ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 159.9.072:316.444-053.6
ББК Ю991:С542.15-44 ГРНТИ 15.41.25 Код ВАК 19.00.05
Воробьева Ирина Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lorisha@mail.ru.
Кружкова Ольга Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: galiat1@yandex.ru.
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРФИНГА МОЛОДЕЖИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальный серфинг; психологическая диагностика; молодежь; методы психодиагностики; методика измерения.
АННОТАЦИЯ. Целью написания статьи является обсуждение методов, позволяющих диагностировать такую стратегию поведения молодежи, как социальный серфинг. Описываются признаки социального серфинга, которые могут выступать психологическими маркерами при его выявлении в ходе проведения психодиагностического исследования. К указанным маркерам относятся изменения в ценностной структуре личности, изменения практик взаимодействия и моделей реагирования на объекты и события социальной и материальной среды, изменение техник коммуникаций и набора социальных ролей личности, смена круга общения и референтных лиц/групп, изменение предпочтений в досуге, смена хобби, интересов, увлечений, отрицание или вытеснение положительного опыта, полученного до изменений, неоднократность резких революционных изменений направленности личности. В итоге предлагается методика диагностики на основе кейсов для изучения склонности молодежи к социальному серфингу. Обсуждаются этапы создания методики, приводятся результаты первичного исследования молодежной группы с применением разработанной методики. Полученные результаты дают основания предполагать, что разработанный инструментарий достаточно эффективен и обладает определенными измерительными возможностями в отношении социального серфинга и его проявлений. Безусловно, методика нуждается в дальнейшей доработке, однако выбранный вид стимульного материала и сама форма организации сбора данных обладают несомненными преимуществами в диагностике такого трудно фиксируемого феномена.
Vorobyova Irina Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kruzhkova Olga Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF SOCIAL SURFING OF YOUNG PEOPLE
KEYWORDS: social surfing; strategy; psychodiagnostics; youth; measurement method.
ABSTRACT. The goal of this article is to discuss the methods that are used to assess such strategy of behavior of young people as social surfing. It describes the features of social surfing that may serve as psychological markers in psychological assessment. Such markers include: changes in the structure of values; changes in cooperation and reaction models to the events in social and physical environment; changes of communication techniques and social roles of a person; change of social network and contacts; changes in leisure patterns, hobby, interests, as well as rejection of the positive experience that was obtained before the change; multiple and sharp changes in personal focus. As a result we offer a method of assessment based on cases used in the study of social surfing among young people. The stages of the method elaboration are discussed, as well as the results of preview research of a group of young people with the use of this method. The obtained results let us say that the method is quite efficient and has assessment potential in regard to social surfing and its manifestations. No doubt that this method should be perfected, but the chosen type of stimulus and the form of data collection have a lot of advantages in the assessment of such complex phenomenon as social surfing.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 16-33-01057 «Социальный серфинг: форсайт гражданской субъектности российской молодежи»
Введение
Интенсивно меняющаяся транзитивная реальность задает новые условия жизнедеятельности человека и актуализирует научный интерес к тем феноменам и социальным изменениям, которые появляются в результате этих процессов [5]. Мир современного человека обладает множественностью контекстов его существования [4] и высокой динамикой изменчивости. В научной литературе в обиход вводится понятие повседневной креативности, которое отражает фундаментальную способность человека к выживанию посредством готовности находить новые и эффективные решения жизненных ситуаций. Проявление подобной креативности обычно осуществляется в рамках принятых социальных норм, правил и других аспектов функционирования социума [13], но в некоторых случаях приводит к трансформации актуальной культуры и жизнедеятельности общества. Особенно это актуально для молодежи как «креативного класса» [12] и активного субъекта социальных изменений через действенное воплощение ее политического воображения и приверженности социальным преобразованиям [15]. И здесь адаптивность в социальной среде, социальная активность и направленность, креативность поведения и мышления, готовность к социальной интеграции выступают основными характеристиками социального здоровья данной категории населения [6].
В культуре существуют относительно устойчивые сценарии реализации жизненного пути человека. При этом стоит отметить, что эти сценарии не являются жестко регламентированными, поскольку внутри культурной формы существует широкий («терпимый») диапазон приемлемого поведения [8]. Человек имеет возможность выбрать близкий ему сценарий и модернизировать, изменить его. Однако возможна ситуация не только выбора и изменения жизненного сценария, но и «перебирания» различных вариантов культурных образцов. Так, к одной из особенностей социализаци-онного процесса молодежи в современном обществе специалисты относят социальный серфинг [10], который во многом обусловливает специфические поведенческие модели юношей и девушек. Сам социальный серфинг представляет собой социальную / коммуникативную стратегию мобильности, в ходе поддержания которой молодой человек совершает серию последовательных переходов между посттрадиционными общностями, попеременно принимая и отвергая
весь комплекс характерных для них систем действия и общения [11]. Подобное «скольжение» по референтным группам задает не только подвижность ценностно-смысловой структуре личности [2], но и определяет ее ситуативную направленность, зависящую от конкретной среды и активности человека в ней [14]. С одной стороны, это обеспечивает быструю адаптацию молодого человека к любым изменениям и безболезненное включение в инновации, а с другой - способствует повышенной восприимчивости к целенаправленному воздействию и вовлечению в анти- и асоциальные сообщества. Последнее обусловливает необходимость детального и глубокого научного изучения социального серфинга и его проявлений, что, в свою очередь, обозначает проблему инструментария, позволяющего измерять склонность молодежи к данной стратегии поведения.
Проблема диагностики склонности молодежи к социальному серфингу: теоретический аспект
Основными показателями проявления социального серфинга, позволяющими фиксировать данное явление, выступают изменения в направленности личности и ее социальной активности [3], в том числе:
• изменения в ценностной структуре личности;
• изменения практик взаимодействия и моделей реагирования на объекты и события социальной и материальной среды;
• изменение техник коммуникаций и набора социальных ролей личности;
• смена круга общения и референтных лиц / групп;
• изменение предпочтений в досуге, смена хобби, интересов, увлечений;
• отрицание или вытеснение положительного опыта, полученного до изменений;
• неоднократность резких революционных изменений направленности личности.
В итоге для фиксации указанных показателей могут применяться следующие методы психодиагностики (таблица 1).
Таким образом, именно методики, в основе которых лежит оценка респондентом конкретной ситуации - кейса, позволяют зафиксировать склонность к социальному серфингу. Оценивая ситуацию, человек проецирует ее на себя, а положительное отношение к предлагаемым вариантам развития событий или их выбор позволяет предполагать схожесть заложенных в кейсе моделей поведения и реальных действий респондента в подобной ситуации.
© Воробьева И. В., Кружкова О. В., 2018
Таблица 1
Методы диагностики и их возможности в фиксации и измерении социального серфинга
Вид психодиагностического инструментария Объект измерения Возможности в определении склонности к социальному серфингу
Достоинства Недостатки
Личностные опросники - разновидность психологических тестов, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число ответов респондента на определенные пункты теста [1] Устойчивые черты личности (индивидуальность, темперамент, характер); отдельные виды мотивации (например, мотивация достижения); психические и эмоциональные состояния (например, тревожность); профессиональные и другие интересы и склонности [1] Стандартизированы, обладают надежностью и валидностью. Подходят для массовых обследований Фиксируют косвенные признаки склонности к социальному серфингу. Подвержены эффектам социальной желательности или симуляции неблагополучия (незащищены от установки на ответ)
Ценностные опросники - разновидность личностных опросников, позволяющие выявлять и ранжировать ценностные предпочтения личности Ценности и ценностные ориентации личности Стандартизированы, обладают надежностью и валидностью. Подходят для массовых обследований Фиксируют существующую на данный момент систему отношений к значимым объектам. Не позволяют зафиксировать изменения ценностной структуры личности в динамике. Включают стандартный набор ценностей, который может быть неактуальным для отдельного человека
Проективные методы -методы диагностики личности, основанные на анализе продуктов воображения и фантазии и направленные на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий Неосознаваемые чувства, эмоции, психические состояния, личностные черты и отношение к чему-либо Обеспечивают индивидуальный подход. Возможен психокоррек-ционный эффект. Игровая ситуация измерения, не позволяющая сформировать установку респондента на ответ Проблема неоднозначности интерпретации и субъективизма при оценке результата. Сложность в организации массовых обследований, значимость косвенных данных при обследовании. Сложность в дифференцированной оценке изучаемых феноменов (их слитность с иными феноменами в проекции)
Самоотчеты - психологический метод исследования, направленный на анализ собственной деятельности и ее результатов [9] Представления человека о собственном поведении, деятельности, их последствиях и результатах Актуализируют способности к рефлексии. Позволяют обеспечить индивидуальный подход. Позволяют сопоставить события жизни и переживания человека Подвержены эффектам социальной желательности или симуляции неблагополучия (незащищены от установки на ответ). Низкая объективность в оценке ситуации. Сложность в сравнении и сопоставлении результатов в массовом исследовании. Ретроспективные данные оцениваются с позиции актуального времени
Методики на основе кейсов - методы диагностики, включающие в себя рассмотрение и оценку респондентом конкретной ситуации Модели и стратегии поведения человека в условиях реальной ситуации Позволяют обеспечить индивидуальный подход. Возможен психокоррек-ционный эффект. Высокая очевидная валидность, принятие участниками данного метода как релевантного задачам оценки. Удобство проведения на больших группах [7] Точность инструкции. В ситуации повторной диагностики необходимость наличия параллельной формы [7]
1) мужская история социального серфинга, описывающая последовательное «скольжение» и смену нескольких культурных сообществ;
2) женская история социального серфинга, описывающая последовательное «скольжение» и смену трех культурных сообществ;
3) мужская история построения профессиональной карьеры, где герой активно использует предыдущий опыт для построения эффективных социальных контактов и ведения бизнеса; присутствуют элементы смены профессионального выбора на этапе профессионального обучения;
4) женская история построения профессиональной карьеры с элементами развития романтических отношений, где герою удается сочетать предпринимательскую деятельность и хобби; присутствуют элементы территориальной мобильности;
5) мужская история сверхнормативной вовлеченности в профессию и построения успешной профессиональной карьеры, которая сочетается с общностью интересов внутри семьи.
В инструкции респондентам предлагается внимательно прочитать каждую историю и написать ассоциации, которые у них спонтанно возникают (два-три прилагательных, глагола или словосочетания). На втором этапе каждая из историй оценивается респондентом по принципу семантического дифференциала - в специальном бланке отмечается позиция на шкале наличия или отсутствия сходства, иллюстрирующая мнение человека по поводу 11 пар дихотомически подобранных характеристик. Так, свое отношение к событиям, описанным в истории, участник исследования демонстрирует в оценках таких параметров, как: правильный - неправильный, сильный - слабый, современный - устаревший, счастливый -несчастный, динамичный - статичный, перспективный - неперспективный, ведущий - ведомый, вызывает желание
подражать - не вызывает желание подражать, хотел бы общаться с ним - не хотел бы общаться с ним, является примером для меня - не является примером для меня. На третьем этапе работы с методикой предлагается выбрать из всех историй две наиболее похожие друг на друга, а также отметить по одной ситуации, которая, по мнению респондента, наиболее позитивна и негативна соответственно.
Методика была апробирована на двух выборках, в первую вошли эксперты, вторую составили молодые люди от 18 до 20 лет (п=53 человека).
Результаты исследования
Результаты, полученные на этапе выбора положительной и отрицательной истории, позволяют экстраполировать данные и фиксировать одобрение или осуждение в оценках ситуаций, описывающих модель социального серфинга в поведении героев. Так, частотный анализ выделил четыре возможных варианта: одобрение, осуждение, нейтральное отношение (выбор других историй) и неоднозначное отношение (одобрение одной модели серфинга и осуждение другой). Данные представлены на рисунке 1.
Так, около четверти всех опрошенных юношей и девушек одобряют такое поведение героев в историях, которое можно отнести к социальному серфингу. Эти респонденты из пяти возможных историй в качестве положительной и привлекательной для себя выбрали именно ту, которая содержала описание данной жизненной стратегии. Примерно треть респондентов в своем выборе проигнорировали истории с социальным серфингом и выбрали в качестве приоритетных совершенно иные сценарии. 38% молодежи осуждают такую модель поведения и отмечают истории с социальным серфингом как негативные. Оставшиеся 8% участников опроса дали неоднозначные ответы - выбрали одну историю с серфингом как положительную, а вторую указали в качестве отрицательного примера.
8%
23%
- Одобряют соц.серфинг ^ Осуждают соц.серфинг в Относятся нейтрально ■ Относятся неоднозначно
38%
Рис. 1. Процентное распределение, демонстрирующее отношение молодежи к моделям поведения, содержащим примеры социального серфинга
Более детальную картину оценки предложенных ситуаций дал анализ семантического дифференциала, в котором респонденты оценивали каждую историю по 11 па-
раметрам. Наиболее интересны результаты сопоставления оценок у молодых людей, одобряющих и осуждающих социальный серфинг (таблица 2).
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа по критерию и-Манна-Уитни
Переменные и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости Средний ранг
Респонденты, одобряющие соц. серфинг Респонденты, осуждающие соц. серфинг
История 1
Слабый 69,50 0,039 12,29 19,03
Перспективный 58,00 0,009 21,67 13,40
Ведомый 61,50 0,020 11,63 19,43
Хотел бы общаться 63,00 0,023 21,25 13,65
Является примером 66,00 0,033 21,00 13,80
История 2
Перспективный 67,50 0,037 20,88 13,88
Ведомый 55,00 0,010 11,13 19,73
История 3
Слабый 67,00 0,029 20,92 13,85
История 4
Несчастный 66,00 0,031 21,00 13,80
Так, сами истории, содержащие в своем описании модель поведения по типу социального серфинга (истории 1 и 2), получили наиболее дифференцированные оценки в изучаемых группах. Их героям юноши и девушки, одобряющие подобную модель поведения, приписывают такие качества, как сила, лидерство, перспективность, они хотели бы общаться с такими людьми и даже брать их в качестве примера для подражания. Молодые люди, осуждающие данную жизненную стратегию, наоборот считают их слабыми, неперспективными, ведомыми, они не выбрали бы их в качестве партнеров по общению и не стремятся им подражать. В двух контрольных историях (не содержащих социального серфинга в поведении героев) были обнаружены по одному средне-
значимому различию, что, вероятно, можно объяснить эмоциональной составляющей содержания ситуации и личностным отношением к описываемым событиям у конкретных респондентов.
Вывод
Таким образом, полученные результаты дают основания предполагать, что разработанный инструментарий достаточно эффективен и обладает определенными измерительными возможностями в отношении социального серфинга и его проявлений. Безусловно, методика нуждается в дальнейшей доработке, однако выбранный вид стимуль-ного материала и сама форма организации сбора данных обладают несомненными преимуществами в диагностике такого трудно фиксируемого феномена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. - М. : Эксмо, 2007. - 542 с.
2. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Симонова И. А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориен-таций молодежи в современном обществе / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 5. - С. 45--50.
3. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Симонова И. А., Кривощекова М. С. Социализация и развитие социального серфинга современной молодежи в контексте гражданской субъектности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12.- С. 231-237.
4. Гришина Н. В. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 56. -С. 2. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.12.2017).
5. Гусельцева М. С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 54. - С. 5. - Режим доступа: http: //psystudy.ru (дата обращения: 29.12.2017).
6. Матвеева Н. А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта / / Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 5. - С. 146-158.
7. Лурье Е. В. Психодиагностика на службе современных кадровых технологий // Инициативы XXI века. - 2010.- № 1. - С. 69-73.
8. Олпорт Г. Становление личности. - М. : Смысл, 2002. - 462 с.
9. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы : справочное издание / авт.-сост. Н. И. Конюхов. - М. : Знание, 1994. - 203 с.
10. Симонова И. А. Поиски методологических оснований социального серфинга в исследованиях молодежи // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 238-243.
11. Симонова И. А. Социальный серфинг: выбор не выбирать // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения : мат-лы Всерос. науч. конф. (27-28 октября 2015 г., Москва) : в 3-х т. - М., 2015. - Т. 2. - С. 264-267.
12. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Ричард Флорида ; пер. с англ. Н. Яцюк. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 420 с.
13. Glaveanu V. P. Creativity as Cultural Participation // Journal for the Theory of Social Psychology. -2011. - № 41 (1). - P. 48-67.
14. Simonova I. Dialogue and Social Surfing: Different Communication Strategies in the Context of Subcul-tural Communities // Proceedings of International Conference on Issues in Education, Literature, Humanities and Social Sciences (lELHSS-2017) Kuala Lumpur (Malaysia). - 2017. - Jan. 4-5. - P. 57-63.
15. Ting T.-Y. Struggling for tomorrow: the future orientations of youth activism in a democratic crisis // Contemporary Social Science. - 2017. - Vol. 12. - Iss. 3-4. - P. 242-257.
REFERENCES
1. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya: samoe polnoe sovremennoe izdanie: Bolee 5000 psikholog-icheskikh terminov i ponyatiy / A. B. Al'mukhanova i dr. - M. : Eksmo, 2007. - 542 s.
2. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V., Simonova I. A. Sotsial'nyy serfing: spetsifika tsennostnykh orientatsiy molodezhi v sovremennom obshchestve / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 5. - S. 45-50.
3. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V., Simonova I. A., Krivoshchekova M. S. Sotsializatsiya i razvitie sotsi-al'nogo serfinga sovremennoy molodezhi v kontekste grazhdanskoy sub"ektnosti / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 12.- S. 231-237.
4. Grishina N. V. Povedenie v povsednevnosti: zhiznennyy stil', povsednevnaya kreativnost' i «zhiznetvor-chestvo» [Elektronnyy resurs] // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2017. - T. 10. - № 56. - S. 2. - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 29.12.2017).
5. Gusel'tseva M. S. Identichnost' v tranzitivnom obshchestve: transformatsiya tsennostey [Elektronnyy resurs] // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2017. - T. 10. - № 54. - S. 5. - Rezhim dostupa: http: //psystudy.ru (data obrashcheniya: 29.12.2017).
6. Matveeva N. A. Sotsial'noe zdorov'e molodezhi: postanovka problemy i strategiya issledovatel'skogo proekta / / Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - T. 7. - № 5. - S. 146-158.
7. Lur'e E. V. Psikhodiagnostika na sluzhbe sovremennykh kadrovykh tekhnologiy / / Initsiativy XXI veka. -
2010.- № 1. - S. 69-73.
8. Olport G. Stanovlenie lichnosti. - M. : Smysl, 2002. - 462 s.
9. Prikladnye aspekty sovremennoy psikhologii: terminy, zakony, kontseptsii, metody : spravochnoe iz-danie / avt.-sost. N. I. Konyukhov. - M. : Znanie, 1994. - 203 s.
10. Simonova I. A. Poiski metodologicheskikh osnovaniy sotsial'nogo serfinga v issledovaniyakh mo-lodezhi // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 12. - S. 238-243.
11. Simonova I. A. Sotsial'nyy serfing: vybor ne vybirat' // Chelovek pered vyborom v sovremennom mire: problemy, vozmozhnosti, resheniya : mat-ly Vseros. nauch. konf. (27-28 oktyabrya 2015 g., Moskva) : v 3-kh t. - M., 2015. - T. 2. - S. 264-267.
12. Florida R. Kreativnyy klass. Lyudi, kotorye sozdayut budushchee / Richard Florida ; per. s angl. N. Yatsyuk. - M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2016. - 420 s.
13. Glaveanu V. P. Creativity as Cultural Participation // Journal for the Theory of Social Psychology. -
2011. - № 41 (1). - P. 48-67.
14. Simonova I. Dialogue and Social Surfing: Different Communication Strategies in the Context of Subcul-tural Communities // Proceedings of International Conference on Issues in Education, Literature, Humanities and Social Sciences (IELHSS-2017) Kuala Lumpur (Malaysia). - 2017. - Jan. 4-5. - P. 57-63.
15. Ting T.-Y. Struggling for tomorrow: the future orientations of youth activism in a democratic crisis // Contemporary Social Science. - 2017. - Vol. 12. - Iss. 3-4. - P. 242-257.