А. В. Кузнецов, В. Л. Санин
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 105 к
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (на примере религиозных организаций Ленинградской области)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕЛИГИИ, СЕКТА, КУЛЬТ
Статья посвящена актуальной проблеме исследования так называемых «новых религиозных движений» (НРД). Авторы дают определение самого понятия нРд, рассматривая его отличия от понятий «секта», «культ» и т. п. В статье предлагается классификация новых религиозных движений, позволяющая выявить критерий, на основании которого государство может определить свое отношение к различным НРД. Предложенная классификация используется для характеристики религиозных движений Ленинградской области.
Религиозная проблематика в на шей стране представляет собой явление не только культурной, но и политической жизни. Стремясь определить и обосновать правовые нормы, юристы, политики, журна-
КУЗНЕЦОВ
Александр Валентинович — вицегубернатор Ленинградской области (Санкт-Петербург).
E-mail: szrg@list.ru
САНИН
Вячеслав Леонидович — советник губернатора Ленинградской области (Санкт-Петербург).
E-mail: szrg@list.ru
KEY WORDS
NEW RELIGIOUS MOVEMENTS, STATE TO CONFESSIONAL RELATIONS, RELIGIOUS ORGANIZATIONS, ALTERNATIVE RELIGIONS, SECT, CULT
The article is dedicated to the problem of current interest: to the so called «new religious movements» (NRM). The author's give a definition of the concept of NRM, specifying the difference between the term NRM and such terms as «sect», «cult», etc.
In the article the classification scheme of new religious movements is developed that allows to determine the criterion by means of which the state can define its attitude to different NRM. The classification was used for characterization of religious movements in the Leningrad Region.
листы и религиозные лидеры ведут острые дискуссии о свободе совести и месте религии в жизни общества. То затухая, то вновь разгораясь, продолжается обсуждение закона о свободе совести и появляющихся поправок к нему. До сих пор обществу не ясно, в какой мере оно должно знакомиться с религией в рамках образовательных программ государственных учебных заведений. На повестке дня — вопросы духовной и культурной безопасности общества и многое другое.
Одна из актуальных тем — это проблема так называемых «новых религиозных движений» (далее — НРД). Ее значение не исчерпывается своеобразием собственно этого
л
Ш
а.
о
е
ш
й.
s
о
со
и
ш
3
ш
религиозного феномена, обсуждение его неизбежно приводит к более серьезному и внимательному отношению к традиционным религиям и конфессиям.
Если описывать современную религиозную ситуацию, то она характеризуется, прежде всего, вызовом, который НРД бросили обществу и традиционным религиозным организациям самим фактом своего появления и активного присутствия.
Термин «новые религиозные движения» охватывает широкий спектр религиозных организаций, имеющих в основе новые подходы к религии и духовности. Он считается нейтрально окрашенным по сравнению с терминами «секта» и «культ». Однако ни один из указанных терминов не имеет законодательного определения, хотя принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) уже нашел отражение в современном российском законодательстве.
Сложность проблемы усугубляется наличием групп, относительно которых возникает вопрос о правомерности отнесения их к религиозным организациям. Так, даже являясь таковыми по своему характеру, многие организации формально не зарегистрированы в качестве религиозных и существуют на правах общественных (например, «Центр дианетики», «Брахма-Кумарис», «Семья» и др.).
Строгого и единственно верного определения понятия НРД, как, впрочем, и понятий «секта», «культ»,
не существует. Разные школы и подходы оперируют различными дефинициями. В США группы, которые относят к НРД, предпочитают именовать «культами», а в России чаще употребляют слово «секты», и в православных духовных школах даже преподается предмет «Сектоведение».
Однако этим термином затруднительно описать все многообразие ситуаций. Так, в прошлом ряд общин и направлений, выделившихся из протестантской традиции, было естественно называть сектами, подчеркивая тем самым их обособление от традиционного направления, осуждение его как ошибочного (заблуждающегося, еретического, неприемлемого) и провозглашение себя единственно верными Евангелию. Но время идет, и сегодня западная научнобогословская литература уже не называет такое направление, как баптизм, сектой, именуя его вместо этого «Свободной церковью».
Многие современные социологи и религиоведы, стремящиеся к объективно-беспристрастному подходу в изучении религиозных движений, насколько он вообще возможен, предпочитают не употреблять термины «секта» и «культ», как перегруженные богословскими и эмоциональными коннотациями. Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце XX в. (например, «альтернативные религии», «маргинальные религиозные группы»), широкое распространение получил термин «нРд», популярность которому обеспечили
Л\
труды английского социолога профессора Эйлин Баркер. Нельзя сказать, что и с этим термином все однозначно. Так, смысл, вкладываемый в слово «новое», может меняться в зависимости от конкретного исследователя и конкретной страны. В частности, в Японии НРД обычно называют группы, возникшие после XIX в. С другой стороны, Э. Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной культуры.
Вероятно, имеет смысл называть новыми религиозные движения, появившиеся до Второй мировой войны или даже в XIX в. (например, иеговисты, мормоны, бахаисты, кришнаиты и др.). Эти группы достаточно новы по сравнению с двухтысячелетним христианством, хотя, безусловно, их нельзя рассматривать как некий целостный феномен. Достаточно сказать, что многие религиозные движения возникли не на европейской, христианской почве, а являются в значительной степени продуктом мусульманской, индийской религиозности. Так или иначе, в целом существует некоторый консенсус, что определяющую роль в термине «нРд» играет не фактический, а хронологический аспект.
В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список
НРД меняется как в зависимости от 107 временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от социума, о котором идет речь. В таком случае уже упоминавшихся баптистов можно причислить к НРД, разумеется, нисколько не уравнивая их с иеговистами, мормонами и проч., так как баптисты, в отличие от последних, являются христианами.
Появление новых религиозных и псевдорелигиозных групп часто воспринимается как результат «тлетворного влияния Запада».
И действительно, в наши дни завоевали популярность псевдохри-стианские религиозные течения, как правило, имеющие корни на Западе, но наряду с ними — и экзотические восточные учения и практики. Верно и то, что в России конца XIX — начала XX вв. уже были хорошо известны (а в Петербурге и Москве даже модны) такие проявления новой религиозности, как теософия, спиритизм, различные системы йоги. Существовало множество местных религиозных движений, которые можно отнести к НРД: штундисты, духоборы, молокане, хлысты, иеговисты-ильинцы, чуриковцы, секты старообрядческого толка и т. д. И сегодня на российской почве родилось достаточно много печально известных НРД: Богородичный центр, Белое братство, виссарионовцы, движение Анастасия и многие другие.
Таким образом, можно констатировать существование разных подходов к определению НРД.
л
Ш
а.
о
е
ш
й.
s
о
со
и
ш
3
ш
Отсюда — наличие различных классификаций, ни одна из которых не является исчерпывающей. Тем более что некоторые НРД являются синкретическими по характеру, т. е. сочетают в себе христианские, восточные, неоязыческие и др. учения и практики. Для прояснения и наглядности концептуальных рассуждений мы предлагаем схему, согласно которой НРД можно разделить на следующие группы:
- «христианские» (баптисты, адвентисты, пятидесятники, неопятидесятники и др.);
- «псевдохристианские» (Церковь Христа (Бостонское движение), виссарионовцы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Свидетели Иеговы (иеговисты), муниты и др.);
- «восточные» (кришнаиты, «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.);
- «психолого-терапевтические» (сайентология, «Лайф-Спринг», «ЭСТ» и др.);
- «синкретические» (бахаизм, ахмадия, сайентология, мунизм и др.);
- «движение «Нью-Эйдж» («Новая Эра»; не является однородным и структурно организованным, включает в себя неоязыческие, синкретические, терапевтические и проч. движения). Особенностью данной классификации является то, что в нее в качестве первого пункта включены «христианские» НРД. В большинстве случаев, в том числе и в российской традиции, к НРД при-
нято относить те движения, которые у нас называют собственно сектами или тоталитарными сектами («псевдохристианские» движения, «восточные», «психологическо-терапевтические», движения, входящие в «Нью-Эйдж»). Однако в контексте вышеизложенных рассуждений, учитывая принятое в российском законодательстве деление религий на «традиционные» и «нетрадиционные», мы сочли возможным такой подход, понимая всю разницу между христианскими и другими НРД.
Не Не Не
По информации управления Федеральной регистрационной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на 1 января 2008 г. в регионе было зарегистрировано 277 религиозных организаций, из которых 72 религиозные организации можно отнести к НРД на основании вышеприведенной классификации.
Разумеется, рассматриваемые религиозные организации нельзя уравнивать друг с другом и использовать при взаимодействии с ними одинаковые подходы. Так, например, баптисты, адвентисты, представители Армии спасения, пятидесятники и даже неопятидесятники (неохаризматы) (табл. 1 на с. 112-113) являются христианскими организациями по сути, несмотря на некоторые чуждые для многих традиционных христиан (православных, католиков, лютеран) духовные практики и редук-
л\
цию некоторых аспектов христианского учения. Они, при всех отличиях, исповедуют общую для всех христиан веру в Боговопло-щение и Троицу.
Иеговисты (4 организации) и мормоны (1 организация) (табл. 2 на с. 114-115), следуя приведенной выше классификации, относятся к НРД псевдохристианского характера. Иеговисты отрицают и Бого-воплощение, и Троицу, а мормоны, помимо прочего, фактически создали свое учение о Троице, придя к многобожию, и ввели многие другие чуждые христианству доктрины. Иногда их называют «маргинальными христианами», что, на наш взгляд, не совсем верно. Их никак нельзя считать христианами, так как христиан объединяет, как было уже отмечено выше, вероучительный минимум: вера в Бо-говоплощение и Троицу. К этому, правда, можно добавить признание всеми христианами беспрекословного авторитета Библии.
Кроме указанных, в Ленинградской области зарегистрированы и НРД псевдохристианского толка российского происхождения (псевдоправославие): чуриковцы (2 организации) и адепты Богородичного центра (или Церкви Божией Матери Державная — 3 организации) (табл. 2 на с. 114-115). Эти организации являются ярким примером того, что и на российской почве в разное время рождались и рождаются не менее замысловатые, чем на Западе, религиозные движения.
По данным управления Министерства юстиции РФ по Санкт-
Петербургу и Ленинградской обла- 109 сти (ноябрь 2008 г.), в Ленинградской области действуют две «дочерние» сайентологические организации, которые зарегистрированы как некоммерческие партнерства («Центр распространения дианетической и сайентологической технологии» и «Центр изучения и применения дианетической технологии города Санкт-Петербурга»). Сайентология, отнесенная к «психологотерапевтическим» движениям (табл.
3 на с. 116), представляет особый интерес как с точки зрения самого учения, так и с точки зрения организации деятельности. Примечательно, что это движение позиционирует себя то как религиозная организация, то как общественная, имея для этой цели большое число так называемых «дочерних», или «фронтовых», организаций.
На основании изложенного материала можно сделать некоторые выводы. Точное определение понятий «традиционные религии», «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения» и использование их в юридической практике затруднено. Даже если опираться на хронологический принцип, то надо признать, что четкие хронологические критерии отсутствуют. Что может быть отправной точкой: тысячелетие или столетие существования религиозной организации на какой-то территории? Например, уже упоминавшиеся баптисты являются нетрадиционными для России по сравнению с православными, но традиционными по сравнению с иеговистами.
л
Ш
а.
о
е
ш
й.
s
о
со
и
ш
3
ш
л\ъ Тем не менее, общество и госу-
дарство призвано определиться в этом вопросе. Государство не может одинаково относиться к православной, католической, лютеранской церквям, исламу, другим традиционным исповеданиям, с одной стороны, и таким НРД, как, например, «Белое братство», «Богородичный центр», с другой.
Можно не соглашаться с выводами отдельных экспертов, спорить об их объективности, но редко кто остается равнодушным после встречи, в частности, с членами «Белого братства». Трудно также сохранять спокойствие, глядя на портреты Марины Цвигун, называющей себя «Мария Дэви Христос», на стенах домов и водосточных трубах. Есть множество других более или менее печальных примеров деятельности НРД.
В религиозной сфере, как и в любой гуманитарной области, есть поступки и явления, которые не подпадают под действие Уголовного кодекса, но своим безвкусием, духовной пошлостью и недоброкачественностью проповеди развращают общество. Их, как плохую музыку, кино, картину, нельзя запретить, но обществу нужны образцы, достойные подражания, и оно само заинтересовано в том, чтобы проповедь сомнительных ценностей не поощрялась.
Конечно, в случае с «Белым братством» для общества есть определенная ясность, поскольку его членами были инспирированы массовые беспорядки, имеются свидетельства о подстрекательстве к
самоубийствам внутри движения. Лидеры организации были арестованы, суд после тщательного изучения материалов определил достаточно жесткую меру наказания. С другими подобная ясность не всегда достижима, поэтому государство имеет право и должно в интересах единства и безопасности общества проводить целенаправленную конфессиональную политику, создавая благоприятные условия для деятельности, прежде всего, традиционных конфессий.
Эффективный способ взаимодействия государства и религиозных организаций — социальное партнерство. Государство имеет право в интересах строительства продуктивного гражданского общества, не нарушая Конституцию и российское законодательство, вступать в отношения социального партнерства с конструктивными, авторитетными, социально значимыми религиозными организациями, которые являются неотъемлемой частью социума.
Многие традиционные религиозные организации имеют положительный опыт социального служения. Однако, например, Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви, насчитывающая 173 местных религиозных организации (62,5% от общего числа зарегистрированных), обладает самым большим ресурсом для наиболее активного осуществления социального служения во многих сферах общества. Это противодействие наркомании и алкоголизму, забота о сиротах, служение в социальных
л\
учреждениях, патриотическое воспитание молодежи и т. д.
Развитие социального партнерства с традиционными религиозными организациями будет способствовать укреплению общества. Ведь НРД несут угрозу обществу не только потому, что некоторые из них могут являться деструктивными (это тоже вопрос юридически сложный) — чрезмерная инфильтрация российского культурного и духовного пространства чуждыми для него воззрениями, духовными и культурными типами при нарушении баланса может привести к культурной и политической дезинтеграции. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть, что государство имеет право поддерживать те силы, которые будут работать на укрепление стабильности и созидание общества. В этой связи можно отметить весьма интересные социально ориентированные миссионерские проекты Санкт-Петербургской епархии, ожидающие своего воплощения и имеющие непосредственное отношение к НРД. Это проекты «Центр исследования религий», «Центр консультирования пострадавших от сект», «Миссионерская экспедиция». Государственная поддержка этих проектов стала бы реальным вкладом в решение многих проблем, связанных с активной миссионерской деятельностью НРД.
Отмечая существующие проблемы государственно-конфессиональной политики, приходится констатировать, что, как показывает практика, далеко не во всех муниципаль-
ных районах работа с религиозны- 111 ми организациями проводится на хорошем уровне, существует адекватное понимание специфики тех или иных организаций, особенностей государственно-конфессиональных отношений. Необходимо на уровне субъекта Федерации осуществлять координацию работы в этой сфере, проводить совещания, семинары и т. п. по актуальным вопросам государственно-конфессиональной политики и межконфес-сиональных отношений. В муниципальных районах с религиозными организациями должны работать компетентные сотрудники, также необходимо организовать мониторинг деятельности религиозных организаций и групп.
Кроме того, было бы полезным запланировать проведение региональных и межрегиональных круглых столов, научно-практических конференций с участием религиоведов, экспертов в области конфессиональной политики, заинтересованных государственных служащих, представителей традиционных конфессий по проблемам, связанным с НРД.
Регион обладает большим административным, научным и богословским потенциалом, для того чтобы выработать необходимые правовые, научные и богословские подходы по вопросам НРД, выстраивать совместно с заинтересованными общественными силами адекватную государственно-конфессиональную политику, которая позволит внести свой вклад в развитие и процветание общества.
ХРИСТИАНСКИЕ НРД
Баптизм
От греч. ВарИго — «окунаю, крещу водой». Разновидность протестантизма. Возник в начале XVII в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 1860-х гг. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми. Их также называют евангельскими христианами-баптистами. Евангельские христиане-баптисты — церковь, возникшая в 1944 г. путем объединения баптистов с евангельскими христианами, к которым в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, в 1963 г. — «братские» меннониты. Возглавляется «Союзом Евангельских христиан-баптистов».
Адвентисты седьмого дня (субботники)
Л
ш
й.
о
е
ш
й.
s
О
СО
и
ш
3
ш
Последователи одного из течений адвентистов, основанного Э. Уайт (1827— 1915 гг.) и И. Андрюс (ум. 1883 г.) Первая община образовалась в Вашингтоне в 1844 г., а с 1860 г. приверженцы учения стали официально именовать себя Церковью адвентистов седьмого дня.
Адвентисты седьмого дня признают Святую Троицу, Ветхий и Новый Завет (66 канонических книг) и считают Библию единственным источником своей веры. Исповедуют Бога в трех лицах: Бог Отец, Источник всего сущего, Бог Сын — Иисус Христос и Бог Дух Святой как божественная личность. Ссылаясь на слова Христа о том, что «тело — сосуд Божий», адвентисты седьмого дня требуют совершенствования как морального, так и физического (отказ от курения, алкоголя, свинины и т. д.). Совершают причастие и признают обязательным водное крещение (полное погружение крещаемого в воду). Адвентисты седьмого дня ждут скорой кончины мира, но не называют определенной даты. Особо настаивают на почитании субботнего дня, отсюда их название — «субботники».
Движение адвентистов седьмого дня получило свое распространение в России начиная с 1880-х гг. В настоящее время на территории России, стран СНГ и Балтии действуют Генеральная конференция церквей христиан адвентистов седьмого дня и два входящие в нее Союза объединений церквей адвентистов седьмого дня.
Армия спасения
Внеденоминационная организация протестантского толка, основанная в 1865 г. в лондонском Ист-Энде Уильямом Бутом (принадлежал к методистской церкви). Армия спасения действует как религиозная и благотворительная организация. В ее задачи входит помощь в духовном, нравственном и физическом совершенствовании тем, кто нуждается в этом, исправление порочных, развращенных, опустившихся людей и преступников, работа среди бедноты и помощь больным, проповедь Евангелия и христианской веры. Важными направлениями деятельности Армии спасения является создание лечебниц для алкоголиков, дневных приютов, реабилитационных центров для взрослых, родильных домов и приютов для рожениц, агентств по трудоустройству (в том числе для заключенных), приютов для стариков, бюро по проблемам семьи и центров по устройству на работу.
Л\
Наименование Общие сведения
Пятидесятники Христианская секта, возникшая в США в конце XIX — начале XX вв. В России появилась в начале XX в. Не признают официальных церковных обрядов, икон, креста. Самой характерной чертой пятидесятничесгва, тем более неопятидесятничества, является глоссолалия, т. е «молитва на языках», от которой оно и получило свое название — как повторение описанного в книге Деяний апостольских чуда говорения на языках в день Пятидесятницы. Как считают многие специалисты, на самом деле «молитва на языках» является либо притворством, либо неконтролируемой истерией. Полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков («говорение на языках») известны с древности и являются непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов: шаманские пляски с выкриками, нечленораздельные «пророчества» древнегреческих сивилл и пифий и т. д. Большая часть традиционных пятидесятников «конвертируется» в настоящее время в неохаризматичесое движение неопятидесятников.
Неопятидесятники Движение возникло в первой половине XX в. в США. Именуется также «Движение веры» (Faith Movement), или «Проповедь веры», оно же «Евангелие процветания». Известно также по названию одного из своих главных компонентов — «Теология процветания» и по своему основному методу — ♦Пауэр ивэнджелизм» (Power Evangelism). Помимо глоссолалии, для неопятидесятнических организаций характерны иные «экстравагантные» практики, фактически выводящие их за рамки традиционного христианства. Например, важный признак неопятидесятнических сект — «молитва мук рождения». Она заключается в том, что человек должен просто кричать изо всех сил и чем сильнее, тем лучше. Считается, что этой молитвы дьявол боится больше всего. Еще одна характерная черта — это «торонтский смех». Проповедник Родни Ховард-Браун проповедовал в Торонто, и вдруг на него напал беспричинный смех. Люди заражались этим смехом и смеялись часами, совершенно изнурялись и падали. В Россию это движение пришло через шведскую организацию «Слово жизни», поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле в разных городах принадлежащие к «Теологии процветания» секты носят разные названия. Это может быть и библейский центр «Слово жизни Интернейшнл», «Теология процветания», «Движение веры», «Новое поколение», ♦Источник жизни», «Живая вода», «Христиане полного Евангелия», «Церковь прославления», «Церковь Новое поколение», «Церковь Завета», ♦Часовня на Голгофе», «Дерево жизни», «Русская христианская церковь» и др.
//i
Л
Ш
й.
о
Є
ш
й.
s
о
со
и
ш
3
ш
Свидетели Иеговы (расселиты)
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)
ПСЕВДОХРИСТИАНСКИЕ НРД
Религиозное движение, основанное в 1872 г. Чарльзом Тейзом Расселом (1852-1916 гг.). Рассел проповедовал «Основание Царствия Божия на земле», определив дату Армагеддона на 1872,1874,1878,1914 (1915) гг. Впоследствии эта дата неоднократно переносилась.
В Нью-Йорке, где размещалась штаб-квартира расселитов, была организована типография, в которой в 1879 г. был отпечатан первый номер журнала «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа». В 1884 г.
Рассел основал Библейское Общество Сторожевой башни, которое стало заниматься изданием книг и брошюр. С этого момента учение интенсивно распространяется в США, Канаде, Австрии, Европе.
После смерти Рассела президентом «Общества Сторожевой башни» стал Джозеф Франклин Рутерфорд (1861-1942 гг.). При нем организация получила новое название — «Свидетели Иеговы» (1931 г.), а штаб-квартира («Вефиль») переместилась в Бруклин. Следующими президентами Свидетелей Иеговы были Натан Хомер Кнорр (1905-1977 гг.), Фредерик В. Франц (1893-1992 гг.), а с 1993 г. по настоящее время — Милтон Хеншель (род. 1920 г.).
Основные доктринальные положения свидетелей Иеговы содержатся в книге Рассела «Исследование Священного Писания» (6 томов вышло еще при жизни Рассела, а 7-й том — после его смерти).
Свидетели Иеговы считают Библию «вдохновенным Словом Бога», поклоняются Иегове, не принимают христианского учения о Святой Троице, отрицают божественность и физическое воскресение Христа. Они отвергают бессмертие души и полагают, что спасение достигается исключительно добрыми делами. Свидетели Иеговы имеют собственное духовенство, служение которого осуществляется на добровольной основе.
Последователи учения платят налоги, не принимают участие в политической деятельности и отказываются от участия в военных действиях. Основная форма миссионерской деятельности — распространение религиозной литературы.
Периодические издания Свидетелей Иеговы: «Сторожевая башня», «Пробудитесь», «Наша служба царства».
Религиозное движение, основанное в 1830 г. в США Джозефом Смитом (1805-1844 гг.). Смит заявил об отпадении всех христианских церквей от веры и объявил о новом откровении Бога, переданного ему через пророка Мормона. В 1830 г. Смит опубликовал «Книгу Мормона», составленную, по его словам, пророком Мормоном и доставленную Смиту сыном Мормона — ангелом Мороном. Эта книга стала основным источником вероучения мормонов.
В1830 г. в г. Файети (штат Нью-Йорк) была основана Церковь мормонов, которая стала быстро расширяться и пополняться новыми членами. В 1841 г. Дж. Смитом был составлен символ веры мормонов (включает 13 пунктов), а в 1843 г. мормоны основали первое миссионерское собрание. После смерти Дж. Смита в 1844 г. руководство общиной принял Брайан Янг. Вероучение мормонов основывается на Библии и на таких книгах, как «Книга Мормона», «Учения и Заветы», «Драгоценная Жемчужина». «Книга Мормона», по сути, является продолжением Библейского повествования и рассказывает о людях, которые после попытки строительства Вавилонской башни переселились в Америку (600 г. н. э.). Книга «Драгоценная Жемчужина» содержит откровения Дж. Смита как пророка.
л\
Учение мормонов синкретично и включает в себя элементы политеизма. Бог, согласно представлениям мормонов, имеет материальное тело, а следовательно, ограничен им. Отец — не единственный Бог. Каздый человек, будучи «богом в зародыше», имеет возможность когда-нибудь стать Богом. Мормоны превратно толкуют учение о Троице, признают искупительную жертву Христа, отрицают идею первородного греха, верят в Царство Небесное и в будущее наказание за грехи. По мнению мормонов, искупление — совместная работа Бога и человека. После смерти человек становится причастным к различной степени славы: подземной, земной или небесной. Мормоны признают таинства крещения (через погружение в воду; крещение мажет быть совершено начиная с восьми лет и является необходимым условием для принятия в члены церкви) и покаяния. Согласно учению мормонов, дар Святого Духа дается посредством акта возложения рук, совершаемого священниками.
С 1851 г. мормоны практиковали многоженство (и Смит, и Янг имели более двадцати жен), однако под давлением американского правительства многоженство было упразднено в 1890 г. Организация мормонов строго иерархична. Большое внимание мормоны уделяют миссионерской деятельности, благодаря чему их учение быстро распространяется.
Мормоны проповедуют труд и, согласно одной из заповедей, принятой в 1838 г., жертвуют десятину. Они ведут строгий образ жизни и большое внимание придают своему внешнему виду. В настоящее время мормоны имеют большое влияние в США и странах Запада.
Чуриковцы
Религиозно-этическое движение в России, одно из направлений трезвенничества. Названо по имени основателя, самарского купца И. А Чурикова (1862 г. — после 1930 г.), проповедовавшего нравственное, религиозное спасение путем отказа от алкогольных напитков и курения. Его приверженцы создали легенду о Чурикове, будто бы обладавшем силой исцеления от пьянства, считали его апостолом, а некоторые — даже Иисусом Христом. Пользовались некоторым влиянием среди городских низов Петербурга и Москвы.
Богородичный Центр (Православная Церковь Божией Матери Державная)
Новое религиозное движение, получившее свое распространение в России с 1989 г. Основатель движения — архиепископ Иоанн Береславский (Вениамин Яковлевич Янкельман), выходец из истинно православных христиан, впоследствии был отлучен от истинно православной церкви.
В основу вероучения Богородичного Центра положена книга пророчеств архиепископа Иоанна Береславского «Третий Завет» (прежнее название — «Белое Евангелие»). Согласно «Третьему Завету», новой посредницей между Богом и человеком становится Божия Матерь. Таким образом, учение Богородичного Центра акцентировано на том, что спасение можно получить, только прибегая к помощи Божией Матери.
Слово «Православная» в названии движения отнюдь не означает ее связи с Православной церковью, поскольку положения вероучения Богородичного Центра не совпадают с православным вероучением. Учение Богородичного Центра, скорее, синкретично и вбирает в себя некоторые католические догматы (например, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божией, догмат о непорочном зачатии), софиологию (идеи тождественности Богородицы и Софии), гностические и иудео-христианские воззрения. Богородичный Центр имеет свою символику, богослужения и таинства.
В организации царят строгая дисциплина и иерархичность (старцы приравниваются к генералам, старшие послушники — к рыцарям).
В настоящее время движение распространено не только в России, но и в странах СНГ (Украина, Эстония и др.). Богородичный Центр имеет свои печатные издания: «Рыцарь веры» и «Оазис мира».
ПСИХОЛОГО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НРД
Церковь
сайентологии
Л
Ш
й.
о
е
ш
й.
s
о
со
и
ш
3
ш
Существует с 1953 г. Вопрос о том, считать ли ее религиозной, остается для некоторых специалистов открытым. Первоначально проект развивался как набор психотерапевтических техник, объединяемых Хаббардом (ум. 1986 г.) под именем «Дианетика». Позднее организация была зарегистрирована как религиозное объединение, что дало значительные налоговые льготы.
Сайентология претендует на раскрытие «естественных законов» духа. Понимаемый как духовное существо, человек, утверждают они, может научиться управлять материей, энергией, временем, пространством, мыслью и жизнью. Движение к этому богоподобному состоянию в процессе, который сайентологи называют «мостом к абсолютной свободе», предположительно может занимать десятилетия и стоить (по оценкам независимых аналитиков) около полумиллиона долларов. Некоторые специалисты считают сайентологию псевдонаучным учением с элементами оккультизма.
Превратившись со временем в весьма могущественную международную организацию, сайентологическая церковь разрабатывает и осуществляет масштабные проекты политического характера, такие как поддержка определенных политиков и партий или долгосрочные программы внедрения в образовательные системы целых стран. Другое встречающееся название организации — «Центр дианетики». Сайентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы, как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др. Сайентология имеет большое количество так называемых «фронтовых», или «дочерних», организаций: «Гуманитарный центр Хаббарда», «Хаббард-колледж» (распространяет «Административную технологию» Хаббарда), «Нарконон» (центр «борьбы» с наркоманией), «Криминон» (центр «реабилитации» осужденных), «Гуманитарный центр детоксикации человека», «Фонд Л. Рона Хаббарда», «Всемирный институт сайентологических предприятий» (осуществляет выдачу сайентологических лицензий), «Ассоциация за лучшую жизнь и образование» (руководит группами «социального» служения, такими как «Нарконон» и др.), «Прикладная схоластика» (распространяет «технологии образования» Хаббарда) и др.
л\