Трофимова Г.П., Лыков А.А.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАНОРАМЫ ОРЕНБУРЖЬЯ
В статье рассмотрена проблема социального плюрализма как отражения нового способа организации социума. Проанализировано понятие «социальный плюрализм» и основные подходы к его толкованию, определено значение его как методологической основы изучения культурно-религиозных особенностей региона. Даны основные характеристики конфессиональной картины Оренбуржья.
Ключевые слова: социальный плюрализм, многоконфессиональность, толерантность.
Современная эпоха характеризуется тенденциями разрушения сложившегося социального порядка и изменениями как структуры мира в целом, так и структуры социального мира. В массовом сознании все более закрепляется стереотип о распаде социального целого и нарастании социального хаоса. Важнейшим признаком складывающейся новой социальной картины мира является плюрализм. Социальное многообразие и подвижность социального пространства не отрицают целостности социального бытия, но предполагают поиск новых механизмов его упорядочения. В нашем представлении плюрализм может быть оптимальным вариантом построения и понимания социальной целостности. Отрицая тоталитарный порядок, он одновременно будет препятствовать росту индивидуального и группового эгоизма.
В этих условиях особое значение приобретает социальная методология, адекватная современной социальной динамике. Общей тенденцией современности является уход от логоцентрических систем. Не случайно, обсуждая проблему методов социогуманитарного дискурса, известные философы В.А. Лекторский, В.С. Степин и другие указывают на усиление ценностно-смыслового и рефлексивного элемента в социогуманитарном исследовании.
Исходя из этого, представляется важным детальный анализ как самого понятия «социальный плюрализм», так и определение его методологического значения в осмыслении социальных процессов.
В философской литературе советского периода понятие «плюрализм» трактовалось в рамках марксистко-ленинской парадигмы как орудие буржуазных идеологов в их борьбе про-
тив марксистского учения о классах. Примером подобной трактовки является позиция В.И. Ильина, который указывает, что «плюралистические концепции используются буржуазными идеологами в качестве важнейшего средства в их попытках разложить социализм изнутри. Гипертрофируя существующие различия между классами, различными социальными группами и слоями в социалистических странах, отрицая руководящую роль мар-ксистко-ленинских партий, они стараются всячески поддерживать так называемые «национальные модели» социализма» [2, а 5].
Недооценка многообразия форм социального бытия, этнических и конфессиональных различий, которая выражалась, в частности, в повсеместном использовании общепринятого в то время выражения «советский народ как единая общность», явилась одной из причин отсутствия необходимых эффективных механизмов регуляции межэтнических отношений в постсоветском пространстве.
Следует отметить, что сущность и специфика социального плюрализма как принципа организации социального бытия в современном социогуманитарном знании еще мало исследована. Сам термин «плюрализм» считается почти неологизмом и недостаточно раскрыт и эксплицирован в гуманитарном знании, чаще всего трактуется как противоположность монизму. Вместе с тем ключевые вопросы, связанные с проблемой социального плюрализма, рассматриваются многими известными представителями как европейской, так и отечественной философии. Это Р. Рорти, Ж.-Ф. Лиотар, П. Штомпка, Р. Даль, Л.И. Белюченко, А.В. Мом-джян и др. Наиболее признанной является тра-
диция рассмотрения плюрализма как формы политического устройства, основанной на разграничении власти и различии интересов, отраженных в многообразии партий и других форм политической деятельности.
Плюрализм рассматривается также как многообразие подходов в сфере научного познания. Содержание понятия конкретизируется в понимании его как принципа допущения противоположных, но равнозначимых выводов. Мы предполагаем рассматривать плюрализм с позиций социокультурного подхода как культурное многообразие, культурные коммуникации, толерантность. Данный смысл понятия представляется в нашем случае наиболее приемлемым. Онтологическим основанием плюрализма будет выступать стихийно сформировавшийся культурно-религиозный консенсус и его конкретные особенности.
В контексте данного исследования предполагается рассматривать плюрализм как принцип изучения особенностей организации современного поликультурного и поликонфессио-нального пространства, которое так или иначе остается целостной реальностью. В осмыслении этой целостности наиболее эффективным представляется диатропический подход. С.И. Григорьев - современный российский социолог, основатель алтайской социологической школы, указывает, что в системе научного знания имели место по крайней мере 5 картин мира:
1) схоластическая, в рамках которой природа и общество трактуются как некий шифр, текст;
2) механистическая, характеризующая природу и общество как механизм, все детали которого выполняют строго установленные функции;
3) статистическая, в соответствии с которой общество и природа представляются как баланс различных сил;
4) системная, в которой природа и общество рассматриваются как организованные системы, состоящие из элементов, обеспечивающих целостность;
5) диатропическая, в рамках которой реальность трактуется как объединение сил, образующих ряды и признаки явлений и процессов [1, с. 8]. Последняя позволяет видеть целостный мир многомерным, полицентричным и изменчивым. Диатропическая картина концент-
рирует внимание на общих свойствах разнообразных элементов, сохраняя их специфику и самобытность.
Ярким примером многоконфессионального пространства является Оренбуржье, издавна известное своей пестрой этнической картиной. Конфессиональная специфика Оренбуржья в значительной степени обусловлена географическим положением и полиэтничностью, а также процессами заселения региона. Жители Оренбуржья, как и большинство жителей России не слишком религиозны, однако религиозные традиции оказывают существенное влияние на общий портрет культуры и образ жизни. Население области поликонфессионально, но преобладающими конфессиями являются православие и ислам суннитского направления. Некоторая часть населения исповедует католицизм, протестантизм, иудаизм, есть и сектантские течения. Секты появились в Оренбуржье еще в дореволюционный период и уже в то время стали подвергаться гонениям со стороны царской власти и православной церкви. В настоящее время в Оренбуржье действуют секты христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, иеговистов, мормонов, молокан. В сельской местности действуют секты старообрядцев. В целом на территории Оренбургской области зарегистрировано около 325 религиозных объединений. Православие и ислам представлены во всех районах области, в центре и на западе преобладает православие, к востоку и югу увеличивается количество мусульман.
Орск является вторым крупнейшим центром Оренбуржья. На промышленный город с численностью населения около 240 тыс. человек приходится порядка 22 религиозных организаций, различных общин и приходов. Город Орск «религиозного голода» не испытывает, так как помимо традиционных религий и конфессий современный Орск находится как бы на пересечении восточных и западных религиозных традиций. Здесь есть и новые религиозные западные движения, такие как Христианская церковь «Новое Поколение», Свидетели Иеговы и другие.
Стоит отметить и тот факт, что помимо общеизвестных зарегистрированных организаций, восточное Оренбуржье пестрит представителями общины культа Кришны, последователями Белого Братства (О.М. Айванхова), шаманистами, неоязычниками и др. Давая крат-
кую характеристику религиозным объединениям, остановимся на тех, чья деятельность наиболее известна.
Миссия Христиан Веры Евангельской «Благодать» (пятидесятники). Первые пятидесятники появились в городе в 1995 году, основатели общины, выходцы из Латвийской ССР, города Риги. По прибытии в город Орск до образования собственной общины пытались сотрудничать с близкими по учению церквями. Особенностью учения пятидесятников является вера в рождение после покаяния, которое считается залогом спасения. Другой важный момент вероучения - крещение Святым Духом, которое сопровождается получением определенных даров, например дара языка - глоссолалия, когда человек внезапно начинает говорить сразу на многих языках. В данном течении присутствует таинство веры и членство не фиксируется, поэтому вопрос о количестве пятидесятников в городе остаётся неизвестным. Официально активную проповедническую деятельность данная община не ведёт. Структура воскресной службы состоит в следующем: общая молитва, песня, проповедь из Священного Писания. Стоит отметить ещё то, что пятидесятники активные участники и инициаторы лекций на тему абортов в современном обществе.
Свидетели Иеговы. Свидетели Иеговы появились в городе в конце 1990-х годов, в начале создания общины количество членов не превышало и сотни человек. На сегодняшний день постоянное количество членов на собраниях около 70 человек. Общее количество членов общины порядка 500 человек. Орск часто выступает в качестве площадки для конференций и съездов Свидетелей Иеговы. Наиболее активные миссионеры ведут проповедническую работу с последующей сдачей отчёта. Структура собраний Свидетелей Иеговы: открытие собрание торжественным исполнением песни, общее обсуждение Священного Писания, школа теократического служения (подготовка миссионеров для популярного изложения целей Свидетелей Иеговы). Следует особо отметить активную миссионерскую направленность этой общины, которая стремится вовлечь в свои ряды все большее количество адептов. Секта во многих странах мира считается тоталитарной и ее деятельность запрещена. Многие исследователи полагают, что Свидетели Иеговы не могут называть
себя христианами, так как особенности их вероучения не позволяют отнести их даже к неопро-тестантским группам. Они отрицают догмат о Троице и учат о единственном боге Иегове. Христа считают не Богом, а высшим существом. Христос после своего воплощения, земной жизни, проповеди, смерти на кресте и воскресения объединит избранных, подготовит на земле войну с сатаной и его последователями - кровавый Армагеддон, в котором выживут только иеговисты, они будут жить в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом. Иеговисты не верят в бессмертие души и выступают против политической активности, службы в армии, спортивных соревнований, переливания крови.
Христианская церковь «Новое поколение». Данная организация относительно молодая для города (ей всего 7 лет), хотя уже зарекомендовала себя. Численность членов церкви фиксирована, их порядка 150 человек. Характерно, что большая часть членов этой церкви молодые люди, имеющие активную гражданскую позицию. Они занимаются спортом, современной музыкой, участвуют в волонтерском движении. Структура встреч: песни прославления, приветствие пастором собравшихся, проповедь. Несмотря на вполне хорошо поставленную информационную работу, в городе данная церковь динамично не развивается.
Церковь Христиан Евангельской Веры по учению Апостолов. История данной церкви в Орске начинается с середины 1990-х годов. Сегодня церковь имеет своё современное здание. Общий приход около 60 человек. Церковь имеет свой хор, проводятся регулярные молодёжные служения и субботние библейские семинары. Загородные христианские лагеря для детей. Структура службы: молитва, песни, общая молитва. Данная церковь активную проповедническую в Орске деятельность не ведёт.
Церковь Евангельских Христиан-баптистов (ЕХБ). Первые общины баптистов образовались в посёлке Гришина-Речка и Крамор-ке. В Гришина-Речке было примерно 100 членов, также был хор. В Орске в 1930-х годах была лишь маленькая община верующих. В 1926 году состоялась конференция. Для проведения встреч арендовали домик. Вскоре начались преследования, собирались тайком. Преследования прекратились только после распада СССР.
Современная община христиан-баптистов имеет свой хор, проводятся молодёжные служения, регулярные субботние и воскресные службы, организуются загородные детские христианские лагеря. Общее число членов общины примерно 150 человек. Активно общественную деятельность баптисты не ведут, иногда раздают Евангелие в небольших сёлах и деревнях. «Мне не надо чтобы меня знали, узнавали - главное чтобы Христа знали», - говорит пастор Артур. Основывая свое учение на спасении только верой, баптисты отличаются тем, что крестят только в зрелом возрасте, когда вера становится осознанной. Для них также характерен коллективизм в повседневной жизни и религиозной деятельности и активное миссионерство в виде проповедей. Церковь Евангельских Христиан в духе Апостолов насчитывает примерно 200 прихожан.
Также в городе Орске 8 православных приходов: Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы, Приход Преображения Господня, Приход Святого Великомученика и Победоносца Георгия, Приход Святого Архангела Михаила, Приход Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, Приход во имя Казанской иконы Божьей Матери, Приход во имя Святого Духа, Приход храма иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница».
Римско-Католическая церковь: Приход Божьей Матери Неустанной Помощи. Католическая церковь имеет целый ряд догматических и обрядовых отличий от православия - это добавление к Символу веры фразы об исхожде-нии Святого Духа не только от Бога Отца но и от Сына. Учение о чистилище, возвышенное почитание Богородицы, материальные догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, догмат о папской непогрешимости. Католическая церковь имеет строго централизованную систему управления, единый центр и единого главу - папу римского.
В Орске проживает достаточно большое количество мусульман. Общая численность точно неизвестна, так как не все мусульмане являются прихожанами соборной мечети. В Оренбуржье распространен ислам суннитского толка. Сунна - Священное предание ислама, изложенное в рассказах о поступках и изречениях пророка, которые являются примером для мусульман. Вначале эти рассказы передавались
устно, позднее были зафиксированы в виде хадисов. Хадис состоит из двух частей: исиад - опора, воспроизводящая цепочку людей, передававших хадис до момента его записи, и мати - текст, содержащий само известие. Сунниты - наиболее многочисленное направление в исламе, к нему относятся те, кто признает законными первых четырех халифов, шесть сборников хадисов и придерживается одного из четырех мазхабов. Мазхаб - это религиозно-правовые школы в исламе, единой основой которых являются Коран и Сунна, отличаются толкованием и способом выведения конкретных норм и правил. Мусульмане строго признают пять столпов ислама: 1) шахада - свидетельство о том, что нет никакого божества кроме Аллаха; 2) салат - ежедневная пятикратная молитва; 3) закят - обязательная милостыня в пользу нуждающихся; 4) саум -обязательный пост в месяц рамадан; 5) хадж -паломничество. Недавно при соборной мечети была открыта воскресная школа по изучению основ ислама. Школу посещают более двухсот человек разного возраста - от 10 до 70 лет. Соборная мечеть стала центром объединения всех орских мусульман независимо от их этнической принадлежности (башкиры, татары, азербайджанцы, казахи и др.). Совместно проводятся великие мусульманские праздники - Курбан-байрам, Ураза-байрам.
Местная иудейская религиозная организация «Еврейская община г. Орска» недавно отпраздновала пятилетие со дня организации. В общине имеется молитвенный центр и глава, который координирует деятельность и оказывает помощь членам общины исходя из религиозных установок иудаизма.
На фоне такого разнообразия не может не возникнуть проблема толерантности. В российском обществе отношение к толерантности сегодня неоднозначное: одни безоговорочно признают ее и превращают в требование терпимости к самым крайним проявлениям религиозного фанатизма, другие признают ее как составную часть мировой тенденции глобализации. Таким образом, обнаруживается противоречивость, недостаточная точность толкования и не-эксплицируемость данного понятия. Обращаясь к истории проблемы толерантности можно обнаружить несколько трактовок этого понятия. Исторически первое понимание толерантности связано с классической либеральной тра-
дицией, восходящей к Бейлю и Локку, рассматривающих проблему в контексте осмысления итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой враждующие конфессии почти истребили друг друга. Эти философы формулируют понятие «толерантность» как веротерпимость. Второе понимание толерантности связано с культурноантропологическими исследованиями и согласно данному пониманию специфические ценности той или иной культуры не являются второстепенными, а определяют способ развития данной культуры. Третий подход видит толерантность скорее как снисхождение к многообразию норм взглядов и ценностей. Однако в данном понимании в контексте звучит, что в многообразии различных культурных норм существует некая привилегированная система отсчета. Согласно четвертому пониманию существует не только соревнование различных культур и взглядов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества, но и пытаются учесть опыт другой системы, расширяя тем самым свой собственный опыт [3]. Многообразие концептуальных подходов к проблеме толерантности показывает, что понятие не является исключительно отвлеченной философской категорией, но имеет важное практическое значение.
Следует признать, однако, что религиозная толерантность не то же самое, что религиозная индифферентность. Утверждение о том, что религиозные различия несущественны, может быть воспринято как вызов религиозному сознанию, как проявление обскурантизма. Толерантность должна быть определена не как безразличие, влекущее непонимание и взаимное отталкивание, а как признание безусловной положительной значимости ценностей исповедуемых той или иной религией. Следует избегать утверждений и о конвенциональности религиозных истин, иначе можно оказаться на позициях синкретизма, а синкретический подход не признает специфики культурных традиций и также не ведет к формированию религиозной толерантности. Религиозный синкретизм может вылиться в редукционизм - сведение религиозного многообразия к инвариантам или включение многообразных религий в одну из существующих на правах ее элементов или аспектов. Оба варианта религиозного синкретизма неприемлемы, так как могут быть восприня-
ты либо как вульгаризация, либо как ассимиляция и вызвать рост напряжения в межкон-фессиональных отношениях. Проблема толерантности имеет первостепенное значение в отношении к традиционным для России и Оренбуржья конфессиям. Наиболее значимо определение христианских установок на толерантность. Сама суть христианства как теистической религии предохраняет от уверенности однозначной избранности ее адептов. Спасение, согласно христианской доктрине совершается в свободной богочеловеческой синергии, основанной на взаимной любви. Религиозная терпимость христианства не имеет ничего общего с индифферентностью. Напротив, безразличие к истине осуждается в Священном Писании. Толерантность имеет отношение преимущественно к форме выражения убеждений, при этом утверждается обязанность строго сохранять то, что провозглашается в качестве истины, обличая все, что отклоняется от нее. Кроме того, нетерпимость к заблуждению и греху не должна сопровождаться ненавистью к грешнику. Таким образом, христианство стремится избежать насаждения уверенности в собственной исключительности и декларировать свой вселенский характер. Утверждение такой установки в христианстве позволило ему преодолеть сектантские тенденции и стать важнейшим культурным фактором мировой истории.
В Оренбуржье и Орске именно от православных храмов и их прихожан исходит идея толерантности. Благодаря устойчивому уважению к другим вероисповеданиям и конфессиям, в нашем регионе никогда не возникало открытых и серьезных конфликтов на религиозной и этнической почве.
Таким образом, можно заключить, что социальный плюрализм является не только отражением мультикультурализма современного социума. Он должен рассматриваться как целостный феномен, отражающий и разнообразие, и культурный консенсус, и новый социальный порядок. Кроме того, понятие должно рассматриваться и в инструментальном значении, как методологический организационный принцип исследования различных социокультурных явлений, одним из которых выступает полиэтничность и поликонфессиональность.
18.12.2012
Список литературы:
1. Жизненные силы русской культуры : пути возрождения в России начала XXI века / под ред. С. И. Григорьева. - М. : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. - 380 с. -ISBN 5-89317-186-1.
2. Ильин, В. И. Буржуазный плюрализм: истоки и классовый смысл / В. И. Ильин. - М. : Мысль, 1983. - 199 с.
3. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. -С. 46-55.
Сведения об авторах:
Трофимова Галина Петровна, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат культурологии, доцент Лыков Андрей Александрович, преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиала)
Оренбургского государственного университета 462403, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15а, тел. (3537) 255417, e-mail: [email protected]
UDC 130
Trofimova G.P., Lykov A.A.
Orsk Humanitarian Technological Institute, e-mail: [email protected]
SOCIAL PLURALISM AS METHODOLOGICAL PRINCIPLE OF CREATION OF THE CONFESSIONAL PANORAMA OF THE ORENBURG REGION
The article deals with the problem of social pluralism as a reflection of a new way of organizing society. Analyzes the concept of «social pluralism» and the main approaches to the interpretation, defined as the value of its methodological foundations for the study of cultural and religious backgrounds of the region. Are the main characteristics of religious paintings of the Orenburg region.
Keywords: social pluralism, multi-religious, and tolerance.
Bibliography:
1. Vitality of Russian culture: the way of revival in Russia early XXI century / ed. S. I. Grigoriev. - Moscow : Publishing House MASTER PRESS, 2003. - 380 p. - ISBN 5-89317-186-1.
2. Ilyin, V. I. Bourgeois pluralism: the origins and meaning of the class / V. I. Ilyin. - M. : Thought, 1983. - 199 p.
3. Lectorski, V. A. About tolerance, pluralism and criticism / V. A. Lectorski // Problems of Philosophy. - 1997. - № 11. -Р 46-55.