Научная статья на тему 'Роль религиозных организаций и сект в формировании конфессиональной ситуации в республике Мордовия на рубеже XIX-XX вв'

Роль религиозных организаций и сект в формировании конфессиональной ситуации в республике Мордовия на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕКТЫ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / БАПТИЗМ / ЛЮТЕРАНСТВО / АДВЕНТИЗМ / ВАХХАБИЗМ / САТАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Минеева Ирина Николаевна

Статья посвящена рассмотрению роли религиозных организаций и сект в формировании конфессиональной ситуации в Республике Мордовия в 1990-е начале 2000-х гг. Особое внимание уделяется характеристике различных конфессий нетрадиционного толка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Минеева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль религиозных организаций и сект в формировании конфессиональной ситуации в республике Мордовия на рубеже XIX-XX вв»

УДК 94(470.345):2-79:130.2

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

THE ROLE OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND SECTS IN THE FORMATION OF CONFESSIONAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN LATE XIXth BEGINNING OF XX CENTURY

И. Н. Минеева

I. N. Mineyeva

ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», г. Саранск

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли религиозных организаций и сект в формировании конфессиональной ситуации в Республике Мордовия в 1990-е - начале 2000-х гг. Особое внимание уделяется характеристике различных конфессий нетрадиционного толка.

Abstract. This article is devoted to the consideration of the role of religious organizations and sects in the formation of confessional situation in the Republic of Mordovia in 1990s - early 2000s. Special attention is paid to the character of different non-traditional confessions.

Ключевые слова: религиозные организации, секты, Республика Мордовия, баптизм, лютеранство, адвентизм, ваххабизм, сатанизм.

Keywords: religious organizations, sects the Republic of Mordovia, baptism, lutheran religion, adventism, wahhabism, satanism.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный этап истории является периодом глубокой культурной трансформации человечества, которая охватывает как материальные, так и духовные стороны жизни. В конце 1980-х гг. в нашей стране началось крушение социально-экономических, политических, идеологических и духовнокультурных оснований социализма. Система рухнула, и страна оказалась в мировоззренческом вакууме. Идеологический и духовно-культурный вакуум оказался очень устойчивым. В этих условиях освободившуюся нишу стали активно занимать религиозные концепции и организации. Однако снятие запрета религиозной деятельности и политика религиозного плюрализма, начавшаяся в России в начале 1990-х гг., с уравниванием в правах всех религиозных организаций привели к возникновению чрезвычайно сложной религиозной ситуации на постсоветском пространстве. Отличительной особенностью этих процессов является не только ренессанс традиционных религий, но и стремительное распространение нетрадиционных религиозных доктрин, в том числе деструктивного характера, что актуализирует проблему их изучения.

Необходимость проведения такого рода исследования обусловлена возможностью лучше понять религиозный нетрадиционализм вообще и принципы функционирования нетрадиционных религиозных движений в частности, поскольку знание основ бытийно-сти нетрадиционных религиозных концепций и культов поможет выработать однозначное адекватное отношение к ним как частных лиц, так и государственных и общественных институтов.

Материал и методика исследований. При исследовании избранной темы автор опирался на различные группы исторических источников. Одним из базовых источников выступили документы и материалы текущих архивов органов государственной власти и религиозных организаций, в частности Саранской и Мордовской епархии, Управления Министерства юстиции по Республике Мордовия, осуществляющих непосредственное наблюдение и контроль за деятельностью религиозных организаций республики. Важным источником явились издания периодической печати. В работе широко использовались историко-сравнительный, историко-генетический, структурный, абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала.

Результаты исследований и их обсуждение. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения Республики Мордовия, как русские, так и мордва, придерживается православия и относится к самой многочисленной религиозной организации России -Русской православной церкви, в республике существовали и существуют приверженцы иных религиозных деноминаций, таких как: евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, так называемые пятидесятники и многие другие.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по РМ на 1 июля 2005 г. на территории республики были зарегистрированы 332 религиозных организации, 283 из которых относились к Саранской и Мордовской епархии Русской православной церкви. Мусульманских религиозных организаций в республике насчитывалось 36. Кроме того, в республике зарегистрированы 3 организации евангельских христиан-баптистов, 1 - евангельских христиан, 3 - пятидесятников, 3 - лютеранской евангелической церкви Ингрии, 1 - адвентистов седьмого дня, 1 - община Свидетелей Иеговы, 1 - общество Сознания Кришны «Вайшнау» [14, 5].

Активизация деятельности нетрадиционных религиозных организаций на территории республики происходит в 1990-е гг. Одной из первых (1991 г.) была создана так называемая Мокшэрзянская лютеранская церковь, вскоре распавшаяся на мокшанское и эрзянское отделения. Влияние лютеранской церкви в Мордовии невелико. В начале 90-х гг. XX в. предпринималась попытка строительства лютеранского храма в г. Саранске и даже был заложен его первый камень. Но активный протест местной епархии, возмущение части православного населения города привели к тому, что строительство так и не началось [13].

Одним из наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма является баптизм. На территории республики существуют и развиваются организации евангельских христиан-баптистов. По мнению руководителя баптисткой общины в мокша-мордовском с. Курташки Атюрьевского района РМ П. И. Коновалова, численность баптисткой общины в г. Саранске к концу 1990-х гг. составила около 200 человек и столько же проживают в районах республики.

Есть в Мордовии приверженцы адвентизма (адвентисты седьмого дня). Это приверженцы христианского вероучения, в основе которого лежит ожидание «второго пришествия Христа» и «тысячелетнего царства». Единственным источником своего вероучения они, как и баптисты, считают Библию. Согласно Священному Писанию, нужно поклоняться только невидимому Богу, а не иконам, как это делают православные христиане. Адвентистам запрещается употреблять в пищу «нечистых» животных, птиц и рыбу, алкогольные напитки, табак, применять сильнодействующие наркотические средства. По данным известного мордовского этнографа Н. Ф. Мокшина, в 2000 г. организация адвентистов насчитывает около 220 человек в г. Саранске и около 100 человек в районах республики [6, 127].

В 90-х гг. XX в. в Республике Мордовия появился ваххабизм - это религиознополитическое течение, возникшее в Аравии в XVIII в. Оно исходит из необходимости привести ислам в соответствии с нормами, которые господствовали в исламском обществе во времена пророка Мухаммеда. Основатель секты отвергал все более поздние трактовки ислама как недозволенные нововведения. Ваххабиты придают исключительно важное значение джихаду (священной войне), что объясняет экстремистский характер этого течения. Ваххабитская община была создана в 1997 г. в исламском центре Мордовии с. Белозерье Ромодановского района [10,158].

На территории республики действовало множество официально не зарегистрированных сект, часто носящих тоталитарный характер, например, Свидетели Иеговы. Эта секта основана Пастером Расселом в США. Их вероучение основано на Библии в ее новом переводе. Во всех таинствах, признанных христианской церковью, они видят колдовство. Свидетели Иеговы считают священниками всех крещенных людей, а само крещение рассматривают как символ посвящения, а не таинство. Обрядность иеговистов сильно отличается от обрядности классического протестантизма [7].

В Мордовии также отмечалось наличие приверженцев Белого братства (Юсмалос), иначе «Международного института души АТМА», которое появилось в республике в 1991 г. - синкретической секты, соединяющей в своем начале элементы учения Рерихов, христианства, оккультизма и гностицизма [11]. Адептам братства внушается, что они живут в последние времена существования человечества и им надо стойко сопротивляться Антихристу: не принимать участие в общественной жизни, не учиться, не работать, не держать дома электронную аппаратуру, через которую Сатана ведет кодировку людей, также запрещено вступать в брак, чтобы не отдавать своих детей Дьяволу [4, 9].

В обращении к органам государственной власти РМ руководство Саранской и мордовской епархии просило оградить население республики от разного рода проповедников: «Нас удивляет, что к этим деятелям и их сомнительной миссии проявляется какое-то безразличное отношение со стороны государства... При внимательном анализе их воззрений непредубежденному человеку видно, что такие секты, как «юсмалисты» - античе-ловечны, ибо ведут к разрушению семейных устоев, а запугиванием конца света вносят сумятицу в умы и настроения людей» [12].

К 1999 г. деятельность представителей секты приутихла. Однако в Мордовии она полностью не прекращена. В некоторых населенных пунктах сектанты нашли пристанище, но пока никакой активности они не проявляют.

Появились в Мордовии и последователи восточных деноминаций. В Министерстве юстиции РМ в 1994 г. было зарегистрировано религиозное общество «Сознание Кришны», хоты фактически оно существовало с 1991 г. Общество насчитывало около тридцати активных членов, которые все являются вегетарианцами. Каждое воскресенье они собираются вместе и поют кришнаитские песни, совершают религиозные обряды, изучают «Бхагават-Гиту» и другую литературу, написанную Кришной. Кроме того, ежедневно по утрам они проводят медитацию на четках. Согласно уставу общества оно образовано с целью удовлетворения духовных потребностей граждан вайшнавского вероисповедания, восстановления в обществе высших духовных ценностей на основе древней ведической культуры, проведения общественно-благотворительной деятельности [15].

Некоторые авторы, например А. Дворкин, относят общество «Сознание Кришны» к числу тоталитарных сект, так как оно стремится к установлению жесткого контроля над средствами массовой информации, а также его духовные руководители в случае прихода к власти предусматривают суровые наказания для тех, кто не соглашается с их идеями [3].

Существовала в г. Саранске и такая экзотическая религиозная организация, как «сатанисты». Современное Саранское братство сатанистов, или, как они себя называют, «приверженцев черного культа», активнее всего действовало в 1997-1998 гг. Молодые люди (в основном студенты) собирались в группы по 10-15 человек и ночью шли на городское кладбище, где на одной из старых могил совершали обряды [8]. В настоящее время сатанизма в его чистом виде в Республике Мордовия нет [10, 159-160].

Кроме перечисленных сект в республике есть последователи ивановцев, или обли-ванцы, хлысты, сайентологи (церкви Рона Хаббарда), бахаисты и другие, но они представлены отдельными людьми или семьями.

Таким образом, Республика Мордовия находится в сфере деятельности целого спектра конфессий различного толка. Исчезают одни, появляются другие. Общественность республики, православное духовенство не раз высказывали свои опасения и предостережения по этому поводу. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий расценивает деятельность зарубежных проповедников, приезжающих к нам, как «экспансию против Русской православной церкви, специально направляемую Западом» [1]. Он убежден в том, что «все секты приносят вред, так как сеют раскол» [2].

Священник Никольской церкви г. Саранска В. Зимин считает: «. разного рода культы опасны еще и тем, что, как правило, прикрываются христианством и могут именовать себя христианскими церквами. Поэтому их распознание является непростой задачей. Трудность состоит и в том, что в России в настоящее время пиратски действует масса новоявленных миссионеров, которые практически никогда не объявляют своей деноминации, являясь своего рода «свободными художниками» [5].

В то же время в рассматриваемый период в межконфессиональных отношениях произошли и продолжают происходить существенные изменения, вектор которых направлен на отход от формального равноправия религий к развитию полномасштабных и разносторонних связей между ведущими конфессиями страны при сохранении и обеспечении законных прав религиозных меньшинств. Данный процесс выступает важнейшим катализатором позитивного роста культуры толерантности в регионе, чему во многом способствует функционирование в республике исторически сложившегося типа межнациональных и межконфессиональных отношений. Тем не менее, необходимо отметить и

ряд отрицательных явлений в этой динамике. Например, слабая просветительская работа, которая должна способствовать препятствованию проникновения в республику нетрадиционных религиозных сект. Недостаточно активны в этом плане Русская Православная Церковь и местная мусульманская община. Относительное равнодушие проявляет светская общественность, в том числе научная интеллигенция. Не всегда хватает объективности и толерантности СМИ, освещающим деятельность различных конфессий на территории республики. Но, несмотря на эти трудности, несомненным является то, что рубеж XX-XXI вв. является важной вехой развития толерантных взаимоотношений между православием, исламом и другими конфессиями в республике в духе справедливости, взаимопонимания и неприятия ксенофобии.

Резюме. Функционировавшие в рассматриваемый период в Республике Мордовия нетрадиционные религиозные организации, основанные на конкретных вероучениях, имели во многом деструктивный характер, так как основывались на чуждых региону ценностных установках. Однако межконфессиональный диалог стал основой религиозной политики региона, поскольку в условиях складывающейся в России религиозной ситуации такой диалог явился формой контакта на равных, с попыткой слушать и слышать собеседника для традиционных религиозных организаций, что способствовало их взаимодействию по устранению проблемы функционирования нетрадиционных форм организации религии в республике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варсонофий, епископ. В Мордовии нет почвы для лютеранства / Варсанофий // Советская Мордовия. - 1992. - 28 июля. - С. 1.

2. Варсонофий, епископ. Испытание / Варсанофий // Известия Мордовии. - 1995. - 4 февраля. - С. 3.

3. Дворкин, А. Мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной / А. Дворкин // Столица С. - 1996. - 6 декабря. - С. 12.

4. Замотаев, Н. Жизнь наставила Темникову рога / Н. Замотаев // Советская Мордовия. - 1993. -9 июля. - С. 7.

5. Котов, В. «Свидетели Иеговы» вам врут! / В Котов // Столица С. - 2003. - 13 августа. - С. 11.

6. Мокшин, Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин. - Саранск, 2005. - 562 с.

7. Новицкий, С. Секты «новой эры» / С. Новицкий // Вечерний Саранск. - 1998. - 5 ноября. - С. 5.

8. Под крыльями сатанизма // Мордовия. - 1994. - 7 июня. - С. 6.

9. Преснякова, Л. Ловцы душ / Л. Преснякова // Известия Мордовии. - 1995. - 14 января. - С. 1.

10. Религиозные организации и межконфессиональные отношения // Социально-экономическое развитие РМ в 2002-2004 гг. - Саранск, 2005. - С. 149-160.

11. Саранские сектанты // Вечерний Саранск. - 2000. - 16 февраля. - С. 6.

12. Стреляный, А. Черные дела «белых братьев» / А. Стреляный // Советская Мордовия. - 1993. -9 июля. - С. 7.

13. Текущий архив Саранской и Мордовской епархии.

14. Текущий архив Управления Министерства юстиции РФ по РМ.

15. Федотова, О. Хоре Кришна, хоре рома? / О. Федотова, М. Малоземова // Вечерний Саранск. -1996. - 5 сентября. - С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.