УДК 37.01+371.217
Е.Л.КАРАМАН \ А.С.КУРБАТОВА 2
1 Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Старобельск, Украина
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье анализируются важнейшие составляющие профессиональной подготовки социального педагога, учитывающие значительные изменения в социальной сфере российского общества. Ее авторы обращают внимание на то, что происходящая в настоящее время деформация социально-гуманитарной сферы диктует насущную необходимость формирования устойчивых духовных оснований человеческого существования. При этом современное переосмысление идей классиков отечественной и мировой педагогической мысли позволяет Е.Л. Карман и А.С. Курбатовой обосновывать необходимость усиления гуманистического аспекта социально-педагогической деятельности, противостоящего формированию сугубо прагматического мышления и способствующего всестороннему развитию творческого мышления, отношению социального педагога к ребенку как к высшей ценности бытия. Особо ими подчеркивается актуальность изучения педагогических и психологических дисциплин и практик в формировании профессиональной компетенции - интегрированного качества, заключающегося в органическом сочетании знаний, умений, опыта и индивидуально-психологических личностных характеристик.
Ключевые слова, портрет социального педагога, компетенции социального педагога, личностные качества социального педагога, личностная зрелость, морально-этические нормы, гуманистический аспект.
E.L. KARAMAN1, A.S. KURBATOVA2
1 Luhansk Taras Shevchenko National University, Starobelsk, Ukraine
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
HUMANISTIC ASPECTS OF TRAINING OF SOCIAL TEACHERS
Abstract. The article analyzes the most important components of the social teacher training, taking into account the significant changes in the social sphere of Russian society. The authors draw attention to the fact, that ongoing deformation of the social and humanitarian sphere dictates the urgent need for the formation of stable spiritual foundation of human existence. At the same time the modern reinterpretation of classic ideas of national and world pedagogical thought allows E.L. Karaman and A.S. Kurbatova justify the need to strengthen the humanistic aspect of social and educational activities, opposing the formation of a purely pragmatic thinking and promoting the comprehensive development of creative thinking, social relation of the teacher to the child as the supreme value of life. Special attention is paid to the relevance of the study of pedagogical and psychological disciplines and practices in the formation of professional competence - an integrated quality, consisting in an organic combination of knowledge, skills, experience and individual psychological personality characteristics.
Keywords: social educator's portrait, social competence of the teacher, social pedagogue personality, personal maturity, moral and ethical standards, the humanistic aspect
«Вестник Мининского университета» 2015 - № 4
Портрет специалиста всегда предполагает выделение профессионально важных качеств. Научные работы Т. Васильковой, Ю. Васильковой, О. Беспалько, М. Галагузовой, Л. Завацкой, Н. Заверико, Э. Исламгалиева, Н. Кузьминой, Е. Кузнецовой, А. Кучерявого, Л. Мардахаева, Л. Мищик, Ф. Мустаевой, Г. Першко, А. Платонова, В. Полищук, А. Реана, Я. Коломинского, Е. Федоренко, С. Харченко, Н. Шевандрина, П. Шептенко, Т. Шишковец и др., посвященные исследованиям содержания подготовки социальных педагогов и их профессиональной компетентности, легли в основу образовательно-профессиональной программы воспитания социальных педагогов. Формируется авторское понимание гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической деятельности. Основываясь на данных идеях, все основные профессиональные компетентности, биологически заложенные и специально сформированные личностные качества социального педагога целесообразно сгруппировать в четыре блока: научно-теоретические знания, практические умения, психофизиологические и психологические качества [3].
К научно-теоретическим знаниям социального педагога можно отнести знания по истории, праву, теории и технологиям, по организации и управлению системой социально-педагогической работы.
Детальный анализ задач и функций социального педагога позволяет выделить пять основных групп практических умений, к которым относятся гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Гностические умения позволяют осмыслить и осознать цель деятельности, помогают творчески ориентироваться в современных стратегиях в области воспитания и образования, осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Проектировочные умения связаны с прогнозированием социально-педагогической работы и развитием личности ребенка, планированием социально-педагогической работы, выбором необходимых методов и форм деятельности. Конструктивные умения проявляются в создании оригинальных конструктивных моделей собственной деятельности, регулировании взаимосвязи в системе «личность - социальная среда». Организаторские умения предполагают планирование жизнедеятельности детей, развитие их инициативы и самостоятельности в различных условиях, осуществление профилактики и разрешение конфликтов, четкое ведение документации. Коммуникативные умения - это владение культурой вербального и невербального межличностного общения, создание положительного имиджа на основе позитивной эмоциональной направленности, языковой грамотности, эрудиции, индивидуального стиля общения и т.д.
Важным компонентом профессионального портрета социального педагога являются его психофизиологические качества, представляющие собой сочетание опыта и индивидуальных характеристик личности. Его психофизиологический портрет должен содержать набор тех средств, к которым он сознательно или стихийно прибегает в повседневной работе. Социальный педагог должен обладать, с одной стороны, уравновешенностью и высокой способностью к саморегуляции, а с другой - подвижностью физической и нервной системы. Это предполагает оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергент-ность мышления, требовательность к себе и окружающим, а также терпение и собранность, низкий уровень тревожности и агрессивности, контроль собственных эмоций. Нервно-психическая подвижность и физическая активность предполагают большую работоспособность, противодействие нервно-психическим нагрузкам, высокий общий эмоциональный тонус, способность восстанавливать силы и т.п.
Основываясь на структуре личности, предложенной Н.И. Шевандриным [11, с.7-9], мы связываем психологические качества с развитием потенциалов личности на всех ее структурных уровнях (сферах). Это, во-первых, мотивационная сфера, т.е. ценностное отношение к профессии и детям, наличие целей, связанных с профессиональной деятельностью, потребность в профессиональном совершенствовании. Во-вторых, когнитивно-познавательная сфера - объем и качество знаний, самостоятельность мышления, сообразительность. В-третьих, межличностная сфера - умение и желание поддерживать общение на
адекватном ситуации уровне. И, в-четвертых, практическая (творческая сфера) - стремление к самореализации, социальная активность.
Вопросы организации единого личностно-профессионального пространства обсуждаются на страницах периодических изданий. Так, например, Т.П. Николаева и И.Б. Бичева в Вестнике Мининского университета, аргументированно доказывая необходимость современной организации образовательной деятельности, выделяют следующие ее компоненты: нравственно-ценностный, познавательно-содержательный, структурно-процессуальный (деятель-ностный) и личностный. Под личностно-профессиональным развитием ими понимается «динамическое образование, которое сочетает в себе сущностные (базисные, определяющие) основания (свойства) личности и возможности их творческого преобразования в профессиональной деятельности» [16]. Качество же результатов обучения, по мнению С.М. Марковой и В.Г. Горловой, может обеспечить подход, сочетающий точность и дозированность целей, надежность и алгоритмичность образовательного процесса [15]. Многоаспектная программа подготовки социального педагога должна учитывать эти рекомендации.
В Нижнем Новгороде социальных педагогов обучают в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. В процессе подготовки студенты получают необходимые и достаточные научно-теоретические знания. В ходе учебных и производственных практик формируются практические умения. Интегрированная оценка научно-теоретического знания, психологического, деятельностного и ценностного компонентов выявила готовность к работе с подростками у будущих социальных педагогов. Содержание их подготовки соответствует требованиям современного общества. Можно согласиться с Н.В. Рубцовой в том, что «в отличие от социалистической эпохи, когда нормой был репродуктивный метод обучения, что приводило к определенной унификации воспитанников и часто «складыванию под сукно» креативных идей молодого поколения, сегодняшнему дню свойственно интегрирование различных парадигм образования. Поэтому, выстраивая технологию учебного процесса, педагоги используют более приемлемые для сегодняшнего дня методы и принципы обучения» [19]. Однако крайне важно, чтобы условия работы социальных педагогов, их материальное обеспечение не отпугивали, а привлекали к этой профессии творческих, инициативных людей.
Их теоретическая подготовка предполагает освоение нескольких циклов формирования самых различных компетенций [4], хотя акцент делается главным образом на психологические дисциплины.
Содержание подготовки отвечает требованиям социокультурной динамики современного общества, обеспечивает условия для эффективной профессиональной самореализации. Особое значение приобретает подготовка специалистов, способных самостоятельно формировать содержание образования как для собственных профессиональных целей, так и для целей личностного развития детей и подростков, чему способствует включение в учебный план дисциплин по выбору.
Велика потребность в специалистах, которые могут профессионально оценить проблемы ребенка и помочь их разрешить. Поскольку проблемы могут касаться различных областей действительности, профессия социального педагога многофункциональна, она предполагает многоаспектность подготовки. Социальный педагог сталкивается с необходимостью выполнения функций советника, консультанта, организатора социального взаимодействия и совместных коллективных дел, помощника в сложных ситуациях и др. [12, с. 26]. Он должен быть способен к решению новых задач и неожиданных проблем, к диалогу с людьми разных культурных традиций, к самообразованию. Все эти многочисленные умения приобретаются студентами в ходе практических и семинарских занятий, практик в различных учреждениях (школах, приютах, детских домах, школах-интернатах, центрах реабилитации и
др).
На одном из первых семинарских занятий студенты - будущие социальные педагоги пытаются ответить на вопрос о том, что важнее в работе социального педагога: профессиональные умения или личностные качества. И важно, чтобы они пришли к ответу, что про-
фессиональная квалификация и знания принесут мало пользы, если не будут сочетаться с другими личностными характеристиками. Сегодня качество подготовки специалиста определяется степенью соответствия результатов не столько знаниям и умениям, сколько свойствам личности, сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Все это требует равномерного развития когнитивно-познавательной, морально-этической, творческой и межличностной сфер.
Что же может включать содержание гуманистических аспектов социально-педагогического образования? В мире, где влияние утилитарных потребностей часто подменяет потребности духовные, сохранение за образованием его гуманистического предназначения, направленности на становление личности и формирование человека как носителя культуры, необходимы постоянные напряженные усилия для решения многих воспитательных задач [7]. Подготовка современных высокопрофессиональных специалистов должна определяться не только прагматическими соображениями, но и иметь общекультурную и ценностно-смысловую направленность. Это возможно, если обеспечение профессиональной направленности получаемых знаний будет соотноситься с сохранением оснований для выработки мировоззренческих ориентиров и ценностных установок будущего специалиста: открытость новому знанию, мотивационно-ценностное отношение к профессии, потребность в профессиональном самосовершенствовании и, конечно, ценностное отношение к детям. Однако нельзя, к сожалению, не согласиться с тем, что сегодня «менее всего преподаются уроки человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к профессии ... к самому себе как специалисту, ученому, гражданину» [1, с. 27].
Для достижения высокой личностной зрелости педагога необходимо решить проблему формирования и воспроизведения устойчивых духовных оснований человеческого существования в связи с разрушением социогуманитарной сферы под влиянием глобальных процессов, избыточной и многовариантной информации [7]. Переосмысление в этой связи идей русских педагогов позволяет осознанно подойти к перспективам перехода отечественной педагогики на новый уровень утверждения приоритета духовных ценностей. Исследование генезиса педагогических взглядов - важнейший элемент формирования широты мировоззренческих позиций и устойчивой системы ценностных ориентаций учителя.
Историко-педагогический анализ концептуальных подходов к проблемам гуманизации образования формирует у будущего социального педагога философию образования, помогает осознать назначение педагогической деятельности, личную ответственность, основанную на бесспорном понимании силы воздействия примера на личность ребенка. Гуманистический аспект в подготовке социальных педагогов способствует пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (исполнительного) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей, проникновениим в сущность принципов реализации цели. Гуманистический аспект способен перевести деятельность социального педагога в режим творческого процесса, основанного на понимании социально-педагогической работы как реально гуманно-нравственной деятельности.
К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» [10, с. 63-64]. Л.Н. Толстой положил в основу своих взглядов на природу детей тезис о совершенстве ребенка от рождения. «Здоровый ребенок, - убежден он, - родится на свет вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которое мы носим в себе . родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра» [9, с. 322]. Великий русский мыслитель считал осознание смысла жизни системообразующим компонентом духовного развития личности. Для осмысления сущности воспитательного идеала, несомненную ценность представляет обоснованное им морально-этическое кредо: способность человека различать добро и зло, изменять жизнь и нести ответственность за происходящее в мире. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских детей» Л.Н. Толстой доказывает, что чем больше образовываются
ученики, тем «сильнее чувствуется ими самими потребность в порядке», поэтому вопрос дисциплины в школе решался естественным образом. «Насилие, - заключает он, - употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе» [9, с. 34]. Русский философ В.В. Розанов писал о распространенной ошибки педагогов, понимающих цель воспитания в соединении «разбросанных черт истории, с одним условием, чтобы они были наилучшие». Однако результат часто пугает. Воспитанное таким образом поколение приобрело внешний лоск, но в нем погасла «искра Божья». Страшная антикультурность самой великой в истории человечества культуры поражает Розанова, который не находит в людях ни их сильных чувств, ни понимания чувств других людей, ни желания трудиться [14, с.93].
Таким образом, исследование генезиса педагогических технологий с гуманистической направленностью вооружает будущего педагога действенным инструментом для развития новейших технологических моделей, позволяющих личности школьника более активно самореализовываться в условиях современного социума. Однако успешной такую самореализацию можно признать только при сформированных морально-этических взглядах, к которым мы вслед за классиками отечественной педагогики можем причислить гуманность, демократизм, терпимость, справедливость, тактичность, оптимизм, ответственность, эмпатий-ность.
Между тем статистика несовершеннолетних правонарушителей говорит, что на сегодняшний день эта задача остается до конца не решенной. На сайте Министерства внутренних дел отражается следующая информация о количестве преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. В 2003 г. таких преступлений было 9,6%, каждое 10, в 2005 - 9,8%, каждое 11, в 2006 - 8,4 %, каждое 12, в 2007 - 7,4%, каждое 13, 2008 - 6,8%, каждое 15, в 2009 - 5,7%, каждое 17, 2010 - 5,5%, каждое 18, в 2011 - 5,5 %, каждое 18, в 2012 - 5,1%, каждое 20, в 2013 - 5,4%, каждое 18. В 2014 г. таких преступлений было 5%, каждое 20. В первые месяцы 2015 г. пятипроцентный показатель сохраняется [17]. Даже если учитывать, что имеются еще правонарушения, о которых не заявляется, а цифры реальной преступности значительно отличаются от регистрируемой, положительная динамика очевидна. Однако наивно рассчитывать на то, что таких правонарушений в ближайшем будущем вообще не будет. Поэтому предложение комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов о необходимости создания в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения преступлений, представляется своевременным и логичным. Необходима и подготовка специалистов для работы с несовершеннолетними осужденными [21].
В современном обществе должны повышаться требования к самоконтролю каждого члена общества за свои действия, образование, здоровье, будущее [1]. В результате стала формироваться иная среда жизнедеятельности человека. Раньше человек находился в ситуации иерархического подчинения, которая задавала ему жесткие рамки существования, ограничивая свободу действий. Реалии сегодняшнего дня, хотя и закрепляют материальную зависимость подростков, но освобождают их морально-нравственную позицию, способствуют поведенческой независимости, в результате авторитет родителей часто подвергается девальвации [14]. Выбор линии поведения подростка может быть продиктован стремлением действовать от противного. Хорошо известны особенности подросткового возраста - склонность к поиску новых ощущений, агрессивность и тревожность, сепарация от родителей, асоциальные копинг-стратегии, эмоциональная отчужденность. Без знаний этих особенностей невозможно выстраивать взаимоотношения и строить профилактическую работу. Введение в программу профессиональной подготовки психологических дисциплин: «Конфликтология», «Возрастная психология», «Психология семьи и семейного воспитания» - помогает осознать психологические основания социально-педагогической деятельности.
Подростковый возраст чрезвычайно конфликтен. Это часто отмечается как явление исключительно негативное. Хотя нельзя не отметить, что по своему характеру конфликты
могут быть не только негативными, но и позитивными. Более того, они совершенно необходимы для личностного и социального развития человека, только преодолевая их, возможно достижение новых вершин становления и развития. Вместе с тем, в детском возрасте ребенку часто не хватает жизненного опыта. Конфликтная ситуация вызывает в нем настолько глубокое состояние фрустрации, что порой единственный выход он усматривает в неконструктивных решениях и даже самоубийстве.
Родители же, не зная особенностей детского возраста, часто не только не помогают ребенку, но, напротив, значительно усугубляют конфликтную ситуацию. Е.А. Соколова выделяет следующие типы конфликтов детей с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка), конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания), конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля), конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего любой ценой) [8]. Для того чтобы конфликт носил позитивный характер рядом, с ребенком должен быть специалист, знающий законы возрастного развития, особенности дет-ско-родительских отношений. Только он сможет и предупредить проблему, и профессионально разрешить ее. Именно поэтому в педагогических вузах необходимо готовить разностороннего специалиста, способного организовать воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.) [2, с.16]. Важное место в этом ряду отводится индивидуальной работе с ребенком и его семьей [22].
Занимаясь ей, социальный педагог должен очертить перечень проблем, стоящих перед подростком. Во-первых, потеряв в процессе взросления прежние интересы, но не приобретя новых, он в определенной мере утрачивает связь со своей средой. В результате подросток может ощутить себя совершенно одиноким. Во-вторых, физическое возмужание дает ему ощущение зрелости, но его социальный статус ни в семье, ни в школе существенно не меняется. В-третьих, появляется критическое отношение к авторитетам, и родители часто первыми попадают под критику. В глазах подростков они уже не так хороши, чтобы ими можно было восхищаться, брать с них пример.
Исходя из этого, в работе социального педагога с детьми подросткового возраста можно выделить следующие цели:
1. Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации подростков из социально неблагополучных семей.
2. Развивать процесс опережающей социализации для ознакомления подростков с их ролевыми социальными перспективами и шансами, с запросами, обеспечивающими позитивную подготовку подростков к будущей жизни.
3. Способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии [6, с. 284].
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина и в Луганском национальном университете им. Тараса Шевченко данная работа проводится социальными педагогами совместно с психологическими службами школ, ибо только посредством кооперации специалистов этих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность постоянно возникающих самых разнообразных проблем.
Как свидетельствует практика, наиболее эффективно устранять их возможно посредством следующих форм и методов работы социального педагога в школе:
1. Организации дополнительных занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий).
2. Работа с родителями, представление интересов родителей.
3. Консультирование.
4. Научное обоснование, сопровождение и оценка.
5. Групповая и индивидуальная работа с подростками вне занятий на уроках.
При групповой социально-педагогической работе небольшая группа детей с близкими интересами и типичными социально-педагогическими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность по достижению общих целей. В отличие от работы в психотерапевтических группах эта работа отнюдь не всегда ограничивается решением только преимущественно эмоциональных проблем [20]. Эффективные результаты в работе с подростками наблюдаются и при индивидуальном подходе, когда максимально учитываются их интересы и особенности. Специфика индивидуальной социальной работы заключается в гибком сочетании использования различных методов воспитания и развития каждого ребенка.
Подростковый возраст - очень важный период становления ребенка, когда происходит формирование личности, мировоззрения, самопознания, самосознания и пр. [23], поэтому взаимоотношения с подростками следует постоянно корректировать, учитывая их желания и потребности во все более возрастающей независимости и самостоятельности. Значительное влияние на подростка может оказать его стиль взаимоотношений с родителями.
Для него мать и отец выступают в нескольких значениях [5]:
- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых подросток чувствует себя беззащитным и беспомощным;
- как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
- как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
- как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. Исходя из этого, необходимо постоянно пересматривать характер взаимоотношений с подростком в сторону большего сотрудничества и доверия. Ведь внутрисемейный конфликт так или иначе связан с неумением родителей перестроить свои отношения с подростком, быть более гибкими и адекватными в своих требованиях.
Основу эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально следует искать в его зависимости от них. Однако по мере роста его самостоятельности, особенно в подростковом возрасте, такая зависимость начинает тяготить. Между тем семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ним и родителями во многом определяют его успехи, как в школе, так и вне школы, становятся условием эффективного общения не только со сверстниками, но и взрослыми. Работая над гармонизацией отношений между родителями и подростками, социальный педагог не только улучшает атмосферу в семье подростка, но и благоприятно меняет его психологическое самочувствие, мироощущение.
От того, насколько успешно будет проходить процесс формирования семьи, во многом зависит будущее подростка. Поэтому в работе с ними следует опираться на знания психологии этого возраста, учитывая особенности ее проявления в современных условиях. И здесь социальный педагог незаменим. Активизация участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних может осуществляться при помощи работы социального педагога с такими структурами, как «Совет отцов» или «Совет бабушек» и пр. Хороший эффект работы с проблемными подростками показывают созданные в некоторых учебных заведениях «Службы примирения» или «Службы медиации» (ученики, входящие в совет старшеклассников, разбирают конфликты, произошедшие в школе, а социальный педагог руководит этим процессом).
Модернизация системы образования предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров [18]. Только всесторонне образованный, компетентный, активный, творчески мыслящий, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности педагог способен на необходимом уровне осуществлять свою профессиональную деятельность. Создание благоприятных условий для развития каждого вне зависимости от его этнической принадлежности, успеваемости, особенностей поведения - основополагающий критерий эффективности социального педагога.
Последующие наши работы будут посвящены разработке содержания и технологий подготовки социальных педагогов к работе с подростками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособ. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 408 с.
2. Галагузова М. А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. Заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.
3. Караман Е. Л. Профессиональный портрет социального педагога пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних // Нижегородское образование. 2014. №4. С.75-80.
4. Кузнецова Е. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов: автореф. дисс... канд. пед. наук. Чита, 2006. 20 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
6. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 480 с.
7. Санникова О. В. Трансформация содержания профессионального социально-гуманитарного образования: социологический анализ: автореф. дисс. д. социол. Наук. Ека-теренбург, 2012. 44 с.
8. Соколова Е. Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 110-118.
9. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 8. Педагогические статьи 1860-1863 гг. М.: Гос. издательство «Художественная литература», 1936. XII, 665 с.
10. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4-х кн. Кн. 2: Русская школа. М.: Дрофа, 2005. 448 с.
11. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
12. Шептенко П. А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
13. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2005. 208 с.
14. Курбатова А. С. Актуальность В.В. Розанова (размышления философа о семье и школе) // Философские науки. 2006. №6. С.90-108.
15. Макова С. М., Горлова В. Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 19.05.2015)
16. Николаева Т. П., Бичева И. Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 27.04.2015)
17. Министерство внутренних дел [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru Статистика и аналитика (дата обращения 20.05.2015)
18. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Распоряжение Правительства от 7 февраля 2011 г. №163-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110982/ (дата обращения: 11.03.2015)
19. Рубцова Н. В. К вопросу о становлении индивида: образование и педагог как «медиаторы» в процессе социализации личности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №2. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 12.05.2015)
20. Заверико Н. В. Сощально-педагопчна реабштащя дезадаптованих тдл^юв // Сощальш технологи. 2005. Вип. 26. С.151-157.
21. Караман О. Л. Дiагностика як основа визначення змюту фахово'1 тдготовки персоналу виховних колонш до сощально-педагопчно! роботи з неповнолггшми засудженими // Осв^а та педагопчна наука. 2012. №2 (151). С.62-68.
22. Першко Г. О. Пщготовка сощальних педагогiв до штеграцп дiтей з особливостями пси-хофiзичного розвитку: автореф. дисс...канд. пед. наук. Киев, 2011. 20 с.
23. Харченко С. Я. Соцiалiзацiя д^ей та молодi в процесi сощально-педагопчно}! дiяльностi: теорiя та практика: монографiя. Луганськ: Альма-матер, 2006. 320 с.
REFERENCES
1. Bordovskaja N. V. Gumanitarnye tehnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teorija i metodologija proektirovanija [Humanitarian technology in university educational practice: theory and design methodology]. St.Petersburg, OOO «Knizhnyy Dom» Publ., 2007. 408 p. (In Russian)
2. Galaguzova M. A., Galaguzova Ju.N., Shtinova G.N., Tishhenko E.Ja., D'jakonov B.P. Social'na-japedagogika: kurs lekcij [Social Pedagogy: Lectures]. Moscow, Gumanitarnyy izdatel'skiy tsentr VLADOS, 2003. 416 p. (In Russian)
3. Karaman E. L. Professional'nyj portret social'nogo pedagoga penitenciarnogo uchrezhdenija dlja nesovershennoletnih [Professional portrait of the social teacher of penitentiary institution for juveniles]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2014, no. 4, pp.75-80 (in Russian).
4. Kuznecova E. P. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'-noj kompetentnosti bu-dushhih social'nyh pedagogov. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of professional competence of the future social teachers. Author. Cand. ped. sci. diss.]. Chita, 2006. (In Russian)
5 Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo [Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 1999. 456 p. (In Russian)
6. Ovcharova R. V. Spravochnaja kniga social'nogo pedagoga [Handbook of social teacher]. Moscow, TTs «Sfera» Publ., 2001. 480 p. (In Russian)
7. Sannikova O. V. Transformacija soderzhanija professional'nogo social'no-gumanitarnogo obra-zovanija: sociologicheskij analiz. Diss... dokt. sociol. nauk [The transformation of the content of professional social and humanitarian education: sociological analysis. Dr. social sci. diss.]. Eka-terenburg, 2012. (In Russian)
8. Sokolova E. T., Chesnova I.G. Zavisimost' samoocenki podrostka ot otnoshenija k nemu roditelej [The dependence of the self-teenager relationship to him parents]. Voprosy psikhologii, 1986, no. 2, pp. 110-118 (in Russian).
9. Tolstoj L. N. Polnoe sobranie sochinenij: v 90 t. T. 8. Pedagogicheskie stat'i 1860-1863 gg [Complete Works: 90 t. T. 8. Pedagogical articles 1860-1863 biennium]. Moscow, Gos. izdatel'stvo «Khudozhestvennaya literatura», 1936. XII, 665 p. (In Russian)
10. Ushinskij K. D. Izbrannye trudy. V 4-h kn. Kn. 2: Russkaja shkola [Selected Works. The 4-Prince. Bk. 2: Russian school]. Moscow, Drofa Publ., 2005. 448 p. (In Russian).
11. Shevandrin N. I. Psihodiagnostika, korrekcija i razvitie lichnosti [Psychodiagnostics, correction and development of personality]. Moscow, VLADOS Publ., 1998. 512 p. (In Russian)
12. Sheptenko P. A., Voronina G.A. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga [Technique and technology of social teacher]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. 208 p. (In Russian)
13. Shishkovec T. A. Spravochnik social'nogo pedagoga [Handbook of social teacher]. Moscow, VAKO Publ., 2005. 208 p. (In Russian)
14. Kurbatova A. S. Aktual'nost' V.V. Rozanova (razmyshlenijafilosofa o sem'e i shkole) [The relevance of V.V. Rozanov (philosopher's thoughts on family and school). Filosofskie nauki, 2006, no. 2. pp.90-108. (In Russian)
15. Makova S. M., Gorlova V. G. Model' professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija peda-goga professional'nogo obuchenija [Model of professional teacher education training]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 1. Available at: http://www.mininuniver.ru. (accessed 19.05.2015) (in Russian)
16. Nikolaeva T. P., Bicheva I. B. Ustojchivoe lichnostno-professional'noe razvitie studentov v vuze [Sustainable personal and professional development of students at the university]. Vestnik
Mininskogo universiteta, 2015, no. 1. Available at: http://www.mininuniver.ru. (accessed 27.04.2015) (in Russian)
17. Ministerstvo vnutrennih del [The Ministry of Internal Affairs]. Available at: https://mvd.ru statistics and analytics (accessed 05.20.2015) (in Russian)
18. On the concept of the Federal target program of education development for 2011-2015. Government Order on February 7, 2011 №163-p. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110982/ (accessed: 03/11/2015). (in Russian)
19. Rubcova N. V. K voprosu o stanovlenii individa: obrazovanie i pedagog kak «mediatory» v processe socializacii lichnosti [On the question of the formation of an individual: education and teacher as a "mediator" in the process of socialization of the personality]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 2. Available at: http://www.mininuniver.ru. (accessed 12.05.2015) (in Russian)
20. Zaveriko N. V. Social'no-pedagogichna reabilitacija dezadaptovanih pidlitkiv [Socio-educational rehabilitation of disadaptaited teenagers]. Sotsial'ni tekhnologii, 2005, Vyp. 26, pp.151157 (in Ukrainian).
21. Karaman O. L. Diagnostika jak osnova viznachennja zmistu fahovoi pidgotovki personalu vi-hovnih kolonij do social'no-pedagogichnoi roboti z nepovnolitnimi zasudzhenimi [Diagnosis as a basis for determining the content of professional training to the personnel of the penitentiary social and pedagogical work with juvenile convicts]. Osvita ta pedagogichna nauka, 2012, no. 2 (151), pp. 62-68 (in Ukrainian).
22. Pershko G. O. Pidgotovka social'nih pedagogiv do integracii ditej z osoblivostjami psihofizich-nogo rozvitku. Diss. kand. ped. nauk [Training of social workers for integration of children with mental and physical development of especially big tunities. Cand. ped. sci. diss.]. Kiev, 2011. (In Ukrainian)
23. Harchenko S. Ja. Socializacija ditej ta molodi v procesi social'no-pedagogichnoi dijal'nosti: te-orija tapraktika [Socialization of children and teenagers in the process of socio-pedagogical activity: theory and practice]. Luhans'k: Al'ma master, 2006. 320 p. (In Ukrainian)
© Караман Е.Л., Курбатова А.С., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Караман Елена Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Старобельск, Украина, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Karaman Elena - Doctor of Education, Professor of Social Pedagogy, Luhansk Taras Shevchenko National University, Starobelsk, Ukraine, e-mail: [email protected]
Курбатова Алла Сергеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская федерация, e-mail: [email protected]
Kurbatova Alla - Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]