world of your house. Person in solving life's problems]. M.: Russkij Hronograf», 2009. Str. 440.
21. Semyannikov S.N. Issledovanie osobennostej duhovno-nravstvennogo sostoyaniya podrostkov pri raznyh usloviyah vospitaniya Missionerskie vyvody iz pilotazhnogo issledovaniya [The study of peculiarities of the moral status of teenagers under different conditions of education: missionary insights from the pilot study] / Social'noe sluzhenie Russkoj Pravo-slavnoj cerkvi: problemy, praktiki, perspektivy. Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii 4-6 iyunya 2015g. SPb.: SPbGIPSR, 2015. 475 s. S. 329-334.
22. Semyannikov S.N. Issledovanie osobennostej duhovno-nravstvennogo sostoyaniya podrostkov pri raznyh usloviyah vospitaniya Missionerskie vyvody iz pilotazhnogo issledovaniya [The study of peculiarities of the moral status of teenagers under different conditions of education: missionary insights from the pilot study] / Social'noe sluzhenie Russkoj Pravo-slavnoj cerkvi: problemy, praktiki, perspektivy. Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii 4-6 iyunya 2015g. SPb.: SPbGIPSR, 2015. 475 s. S. 329-334.