Научная статья на тему 'Симфония миссионерско-педагогической деятельности с подростками социально-реабилитационных центров'

Симфония миссионерско-педагогической деятельности с подростками социально-реабилитационных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МИССИОНЕРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ДИАЛОГА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / SOCIAL REHABILITATION / MISSIONARY-PEDAGOGICAL PRACTICE / SPIRITUALLY-ORIENTED DIALOGUE / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SPIRITUAL AND MORAL DIALOGUE / INDIVIDUALIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич

В статье рассматривается тема миссионерско-педагогической практики с детьми и подростками, проходящими курс реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. На основе исследований как автора статьи, так и иных авторов, указываются основные проблемы, возникающие в этом процессе. Называются принципы и представляется апробированная структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога для преодоления ряда проблем в процессе социальной и нравственной реабилитации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symphony of missionary and pedagogical practice with teenagers in charities

The article deals with the theme of missionary and pedagogical practice with teenagers taking a course of rehabilitation in charities. Based on research by the author of the article, and other authors, the main problems arising in this process are indicated. The principles and approved structural and functional model of the spiritual and moral dialogue are presented to overcome a number of problems in the process of social and moral rehabilitation of teenagers, providing a symphony in missionary and pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Симфония миссионерско-педагогической деятельности с подростками социально-реабилитационных центров»

4. Мальцева Н.С. Актуальные проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, 8 февраля 2013 г.

5. Сладкова O.A. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. -№11.

6. Специальная педагогика : учебное пособие / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2001.

SYMPHONY OF MISSIONARY AND PEDA GOGICAL PRA CTICE WITH TEENA GERS IN CHARITIES ^ Semyannikov Sergey Nikolaevich (Hierodeacon Moisey), Postgraduate student, Missionary Faculty, Orthodox St. **p Tikhon Humanitarian University, iosifo-Voiotsky Monastery, p. Teryaevo, Moscow region

111 The article deals with the theme of missionary andpedagogical practice with teenagers taking a course of rehabilitation ^ in charities. Based on research by the author of the article, and other authors, the main problems arising in this process are indicated. The principles and approved structural and functional model of the spiritual and moral у dialogue are presented to overcome a number of problems in the process of social and moral rehabilitation of 111 teenagers, providing a symphony in missionary and pedagogical practice.

Keywords: social rehabilitation; missionary-pedagogical practice; spiritually-oriented dialogue; structural and $ functional model of spiritual and moral dialogue; individualization of spiritual and moral rehabilitation.

о удк 374 СИМФОНИЯ МИССИОНЕРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ВАК РФ 13.00.01 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-

О. РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Ш

Г*- © Семянников С.Н., 2017 В статье рассматривается тема миссионерско-педагогической практики с детьми и подростками, проходящими курс реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. На основе исследований как автора статьи, так и иных авторов, указываются основные проблемы, возникающие в этом процессе. Называются принципы и представляется апробированная структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога для преодоления ряда проблем в процессе социальной и нравственной реабилитации подростков.

Ключевые слова: социальная реабилитация; миссионерско-педагогическая деятельность; духовно-ориентированный диалог; структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога; индивидуализация духовно-нравственной реабилитации.

*

106

СЕМЯННИКОВ Сергей Николаевич (иеродьякон Моисей), соискатель, Миссионерский факультет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево, Московская область

Эта статья продолжает тематический ряд публикаций, посвящён-ных исследованию эффективности духовно-ориентированного диалога в научно-практической деятельности с такой группой современной молодёжи, как подростки, временно находящиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в дальнейшем РЦ). В статье автор обсуждает использование потенциала практической православной педагогики и её неотъемлемой части - духовно-ориентированного диалога по методу Т.А. Флоренской. [5]

Ряд современных исследователей [1,17,21,24,25] говорит о назревшей и ярко выраженной необходимости приложения святоотеческого опыта к основным современным направлениям в педагогике и психологии - психодинамической, когнитивно-поведенческой и особенно диалогической, что позволяет эффективно использовать их подлинную душеполезную составляющую.

Опираясь на исследования Д.К. Копковой [12-16], Г.В. Семьи [3, 18-20], можно выделить основную проблему социализации детей и подростков, проходящих реабилитационный курс в РЦ, заключающуюся в специфичности и сложности адаптационного процесса этой группы при переходе её от хаотичной социально-нравственной

обстановки, царившей в семье, к обстановке структуры реабилитационного центра. Учитывая негативную и деструктивную сущность атмосферы семьи, можно говорить о весьма тяжёлых последствиях пребывания молодёжи, подростков в таких условиях, разлагающем и разрушающем (девиантном) эффекте этой среды на всех уровнях- физиологическом, психологическом и социальном. В то же время, резкий переход в иную, непривычную, и этим самым некомфортную среду РЦ является причиной целого ряда процессов в психике и характере подростка, таких как:

- высокая степень проекции внутреннего мира, характера родителей на ребёнка, что обусловливает невольное повторение судьбы родителей;

- очевидный внутренний конфликт между самооценкой и высокими притязаниями, что приводит к душевному дискомфорту, одними из проявлений которого являются высокий уровень агрессивности и скрытность (лживость);

- низкая мотивация к позитивному изменению своего характера, работе над собой, возможно, как следствие низкой самооценки; почти полное отсутствие увлечений, что предполагает некоторую степень социальной апатии; гипотонус социализации, что косвенно подтверждается и другими исследователями, в частности, Ж.К. Дандаровой [2];

- высокая степень эгоцентризма как выражение обиды от "недолюбленное™" [11];

- чётко выраженное чувство отсутствия приятия (принятия) себя в семье, что часто выражается в стремлении (иногда даже не осознанном) оградить собственных детей от общения со своими родителями, и даёт повод говорить о низком уровне родительского авторитета;

- утрата значимости понятия "институт семьи", ведущая к ослаблению (а иногда и утрате) внутрисемейных связей, к поиску (часто даже не осознанному) их альтернатив, как правило вызывающих стойкую привязанность - зависимость (компьютерная, нарко-,алко- и другие виды зависимостей); возникновение зависимости, разрушение иерархии внутренних духовно-нравственных ценностей, приводит к ослаблению, а потом и к полному огра-

А

ничению социальных связей, дает возможность к внешней манипуляции, вызывает неудержимое желание (страсть) к получению удовольствия только для себя; отсутствие умения желать, потеря интересов и привязанностей - один из диагностических признаков зависимостей - ярко проявляется у многих современных детей и подростков;

- особое отношение подростков РЦ к посмертному опыту и теме причин зла [10].

Проведённый анализ показал [4] эффективность создания модели образовательной среды [9] для преодоления, сглаживания проявлений этих негативных процессов. Содер-жательно-деятельностный подход является необходимым, поскольку только в сознательной деятельности могут быть сформированы устойчивые позитивные отношения к основным социально-нравственным идеалам и ценностям. Духовно-нравственное развитие детей и подростков в РЦ должно осуществляться на основе структурно-функциональной модели духовно-нравственного диалога, представленной на рисунке 1. Модель, представляющая собой пирамиду, содержит в себе компоненты, необходимые для совершенствования личности подростков РЦ, включает своего рода ступени лестницы духовного роста, по которым происходит развитие-восхождение к вершинам совершенствования в Боге.

Диалог личности и Бога

Миссионерский диалог с личностью

ь.

Полилог на основе доверия к миссионеру Индивидуализация духовно-нравственной реабилитации

Синергия миссионерской и реабилитационной деятельности

А

Миссия к педагогам

Гармоничная развивающая среда

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога

В нашей статье речь идёт о духовно-нравственном реабилитационном процессе подростков РЦ на основе диалогических принципов, и вершиной этого пути-процесса является духовное пробуждение личности, реализация Диалога с Богом, (см. [22])

Миссионерская работа с подростками РЦ может быть эффективной в условиях благоприятной, гармоничной развивающей среды. Ос-

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

108

новные факторы образовательной среды могут быть оценены с использованием модели образовательной среды В.А. Левина. [6-8, 23], однако в отношении миссионерской работы в РЦ данная повсеместно используемая методика требует некоторой модификации. Нами предлагается изменённая редакция методики самооценки развивающей среды, апробированная в коллективах РЦ "Ошейкино", РЦ "Яро-полец" и РЦ "Колпица". Модель сохраняет все параметры и оценочные коэффициенты, приемлемые для оценки развивающей среды РЦ, с целью возможности сопоставления полученных результатов с данными по другим образовательным учреждениям, но исключает параметры, не связанные непосредственно с деятельностью РЦ и усиливает оценку эффективности и целенаправленности личностного развития. [9]

В случае, когда миссия (религиозное воспитание) не является изолированным сегментом воспитательной системы, а реализуется в гармоничном взаимопроникновении всех элементов системы, наблюдается синергия,то есть существенное превышение результата над алгебраической суммой результатов отдельных компонентов. Это может обеспечиваться составлением и внедрением природосообразных программ, имеющих конечной целью введение детей и подростков в Богообщение. Эта позиция автора опирается на мнение таких исследователей этой тематики, как Т.В. Склярова и ДР- [11,25]

Индивидуализация духовно-нравственной реабилитации предусматривает переход от обычного общения с группой подростков РЦ, как формы речевой информативной коммуникации, к диалогичному полилогу (по Т.А. Флоренской - диалогу с группой). Такое перерождение общения происходит на основе доверия к миссионеру. Подростки начинают раскрываться в своих чаяниях, т.е. постепенно рождается полилогическое общение коллектива со ставшим близким человеком. Эта ступень необходима для органичного роста доверия к самому миссионеру, чтобы на этом фундаменте перейти от общения с тем, кого видят, к общению с Тем, кому начинают доверять - с Богом. Доверие и общение с Личностью, которая утишает боль души, даёт эффект возникновения потребности общения с Ней. Потребность общения переходит в необходимость на осно-веЛюбви.

Такой же поступенчатый принцип Пути в Царство Небесное указывают и другие авторы, например, святитель Иннокентий (Вениами-

нов), что подтверждает действенность методики автора исследования.

На основании сказанного можно отметить следующее.

Миссионер обязан понимать и жить принципом личного спасения, которое является целью его жизни. Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи - эти слова преподобного Серафима Саровского актуальны вечно. Миссионер живёт в первую очередь для стяжания Даров Святого Духа. Ибо окружающим от себя лично он может передать только свой грех, склонность к греху. Всё остальное, что есть хорошего в миссионере, принадлежит Богу и дано Им. Только Дух Святой, а не миссионер сможет содействовать синергии для спасения окружающих миссионера людей. Люди приходят не к миссионеру, а к Богу через молитву миссионера, проповедь миссионера, жар которой даётся Святым Духом. Он должен практически явить подростку образец Богообще-ния.

Миссионерская деятельность в РЦ должна начинаться с работы с педагогами и специалистами-взрослыми, тогда будет соблюдаться принцип семейной иерархичности: Бог -взрослые-дети.

Миссионерская работа должна осуществляться на основе принципа индивидуальности. От индивидуального Богообщения благодаря миссионеру, через очищение покаянием и стяжанием добродетели к Богу и от Бога, стя-жа в Да ры Святого Духа, трансл и ровать Л юбовь на окружающих, выстраивая индивидуальные отношения Любви с каждым членом коллектива РЦ. Схема: через миссионера к Богу и от Него, почерпнув Любовь, транслируют Её на окружающих, взрослых и сверстников.

Таким образом, миссионерская работа должна стать неотъемлемой частью, своего рода первым, направляющим уровнем в рационализме воспитательной системы РЦ, гармонично вписанной в неё и обеспечивающей симфонию социально-реабилитационной деятельности.

Примечания:

1. Гильманов М.М. Использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков : дис... канд. пед. наук. - Казань : Казанский гос. ун-т, 2004. - 192 с.

2. Дандарова Ж.К. Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки : дис.... канд. пси-хол. наук. - СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1999. - 175 с.

3. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родите-

лей: дис. д-ра психол. наук. - М.: Московский пед. гос. ун-т, 2004. - 350 с.

4. Степанов П.В., Семянников С.Н. Успехи современной науки и образования / Степанов П.В., Семянников С.Н. // Критерии и показатели результативности миссии социально-педагогичесчкой и духовно-нравственной реабилитации детей и подростков - 2017. - Т. 1 - № 2 - С. 127-130.

5. Флоренская Т.А.Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия / ФлоренскаяТ.А. - М.: Школьная Пресса,2001. - 96 с.

6. Ясвин В.А. Директор школы/Ясвин В.А.//Школьная "матрешка" под учительским "зонтиком" -2010.-№1 (144)-С. 31-37.

7. Ясвин В.А.Школа как развивающая среда (монография) / Ясвин В.А. - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. - 332 с.

8. Yasvin V.A. European journal of contemporary education / Yasvin V.A. // Dev. Reg. Stand. Dgeneral Educ. Soc. Qality Concept - 2012. - №1 (1) - C. 82-92.

9. Андронова P.E. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Кальней В.А., Артемьева С.И., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н., Вячистова Т.В. - М. : Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 2016. - 350 с.

10. Иеродьякон Моисей (Семянников) Сравнительное исследование проблем и особенностей формирования мировоззрения школьников, находящихся в условиях реабилитационных центров и общеобразовательных школ. - Воронеж : Истоки, 2013.-С. 101-106.

11. Иеродьякон Моисей (Семянников) Подходы к развитию личности современных подростков, воспитываемых в социально-реабилитационных центрах несовершеннолетних. - Ростов-на-Дону : ИЦРОН, 2017.- 106 с.

12. Копкова Д.К. Молодой учёный / Копкова Д.К. / / К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты - 2015. - № 8(88) - С. 821824.

13. Копкова Д.К. Молодой учёный / Копкова Д.К. // Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка.- 2015.- № 17(97).- С. 484-485.

14. Копкова Д.К. Личность в природе и обществе статья в сборнике трудов конференции. - М.: Рос-

сийский университет Дружбы народов (РУДН), 2016.-С. 92-94.

15. Копкова Д.К. Социальные отношения / Копкова Д.К. // Социальные ценности этнический аспект. - 2016. - Издательство: Федоров Олег Геннадьевич-№ 3(18) - С. 44-49.

16. Копкова Д.К. Формирование личности подростка-сироты в условиях закрытого учреждения. -М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017.-663 с.

17. Левченок Е.В. Московский психотерапевтический журнал / Левченок Е.В. // Некоторые подходы к построению православной психологии и психотерапии. - 2006. - №3. - С. 36-39.

18. Семья Г.В. Психологическая наука и образование / Семья Г.В. // Психологическая защищённость детей оставшихся без попечения родителей в условиях институционализации и замещающей семьи. - 2009. - №3. - С. 24-32.

19. Семья Г.В. Социальная педагогика / Семья Г.В. // Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь -2011,-№6.-С. 9-14.

20. Семья Г.В. Петербургская социология сегодня / Семья Г.В. // Сравнительный анализ систем защиты детей оставшихся без попечения родителей в России и США - 2016. - №7. - С. 157-181.

21. Тлемешок В.Р. Журнал "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки" / Тлемешок В.Р., Дианова Н.Ф. // Представления современной молодёжи о семейно-брачных отношениях - 2015. - №6-1. - С. 206-208.

22. Флоренская Т.А.Диалог в практической психологии / Флоренская Т.А. - М., 1991. Вып. Иститут психологии АН СССР. - 244 с.

23. Ясвин В.А.Экспертиза школьной образовательной среды / Ясвин В.А., Ушакова М.А. - Сентябрь, 2000. - 128 с.

24. Бараева Н.В.Особенности становления образа взрослого в сознании детей и подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра / Бараева Н.В., Минькова Е.С. - М. : ФЛИНТА, 2013.- 146 с.

25. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. / Склярова Т.В. - М.: ПСТГУ, 2006.-149 с.

THE INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING SYSTEM MOODLE TO WORK WITH STUDENTS WITH INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE AS A KEY DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCA TIONAL INSTITUTIONS OF I/OCA TIONAL EDUCATION

Sleptsova Lena Nikolaevna, Lecturer of Informatics, Yakut industrial-Pedagogical College, Neryungri, Republic Of Sakha (Yakutia)

Nikolaev Egor Vasilievich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Technical institute (branch) in Neryungri, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Neryungri, Republic Of Sakha (Yakutia)

The aim of modern education in the light of the requirements of the Federal State educational standards is a significant improvement of the quality of education through the individualization of learning, education and development, best meet the educational needs of students regarding new technologies. Wednesday data applications of distance learning opens up completely new possibilities for activities which are extremely easy to engage people who do not have any expertise in the field of informatics.

Keywords: distance learning; e-learning; virtual learning environment; Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.