СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
А.В. ИВАНОВА,
адъюнкт Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматривается роль социального педагога, формулируются задачи, которые могут и должны стоять перед ним; раскрывается взгляд автора на формирование стиля поведения социального педагога; особое внимание уделяется личностной характеристике и профессиональной компетентности социального педагога, что призвано способствовать повышению профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальный педагог, личностная характеристика, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, профессиональная деятельность.
THE SOCIAL TEACHER AS THE SUBJECT OF PROFESSIONAL WORK: THE PERSONAL CHARACTERISTIC AND PROFESSIONAL COMPETENCE
A.V. IVANOVA,
the postgraduate of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article the role of the social teacher is considered, problems which can are formulated and should face it. Given article opens a sight of the author at formation of style of behavior of the social teacher. The special attention is given to the personal characteristic and professional competence of the social teacher that urged to promote increase of professional work of teachers.
Keywords: social pedagogics, the social teacher, the personal characteristic, professional competence, pedagogical skill, professional work.
В современной России, в связи с явным неблагополучием детей, защита их прав относится к числу актуальных проблем. Очевидно, виноваты в этом как государство, так и семья. Ослабление семейных устоев, низведение традиционных защитных функций семьи на «нет» или превращение их в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка дает все основания считать, что дети в опасности1.
15 октября 2010 г. в Российском государственном социальном университете состоялся круглый стол на тему «Теория и практика подготовки социальных педагогов», на котором социальные педагоги со всех регионов России рассмотрели актуальные проблемы перехода на новые образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки специалистов. Мероприятие проходило в рамках Третьего Съезда социальных работников и социальных педагогов Российской Федерации при участии Президента Д.А. Медведева. На наш взгляд, съезд имеет масштабный Всероссийский характер, где собралось более 1200 социальных работников 15 стран: России, Украины, Белоруссии, Армении, Франции, Польши, Норвегии и др. Организаторами съезда выступили Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Союз социальных педагогов и социальных работников России при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Общественной Палаты Российской Федерации.
По итогам круглого стола было отмечено следующее: социальный педагог является связующим звеном в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики; остро стоит вопрос несовершенства нормативно-правовой базы; социальные педагоги востребованы в системе профилактики, реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних; наиболее полно используются компетенции социальных педагогов в реализации социальных проектов; успешность проектной деятельности во многом зависит от уровня финансирования программ и заинтересованности руководства регионов; необходимо создание «Концепции социально-педагогической поддержки детства» как основного нормативно-правового документа, определяющего научно-методологические принципы социализации детей и подростков, организации профилактики асоциальных форм поведения несовершеннолетних.
Социальная педагогика как область педагогической науки стала развиваться в конце XX — начале XXI вв. Актуальность и значимость данной области обусловливает постоянный интерес к ней ученых и практиков. Успешно разрабатывают вопросы социальной педагогики и социальной работы И.Н. Адреева, В.Г. Бочарова, С.Д. Маврин, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Ю.В. Василькова, В.А. Сластенин и др. Нельзя не
1 Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 2010.С. 67.
отметить, что наиболее детально проблемами, связанными с социальным педагогом — его личностью, профессиональными качествами, этикой — занимались такие исследователи, как М.А. Галагузова, Р.Н. Кедя-рова, Т.А. Евдокимова, Р.В. Овчарова, Г.П. Медведева, И. Липский, А. Сидоренко, И. Протасова и др.
Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Потребность в социальном педагоге возникает, когда семья и образовательные учреждения не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети. Данные обстоятельства отмечают многие исследователи. Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина пишут о том, что «...социально-экономические обстоятельства современной жизни привели к тому, что семья и школа утратили свои социализирующие функции. Упавший жизненный уровень привел к тому, что в обществе повсеместно распространившиеся девиации молодежи уже стали «нормой». Семья озабочена проблемой экономического выживания, школа считает себя свободной от воспитательной функции, институт общественного воспитания (пионерия, комсомол и др. организации) как таковой рухнул в одночасье вместе с однопартийной системой»2. Кто и как поддержит в трудной ситуации ребенка? На помощь должен придти социальный педагог. Каковы его функции? Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе3.
Таким образом, поле профессиональной деятельности социального педагога огромно.
Основные назначения социального педагога — социальная защита несовершеннолетних, оказание профессио-
нальной социальной, медицинской, правовой помощи, умение правильно организовать его обучение, реабилитацию и адаптацию в семье и обществе; от него требуются высокий профессионализм в социально-педагогических, юридических, психологических, медико-социальных аспектах. Следовательно, социальный педагог должен соответствовать определенным характеристикам и отвечать требованиям профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность социального педагога будет определяться не только интеллектом, но и особенностями эмоциональной сферы, что предполагает эмоциональную стабильность и сдержанность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить стрессы.
Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает теоретическую и практическую готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность представляет систему научно-практических знаний и умений, сформированных в процессе обучения и самообразования4. Профессиональная компетентность влияет на качество решения профессиональных задач и определенные личностно-профессиональные характеристики. Какова же она?
Для того, чтобы квалифицированно разрешать социальные проблемы, социальный педагог должен обладать такими компетентностями, как:
1 управленческо-организаторская — организация и осуществление обучения, воспитания и развития;
2) личностно-развивающая — повышение собственной квалификации, обусловленное как особенностями профессиональной деятельности, так и требованиями научно-технического прогресса;
3) педагогическая — базис, необходимый для оказания помощи и формирования знаний, навыков и качеств развивающейся личности; оказание помощи в организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса;
4) научно-исследовательская — разработка проблем организации, реализации, оценки и коррекции социально-педагогического процесса;
5) социально-психологическая — адаптация и реабилитация, консультационная, социально-реабилита-
2 Петрунева Р.М., Дулина Н.В. Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в социализации студенческой молодежи на современном этапе развития российской государственности // Учебно-воспитательный процесс: традиции. Проблемы, перспективы. (Мат-лы межвуз. и межрегион. науч.-метод. конф. «Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях обновления российского законодательства и использования опыта 200-летней деятельности МВД России»): сб. Волгоград, 2003. С.75.
3 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686.
4 Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Указ. соч. С. 95.
ционная работа по вопросам учебной, социальной, личной жизни;
6) прогностическая — владение навыками прогнозирования и использование их в практической и исследовательской работе.
Другой важный аспект, который требует своего обозначения при обсуждении вопроса, каким должен быть социальный педагог, — его личностная характеристика.
Целью деятельности социального педагога можно определить создание благоприятных условий для личностного развития и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей, преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении, других социумах.
Для реализации цели своей деятельности социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, которая оказывает на него воздействие; он изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.
Следует сказать о том, что социальный педагог, помогая детям, часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, которые отрицательно влияют на них. Объект деятельности социального педагога — несовершеннолетний, который в силу своего возраста, интеллекта, развития, отсутствия жизненного опыта, не может сам в полной мере осознавать проблемы, возникшие перед ним.
Вот тогда на помощь должен придти специалист-профессионал, глубоко разбирающийся в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, владеющий комплексом специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающий определенными способностями. Прежде чем описать сферу деятельности социального педагога и определить какова его компетенция, необходимо сказать в какой области нужна его работа в современном обществе, а именно в:
❖ школе, в классе для работы с детьми из неблагополучных семей;
❖ школах-интернатах, детских домах, приютах;
❖ социально-образовательных центрах, центрах социально-психологической помощи;
❖ детских санаториях;
❖ летних лагерях труда и отдыха;
❖ культурных центрах, центрах досуга;
❖ реабилитационно-коррекционных центрах.
Широкий диапазон деятельности социального педагога предъявляет к нему ряд определенных требований, обусловленных особенностями его работы. Выход на профессиональный уровень постановки и реализации социальной работы требует, чтобы эту профессию избирали люди, обладающие определенными личностными качествами и определенной культурой.
Социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как милосердие, доброта, такт, деликатность, любознательность, интерес к работе, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, общительность. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств относятся коммуникативные способности.
Социальные педагоги, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, обладают максимальной возможностью уловить те нюансы состояния и поведения, которые, зачастую, ускользают от родителей. При решении кризисных ситуаций социальный педагог нередко взаимодействует со специалистами других служб, которые могут и должны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство в большой степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Известно, что уровень развития профессионального мастерства не пропорционален профессиональному росту. Бывает так, что опытный педагог, добившись высокого мастерства, порой, не может уйти от усвоенных стереотипов, останавливается в своем росте, продолжая действовать в рамках накопленного опыта. Сегодня как никогда остро стоит проблема повышения педагогического мастерства. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Любой педагог имеет дело с уникальным объектом — личностью ребенка, поэтому он должен быть готов к творческой деятельности, постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе всего нового и прогрессивного, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг.
Социальный педагог должен обладать и организаторскими способностями, уметь скоординировать деятельность и сотрудничество детей.
Знание психологии личности и психологии общения помогает создать доверительные отношения, деловой контакт, взаимопонимание, умение слушать ребенка, что, в конечном счете, позволяет перейти от воздействия к взаимодействию5.
Таким образом, можно взять за основу классификацию М.А. Галагузовой, которая наиболее четко, на наш взгляд, выделяет следующие группы личностных качеств социального педагога:
❖ гуманизм — доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.;
5 Василькова Ю.В, Василькова Т.А. Указ. соч. С. 64.
V психологические характеристики — высокии уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик и др.;
V самоконтроль — самокритичность, самооценка, рефлексия, способность к анализу и др.;
V психолого-педагогические способности6.
Мы перечислили ряд личностных качеств, однако это лишь необходимый минимум, гарантирующий профессионализм, высокую квалификацию и компетентность в выполнении должностных обязанностей. Естественно, в каждом отдельном случае этот набор будет индивидуален.
Трудность в определении профессиональных личностных характеристик и компетентности специалиста как социального педагога состоит в том, что социальная
педагогика сравнительно новая область педагогических знаний. Нелегко из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими.
Социально-педагогическая деятельность многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности не работал социальный педагог, ему придется работать с людьми, и в первую очередь, — с детьми. Реализация мероприятий круглого стола на тему «Теория и практика подготовки социальных педагогов» позволили уже в 2011 г. начать подготовку социальных педагогов в рамках нового стандарта, по которому вузам дается значительный блок времени, что будет способствовать расширению возможности в обеспечении стандарта подготовки специалистов и внедрению необходимых дисциплин.
Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 2000. С. 351.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ОТБОРА НА СЛУЖБУ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
С.В. ЕФИМКИН,
соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России
E-mail: [email protected];
Е.А. ПЕЧЕНКОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Рассмотрена проблема подбора и отбора граждан на службу (учебу) в органы внутренних дел Российской Федерации; отражено исследование различных психодиагностических методик, обеспечивающих наиболее комплексную оценку кандидатов и абитуриентов.
Ключевые слова: отбор, прием на службу, психофизиологическое исследование, полиграф, психологическая готовность.
IMPROVING THE SELECTION OF TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES AT THE SERVICE (DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE)
S.V. EFIMKIN,
lecturer in psychologyMoscow University, the Russian Interior Ministry;
E.A. PECHENKOVA,
a graduate student for the department of psychology Moscow University, the Russian Interior Ministry
Annotation. The paper considers the problem of recruitment and selection of citizens to the service (study) in the Internal Affairs of the Russian Federation. Reflected the study of various psychodiagnostic methods, providing the most comprehensive assessment of candidates and applicants.
Keywords: selection, the recruitment, psychophysiological investigation, polygraph, psychological readiness.
В настоящее время Департаментом кадрового обеспечения МВД России последовательно реализуется система мер по совершенствованию работы с личным составом. В центре внимания остается и проблема повышения качества подбора и отбора граждан на службу (учебу) в органы внутренних дел РФ. Начиная с 2010 г., в практику отбора персонала внедрены аппаратно-программный комплекс «Мультипсихометр» и специальные
психофизиологические исследования с использованием полиграфа, что позволяет комплексно диагностировать и оценивать личности кандидатов и абитуриентов [3].
Использование компьютерных программ для более тщательного изучения кандидатов — одно из своевременных решений, позволяющих совершенствовать методики и технологии психологического отбора в органы внутренних дел РФ.