СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
И.И. Юдина
ГКУЗ ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева ГУЗ, Москва Филиал «Психоневрологический диспансер № 13»
Обращение к проблеме социального интеллекта неслучайно. Российскому обществу постоянно было присуще размышление о человеке. Всегда считалось важным «почувствовать другого человека», посмотреть на него в системе отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой. Идея целостности, пришедшая к нам из философии русского космизма, определяет путь познания не только как анализ, но и как синтез знания [11, 52]1.
Ключевые слова: социальный интеллект, коммуникативная компетентность, социально-психологическая адаптация, личность.
Проблема изучения интеллекта имеет богатую историческую и конкретно научную основу. Как известно, понятие интеллекта многозначно и определяется через такие понятия, как ум, рассудок, разум, мышление, понимание, память и др. Проблему интеллекта можно рассматривать как проблему готовности и способности личности осуществлять деятельность с целью обеспечения своего устойчивого «сбалансированного» существования.
Социально-экономическая нестабильность, разрушение существовавшей ранее системы воспитательной работы и трудности с построением новой системы воспитания являются факторами, осложняющими адаптацию подростков к самостоятельной жизни. Поэтому социальный интеллект в этом возрастном периоде является одним из важнейших факторов успешного развития личности подростка.
Социальный интеллект — это способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием, что предопределяет будущий успех. Подросткам необходимо освоить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы
1 Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. М.: «Совершенство», 1997. — С. 198.
общения, в которых эти средства организованы, т.е. результатом коррекции должно стать построение подростком саморазвивающейся системы оптимизации общения.
Особое значение приобретает диагностика социального интеллекта в подростковом возрасте. Это вытекает из самой природы социального интеллекта. В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей — эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.
Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Общение со средой, с обществом может оказаться для подростка крайне сложным и противоречивым, взаимоотношения с окружающими — непростыми. Это ведет к кризису идентичности. Подростки, имеющие достаточно высокий уровень социального интеллекта, более плавно переживают этот период, так как лучше понимают как себя, так и окружающих [3, 51]2.
Л.С. Выготский, отмечая два новообразования подросткового возраста — развитие рефлексии и
2 Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития СЧ
личности Э.Эриксона / Принцип развития в психоло-
гии. — М.: «Наука», 1978. — С. 368; Эриксон Э. Детство и СЧ
общество. — СПб., 1996. — С. 589.
на основе ее — самосознания, считал, что с развитием самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубоким и широким понимание других людей. Здесь проблема социального интеллекта смыкается с проблемой развития самосознания [25]3.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в подростковом возрасте происходит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. При этом, сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что никакой разницы нет. Стремление стать взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском обществе [49, 50]4.
По мнению Л.Ф. Обуховой, «для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация. Ребенок осваивает в этом возрасте то, с чем он реально взаимодействует, — это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж и редко и буквально [25, с. 291]5.
Главным в школе для подростка становится общение. Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. «Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей в деятельности общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для
о сч
сч
О!
3 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: «Тривола», 1995. — С. 357.
4 Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960; Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 544.
5 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: «Тривола», 1995. — С. 191.
развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействована», отмечает Обухова Л.Ф. [25, с. 191-192]6.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Социальное сознание, перенесенное внутрь, — новообразование этого возраста.
По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений, а самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Проектирование своего поведения на основе моральных норм — это и есть личность.
Самоопределение подростка, новообразование переходного периода, отмеченное Л.И. Божович, также смыкается с социальным интеллектом, так как характеризуется пониманием себя, своего места в сообществе, которое не может быть сформировано без взаимодействия с этим сообществом [4]7.
Подростковый период знаменует собой переход от детства к взрослости, и особенности его протекание накладывают отпечаток на всю жизнь. Важнейшие его черты — стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию [35]8.
Достаточная сформированность социального интеллекта играет огромную положительную роль в этом возрастном периоде для того, чтобы полноценно прожить его и получить большие возможности для дальнейшего конструктивного развития.
Наш личностный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на наше поведение, стратегию построения наших отношений с окружающим миром и наоборот. Эта взаимосвязь позволяет объединить растущего человека с обществом. Поскольку человек включен в мир, то его невозможно понять при абстрактном изучении вне системы отношений с этим миром. Без освоения всей системы мы никогда не поймем причин и вероятных последствий человеческого поведения. Очевидно, что мы не можем вести себя внутри социума как организованной структуры абсолютно независимо — так, как мы вели бы себя, будучи совершенно изолированными от этой структуры, ее влияния. Любая организация определяется подчиненностью ее элементов какой-то системе отношений. Следовательно, на свободу элементов организации накладывается ограничение. Понимание ограничений и требований, предъ-
6 Там же. — С. 191-192.
7 Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1995. — С. 349.
8 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — М.: «Мир», 1994. — С. 320.
являемых обществом одному человеку, является необходимым условием развития этого человека и, как это ни парадоксально, его собственной свободы [10, 11]9.
Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.
Сформированный социальный интеллект дает человеку возможность:
1) анализировать ситуацию межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;
2) к извлечению из каждой ситуации опыта, необходимого для успешного общения в дальнейшем;
3) обеспечивает возможность постановки задач самоизменения в общении и решении их, используя полученный опыт [9]10.
Сформированный социальный интеллект является одним из факторов личностного роста.
Диагностика социального интеллекта необходима для изучения динамики становления и развития социального интеллекта в подростковом возрасте, что даст возможность профилактики и коррекции нарушений межличностных отношений и помощи в понимании причин собственных поступков. Методика исследования социального интеллекта позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения(способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Методика исследования социального интеллекта. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена
Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста: субтест № 1 — «Истории с завершением», субтест № 2 — «Группы экспрессии», субтест № 3 — «Вербальная экспрессия», субтест № 4 — «Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест — вербальный.
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон начиная с 9 лет. Успешность выполнения теста не зависит от пола обследуемого. Уровень образования положительно влияет на результаты.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый
9 Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., Линская Л.Б. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, М.: «Совершенство», 1997. — С. 4-7, 171; Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, М.: «Совершенство», 1997. — С. 198.
10 Горелов И.И., Житников В.Ф., Зюдько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М.: «Просвещение», 1991. — С. 170.
субтест содержит 12-15 заданий. Обработка результатов проводится с помощью ключа и нормативной таблицы.
Методика является стандартизированным психологическим тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании. Методика исследования социального интеллекта вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных текстов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию.
Целью коррекции получения низких показателей при исследовании социального интеллекта может быть развитие коммуникативных способностей подростков:
— овладение средствами коммуникации;
— использование этих средств в деятельности и построении процесса общения;
— анализ своей деятельности и выделение новых средств эффективной коммуникации.
Подросткам необходимо освоить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы, т.е. результатом коррекции должно стать построение подростком саморазвивающейся системы оптимизации общения.
Следует отметить, что с возрастом, по мере достижения личностной зрелости, происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г.Дж. Узнай собственный коэффициент интеллекта. — М.: «Айкъю», 1995. — 170 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. — М., 1997. — 120 с.
3. Анциферова Л.И. Эпигенитическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. — М.: Изд-во «Наука»,
1978. — 368 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1995. — 349 с.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. —
1979. — № 2, № 4.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. Матюшкина А.М. — М., 1965. — С. 433-456.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. — М.: «Мир». — С. 414-459, 491.
8. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 464 с.
9. Горелов И.И., Житников В.Ф., Зюдько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М.: «Просвещение», 1991. — 170 с.
10. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., Линская Л.Б. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: «Совершенство», 1997. — С. 4-17.
о сч
сч
О!
о
CN
CN
Ol
11. Григорьев Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Но-восиб. ун-та. — М.: «Совершенство», 1997. — 198 с.
12. Гуревич К.М., Акимов М.К., Берулава и др. Психодиагностика. — Бейск: Научно-издательский центр Бейского ун-та», 1993. — 324 с.
13. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: «Просвещение»,
1978. — 205 с.
14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1965. — 145 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-н/Д: «Феникс», 1997. — 480 с.
16. Краморенко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. — Воронеж, 1990. — 182 с.
17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 220 с.
18. Леонтьев А.Н. Психология общения. — Тарту, 1974. — 198 с.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, в 2-х тт. — М.: «Педагогика», 1983.
20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: «Педагогика, 1986. — 143 с.
21. Ломов Б.Ф. Общение как проблемы общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии / под ред. Е.В. Шорохо-ва. — М., 1975. — 75 с.
22. Мальцев А.А. Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. — М., 1998.
23. Михайлова Е.С. Методика исследований социального интеллекта. — СПб.: «Иматон», 1996. — 50 с.
24. Немов Р.С. Психология. — М.: «Просвещение», «Владос», 1995. — 573 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: «Тривола», 1995. — 357 с.
26. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноу-шек. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984.
28. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. — 659 с.
29. Пиз А. Язык телодвижений. — М., 1992. — 208 с.
30. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: «Наука», 1985. — 344 с.
31. Психологические исследования индивидуальной деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 232 с.
32. Психолого-педагогические проблемы общения / под ред. А.А. Бодалева. — М.,
1979. — 161 с.
33. Проблемы психологии современного подростка / под ред. Д.И. Фильдштейна. — М., 1982. — 160 с.
34. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: «Политическая литература», 1990.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. — М.: «Мир», 1994. — 320 с.
36. Роль наследственности и срезы в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. — М., 1988. — 333 с.
37. Степанов С.С. Диагностика интеллекта. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1999. — 79 с.
38. Структура интеллекта взрослых: сб. науч. трудов / под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петровой. — М., 1979. — 110 с.
39. Фаст Дж. Знак чувства бессловесный. Ни-ренберг Дж., Калеро Г. Словно распахнутую книгу прочти человека. — Минск. 1996. — 187 с.
40. Фаст Дж. Язык тела. — М.: «Вече»,
1995. — 429 с.
41. Философский словарь. — М., 1996. — 496 с.
42. Философская энциклопедия. — М.: ИГ «Прогресс — Энциклопедия», 1994. — 576 с.
43. Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1976. — № 1.
44. Формирование личности в переходный от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. — 181 с.
45. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М.: «Просвещение», 1995. — 303 с.
46. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. — М.: «Интерпрайс», 1995. — 268 с.
47. Шнейдер Л.Б. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики». — М.: Изд-во «МОСУ», 1 ч., 1994. — 206 с.
48. Шатило П.В. Формирование интеллектуального потенциала личности в учебно-воспитательном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1998. — 140 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1969.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 544 с.
51. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.,
1996. — 589 с.
52. Хрестоматия по истории философии. В 2-х тт. — М.: «Прометей», 1994. — Т. 1. — 530 с.
Social intelligence as one of factors successful development in adolescent age
I.I. Yudina
N.A. Alexeev Psychiatric Hospital № 1, Moscow
Psychoneurology Dispensary № 13 (filial branch)
Appeal to the problem of social intelligence is not accidental. Russian society was always inherent in thinking about man. It was always considered important to «feel another person», to look at him in the system of relations with other people, the surrounding world and himself. The idea of wholeness, which came to us from the philosophy of Russian cosmism, determines the path of cognition, not only as an analysis, but also as a synthesis of knowledge.
Keywords: social intelligence, communicative competence, social and psychological adaptation, personality.