УДК 316.334.55: 37.018.523 ББК 60.546.22; 74.241.1
Горбунова Татьяна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
г. Чебоксары Ярусова Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
г. Чебоксары Gorbunova Tatyana Valeryevna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair Psychology and Social Pedagogics I.Y.Yakovleva Chuvash State Pedagogical University Cheboksary Yarusova Tatyana Vladimirovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair Psychology and Social Pedagogics I.Y.Yakovleva Chuvash State Pedagogical University Cheboksary [email protected] К вопросу о совершенствовании социально-педагогической деятельности
в сельском социуме On improvement of the educational social activities in rural society В статье отражены основные социально-педагогические проблемы сельского населения. Рассмотрены особенности организации профессиональной деятельности социального педагога в сельском социуме. Определены основные критериев эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога в сельском социуме.
The article describes the basic problems of the educational social activities in rural society. The features of the organization of the professional activities of the social educator in rural society are considered. The main criteria of efficiency of the social and educational activities of the social educator in rural society are defined.
Ключевые слова: Сельская школа, сельский социум, социально-педагогические проблемы села, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая диагностика, социальное посредничество.
Key words: rural school, rural community, social and educational problems of rural community, social educator, educational social activities, social educational diagnostics, social mediation.
Отсутствие стратегии развития сельской школы, недостаточная разработанность нормативно-правовой базы по совершенствованию ее деятельности в современных социальных условиях жизни общества, финансовая несбалансированность приводят к снижению эффективной деятельности данного института. И сам сельский образ жизни в последнее время деформировался: алкоголизация, наркомания, насилие стали частью жизни сельского населения. По признанию и учителей, и родителей, и самих школьников, сегодня пьянство - самое распространенное явление на селе. Наркомания перестала быть городской чертой и широко расползлась по российским селам. Возросли угрозы безопасности семьи и личности.
Анализ психологической и социально-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий:
- между практически разрушенной социальной инфраструктурой сел и необходимостью его участия в социализации сельского населения;
- между необходимостью социально-педагогического взаимодействия школы с сельским социумом и несовершенством форм, методов, средств и технологий организации этой работы.
Согласно статистике на сегодняшний день сельские школы составляют 70 % от общего числа школ России. Школа порой является единственным социокультурным центром села. Дома культуры, которые также выполняют воспитательную функцию, как правило, размещаются в зданиях, принадлежащих сельскохозяйственным производственным кооперативам (СХПК). В виду сложившихся экономических трудностей или недальновидности руководителей некоторых СХПК, многие здания, где функционировали дома культуры, либо переданы другим арендаторам, либо распроданы, либо пришли в негодность. В связи с этим, порой единственным эффективным инструментом взаимодействия школы и сельского социума является социально-педагогическая деятель-
ность образовательного учреждения, поскольку она содействует оптимальному достижению целей и задач по социально-педагогической поддержке и защите ребенка и членов его семьи.
Если ранее решение многих социально-педагогических проблем, с которыми сталкивается сельское население, было возможно посредством актуализации социально-педагогического потенциала самого сельского социума, сформированного в процессе исторического развития, то сегодня это практически невозможно.
Очевидно, что для успешной социализации сельского населения необходимо введение в практику новых форм и методов работы, опирающихся на современные социально-педагогические теории, и обязательное введение в штат социальных педагогов, готовых к продуктивному выполнению профессиональных функций с учетом социально-культурных факторов сельской среды.
Смысл деятельности сельского социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно социально контролируемой социализации личности с учетом всех факторов сельской среды, а в особенности негативных, таких как: низкий уровень педагогической грамотности родителей, неблагополучие семей, отсутствие центров дополнительного образования детей и т.д. Проблемой для сельских семей стал такой факт, как долгое отсутствие одного из родителей, чаще всего отца, так как ему приходится ездить на заработки в другие регионы, а воспитанием детей занимается только мама. Иногда, в период отсутствия родителей, за детьми присматривают бабушки или близкие родственники.
Прежде чем реализовать свою деятельность, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему [2, с. 168].
Целью деятельности социального педагога, как отмечает в своем исследовании Ю.Н. Галагузова, является создание условий для комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других микросоциумах.
Диагностирование общего и социального развития сельских школьников, диагностирование общего состояния учебно-воспитательного процесса в сельской школе должны стать изначальными в профессиональной деятельности социального педагога.
Социально-педагогическая диагностика - специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов [4, с. 43].
Объектом социально-педагогической диагностики является развивающаяся личность человека в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельными субъектами этой среды, оказывающей влияние на формирование данной личности.
Предметом социально-педагогической диагностики является социально-педагогическая реальность.
Практика показывает, что социальный педагог в сельской школе выполняет непомерно обширный объем работы. Его клиентами и партнерами являются как ученики, так и их родители. От профессиональной компетенции специалиста зависит качество выполняемых им функций.
В числе проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в ходе профессиональной деятельности в условиях села, стали преобладать следующие: общее недоразвитие детей дошкольного возраста, беспризорность и безнадзорность детей в семьях асоциального типа поведения, трудности в обучении, досуговая занятость детей, а скорее незанятость, помощь родителям в вос-
питании детей, профилактика суицидального и аддиктивного поведения среди несовершеннолетних и др.
Как показывают наши наблюдения, социально-педагогическая деятельность носит индивидуальный, адресный, и, как правило, всегда постоянный характер. Иногда помощь детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими, научить ребенка контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но и в том, и другом случаях от социального педагога требуется высокая профессиональная компетенция.
В каждой своей работе мы отмечаем, что социальный педагог должен воздействовать не на одну сторону личности (например: организовать досуг ребенка в летний период, отправив его в детский оздоровительный лагерь, а затем весь год ребенок предоставлен самому себе), а способствует целостному формированию, становлению ее нравственных качеств, учитывая имеющийся педагогический опыт, а также национальные традиции и современную социально-культурную ситуацию. Он призван сформировать у растущего человека культуру жизненного самоопределения, готовность самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе его социализации.
Значительное место в практике работы социального педагога занимает социальное посредничество - содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.
Ему принадлежит важная роль и в осуществлении функций опеки и попечительства: участие в выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, сопровождении этих семей.
Современный социальный педагог должен быть активным в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
Практика осуществления социально-педагогической деятельности в условиях сельской школы показывает, что социальному педагогу необходимо владеть определенным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности, так как социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты, поэтому от него требуется достаточная компетентность по большому спектру вопросов.
Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет и анализ (самоанализ) проделанной работы и ее результатов. Документация, формы учета социально-педагогической деятельности, как известно, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов (например, районного методического объединения социальных педагогов), выбираются с учетом передового опыта и традиций.
Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.
Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.
К тому же результат профессиональной деятельности социального педагога может быть оценен с помощью изучения его документации, анализа динамики социально-педагогических процессов. Немаловажным источником для анализа результативности, эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность.
В литературе существуют различные классификации анализа социально-педагогической деятельности в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Выделяют два подхода к анализу эффективности социально-педагогической деятельности:
Первый - соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением. Однако на практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничения возможностей ряда факторов (например, ограничения, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, личностными ресурсами социального педагога, психолога школы, родителей воспитанников).
Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).
Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки профессиональной деятельности социального педагога представляет определение критериев ее эффективности (результативности).
Во многих случаях в качестве основных критериев эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога в сельском социуме можно выделить:
- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослого населения;
- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в сельском социуме;
- динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи к базовым социальным ценностям;
- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий для успешной социализации сельского школьника;
- улучшение социально-психологической обстановки в социуме;
- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
- уровень профессионального роста самого социального педагога как специалиста, профессионала.
Разработка критериев эффективности социально-педагогической деятельности в целом, и в частности, профессиональной деятельности социального педагога в сельской местности, продолжает оставаться актуальной проблемой педагогической теории и практики. В связи с чем и проблема совершенствовании социально-педагогической деятельности в сельском социуме остается актуальной.
Библиографический список
1. Галагузова, Ю.Н. Теория и практика системы профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. ... д-ра. пед. наук [Текст]/ Ю.Н. Галагузова.- М., 2001. - 373 с.
2. Горбунова, Т.В. Сущность профессиональной деятельности социального педагога в условиях села [Текст]/ Т.В. Горбунова. // Приволжский научный журнал. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - № 1. - С. 168.
3. Дипломированный социальный педагог: специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки [Текст]/ под. ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, Изд- во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. - 248 с.
4. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст]/ Н. Никитина, М. Глухова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 399 с.
Bibliography
1 Galaguzova,U.N. Theory and Practice of the System of the Social Educators' Professional Training : dis. ... Dr. ped. Sciences. [Text]/ U.N. Galaguzova. - M., 2001 - 373 p.
2 Gorbunova, T.V. The Essence of the Professional Activities of the Social Educator in a Village [Text]/ T.V. Gorbunova. // Privolzhsky Scientific Journal. - N. Novgorod NNSUACE, 2013. - № 1. - P. 168.
3 Qualified Social Educator: the Specific Features of the Professional Activities and the professional Training System [Text]/ Ed. M.A. Galaguzova, M.N. Kostikova; the Ural. State. Ped. Univ. - Ekaterinburg, the Ural. State. Ped. Univ Publishing House, 1996 - 248 p.
4 Nikitina, N.I. Techniques and Technologies of the Social Educator [Text]/ N.Nikitina, M. Glukhova. - M.: VLADOS, 2005 - 399 p.